Развивающее занятие по творчеству Е. И. Чарушина
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Козлова Лилия Юрьевна

Приобщение детей к художественной литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл charushin.docx21.78 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающее занятие по теме «Знакомство с творчеством Евгения Ивановича Чарушина»

Программные задачи:

1). Обобщить, систематизировать, проверить знания детей о произведениях Е. И. Чарушина, воспитывать интерес к чтению.

2). Развивать диалогическую речь, память, слуховое внимание, мышление, воображение, творческие способности детей.

3). Воспитывать любовь к книге, к чтению; к животным (чувство ответственности за своих питомцев).

3). Учить детей отвечать на вопросы развернутой фразой из 4-6 слов (полным ответом) ; учить элементам пересказа (пересказывать текст из нескольких простых предложений с наглядной опорой на демонстрационный материал) .

4). Упражнять в определении первого звука в слове; упражнять в навыках звукобуквенного анализа.

5). Учить разгадывать кроссворд.

6). Воспитывать мотивацию к обучению и умение работать в коллективе.

Оборудование:

Компьютер, проектор, демонстрационная картина по рассказу Е. И Чарушина «Томка» (для составления схемы слова, альбом с детскими иллюстрациями «Ребята о зверятах», фишки (цветные, бархатная бумага, цветные шерстяные нитки, аудиозапись логопедическая распевка «Лиса», ватман с кроссвордом, презентация «Вступление», выставка книг Е. И. Чарушин иллюстраций автора.

Предварительная работа:

Просмотр презентации «Биография и знакомство с творчеством Е. И. Чарушина», чтение произведений Е. Чарушина с его иллюстрациями “Первая охота”, ”Тюпа, Томка и сорока”, ”Томкины сны”, ”Лисята”, «Как мальчик Женя научился выговаривать букву Р», «Щур», «Волчишко», «Медведь», «Лиса», «Кабан-секач», «Барсук»и др, разучивание логопедической распевки «Лиса», пальчиковой игры «Кролик», разучивание стихотворений о животных и творчестве Е. И. Чарушина, беседы и составление пересказов произведений; оформление выставки книг, рисование рисунков по произведениям автора.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Под мелодию «В мире животных» дети входят в группу и садятся на свои места. Музыка затихает…

Дети проговаривают хором:

Сяду прямо,

Не согнусь,

На отлично потружусь…

Если нужно отвечать,

Надо руку мне поднять.

Чики-чики-чики-чок,

Не стесняйся язычок.

Педагог: А сейчас внимание на экран.

2. Просмотр презентации «Вступление».

1слайд. Кто не любит зверюшек?

Зайчат, медвежат и хрюшек?

2слайд. А тот, кто Чарушина книги читал,

О разных животных много узнал.

3слайд. Забавные киски, собачки и птички,

В книжках живут на каждой страничке.

4слайд. Сам автор рассказов для вас рисовал.

5слайд. Вот Томка, вот Тюпа

О них ты читал?

6слайд. Так книжки откроем мы с вами скорей,

Найдём мы там много пушистых зверей.

3. Отгадывание произведения и его автора.

Послушайте внимательно отрывок из уже прочитанного произведения.

«Копай нору-подземный дом-глубокую-глубокую, хитрую-прехитрую, с ходами-выходами; один выход под кустом, другой – под корнём, третий-за камнем, четвёртый – в густой траве, пятый- в частом ельничке. »

- Как вы думаете, чьи это слова (Лисы) .

- Из какого произведения (Лиса с лисятами).

-Кто написал этот рассказ (Е. И. Чарушин) .

4. Логопедическая распевка «Лиса».

Педагог: Давайте вспомним нашу любимую логопедическую распевку «Лиса».

Са-са-са в гости к нам пришла лиса.

Су-су-су и живёт она в лесу.

Сы-сы-сы много дела у лисы.

Со-со-со она крутит колесо.

Молодцы!

5. Беседа о книгах (повторение слов: иллюстрация, художник анималист, скульптор) .

Педагог:Ребята! В прошлый раз мы с вами говорили о книгах и познакомились с элементами книги. Какими?

Дети: Обложка, титульный лист, оглавление (содержание) .

А что такое “иллюстрация”? (Ответы детей) .

