"Беседа"
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа) на тему

Комиссарова Ирина Георгиевна

Беседа. Ее значение в воспитательно-образовательном процессе детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda.docx16.04 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа.

Ее значение в воспитательно-образовательном процессе детского сада.

   Одной из наиболее существенных проблем дошкольного образования является проблема разработки и использования активных методов обучения. С этой точки зрения словесные методы в сочетании с наблюдениями и другими видами детской деятельности имеют большое значение в работе с детьми.

  Одним из самых эффективных словесных методов является беседа – целенаправленное обсуждение вместе с детьми каких-либо явлений, событий, проблем.

  Беседу целесообразно использовать при взаимодействии с детьми среднего и старшего возраста.

    Воспитателей обычно затрудняют следующие аспекты ведения беседы: какой программный материал целесообразно давать путем беседы; как удержать до конца беседы внимание детей и не дать им уклониться от обсуждаемых вопросов; как вовлечь всех в активное участие в беседе. В результате беседы проводятся эпизодически, носят, как правило, формальный характер и протекают при недостаточной активности детей.

   Беседа с детьми дошкольного возраста является прежде всего средством систематизации и уточнения представлений, полученных в процессе повседневной жизни, в результате наблюдений, общения и деятельности. Вовлекая ребенка в беседу, воспитатель помогает ему полнее и глубже воспринять действительность, обращает его внимание на то, что недостаточно осознается им; в итоге знания становятся четче, осмысленнее.

   В беседе взрослый, своими вопросами направляя мысль детей в определенное русло, наталкивает их на воспоминания, догадки, суждения, умозаключения. Для неокрепшего ума это крайне важно. Ценность беседы именно в том и состоит, что взрослый учит ребенка логически мыслить, рассуждать.

   В беседе воспитатель объединяет детей общим интересом, пробуждает их интерес друг к другу. Опыт одного ребенка становится общим достоянием. Так вырабатывается привычка слушать собеседников, делиться с ними своими мыслями.

   С одной стороны, в беседе развивается активность ребенка, с другой – способность к сдержанности. Таким образом беседа является ценным методом не только умственного, но и социально – нравственного воспитания.

   Прежде чем организовывать беседы, педагогу надо решить весьма важный вопрос: какое программное содержание целесообразно давать детям методом беседы?

   Новый материал разумнее всего давать детям в повествовательной форме, небольшими частями: воспитатель сначала на занятии дает только одну порцию нового, затем в процессе беседы, опираясь на субъективный опыт.   Беседы лишь тогда протекают живо и непринужденно, будят мысль, удерживают внимание и оставляют глубокий след в сознании, когда материал близок и доступен ребенку.

   Но познавательный материал лишь тогда оставляет след, когда он повторяется систематически, когда впечатления наслаиваются одно на другое и не отрываются от жизни. Поэтому настоящая роль беседы в деле уточнения, углубления, систематизации понятий может быть реализована лишь тогда, когда беседа опирается на другие методы знакомства детей с окружающим, а также на их субъективный опыт.

   Беседа также требует от ребенка интенсивной умственной деятельности: надо активно слушать, соображать и достаточно быстро отвечать. Вместе с тем беседа в коллективе, как было сказано выше, связана со способностью к известной сдержанности, т.е. с умением внимательно слушать других.

   На педагогическую эффективность беседы влияет умелый, продуманный подбор и постановка вопросов. Если они не доходят до сознания ребенка, не будят его мысль, значит беседа проходит формально. Для успеха важна не только разумная последовательность вопросов, но и их формулировка. Понимание вопроса не такое уж легкое дело для маленьких детей. В случае затруднений с ответом полезными оказываются наводящие вопросы, которые помогут ребенку уловить смысл спрашиваемого, наталкивают на правильный ответ. Вопросы – это основное средство, направляющее беседу. На ее качество большое влияние оказывают также объяснения и ответы самого воспитателя.

   Итак, активность детей в беседе зависит от наличия у них опыта и представлений, накопленных до беседы. В процессе беседы происходит уточнение представлений, выработка известных суждений, отношений

   Использование беседы в воспитательно – образовательном процессе детского сада оказывает большое влияние на развитие детей старшего дошкольного возраста. Систематическое проведение бесед положительно влияет на уточнение детских представлений, на развитие речи, навыков эффективного общения, на воспитание устойчивого внимания и развитие памяти, мышления. Беседы влияют также на выработку у детей определенного отношения к окружающей действительности.

МБДОУ №80

г. Шахты                                                    Воспитатель: Комиссарова И.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект обобщающей беседы в старшей группе. Тема: беседа “О нашей пище”.

Вспомните, чем отличается обед от завтрака, ужина. Объясните, почему для первого и второго блюда нужны разные тарелки и столовые приборы. Чем же всегда отличается первое блюдо? (ответы детей). Далее р...

Конспект беседы с детьми на тему: «Беседа о дне Победы»

Закрепить знания детей о том, как защищали свою Родину русские люди в годы Великой Отечественной войны, как живущие помнят о них. Активизировать словарь по теме, обогащать речь детей. Воспитывать горд...

Конспект беседы «Мы идём в гости и принимаем гостей» (этическая беседа) в подготовительной группе.

Цель: помочь детям углубить интерес к социальному миру, привить оптимальные формы поведения в обществе. Помочь детям во взаимодействии с другими и уверенно чувствовать себя в любой ситуации.Задачи: на...

Цикл бесед по ПДД. Беседа: "Светофор", "Опасность на дороге"

Беседы которые можно проводить в детском саду по ПДД....

Конспект беседы с детьми подготовительной к школе группе на тему: «Беседа об искусстве вышивания. Вышивание детьми салфетки». Подготовила воспитатель МБДОУ д/с №3 Патутина Анна Алексеевна

Тема: «Беседа об искусстве вышивания. Вышивание детьми салфетки». Программные задачи: продолжать знакомить детей с народным творчеством. Воспитывать уважение к мастерам и людям труда, интерес к искус...

Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками» Экологические беседы Экологические беседы принято делить на следующие виды: установочные, эвристические и итоговые Установочная беседа помогает воспитателю собрать вниман

Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками»Экологические беседыЭкологические беседы принято делить на следующие виды:установочные, эвристические и итоговыеУста...

Конспект ООД на тему: «Беседа о дне Победы» Беседа в подготовительной группе МБДОУ Д/С 13 г. Белореченска воспитатель Русских Т.А.

Гражданско-патриотическое воспитание  сегодня – одно из важнейших звеньев  системы  воспитательной работы.«Что такое патриотизм?» Так,  С.И. Ожегов определял патр...