Развивающее занятие по творчеству Е. И. Чарушина
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Развивающее занятие по теме «Знакомство с творчеством Евгения Ивановича Чарушина»
Программные задачи:
1). Обобщить, систематизировать, проверить знания детей о произведениях Е. И. Чарушина, воспитывать интерес к чтению.
2). Развивать диалогическую речь, память, слуховое внимание, мышление, воображение, творческие способности детей.
3). Воспитывать любовь к книге, к чтению; к животным (чувство ответственности за своих питомцев).
3). Учить детей отвечать на вопросы развернутой фразой из 4-6 слов (полным ответом) ; учить элементам пересказа (пересказывать текст из нескольких простых предложений с наглядной опорой на демонстрационный материал) .
4). Упражнять в определении первого звука в слове; упражнять в навыках звукобуквенного анализа.
5). Учить разгадывать кроссворд.
6). Воспитывать мотивацию к обучению и умение работать в коллективе.
Оборудование:
Компьютер, проектор, демонстрационная картина по рассказу Е. И Чарушина «Томка» (для составления схемы слова, альбом с детскими иллюстрациями «Ребята о зверятах», фишки (цветные, бархатная бумага, цветные шерстяные нитки, аудиозапись логопедическая распевка «Лиса», ватман с кроссвордом, презентация «Вступление», выставка книг Е. И. Чарушин иллюстраций автора.
Предварительная работа:
Просмотр презентации «Биография и знакомство с творчеством Е. И. Чарушина», чтение произведений Е. Чарушина с его иллюстрациями “Первая охота”, ”Тюпа, Томка и сорока”, ”Томкины сны”, ”Лисята”, «Как мальчик Женя научился выговаривать букву Р», «Щур», «Волчишко», «Медведь», «Лиса», «Кабан-секач», «Барсук»и др, разучивание логопедической распевки «Лиса», пальчиковой игры «Кролик», разучивание стихотворений о животных и творчестве Е. И. Чарушина, беседы и составление пересказов произведений; оформление выставки книг, рисование рисунков по произведениям автора.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Под мелодию «В мире животных» дети входят в группу и садятся на свои места. Музыка затихает…
Дети проговаривают хором:
Сяду прямо,
Не согнусь,
На отлично потружусь…
Если нужно отвечать,
Надо руку мне поднять.
Чики-чики-чики-чок,
Не стесняйся язычок.
Педагог: А сейчас внимание на экран.
2. Просмотр презентации «Вступление».
1слайд. Кто не любит зверюшек?
Зайчат, медвежат и хрюшек?
2слайд. А тот, кто Чарушина книги читал,
О разных животных много узнал.
3слайд. Забавные киски, собачки и птички,
В книжках живут на каждой страничке.
4слайд. Сам автор рассказов для вас рисовал.
5слайд. Вот Томка, вот Тюпа
О них ты читал?
6слайд. Так книжки откроем мы с вами скорей,
Найдём мы там много пушистых зверей.
3. Отгадывание произведения и его автора.
Послушайте внимательно отрывок из уже прочитанного произведения.
«Копай нору-подземный дом-глубокую-глубокую, хитрую-прехитрую, с ходами-выходами; один выход под кустом, другой – под корнём, третий-за камнем, четвёртый – в густой траве, пятый- в частом ельничке. »
- Как вы думаете, чьи это слова (Лисы) .
- Из какого произведения (Лиса с лисятами).
-Кто написал этот рассказ (Е. И. Чарушин) .
4. Логопедическая распевка «Лиса».
Педагог: Давайте вспомним нашу любимую логопедическую распевку «Лиса».
Са-са-са в гости к нам пришла лиса.
Су-су-су и живёт она в лесу.
Сы-сы-сы много дела у лисы.
Со-со-со она крутит колесо.
Молодцы!
5. Беседа о книгах (повторение слов: иллюстрация, художник анималист, скульптор) .
Педагог:Ребята! В прошлый раз мы с вами говорили о книгах и познакомились с элементами книги. Какими?
Дети: Обложка, титульный лист, оглавление (содержание) .
А что такое “иллюстрация”? (Ответы детей) .
