Как научить ребенка пересказывать.
консультация по развитию речи на тему

Скилова Надежда Николаева

 Материал для  развития связной  речи, важно научить ребенка пересказывать короткие литературные тексты (сказки и рассказы). Он пересказывает знакомые сказки с несложным сюжетом («Репка», «Колобок», «Курочка Ряба»). При этом вырабатывается умение слушать литературное произведение, отвечать на вопросы взрослых, включать в рассказ взрослого отдельные слова и предложения, как бы помогая ему. Так малыш подводиться к самостоятельному воспроизведению литературного произведения.

     Учить малышей пересказу хорошо помогает так называемый отраженный пересказ. Ребенок включается в рассказ взрослого, повторяя слово или целое предложение. «Жили-были дед и …» - «Баба…» - «Была у них…» - «Курочка Ряба». Затем можно переходить к пересказу по вопросам «Кого встретил колобок?» - «Зайчика», - «Какую песенку он ему спел?...»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_nauchit_rebenka_ereskazyvat.docx16.21 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

«Как научить ребенка пересказывать».

  Развивая связную монологическую речь, важно научить ребенка пересказывать короткие литературные тексты (сказки и рассказы). Он пересказывает знакомые сказки с несложным сюжетом («Репка», «Колобок», «Курочка Ряба»). При этом вырабатывается умение слушать литературное произведение, отвечать на вопросы взрослых, включать в рассказ взрослого отдельные слова и предложения, как бы помогая ему. Так малыш подводиться к самостоятельному воспроизведению литературного произведения.

     Ребенок четвертого года жизни почти дословно запоминает тексты народных сказок, устанавливает последовательность действий.

     Учить малышей пересказу хорошо помогает так называемый отраженный пересказ. Ребенок включается в рассказ взрослого, повторяя слово или целое предложение. «Жили-были дед и …» - «Баба…» - «Была у них…» - «Курочка Ряба». Затем можно переходить к пересказу по вопросам «Кого встретил колобок?» - «Зайчика», - «Какую песенку он ему спел?...»

     После того как малыш овладел пересказом сказки, можно предложить ему пересказать маленькие рассказы с несложной фабулой. Хороший образец – лаконичные рассказы Л.Н. Толстого для детей.

     А как помогает овладеть умение пересказывать разные зрелища – кукольный театр, мультфильмы! Они эмоционально настраивают ребенка, развивают желание передать свои впечатления в рассказе.

     Подводятся дети и к рассказыванию по картинке. Они учатся правильно отвечать на вопросы взрослого, а в дальнейшем начинают свободно и полно высказываться по содержанию картины.

     Очень любят малыши рассматривать игрушки. Именно это скорее другого побуждает их к высказыванию.

     Сначала взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть игрушку. Первые вопросы направлены на характерные особенности внешнего вида предмета (форма, цвет, величина). Более старшим детям (пятого года жизни) можно предложить сравнить две игрушки. Взрослый учит детей, например, описывать и сравнивать кукол, называя наиболее характерные их признаки, и  следит, чтобы дети высказывались законченными предложениями.

     Прежде чем сравнивать, малышу придется внимательно рассмотреть обеих кукол: как они одеты, какие у них волосы, глаза, а затем отметить, чем они похожи и чем различаются.

     Овладел малыш описанием отдельных игрушек – переходить к составлению небольших сюжетных рассказов. Предложите ему несколько игрушек, позволяющих наметить простую  сюжетную линию: девочка, корзинка, грибок; девочка, елочка, ёжик и т.д. Пусть ребенок подумает, что могло произойти с девочкой в лесу, кого она могла встретила, что принесла домой в корзине. Взрослый может для образца придумать свой рассказ, а затем предложит ребенку придумать рассказ самому. И не беда, если ребенок сначала просто повторит за вами  ваш рассказ – он упражняется в рассказывании. Но постепенно уводите детей от подражания, предлагайте придумать самостоятельный рассказ.

     Дети пятого года жизни уже могут рассказать о некоторых событиях из личного опыта. Взрослый побуждает ребенка вспомнить, как ходили в гости, на праздник елки, что он видел интересного на прогулке в лесу.

     Перед ребенком четко ставится задача: «Расскажи, что ты видел на празднике». Здесь можно использовать образец «Сначала послушай, что я видел на празднике елки, а потом ты будешь рассказывать». Рассказ взрослого должен быть близок к детскому опыту, четко построен, иметь ясный конец; язык рассказа должен быть живым и эмоциональным.

     Постепенно дети отучатся от копирования образца и подходят к самостоятельному творческому рассказыванию, обучение которому начинается после пяти лет.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

семинар-практикум для родителей "Как научить ребенка пересказывать текст"

оказание помощи родителям в овладении основными приемами развития навыков пересказа...

Как научить ребенка пересказывать текст

Пересказ - это воспроизведение прослушанного художественного произведения ввыразительной устной речи....

Консультация для родителей «Научите ребенка пересказывать короткие рассказы»

Mнoгие забoтливые рoдители рано начинают читать своим малышам детские рассказы, стихотворения и сказки. Но, чтобы речь малыша стала правильной, выразительной и яркой, одного только чтения детских расс...

Консультация для воспитателей. Тема: «Как научить ребенка пересказывать текст»

Консультация для воспитателей. Тема:  «Как научить ребенка пересказывать текст»...

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ ТЕКСТ

        Для детей пересказ – это наиболее легкий тип речевой деятельности, так как ребенок излагает готовое содержание и пользуется готовой речевой формой....

«Как научить ребенка пересказывать тексты»

laquo;Как научить ребенка пересказывать тексты»...