Картотека игровых упражнений как средства подготовки к сочинению сказок детьми 5-6 года жизни
картотека по развитию речи на тему

Пушкарева Инна Анатольевна

Картотека

игровых упражнений как средства подготовки

к сочинению сказок детьми 5-6 года жизни

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека

игровых упражнений как средства подготовки

к сочинению сказок детьми 5-6 года жизни

Целенаправленная работа включает в себя проведение игр в совместной деятельности и использование их в индивидуальных и фронтальных занятиях.

Игровые упражнения и творческие задания по разделам:

I. Структура сказки. (Приложение № 1).

II. По усвоению модели сказки. (Приложение №2).

 

Приложение № 1.

       

Игровые упражнения по усвоению структуры сказки.

1.Действия и взаимодействия.

  «Я назову героя, а вы его действия».

 1 вариант.

 Ребёнок, у которого в руках мяч, называет действие героя. Затем передаёт  мяч другому.

 2 вариант.

 Дети стоят в кругу. После того, как ведущий назовёт героя, дети по очереди изображают его действия.

 «Я назову действия, а вы угадаете героя».

 1 вариант.

 Воспитатель называет действия героя, а дети должны угадать героя, который выполнял эти действия.

 2 вариант.

 У детей картинки, изображающие героев сказок. Ведущий называет действия персонажа. Тот ребёнок, у которого изображён данный персонаж, считает количество действий. Ребёнку необходимо подпрыгнуть столько раз, сколько действий было названо.

 «Старая сказка на новый лад».

 Изменяя свойства известного героя, дети придумывают новую сказку.

 «Сказка наоборот».

 Ведущий предлагает рассказать сказку наоборот.

 «Был такой – стал другой».

 Предлагается рассмотреть героя какой–либо сказки. Какой он был сначала, и

 какой стал в конце. Предложить показать пиктограммы, соответствующие этому герою.

 «Назови, почему изменился герой».

 Обсуждается любой герой сказки,  выявляются причины изменения его характера.

 «Меняем порядок».

 Перемешиваются схемы сказки. Дети рассказывают сказку по изменённому порядку.

 «Что сначала, что потом».

 Дети рассказывают сказку, опираясь на схемы.

 «Мы не скажем, а покажем».

Ведущий загадывает героя, показывает его действия. Остальные угадывают, какого героя загадал ведущий.

«Найди выход».

 Детям предлагается проблемная ситуация в сказке, требующая поиска ИКР.

«Угадай по запаху, что произошло».

 Ведущий предлагает представить определённый запах. Дети называют, в какой сказке мог быть такой запах, и почему.

2. Сказочный образ и его характеристика.

«Назови по-другому».

 Ведущий предлагает назвать объект другим словом, дать другое название.

«Какой объект».

 1 вариант.

Ведущий называет слово, а  дети перечисляют признаки названного предмета.

 2 вариант.

 Двое детей держатся за руки, они – ворота. Ворота пропускают того, кто назовёт признак загаданного объекта.

 

«Цепочка».

Дети по очереди передают картинку с изображением объекта, называя его признаки.

 «Угадай по описанию».

 Ведущий загадывает объект, описывает его. Дети угадывают, что загадал ведущий.

«Найди самое главное».

 Ведущий называет героя сказки, а дети называют его главный признак.

«Найди героя».

 1 вариант.

 Дети делятся на команды. На некотором расстоянии от них лежат изображения сказок (например: книга, иллюстрация) и герои из других сказок. Дети по одному из каждой команды, добегают до сказок, переставляют героя к нужной сказке и возвращаются. Выигрывает та команда, которая быстрее и правильно расставит фигурки к сказкам.

 2 вариант.

 Детям предлагается вспомнить знакомые сказки. Определить в каждой сказке основного положительного героя, перечислить его действия, оценить его поступки, сделать вывод о том, что основной герой является носителем добра.

«Герои бывают разные».

 У каждого ребёнка набор фишек тёмного и светлого тонов. На доске обозначены герои сказок. Воспитатель предлагает фишки светлого тона отдать доброму герою, а  тёмного – злому.

«Придумай новую сказку».

 Воспитатель предлагает детям несколько картинок с изображением героев одной сказки и предлагает рассказать эту  сказку. По ходу сюжета появляется новый герой, который не имеет никакого отношения к этой сказке. Дети придумывают продолжение сказки с новым героем.

«Назови положительного героя».

 Воспитатель бросает мяч ребёнку и называет сказку, ребёнок называет положительного героя из этой сказки.

«Назови противоположного героя».