Педагог: В словаре русского языка слово “иллюстрация” определяется как “рисунок в тексте, сопровождающий изложение или поясняющий содержание книги”. Все ребята вашей группы любят слушать чтение книг. Кто-то читает книги уже самостоятельно, предпочитая с иллюстрациями, кто-то на них внимания не обращает, предпочитая само содержание книги.
Как вы думаете, нужна ли иллюстрация в книге?
Кто выполняет эти иллюстрации?
Кто такой художник анималист?
Где хранят книги?
Как нужно относиться к книгам?
(Ответы детей) .
6. Пальчиковая гимнастика «Кролик».
Педагог: Вспомните, каким зверькам Е. И. Чарушин дал такие клички (Машка, Сенька, Матрёшка, Яшка, Лёшка, Акулька, Женька, Прош? (Крольчатам). Сколько их было? (Восемь). Заметьте, их было столько же, сколько и вас сегодня.
Давайте, поиграем.
Маленький кролик с большими ушами, (кисти прижать к голове, как ушки)
Розовым носом, смешными усами (указательными пальцами дотронуться до носа, прижать к губам)
Норку глубокую роет себе сильными лапками в мягкой земле (Роет норку, перебирая пальчиками) .
Чистит он шёрстку себе или спит («чистим шёрстку», руки складываем и кладём под щёку)
Слышит шаги и лисиц, и волков,
Прячется в норку свою от врагов. (шевелим «ушами», обнять себя обеими руками и нагнуть голову вниз спрятавшись) .
7. Гимнастика для глаз «Совушка» (картинка на экране) .
Совята у совушки
Умные головушки:
На каждый совушкин совет
Глазами хлопают в ответ.
8. Отгадывание загадок (отгадка появляется на экране) .
Лежит – молчит,
Подойдёшь – заворчит.
Кто к хозяину идёт.
Она знать дает.
Ответ: Собака
Назовите клички собак в произведениях Е. И. Чарушина (Томка, Плошка)
Без расчески причесался
И умылся без воды,
В кресло мягкое забрался
И запел на все лады.
Ответ: Кот
Как звали кота в рассказе Е. И. Чарушина «Щур»? (Васька) .
Всё время по лесу он рыщет,
Он в кустах кого-то ищет.
Он из кустов зубами щёлк,
Кто скажите это –
Ответ: Волк
Как называется рассказ Е. И. Чарушина, где главным персонажем выступает маленький волчонок? (Волчишко) .
9. Пальчиковая разминка с массажным мячиком.
«Этот мячик не простой,
Весь колючий,
Вот такой.
Меж ладошками кладём,
Им ладошки разотрём.
Вверх и вниз его катаем,
Им ладошки растираем.
Можно шар катать по кругу,
Перекидывать друг другу.
Раз. Два, три, четыре, пять,
Нам пора и отдыхать»
дети проговаривают слова и выполняют упражнения вместе с логопедом.
10. Выкладывание первого звука в словах на бархатной бумаге из шерстяных ниток.
Педагог: Выложите первый звук в слове Томка, Плошка, Васька.
Дети: Т, П, В.
Педагог: Какие это звуки?
Дети: Согласные, твёрдые…
11. Звукобуквенный анализ слова «ТОМКА».
Педагог: Перед вами фишки разного цвета, картинка с иллюстрацией. Назовите имя этого персонажа? (Томка)
Составьте схему к слову «Томка».
[ Т ]- согласный, твёрдый.
[ О ]-гласный.
[ М ]-согласный, твёрдый.
[ К ]-согласный, твёрдый.
[ А ]-гласный.
Сколько звуков в слове( 5) .
Сколько букв в слове? (5) .
Сколько гласных? (2) .
Назовите гласные в слове (О, А) .
Сколько согласных в слове( 3) .
Назовите согласные звуки (Т, М, К) .
Схема слова ТОМКА появляется на экране.
12. Викторина «Умники и умницы» по произведениям Е. И. Чарушина.
1. Кто чаще всего бывает героем рассказов Е. И. Чарушина? (Животные, маленькие зверята) .
2. Какие сны видит Томка? Какая это собака? (Охотничьи, охотничья собака. «Томкины сны») .
3. Кто научил мальчика Женю выговаривать букву Р? (Ворона. «Как мальчик Женя научился выговаривать букву Р») .
4. Что съел Плошка? (Мячик «Щур») .
5. Каким стал Щур после обеда? И почему? (мокрым, т. к он искупался в чашке с водой. «Шур») .