Педагог: В словаре русского языка слово “иллюстрация” определяется как “рисунок в тексте, сопровождающий изложение или поясняющий содержание книги”. Все ребята вашей группы любят слушать чтение книг. Кто-то читает книги уже самостоятельно, предпочитая с иллюстрациями, кто-то на них внимания не обращает, предпочитая само содержание книги.

Как вы думаете, нужна ли иллюстрация в книге?

Кто выполняет эти иллюстрации?

Кто такой художник анималист?

Где хранят книги?

Как нужно относиться к книгам?

(Ответы детей) .

6. Пальчиковая гимнастика «Кролик».

Педагог: Вспомните, каким зверькам Е. И. Чарушин дал такие клички (Машка, Сенька, Матрёшка, Яшка, Лёшка, Акулька, Женька, Прош? (Крольчатам). Сколько их было? (Восемь). Заметьте, их было столько же, сколько и вас сегодня.

Давайте, поиграем.

Маленький кролик с большими ушами, (кисти прижать к голове, как ушки)

Розовым носом, смешными усами (указательными пальцами дотронуться до носа, прижать к губам)

Норку глубокую роет себе сильными лапками в мягкой земле (Роет норку, перебирая пальчиками) .

Чистит он шёрстку себе или спит («чистим шёрстку», руки складываем и кладём под щёку)

Слышит шаги и лисиц, и волков,

Прячется в норку свою от врагов. (шевелим «ушами», обнять себя обеими руками и нагнуть голову вниз спрятавшись) .

7. Гимнастика для глаз «Совушка» (картинка на экране) .

Совята у совушки

Умные головушки:

На каждый совушкин совет

Глазами хлопают в ответ.

8. Отгадывание загадок (отгадка появляется на экране) .

Лежит – молчит,

Подойдёшь – заворчит.

Кто к хозяину идёт.

Она знать дает.

Ответ: Собака

Назовите клички собак в произведениях Е. И. Чарушина (Томка, Плошка)

Без расчески причесался

И умылся без воды,

В кресло мягкое забрался

И запел на все лады.

Ответ: Кот

Как звали кота в рассказе Е. И. Чарушина «Щур»? (Васька) .

Всё время по лесу он рыщет,

Он в кустах кого-то ищет.

Он из кустов зубами щёлк,

Кто скажите это –

Ответ: Волк

Как называется рассказ Е. И. Чарушина, где главным персонажем выступает маленький волчонок? (Волчишко) .

9. Пальчиковая разминка с массажным мячиком.

«Этот мячик не простой,

Весь колючий,

Вот такой.

Меж ладошками кладём,

Им ладошки разотрём.

Вверх и вниз его катаем,

Им ладошки растираем.

Можно шар катать по кругу,

Перекидывать друг другу.

Раз. Два, три, четыре, пять,

Нам пора и отдыхать»

дети проговаривают слова и выполняют упражнения вместе с логопедом.

10. Выкладывание первого звука в словах на бархатной бумаге из шерстяных ниток.

Педагог: Выложите первый звук в слове Томка, Плошка, Васька.

Дети: Т, П, В.

Педагог: Какие это звуки?

Дети: Согласные, твёрдые…

11. Звукобуквенный анализ слова «ТОМКА».

Педагог: Перед вами фишки разного цвета, картинка с иллюстрацией. Назовите имя этого персонажа? (Томка)

Составьте схему к слову «Томка».

[ Т ]- согласный, твёрдый.

[ О ]-гласный.

[ М ]-согласный, твёрдый.

[ К ]-согласный, твёрдый.

[ А ]-гласный.

Сколько звуков в слове( 5) .

Сколько букв в слове? (5) .

Сколько гласных? (2) .

Назовите гласные в слове (О, А) .

Сколько согласных в слове( 3) .

Назовите согласные звуки (Т, М, К) .

Схема слова ТОМКА появляется на экране.

12. Викторина «Умники и умницы» по произведениям Е. И. Чарушина.

1. Кто чаще всего бывает героем рассказов Е. И. Чарушина? (Животные, маленькие зверята) .

2. Какие сны видит Томка? Какая это собака? (Охотничьи, охотничья собака. «Томкины сны») .

3. Кто научил мальчика Женю выговаривать букву Р? (Ворона. «Как мальчик Женя научился выговаривать букву Р») .

4. Что съел Плошка? (Мячик «Щур») .

5. Каким стал Щур после обеда? И почему? (мокрым, т. к он искупался в чашке с водой. «Шур») .

6. Продолжите слова пословицы «Как волка не корми, … » (а он всё-равно в лес смотрит. «Волчишко») .