 Воспитатель бросает мяч ребёнку и называет героя, ребёнок называет противоположного героя.

«Найди героя с таким же свойством».

 К кеглям прикрепляются изображения героев сказок. Ведущий называет героя, а ребёнок должен выявить среди кеглей героя с таким же свойством и сбить его шаром.

«Кто делает также».

 1 вариант.

 Вначале игры обсуждается герой сказки. Затем ведущий называет медленно других героев сказок, а дети, если эти герои имеют то же свойство, что и первый герой – откладывают кубик, В конце игры считают количество кубиков и выявляют победителей, которые внимательно слушали ведущего.

 2 вариант.

 Обсуждается один из героев сказки. Детям предлагаются геометрические фигуры, из которых они должны выложить сказочного героя, который имеет то же свойство, что и первый.

«Складушки-ладушки».

 Подбирать к героям сказок рифмующиеся слова.

«Дразнилка».

 Предложить подразнить какого-либо героя сказки. Подбирать рифмующиеся слова и словосочетания.

«Составление лимериков».

 Воспитатель предлагает детям составить про героя смешное стихотворение по модели:

 Жил-был какой-то объект

 И был он такой

 Совершал действия

 Или взаимодействия

 Указание на необычность объекта.

«Да – нет».

Ведущий загадывает героя, а дети отгадывают по алгоритму:

               природный мир:                                 рукотворный мир:

 живая природа:   неживая природа:               - функция;

- микробы;          - твёрдая;                               - материал;

- грибы;               - жидкая;                              - форма, размер, цвет;

- растения;           - газообразная;                      - наличие частей;

- животные;         - вещество или                      - местонахождение;

                                явление;                              - время создания;

                              - местонахождение;              - звук, запах, вкус;

                                                              - вес и др.

«Угадай, кто с кем связан».

 Дети берут на себя роль героя сказки и выполняют те действия, которые делают в сказке эти герои. По сигналу ведущего дети ищут себе пару, исходя из того, как связаны герои сказок.

«Маятник».

 Дети перечисляют положительные и отрицательные свойства выбранного героя.

 3. Место и время.

«Сказка переехала».

 Выбрать одну из сказок и переселить её героев в другое время и место. Рассказать сказку по-новому.

«Поменяй местами».

 Переселить героев одной сказки в другую. Рассказать сказки по-новому.

«В гостях у Волшебника быстрых минут».

Предлагается обсудить, что произойдёт в сказке, если время будет идти быстрее.

«Зеркало времени».

 Детям предлагается заглянуть в «Зеркало времени» и заглянуть в прошлое и будущее.

«Угадай героя по описанию происходящего вокруг него».

 Ведущий описывает ситуацию, а дети угадывают, какой герой оказался в этой ситуации.

 

«Мы гулять пойдём и с собой возьмём».

Дети идут по кругу и говорят слова: Мы в лесок гулять пойдём и с собой возьмём… В это время по внешней стороне круга идёт ведущий. После окончания слов все останавливаются и тот, рядом с кем, остановится ведущий, называет героя, который живёт в лесу.

4. Связный текст.

«Закончи сказку».

 Воспитатель рассказывает сказочную историю, пока не появятся все герои, и не возникнет проблемная ситуация, потом просит детей закончить рассказ.

«Исправлялка».

Ведущий читает знакомую сказку, переменив героев, место действия, чтобы дети поправляли ведущего.

«Возьми и соедини».

На столе разложены картинки с изображением героев сказок «лицом вниз». Ребёнок выбирает две карточки наугад, рассматривает их и пытается составить рассказ, который бы объединял героев.

«Расскажи наоборот».

Дети рассказывают сказку в обратном порядке действий.

5. Схематизация.

«Закодируй сказку схемами».

Дети кодируют сказку схемами.

«Путешествие по сказкам».

Перед детьми схемы сказок. Необходимо определить какая схема к какой сказке относится.

«Придумай свою загадалку».

Ведущий рисует схематичное изображение какой-либо ситуации, а остальные угадывают ситуацию.

«Дорисуй, что я задумал».

На доске изображён недорисованный объект, ребёнок дорисовывает его.

«Угадай настроение».

Ведущий показывает пиктограмму (схематичное изображение настроения), а дети называют характер, настроение.

«Найди героя».

Ведущий называет героя сказки, а дети показывают соответствующую ему пиктограмму.

«Подари настроение».

Перед детьми лежат изображения героев сказок. Ведущий даёт задание подарить каждому герою своё настроение (пиктограмму).

«Составь настроение».

Перед детьми лежат пиктограммы, разрезанные пополам – губы и глаза.

