Конспект НОД по развитию речи и грамоте в средней группе "Знатоки родного языка"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Кязымова Гюльнара Нураддин кызы

Выявить уровень знаний детей, совершенствовать фонетический слух, навыки звукового анализа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи и грамоте

в средней группе

Тема: «Знатоки родного языка»

Программное содержание:

Выявить уровень знаний детей.

Совершенствовать фонетический слух, навыки звукового анализа.

Упражнять в изменении существительных по числам, в подборе слов с противоположным значением, в составлении предложений.

Развивать четкое произнесение звуков, мелкую моторику.

Воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование: «дерево», на котором висят карточки с изображением букв А, Т, Л, О, И, П, Р, М, С, Н; картинки для составления предложений; фишки; звуковые линеечки, раздаточный материал для звукового анализа; пластилин, листы картона, дощечки для лепки.

Ход занятия:

Дети, мы с вами в течение года добросовестно трудились, учились правильно произносить звуки, красиво строить предложения, сочинять интересные рассказы.

Говорим всегда красиво,

Четко и неторопливо

Вспомним обязательно,

Все, что узнали на занятиях.

Сегодня мы будем работать и играть с этим необычным деревом.

Не листочки на нем,

Не цветочки на нем.

А что?  Буквы.

Многие из вас уже знакомы с буквами. Каждая буква на этом дереве предлагает нам задание.

Много с буквами хлопот,

Уж такой они народ.

Много букв на дереве. Справитесь ли вы со всеми их заданиями? Тогда начинаем.

Воспитатель снимает с дерева по одной букве, спрашивает детей, знакома ли она им, а затем предлагает выполнить задание.

1

БУКВА «А»

Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»

Воспитатель называет слово, а дети подбирают к нему слово с противоположным значением.

Большой –

Мягкий –

Жара –

Тяжелый –

Светлый –

Ложиться –

Грязный –

Говорить –

Добро –

БУКВА «Т»

Дидактическая игра « Назови три слова»

Воспитатель предлагает обобщающее понятие, а дети подбирают к нему три подходящих слова.

Животные –

Одежда –  

Растения –

Продукты питания –

Транспорт –

 

БУКВА «О»

Дидактическая игра «Один – много»

Воспитатель предлагает слово, а дети ставят его во множественное число.

Муравей – много муравьев.

Машина – много машин.

Тюльпан – много тюльпанов.

Стол – много столов.

Сын  –  много сыновей.

Кот – много котов.

Дом – много домов.

БУКВА «П»

Дидактические упражнения «Сколько слов» и «Составь предложение»

Вспомните, из чего состоят предложения? Отложите столько фишек, сколько слов в предложении.

Наступила весна.

Саша рисует красную машину.

Посадил дед репку.

2

Возьмите картинки на столе и вернитесь на свои места. Даю пол минутки на составление предложения.

БУКВА «И»

Дидактическая игра «Исправь ошибку»

Воспитатель произносит предложения, а дети находят в нем ошибку.

Цветы стоят на вазе.

Юркий воробей собирать крошки.

В лесу растут сосна.

На черной небе блестят звезды.

БУКВА «С»

Дидактическое упражнение «Сколько слогов»

Кукла, мяч, кубики, машина, юла. Каким словом можно назвать все эти предметы? Игрушки.

Динамическая пауза с элементами гимнастики для глаз и звукоподражания  «Медведь по лесу бродит»

Медведь по лесу бродит.

От дуба к дубу ходит.

Ходьба «вперевалочку», слегка согнувшись, «загребая» чуть согнутыми руками.

Находит в дуплах мед

И в рот себе кладет.

Изображать, как медведь достает и ест мед.

Облизывает лапу

Сластена косолапый.

Имитировать как медведь облизывает лапу, стараясь далеко высунуть язык и двигая им снизу вверх.

А пчелы налетают, сердятся,

Жужжат, медведя прогоняют.

Звукоподражание: «Жжжж». Отвести руку вперед и поочередно касаться указательным пальцем носа, щек и т.п.

А пчелы жалят мишку:

Не ешь наш мед, воришка!

Водить указательным пальцем перед лицом и прослеживать за движением пальца глазами, стараясь не поворачивать головы.

Бредет лесной дорогой

Медведь к себе в берлогу.

Ходьба «вперевалочку»

Ложится, засыпает

И пчелок вспоминает.

Сесть на место, положить руки под щеку.    (И. Лопухина)

3

БУКВА «Л»

Дидактическое упражнение «Чистоговорка»

Ло-ло-ло – на улице тепло.

Ли-ли-ли – прилетели журавли.

Лу-лу-лу – стол стоит в углу.

Ул-ул-ул – у нас сломался стул.

Оль-оль-оль – мы купили соль.

Лю-лю-лю – маму милую люблю.

БУКВА «Р»

Дидактическое упражнение «Найди звук»

Я прочту скороговорку, в которой один звук будет звучать чаще других.

В шалаше шуршат мыши.

Ужа ужалила ужица, ужу с ужицей не ужиться.

На горе Арарат растет красный виноград.

БУКВА «М»

Дидактическое упражнение «Найди место звука в слове»

Работа со звуковыми линеечками.

Машина, дом, муха, компот, шум, маска, мышка, лампа, молоко.

БУКВА «Н»

Давайте разберемся, чем отличаются звуки от букв? Буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и произносим.

Вспомните, какие бывают звуки? Гласные и согласные.

Гласные тянутся в песенке плавной,

Могут заплакать и закричать,

Но не желают свистеть и ворчать.

Покажите, какими значками мы обозначаем гласные звуки.

А согласные – согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не могут они петь.

Покажите, какими значками мы обозначаем согласные звуки.

Давайте разберемся со звуками, которые обозначены буквами с нашего дерева.

4

Дидактическое упражнение «Гласный или согласный»

Воспитатель называет звуки, а дети определяют гласные они или согласные.

Дидактическое упражнение «Замени согласный звук»

Воспитатель предлагает детям твердый согласный звук, а дети называют его мягкую пару.

Лепка «Вылепи какую хочешь букву»

Детям предлагается вылепить из пластилина любую букву, используя приемы прямого раскатывания, сгибания, соединения, сглаживания и т. п. После окончания работы дети прижимают буквы к листкам картона и забирают свои работы домой.

Вы справились со всеми заданиями и показали хорошие знания родного языка. А впереди еще много интересных занятий, которые помогут вам стать знатоками родного языка.

5