6. Продолжите слова пословицы «Как волка не корми, … » (а он всё-равно в лес смотрит. «Волчишко») .
13. Физминутка.
Педагог: - Сейчас мы попробуем изобразить щенков, таких, как Томка.
- Покажите, какие щенки маленькие. Для этого присядьте, пожалуйста, колени обхватите руками.
- Щенки медленно растут. Встаньте, пожалуйста, поднимите руки вверх. - Покажите, как щенки подпрыгивают.
- Покажите, как щенки бегают
- А сейчас щенки будут лаять. Наберите воздух в грудь, резко выдохните и скажите «Гав! »
14. Разгадывание кроссворда:
Педагог: - Мы с вами говорили, что Евгений Иванович Чарушин был очень добрый, понимал и любил животных. А кем он был для птиц и зверей, мы узнаем, когда разгадаем кроссворд.
Для этого нам нужно отгадать загадки
(отгадки появляются на экране проектора.)
Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит. (дятел)
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (сорока)
Длинноногий, длинношеий,
Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый красный.
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек. (журавль)
Что за весенняя чёрная птица
Любит за плугом ходить и кормиться? (грач)
д я т е л
с о р о к а
ж у р а в л ь
г р а ч
Педагог: - Обратите внимание, что все отгадки можно назвать одним словом. Каким?
- Правильно. Это – птицы.
- Попробуйте прочитать выделенное слово (кто уже умеет читать) .
- Друг.
- Евгений Иванович был другом природы, другом зверей. И свою доброту Чарушин отразил не только в рассказах, но и в рисунках.
15. Чтение стихотворений.
Педагог: Послушайте, какие стихотворения выучили наши ребята о Е. И. Чарушине.
Семен
Давно уж выросли зверята-
Его «Волчишко», например,
Слепым щенком он был когда-то,
А нынче- волк – пенсионер.
Катя. Т.
А тот, кто был когда-то киской,
Бенгальским тигром стал давно,
Но подходить, как прежде, близко
К нему теперь запрещено.
Коля. П.
Наш не стареющий Чарушин
Счастливой юности поэт-
Нарисовал нам львов, оленей,
Тюленей новых поколений
И так прекрасно, совершенно,
На очень много, много лет!
16. Итог.
Педагог: -Ребята, скажите о творчестве какого художника и иллюстратора мы сегодня с вами говорили? Что вам понравилось больше всего?
-Давайте поблагодарим наших гостей. Думаю, что вы их сегодня порадовали своими знаниями и умениями, своими грамотными ответами, правильной и красивой речью. Нашим гостям было очень интересно.
Спасибо вам, ребята.
Все молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающее занятие "Знакомство с творчеством Евгения Ивановича Чарушина"
Детская книга всегда была и остается одним из главных средств воспитания детей. Книга входит в мир ребенка, обогащает его мир, делает его интересным, полным необычайных открытий. Ознакомление с ...
Проект "Творчество Е.И.Чарушина"
Детская книга всегда была и остается одним из главных средств воспитания детей. Книга входит в мир ребенка, обогащает его мир, делает его интересным, полным необычайных открытий. Оз...
Буклет "Творчество Е.И.Чарушина".
Буклет о творчестве Е.И.Чарушина....
Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста "В мире творчества Е.И. Чарушина"
На интегрированном занятии "В мире творчества Е.И. Чарушина" дети знакомятся с творчеством художника - иллюстратора и писателя, рисуют способом "тычка", импровизируют под музыку....
Конспект занятия "Знакомство с творчеством Е.И.Чарушина"
Конспект занятия "Знакомство с творчеством Е.И.Чарушина"...
Конспект занятия-экскурсии для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Творчество Евгения Ивановича Чарушина»
Возраст: дети 6-7 лет.Цель: познакомить детей с творчеством писателя Е.И. Чарушина.Задачи:- познакомить детей с жизнью и творчеством писателя Е.И.Чарушина;- углубить знания детей о животном ...
Конспект интегрированного занятия «Знакомство с творчеством Е. И. Чарушина»
Конспект интегрированного занятия «Знакомство с творчеством Е. И. Чарушина»(старшая группа) Цель: Продолжить знакомство детей с творчеством Е. И. Чарушина.Задачи:1. Формиров...