Даётся задание составить из половинок определённое настроение.

«Покажи у кого какое волшебство».

Перед детьми изображения героев сказок, имеющие волшебство. Необходимо каждому герою поставить схему Волшебника.

«Поставь героя на своё место».

Перед детьми схемы Волшебников. Ведущий называет героя сказки, а дети показывают соответствующую схему.

«Метель».

Ведущий и дети говорят слова:

Закружилась метель, словно чудо-карусель,

Все дорожки замела и подарки принесла.

После этого ведущий называет объект или действие, которое должны изобразить дети. Изображать можно словом, звуком, движениями туловища, мимикой, в воздухе, на бумаге.

 6. Выведение жизненных правил.

«Чему учит сказка».

Обсуждаются  герои заданной сказки, сюжет, анализируются поступки героев. Делается вывод, чему нас научила эта сказка.

«Учимся у сказки».

Обсуждается жизненная проблемная ситуация нравственного характера. Вместе с детьми вспомнить, в какой сказке была такая же ситуация. Как герои решали такую ситуацию. Можно ли нам поступить также.

 7. Язык сказки.

«Откуда возникло название».

Обсуждается сказка, её герои, смысл. Дети делают вывод, почему сказку назвали именно так.

«Объясни, почему так названа картина».

После рассматривания картины обсуждается её название. Почему её назвали именно так. На что хотел автор, чтобы мы обратили внимание.

«Найди самое удачное название для картины».

После рассматривания картины дети ищут самое удачное название, которое отражало бы её смысл.

«Назови сказку по-другому».

После прочтения сказки вспоминают её название, и решают, отражает ли название сказки её смысл.

«Назови слова, с которых начинается сказка».

 Дети ловят мяч, который бросает ведущий. У кого мяч, тот называет слова зачина сказки (например: жили-были.., однажды.., за тридевять земель в тридевятом царстве.., и т. д.).

«Назови слова, которыми заканчивается сказка».

 Дети ловят мяч, который бросает ведущий. У кого мяч, тот называет слова окончания сказки (например: тут и сказке конец, а кто слушал – молодец).

«Назови главное дело сказки».

Дети ловят мяч, который бросает ведущий. У кого мяч, тот называет главное дело сказки (например: собрались друзья в лес по грибы да по ягоды, созывает царь сыновей,.. и т. д.).

«Сказочный светофор».

У детей карточки: зелёная обозначает зачин, жёлтая – главное дело сказки, красная – окончание. Ведущий называет слова или зачина, или главного дела, или окончания, а дети показывают соответствующую карточку.

«Собери команду».

Заранее обговариваются и определяются ориентирами 3 места: для зачина, цели, окончания. Отдельно лежат карточки, на которых написаны зачины, цели, окончания сказок. Ребёнок берёт карточку наугад, все её зачитывают. Ребёнок должен подойти к определённому ориентиру, обозначающему его фразу. Так собирается команда зачинов, целей и окончаний.

«Кто как кричит».

За ширму заходит ребёнок. Там ему ведущий показывает игрушку животного или картинку с изображением животного. Ребёнок должен прокричать голосом этого животного, чтобы дети узнали, какое животное он изображает.

«Узнай по голосу героя сказки».

За ширму заходит ребёнок. Там ему ведущий показывает игрушку сказочного героя или картинку с его изображением. Ребёнок должен проговорить голосом героя, чтобы дети угадали, кого он изображает.

 8. Борьба добра и зла.

«Назови добрые дела в сказке».

Анализируется определённая сказка, выделяются добрые дела.

«Назови злые дела».

Анализируется определённая сказка, выделяются злые дела.

 9. Типовые приёмы фантазирования.

«Волшебные предметы и их хозяева».

Перед детьми изображения сказочных персонажей, обладающих волшебством и изображения их волшебных предметов. Дети соединяют волшебные предметы с их хозяевами.

«Путешествие в сказке и объяснение волшебства».

Анализируется сказка, выявляются волшебные возможности героев и волшебные инструменты.

«Что стало в сказке большим, а что маленьким».

Анализируется сказка. Дети ищут, в каком месте сказки приходит Волшебник размера.

«Подарки Волшебника «Дробления-Объединения».

Анализируется сказка. Дети находят, как влияет на сюжет приход Волшебника дробления-объединения.

«Герои потеряли части или свойства».

Во время рассказывания сказки ведущий заменяет уже имеющиеся свойства или части героев на новые. Дети придумывают новое продолжение сказки.

«Подарки Волшебника «Оживления-Окаменения».

Анализируется сказка. Дети находят, как влияет на сюжет приход Волшебника «Оживления-Окаменения».

