Конспект НОД по развитию речи и грамоте в средней группе "Знатоки родного языка"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему
Выявить уровень знаний детей, совершенствовать фонетический слух, навыки звукового анализа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект НОД по развитию речи и грамоте в средней группе "Знатоки родного языка" | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по развитию речи и грамоте
в средней группе
Тема: «Знатоки родного языка»
Программное содержание:
Выявить уровень знаний детей.
Совершенствовать фонетический слух, навыки звукового анализа.
Упражнять в изменении существительных по числам, в подборе слов с противоположным значением, в составлении предложений.
Развивать четкое произнесение звуков, мелкую моторику.
Воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование: «дерево», на котором висят карточки с изображением букв А, Т, Л, О, И, П, Р, М, С, Н; картинки для составления предложений; фишки; звуковые линеечки, раздаточный материал для звукового анализа; пластилин, листы картона, дощечки для лепки.
Ход занятия:
Дети, мы с вами в течение года добросовестно трудились, учились правильно произносить звуки, красиво строить предложения, сочинять интересные рассказы.
Говорим всегда красиво,
Четко и неторопливо
Вспомним обязательно,
Все, что узнали на занятиях.
Сегодня мы будем работать и играть с этим необычным деревом.
Не листочки на нем,
Не цветочки на нем.
А что? Буквы.
Многие из вас уже знакомы с буквами. Каждая буква на этом дереве предлагает нам задание.
Много с буквами хлопот,
Уж такой они народ.
Много букв на дереве. Справитесь ли вы со всеми их заданиями? Тогда начинаем.
Воспитатель снимает с дерева по одной букве, спрашивает детей, знакома ли она им, а затем предлагает выполнить задание.
1
БУКВА «А»
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»
Воспитатель называет слово, а дети подбирают к нему слово с противоположным значением.
Большой –
Мягкий –
Жара –
Тяжелый –
Светлый –
Ложиться –
Грязный –
Говорить –
Добро –
БУКВА «Т»
Дидактическая игра « Назови три слова»
Воспитатель предлагает обобщающее понятие, а дети подбирают к нему три подходящих слова.
Животные –
Одежда –
Растения –
Продукты питания –
Транспорт –
БУКВА «О»
Дидактическая игра «Один – много»
Воспитатель предлагает слово, а дети ставят его во множественное число.
Муравей – много муравьев.
Машина – много машин.
Тюльпан – много тюльпанов.
Стол – много столов.
Сын – много сыновей.
Кот – много котов.
Дом – много домов.
БУКВА «П»
Дидактические упражнения «Сколько слов» и «Составь предложение»
Вспомните, из чего состоят предложения? Отложите столько фишек, сколько слов в предложении.
Наступила весна.
Саша рисует красную машину.
Посадил дед репку.
2
Возьмите картинки на столе и вернитесь на свои места. Даю пол минутки на составление предложения.
БУКВА «И»
Дидактическая игра «Исправь ошибку»
Воспитатель произносит предложения, а дети находят в нем ошибку.
Цветы стоят на вазе.
Юркий воробей собирать крошки.
В лесу растут сосна.
На черной небе блестят звезды.
БУКВА «С»
Дидактическое упражнение «Сколько слогов»
Кукла, мяч, кубики, машина, юла. Каким словом можно назвать все эти предметы? Игрушки.
Динамическая пауза с элементами гимнастики для глаз и звукоподражания «Медведь по лесу бродит»
Медведь по лесу бродит.
От дуба к дубу ходит.
Ходьба «вперевалочку», слегка согнувшись, «загребая» чуть согнутыми руками.
Находит в дуплах мед
И в рот себе кладет.
Изображать, как медведь достает и ест мед.
Облизывает лапу
Сластена косолапый.
Имитировать как медведь облизывает лапу, стараясь далеко высунуть язык и двигая им снизу вверх.
А пчелы налетают, сердятся,
Жужжат, медведя прогоняют.
Звукоподражание: «Жжжж». Отвести руку вперед и поочередно касаться указательным пальцем носа, щек и т.п.
А пчелы жалят мишку:
Не ешь наш мед, воришка!
Водить указательным пальцем перед лицом и прослеживать за движением пальца глазами, стараясь не поворачивать головы.
Бредет лесной дорогой
Медведь к себе в берлогу.
Ходьба «вперевалочку»
Ложится, засыпает
И пчелок вспоминает.
Сесть на место, положить руки под щеку. (И. Лопухина)
3
БУКВА «Л»
Дидактическое упражнение «Чистоговорка»
Ло-ло-ло – на улице тепло.
Ли-ли-ли – прилетели журавли.
Лу-лу-лу – стол стоит в углу.
Ул-ул-ул – у нас сломался стул.
Оль-оль-оль – мы купили соль.
Лю-лю-лю – маму милую люблю.
БУКВА «Р»
Дидактическое упражнение «Найди звук»
Я прочту скороговорку, в которой один звук будет звучать чаще других.
В шалаше шуршат мыши.
Ужа ужалила ужица, ужу с ужицей не ужиться.
На горе Арарат растет красный виноград.
БУКВА «М»
Дидактическое упражнение «Найди место звука в слове»
Работа со звуковыми линеечками.
Машина, дом, муха, компот, шум, маска, мышка, лампа, молоко.
БУКВА «Н»
Давайте разберемся, чем отличаются звуки от букв? Буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и произносим.
Вспомните, какие бывают звуки? Гласные и согласные.
Гласные тянутся в песенке плавной,
Могут заплакать и закричать,
Но не желают свистеть и ворчать.
Покажите, какими значками мы обозначаем гласные звуки.
А согласные – согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не могут они петь.
Покажите, какими значками мы обозначаем согласные звуки.
Давайте разберемся со звуками, которые обозначены буквами с нашего дерева.
4
Дидактическое упражнение «Гласный или согласный»
Воспитатель называет звуки, а дети определяют гласные они или согласные.
Дидактическое упражнение «Замени согласный звук»
Воспитатель предлагает детям твердый согласный звук, а дети называют его мягкую пару.
Лепка «Вылепи какую хочешь букву»
Детям предлагается вылепить из пластилина любую букву, используя приемы прямого раскатывания, сгибания, соединения, сглаживания и т. п. После окончания работы дети прижимают буквы к листкам картона и забирают свои работы домой.
Вы справились со всеми заданиями и показали хорошие знания родного языка. А впереди еще много интересных занятий, которые помогут вам стать знатоками родного языка.
5