13. Физминутка.

Педагог: - Сейчас мы попробуем изобразить щенков, таких, как Томка.

- Покажите, какие щенки маленькие. Для этого присядьте, пожалуйста, колени обхватите руками.

- Щенки медленно растут. Встаньте, пожалуйста, поднимите руки вверх. - Покажите, как щенки подпрыгивают.

- Покажите, как щенки бегают

- А сейчас щенки будут лаять. Наберите воздух в грудь, резко выдохните и скажите «Гав! »

14. Разгадывание кроссворда:

Педагог: - Мы с вами говорили, что Евгений Иванович Чарушин был очень добрый, понимал и любил животных. А кем он был для птиц и зверей, мы узнаем, когда разгадаем кроссворд.

Для этого нам нужно отгадать загадки

(отгадки появляются на экране проектора.)

Кто в беретке ярко-красной,

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Всё стучит, стучит, стучит. (дятел)

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая. (сорока)

Длинноногий, длинношеий,

Длинноклювый, телом серый,

А затылок голый красный.

Бродит по болотам грязным,

Ловит в них лягушек,

Бестолковых попрыгушек. (журавль)

Что за весенняя чёрная птица

Любит за плугом ходить и кормиться? (грач)

д я т е л

с о р о к а

ж у р а в л ь

г р а ч

Педагог: - Обратите внимание, что все отгадки можно назвать одним словом. Каким?

- Правильно. Это – птицы.

- Попробуйте прочитать выделенное слово (кто уже умеет читать) .

- Друг.

- Евгений Иванович был другом природы, другом зверей. И свою доброту Чарушин отразил не только в рассказах, но и в рисунках.

15. Чтение стихотворений.

Педагог: Послушайте, какие стихотворения выучили наши ребята о Е. И. Чарушине.

Семен

Давно уж выросли зверята-

Его «Волчишко», например,

Слепым щенком он был когда-то,

А нынче- волк – пенсионер.

Катя. Т.

А тот, кто был когда-то киской,

Бенгальским тигром стал давно,

Но подходить, как прежде, близко

К нему теперь запрещено.

Коля. П.

Наш не стареющий Чарушин

Счастливой юности поэт-

Нарисовал нам львов, оленей,

Тюленей новых поколений

И так прекрасно, совершенно,

На очень много, много лет!

16. Итог.

Педагог: -Ребята, скажите о творчестве какого художника и иллюстратора мы сегодня с вами говорили? Что вам понравилось больше всего?

-Давайте поблагодарим наших гостей. Думаю, что вы их сегодня порадовали своими знаниями и умениями, своими грамотными ответами, правильной и красивой речью. Нашим гостям было очень интересно.

Спасибо вам, ребята.

Все молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающее занятие "Знакомство с творчеством Евгения Ивановича Чарушина"

Детская книга всегда была и остается одним из главных средств воспитания детей. Книга входит в мир ребенка, обогащает его мир, делает его интересным, полным необычайных открытий. Ознакомление с ...

Проект "Творчество Е.И.Чарушина"

Детская книга всегда была и остается одним из главных средств воспитания детей. Книга входит в мир ребенка, обогащает его мир, делает его интересным, полным необычайных открытий. Оз...

Буклет "Творчество Е.И.Чарушина".

Буклет о творчестве Е.И.Чарушина....

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста "В мире творчества Е.И. Чарушина"

На интегрированном занятии "В мире творчества Е.И. Чарушина"  дети знакомятся с творчеством художника - иллюстратора и писателя, рисуют способом "тычка", импровизируют под музыку....

Конспект занятия "Знакомство с творчеством Е.И.Чарушина"

Конспект занятия "Знакомство с творчеством Е.И.Чарушина"...

Конспект занятия-экскурсии для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Творчество Евгения Ивановича Чарушина»

Возраст: дети 6-7 лет.Цель: познакомить детей с творчеством писателя Е.И. Чарушина.Задачи:- познакомить детей с жизнью и творчеством писателя Е.И.Чарушина;- углубить знания детей о животном ...

Конспект интегрированного занятия «Знакомство с творчеством Е. И. Чарушина»

Конспект интегрированного занятия «Знакомство с творчеством Е. И. Чарушина»(старшая группа) Цель: Продолжить знакомство детей с творчеством Е. И. Чарушина.Задачи:1. Формиров...