«Подарки Волшебника «Могу только».

Анализируется сказка. Дети находят, как влияет на сюжет приход Волшебника «Могу только».

                         

Игровые упражнения по освоению модели сказки.

   Метод каталога.

1.образ и его характеристика

«Назови по-другому».

 Ведущий предлагает назвать объект другим словом, дать другое название.

«Какой объект».

 1 вариант.

Ведущий называет слово, а  дети перечисляют признаки названного предмета.

 2 вариант.

 Двое детей держатся за руки, они – ворота. Ворота пропускают того, кто назовёт признак загаданного объекта.

«Цепочка».

Дети по очереди передают картинку с изображением объекта, называя его признаки.

«Найди самое главное».

 Ведущий называет героя сказки, а дети называют его главный признак.

«Найди героя».

 1 вариант.

 Дети делятся на команды. На некотором расстоянии от них лежат изображения сказок (например: книга, иллюстрация) и герои из других сказок. Дети по одному из каждой команды, добегают до сказок, переставляют героя к нужной сказке и возвращаются. Выигрывает та команда, которая быстрее и правильно расставит фигурки к сказкам.

 2 вариант.

 Детям предлагается вспомнить знакомые сказки. Определить в каждой сказке основного положительного героя, перечислить его действия, оценить его поступки, сделать вывод о том, что основной герой является носителем добра.

«Найди самое главное».

 Ведущий называет героя сказки, а дети называют его главный признак.

«Назови противоположного героя».

 Воспитатель бросает мяч ребёнку и называет героя, ребёнок называет противоположного героя.

«Складушки-ладушки».

 Подбирать к героям сказок рифмующиеся слова.

«Дразнилка».

 Предложить подразнить какого-либо героя сказки. Подбирать рифмующиеся слова и словосочетания.

«Что стало в сказке большим, а что маленьким».

Анализируется сказка. Дети ищут, в каком месте сказки приходит Волшебник размера.

«Подарки Волшебника дробления-объединения».

Анализируется сказка. Дети находят, как влияет на сюжет приход Волшебника дробления-объединения.

«Подарки Волшебника могу только».

Анализируется сказка. Дети находят, как влияет на сюжет приход Волшебника могу только.

2.Действия

  «Я назову героя, а вы его действия».

 1 вариант.

 Ребёнок, у которого в руках мяч, называет действие героя. Затем передаёт  мяч другому.

 2 вариант.

 Дети стоят в кругу. После того, как ведущий назовёт героя, дети по очереди изображают его действия.

«Я назову действия, а вы угадаете героя».

 1 вариант.

 Воспитатель называет действия героя, а дети должны угадать героя, который выполнял эти действия.

 2 вариант.

 У детей картинки, изображающие героев сказок. Ведущий называет действия персонажа. Тот ребёнок, у которого изображён данный персонаж, считает количество действий. Ребёнку необходимо подпрыгнуть столько раз, сколько действий было названо.

«Был такой – стал другой».

 Предлагается рассмотреть героя какой–либо сказки. Какой он был сначала, и

 какой стал в конце. Предложить показать пиктограммы, соответствующие этому герою.

«Что сначала, что потом».

 Дети рассказывают сказку, опираясь на схемы.

3.Место и время

«Сказка переехала».

 Выбрать одну из сказок и переселить её героев в другое время и место. Рассказать сказку по-новому.

«Поменяй местами».

 Переселить героев одной сказки в другую. Рассказать сказки по-новому.

«Мы гулять пойдём и с собой возьмём».

Дети идут по кругу и говорят слова: Мы в лесок гулять пойдём и с собой возьмём… В это время по внешней стороне круга идёт ведущий. После окончания слов все останавливаются и тот, рядом с кем, остановится ведущий, называет героя, который живёт в лесу.

4.Связный текст

«Расскажи наоборот».

Дети рассказывают сказку в обратном порядке действий.

«Закончи сказку».

 Воспитатель рассказывает сказочную историю, пока не появятся все герои, и не возникнет проблемная ситуация, потом просит детей закончить рассказ.

«Возьми и соедини».

На столе разложены картинки с изображением героев сказок «лицом вниз». Ребёнок выбирает две карточки наугад, рассматривает их и пытается составить рассказ, который бы объединял героев.

«Откуда возникло название».

Обсуждается сказка, её герои, смысл. Дети делают вывод, почему сказку назвали именно так.

«Назови слова, с которых начинается сказка».

 Дети ловят мяч, который бросает ведущий. У кого мяч, тот называет слова зачина сказки (например: жили-были.., однажды.., за тридевять земель в тридевятом царстве.., и т. д.).

«Назови слова, которыми заканчивается сказка».

 Дети ловят мяч, который бросает ведущий. У кого мяч, тот называет слова окончания сказки (например: тут и сказке конец, а кто слушал – молодец).

«Назови главное дело сказки».

Дети ловят мяч, который бросает ведущий. У кого мяч, тот называет главное дело сказки (например: собрались друзья в лес по грибы да по ягоды, созывает царь сыновей,.. и т. д.).

5.схематизация

«Закодируй сказку схемами».

Дети кодируют сказку схемами.

«Путешествие по сказкам».

Перед детьми схемы сказок. Необходимо определить какая схема к какой сказке относится.

«Дорисуй, что я задумал».

На доске изображён недорисованный объект, ребёнок дорисовывает его.

«Угадай настроение».

Ведущий показывает пиктограмму (схематичное изображение настроения), а дети называют характер, настроение.

  Метод морфологического анализа.

Образ и его характеристика

«Найди героя с таким же свойством».

 К кеглям прикрепляются изображения героев сказок. Ведущий называет героя, а ребёнок должен выявить среди кеглей героя с таким же свойством и сбить его шаром.

«Кто делает также».

 1 вариант.

 Вначале игры обсуждается герой сказки. Затем ведущий называет медленно других героев сказок, а дети, если эти герои имеют то же свойство, что и первый герой – откладывают кубик, В конце игры считают количество кубиков и выявляют победителей, которые внимательно слушали ведущего.

 2 вариант.

 Обсуждается один из героев сказки. Детям предлагаются геометрические фигуры, из которых они должны выложить сказочного героя, который имеет то же свойство, что и первый.

«Складушки-ладушки».

 Подбирать к героям сказок рифмующиеся слова.

«Дразнилка».

 Предложить подразнить какого-либо героя сказки. Подбирать рифмующиеся слова и словосочетания.

«Герои потеряли части или свойства».

Во время рассказывания сказки ведущий заменяет уже имеющиеся свойства или части героев на новые. Дети придумывают новое продолжение сказки.

«Подарки Волшебника дробления-объединения».

Анализируется сказка. Дети находят, как влияет на сюжет приход Волшебника дробления-объединения.

«Подарки Волшебника могу только».

Анализируется сказка. Дети находят, как влияет на сюжет приход Волшебника могу только.

Действия

«Старая сказка на новый лад».

 Изменяя свойства известного героя, дети придумывают новую сказку.

«Мы не скажем, а покажем».

Ведущий загадывает героя, показывает его действия. Остальные угадывают, какого героя загадал ведущий.

Мотивы

«Был такой – стал другой».

 Предлагается рассмотреть героя какой–либо сказки. Какой он был сначала, и

 какой стал в конце. Предложить показать пиктограммы, соответствующие этому герою.

Место и время

«Угадай героя по описанию происходящего вокруг него».

 Ведущий описывает ситуацию, а дети угадывают, какой герой оказался в этой ситуации.

Название

«Чему учит сказка».

Обсуждаются  герои заданной сказки, сюжет, анализируются поступки героев. Делается вывод, чему нас научила эта сказка.

«Объясни, почему так названа картина».

После рассматривания картины обсуждается её название. Почему её назвали именно так. На что хотел автор, чтобы мы обратили внимание.

«Найди самое удачное название для картины».

После рассматривания картины дети ищут самое удачное название, которое отражало бы её смысл.

«Назови сказку по-другому».

После прочтения сказки вспоминают её название, и решают, отражает ли название сказки её смысл.

«Сказочный светофор».

У детей карточки: зелёная обозначает зачин, жёлтая – главное дело сказки, красная – окончание. Ведущий называет слова или зачина, или главного дела, или окончания, а дети показывают соответствующую карточку.

Схематизация

«Найди героя».

 1 вариант.

 Дети делятся на команды. На некотором расстоянии от них лежат изображения сказок (например: книга, иллюстрация) и герои из других сказок. Дети по одному из каждой команды, добегают до сказок, переставляют героя к нужной сказке и возвращаются. Выигрывает та команда, которая быстрее и правильно расставит фигурки к сказкам.

 2 вариант.

 Детям предлагается вспомнить знакомые сказки. Определить в каждой сказке основного положительного героя, перечислить его действия, оценить его поступки, сделать вывод о том, что основной герой является носителем добра.

«Подари настроение».

Перед детьми лежат изображения героев сказок. Ведущий даёт задание подарить каждому герою своё настроение (пиктограмму).

«Составь настроение».

Перед детьми лежат пиктограммы, разрезанные пополам – губы и глаза.

Даётся задание составить из половинок определённое настроение.

«Придумай свою загадалку».

Ведущий рисует схематичное изображение какой-либо ситуации, а остальные угадывают ситуацию.

Изменение героя

 «Был такой – стал другой».

 Предлагается рассмотреть героя какой–либо сказки. Какой он был сначала, и

 какой стал в конце. Предложить показать пиктограммы, соответствующие этому герою.

Системный оператор

Образ и его характеристика

«Угадай по описанию».

 Ведущий загадывает объект, описывает его. Дети угадывают, что загадал ведущий.

«Найди самое главное».

 Ведущий называет героя сказки, а дети называют его главный признак.

«Составление лимериков».

 Воспитатель предлагает детям составить про героя смешное стихотворение по модели:

 Жил-был какой-то объект

 И был он такой

 Совершал действия

 Или взаимодействия

 Указание на необычность объекта.

«Герои потеряли части или свойства».

Во время рассказывания сказки ведущий заменяет уже имеющиеся свойства или части героев на новые. Дети придумывают новое продолжение сказки.

«Угадай, кто с кем связан».

 Дети берут на себя роль героя сказки и выполняют те действия, которые делают в сказке эти герои. По сигналу ведущего дети ищут себе пару, исходя из того, как связаны герои сказок.

«Да – нет».

Ведущий загадывает героя, а дети отгадывают по алгоритму:

               природный мир:                                 рукотворный мир:

 живая природа:   неживая природа:               - функция;

- микробы;          - твёрдая;                               - материал;

- грибы;               - жидкая;                              - форма, размер, цвет;

- растения;           - газообразная;                      - наличие частей;

- животные;         - вещество или                      - местонахождение;

                                явление;                              - время создания;

                              - местонахождение;              - звук, запах, вкус;

                                                              - вес и др.

«Маятник».

 Дети перечисляют положительные и отрицательные свойства выбранного героя.

«Волшебные предметы и их хозяева».

Перед детьми изображения сказочных персонажей, обладающих волшебством и изображения их волшебных предметов. Дети соединяют волшебные предметы с их хозяевами.

Действия

«Сказка наоборот».

 Ведущий предлагает рассказать сказку наоборот.

Место и время

«Поменяй местами».

 Переселить героев одной сказки в другую. Рассказать сказки по-новому.

«В гостях у Волшебника быстрых минут».

Предлагается обсудить, что произойдёт в сказке, если время будет идти быстрее.

«Зеркало времени».

 Детям предлагается заглянуть в «Зеркало времени» и заглянуть в прошлое и будущее.

«Угадай героя по описанию происходящего вокруг него».

 Ведущий описывает ситуацию, а дети угадывают, какой герой оказался в этой ситуации.

Решение творческой задачи

«Найди выход».

 Детям предлагается проблемная ситуация в сказке, требующая поиска ИКР.

Название

«Учимся у сказки».

Обсуждается жизненная проблемная ситуация нравственного характера. Вместе с детьми вспомнить, в какой сказке была такая же ситуация. Как герои решали такую ситуацию. Можно ли нам поступить также.

«Откуда возникло название».

Обсуждается сказка, её герои, смысл. Дети делают вывод, почему сказку назвали именно так.

Связный текст

«Исправлялка».

Ведущий читает знакомую сказку, переменив героев, место действия, чтобы дети поправляли ведущего.

«Собери команду».

Заранее обговариваются и определяются ориентирами 3 места: для зачина, цели, окончания. Отдельно лежат карточки, на которых написаны зачины, цели, окончания сказок. Ребёнок берёт карточку наугад, все её зачитывают. Ребёнок должен подойти к определённому ориентиру, обозначающему его фразу. Так собирается команда зачинов, целей и окончаний.

«Кто как кричит».

За ширму заходит ребёнок. Там ему ведущий показывает игрушку животного или картинку с изображением животного. Ребёнок должен прокричать голосом этого животного, чтобы дети узнали, какое животное он изображает.

«Узнай по голосу героя сказки».

За ширму заходит ребёнок. Там ему ведущий показывает игрушку сказочного героя или картинку с его изображением. Ребёнок должен проговорить голосом героя, чтобы дети угадали, кого он изображает.

Схематизация

«Закодируй сказку схемами».

Дети кодируют сказку схемами.

«Метель».

Ведущий и дети говорят слова:

Закружилась метель, словно чудо-карусель,

Все дорожки замела и подарки принесла.

После этого ведущий называет объект или действие, которое должны изобразить дети. Изображать можно словом, звуком, движениями туловища, мимикой, в воздухе, на бумаге.

Мотивы

«Был такой – стал другой».

 Предлагается рассмотреть героя какой–либо сказки. Какой он был сначала, и

 какой стал в конце. Предложить показать пиктограммы, соответствующие этому герою.

«Назови, почему изменился герой».

 Обсуждается любой герой сказки,  выявляются причины изменения его характера.

Выведение жизненных правил

«Учимся у сказки».

Обсуждается жизненная проблемная ситуация нравственного характера. Вместе с детьми вспомнить, в какой сказке была такая же ситуация. Как герои решали такую ситуацию. Можно ли нам поступить также.

Типовые приемы фантазирования

Образ и его характеристика

«Герои потеряли части или свойства».

Во время рассказывания сказки ведущий заменяет уже имеющиеся свойства или части героев на новые. Дети придумывают новое продолжение сказки.

«Найди самое главное».

 Ведущий называет героя сказки, а дети называют его главный признак.

«Придумай новую сказку».

 Воспитатель предлагает детям несколько картинок с изображением героев одной сказки и предлагает рассказать эту  сказку. По ходу сюжета появляется новый герой, который не имеет никакого отношения к этой сказке. Дети придумывают продолжение сказки с новым героем.

Место

«Сказка переехала».

 Выбрать одну из сказок и переселить её героев в другое время и место. Рассказать сказку по-новому.

ТПФ

«Подарки Волшебника дробления-объединения».

Анализируется сказка. Дети находят, как влияет на сюжет приход Волшебника дробления-объединения.

«Подарки Волшебника оживления-окаменения».

Анализируется сказка. Дети находят, как влияет на сюжет приход Волшебника оживления-окаменения.

«Подарки Волшебника могу только».

Анализируется сказка. Дети находят, как влияет на сюжет приход Волшебника могу только.

«В гостях у Волшебника быстрых минут».

Предлагается обсудить, что произойдёт в сказке, если время будет идти быстрее.

«Зеркало времени».

 Детям предлагается заглянуть в «Зеркало времени» и заглянуть в прошлое и будущее.

Действия

«Меняем порядок».

 Перемешиваются схемы сказки. Дети рассказывают сказку по изменённому порядку.

«Угадай по запаху, что произошло».

 Ведущий предлагает представить определённый запах. Дети называют, в какой сказке мог быть такой запах, и почему.

Решение творческой задачи

«Найди выход».

 Детям предлагается проблемная ситуация в сказке, требующая поиска ИКР.

Связный текст

«Закончи сказку».

 Воспитатель рассказывает сказочную историю, пока не появятся все герои, и не возникнет проблемная ситуация, потом просит детей закончить рассказ.

«Придумай новую сказку».

 Воспитатель предлагает детям несколько картинок с изображением героев одной сказки и предлагает рассказать эту  сказку. По ходу сюжета появляется новый герой, который не имеет никакого отношения к этой сказке. Дети придумывают продолжение сказки с новым героем.

«Что сначала, что потом».

 Дети рассказывают сказку, опираясь на схемы.

«Кто как кричит».

За ширму заходит ребёнок. Там ему ведущий показывает игрушку животного или картинку с изображением животного. Ребёнок должен прокричать голосом этого животного, чтобы дети узнали, какое животное он изображает.

«Узнай по голосу героя сказки».

За ширму заходит ребёнок. Там ему ведущий показывает игрушку сказочного героя или картинку с его изображением. Ребёнок должен проговорить голосом героя, чтобы дети угадали, кого он изображает.

Выведение жизненных правил

«Учимся у сказки».

Обсуждается жизненная проблемная ситуация нравственного характера. Вместе с детьми вспомнить, в какой сказке была такая же ситуация. Как герои решали такую ситуацию. Можно ли нам поступить также.

Название

«Чему учит сказка».

Обсуждаются  герои заданной сказки, сюжет, анализируются поступки героев. Делается вывод, чему нас научила эта сказка.

схематизация

«Покажи у кого какое волшебство».

Перед детьми изображения героев сказок, имеющие волшебство. Необходимо каждому герою поставить схему Волшебник

   Волшебный треугольник

Место

«Мы гулять пойдём и с собой возьмём».

Дети идут по кругу и говорят слова: Мы в лесок гулять пойдём и с собой возьмём… В это время по внешней стороне круга идёт ведущий. После окончания слов все останавливаются и тот, рядом с кем, остановится ведущий, называет героя, который живёт в лесу.

«Поменяй местами».

 Переселить героев одной сказки в другую. Рассказать сказки по-новому

Образ и его характеристика

«Маятник».

 Дети перечисляют положительные и отрицательные свойства выбранного героя.

«Составление лимериков».

 Воспитатель предлагает детям составить про героя смешное стихотворение по модели:

 Жил-был какой-то объект

 И был он такой

 Совершал действия

 Или взаимодействия

 Указание на необычность объекта.

Действия

«Был такой – стал другой».

 Предлагается рассмотреть героя какой–либо сказки. Какой он был сначала, и

 какой стал в конце. Предложить показать пиктограммы, соответствующие этому герою.

 «Назови, почему изменился герой».

 Обсуждается любой герой сказки,  выявляются причины изменения его характера.

ТПФ

«Волшебные предметы и их хозяева».

Перед детьми изображения сказочных персонажей, обладающих волшебством и изображения их волшебных предметов. Дети соединяют волшебные предметы с их хозяевами.

«Путешествие в сказке и объяснение волшебства».

Анализируется сказка, выявляются волшебные возможности героев и волшебные инструменты.

«Что стало в сказке большим, а что маленьким».

Анализируется сказка. Дети ищут, в каком месте сказки приходит Волшебник размера.

«Подарки Волшебника дробления-объединения».

Анализируется сказка. Дети находят, как влияет на сюжет приход Волшебника дробления-объединения.

«Герои потеряли части или свойства».

Во время рассказывания сказки ведущий заменяет уже имеющиеся свойства или части героев на новые. Дети придумывают новое продолжение сказки.

«Подарки Волшебника оживления-окаменения».

Анализируется сказка. Дети находят, как влияет на сюжет приход Волшебника оживления-окаменения.

«Подарки Волшебника могу только».

Анализируется сказка. Дети находят, как влияет на сюжет приход Волшебника могу только.

«Путешествие в сказке и объяснение волшебства».

Анализируется сказка, выявляются волшебные возможности героев и волшебные инструменты.

Использование ресурсов

(решение творческой задачи)

«Найди выход».

 Детям предлагается проблемная ситуация в сказке, требующая поиска ИКР.

Выведение жизненных правил

«Чему учит сказка».

Обсуждаются  герои заданной сказки, сюжет, анализируются поступки героев. Делается вывод, чему нас научила эта сказка.

«Учимся у сказки».

Обсуждается жизненная проблемная ситуация нравственного характера. Вместе с детьми вспомнить, в какой сказке была такая же ситуация. Как герои решали такую ситуацию. Можно ли нам поступить также.

Борьба добра и зла

«Назови добрые дела в сказке».

Анализируется определённая сказка, выделяются добрые дела.

«Назови злые дела».

Анализируется определённая сказка, выделяются злые дела.

«Был такой – стал другой».

 Предлагается рассмотреть героя какой–либо сказки. Какой он был сначала, и

 какой стал в конце. Предложить показать пиктограммы, соответствующие этому герою.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения и занятия по сенсорно - моторному воспитанию детей 3-го года жизни

Данный материал содержит следующие упражнения и занятия:Особенности форматирования действий с предметами и дидактическими игрушками у детей на 3-м году жизниДидактические игры на развитие действий с п...

Артикуляционные упражнения, как средство подготовки артикуляционного аппарата к овладению правильным звукопроизношением.

В данной методической разработке дается характеристика артикуляционным упражнениям, методические рекомендации к их выполнению. Также представлены комплексы основных артикуляционных упражнений и упражн...

ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Подвижные игры как средство совершенствования основных движений у детей 7-го года жизни на занятиях по физической культуре»

В представленном опыте раскрыта система работы по совершенствованию основных движений у детей 7-го года жизни на занятиях по физической культуре....

Карты Проппа - замечательный сказочный конструктор для пересказа и сочинения сказок детьми дошкольного возраста

.Доклад по картам ПроппаБлагодаря картам Проппа, вы можете легко проанализировать структуру сказки,  разбив ее на функции. Вашему ребенку это поможет лучше усвоить содержание сказки и облегчит пе...

Самообразование воспитателя по теме: "Графические упражнения как средство подготовки руки ребенка 6 лет к письму"

Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует сложной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного...

Карта подготовки педагога к проведению сюжетной подвижной игры с детьми 5-го года жизни.

Карта подготовки педагога к проведению сюжетной подвижной игры "Лошадки" с детьми 5-го года жизни.Поэтапное планирование....

Проблема графических упражнений как средство подготовки руки к письму у старших дошкольников

Проблема графических упражнений как средство подготовки руки к письму у  старших дошкольников. Значение графических упражнений в подготовке руки к письму.Графические упражнения – это у...