Подготовка к овладению грамотой
методическая разработка по развитию речи

ЛОГОПЕД СОВЕТУЕТ: К овладению ГРАМОТОЙ РЕБЁНОК ДОЛЖЕН БЫТЬ ГОТОВ!

Овладение грамотой - важный этап в умственном и речевом развитии ребенка. От того, как малыш овладеет чтением, зависит успешность  обучения в школе. Зная это, многие родители начинают рано – даже с трёх лет – знакомить ребёнка с буквами. Как же они бывают огорчены, когда оказывается, что и к 5 – 6 - 7 годам малыш всё ещё не умеет читать! Можно ли учить чтению дошкольников?

Можно, НО:

  1. Сделать усваиваемое нужным и интересным для ребёнка, связав обучение с актуальными потребностями.
  2. Ребенок должен достигнуть высокого уровня   психологической и языковой готовности:

( до 4-х лет слово воспринимается как признак предмета, а с 4-х лет – слово – это стекло, через которое видно предмет:  « Отделить ярлык от предмета»- без этого двигаться к грамоте бесполезно. Слово есть нечто другое, что обозначает.) У детей должно наступить осознание, дети по прежнему ориентируется на семантику, например, игры со словоизменением…т.е появление чувства, что такое звуковая оболочка языка.

      Что такое готовность к чтению? (готовность к овладению грамотой)

Три аспекта:

  1. Готовность как направленность, мотивированность ( любопытство в 3- 4 года, познавательный интерес к грамоте – в 5-7 лет
  2. Когнитивная готовность к изучению абстрактного явления – буквы и их сочетания.( в этот период жизни устная речь находится в незрелой форме, ребенок затрудняется в выражении своих мыслей, впечатлений посредством речи. Развернутые речевые тексты взрослых он понимает фрагментарно.
  3. Языковая готовность – в 5 -7 лет     дети способны      понимать устно речевой текст без опоры на контекст, что делает возможным понимать книжный текст.

Требование для начала освоения грамоты – осознание самой устной речи. До 3,5-4 лет ребенок не замечает речь как самостоятельное явление и не осознает ее. Прежде чем осваивать значения букв,   ребенок должен осознать звуковую сторону речи как самостоятельную реальность, не смешивать звучащее слово с тем, что оно обозначает.

                Учитель – логопед высшей категории Хорева В.В.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoped_sovetuet.docx14.49 КБ

Предварительный просмотр:

ЛОГОПЕД СОВЕТУЕТ: К овладению ГРАМОТОЙ РЕБЁНОК ДОЛЖЕН БЫТЬ ГОТОВ!

Овладение грамотой - важный этап в умственном и речевом развитии ребенка. От того, как малыш овладеет чтением, зависит успешность  обучения в школе. Зная это, многие родители начинают рано – даже с трёх лет – знакомить ребёнка с буквами. Как же они бывают огорчены, когда оказывается, что и к 5 – 6 - 7 годам малыш всё ещё не умеет читать! Можно ли учить чтению дошкольников?

Можно, НО:

  1. Сделать усваиваемое нужным и интересным для ребёнка, связав обучение с актуальными потребностями.
  2. Ребенок должен достигнуть высокого уровня   психологической и языковой готовности:

( до 4-х лет слово воспринимается как признак предмета, а с 4-х лет – слово – это стекло, через которое видно предмет:  « Отделить ярлык от предмета»- без этого двигаться к грамоте бесполезно. Слово есть нечто другое, что обозначает.) У детей должно наступить осознание, дети по прежнему ориентируется на семантику, например, игры со словоизменением…т.е появление чувства, что такое звуковая оболочка языка.

      Что такое готовность к чтению? (готовность к овладению грамотой)

Три аспекта:

  1. Готовность как направленность, мотивированность ( любопытство в 3- 4 года, познавательный интерес к грамоте – в 5-7 лет
  2. Когнитивная готовность к изучению абстрактного явления – буквы и их сочетания.( в этот период жизни устная речь находится в незрелой форме, ребенок затрудняется в выражении своих мыслей, впечатлений посредством речи. Развернутые речевые тексты взрослых он понимает фрагментарно.
  3. Языковая готовность – в 5 -7 лет     дети способны      понимать устно речевой текст без опоры на контекст, что делает возможным понимать книжный текст.

Требование для начала освоения грамоты – осознание самой устной речи. До 3,5-4 лет ребенок не замечает речь как самостоятельное явление и не осознает ее. Прежде чем осваивать значения букв,   ребенок должен осознать звуковую сторону речи как самостоятельную реальность, не смешивать звучащее слово с тем, что оно обозначает.

                Учитель – логопед высшей категории Хорева В.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический план занятий по формированию фонетико-фонематической стороны речи, подготовки к овладению грамотой детей страшего дошкольного возраста с ОНР

Тематический план занятий по формированию фонетико-фонематической стороны речи, подготовки к овладению грамотой(старшая группа – ОНР)...

Использование современных образовательных технологий в процессе работы по подготовке детей с тяжелыми речевыми нарушениями к овладению грамотой

Проблема готовности к обучению грамоте детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи существует давно. Подготовка к обучению грамоте находится в есной связи со звуковой культурой речи. Если р...

Актуальность проблемы подготовки детей к овладению грамотой

В статье отражена значимость подготовки к овладению грамотой детей дошкольного возраста...

Конспект занятия по подготовке к овладению элементами грамоты с детьми подготовительной группы с ОНР по теме "Звук и буква Ж".

На данном занятии решаются задачи по подготовке детей с ОНР  к овладению элементами грамоты....

Статья по материалам собственной ВКР на тему: Подготовка детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи к овладению грамотой.

Статья на тему: "Подготовка детей дошкольного возраста с ФФНР к овладению грамотой". Статья написана по материалам моей Высшей Квалификационной Работы, может быть интересна как учителям-логопедам, так...

«Совместное планирование работы по развитию речи, формированию произношения, подготовке к овладению грамоте»

laquo;Совместное планирование работы по развитию речи, формированию произношения, подготовке к овладению грамоте на 1-й период обучения»...

Конспект образовательной деятельности по подготовке к овладению грамотой с детьми 6 – 7 летна тему: «Посвящение в следопыты»

формирование звуковой аналитико - синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте....