Технологическая карта по развитию речи «Путешествие за кладом»
план-конспект занятия по развитию речи на тему

Митрошкина Любовь Германовна

Показать педагогам возможности использования ИКТ на занятиях по развитию речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта НОД по развитию речи

Вид: занятие – путешествие.

Тема: «Путешествие за кладом»

Воспитатель: Митрошкина Л.Г.                                                                                                    

Цель: Показать педагогам возможности использования ИКТ на занятиях по развитию речи

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать связную монологическую речь дошкольников
  • Закреплять правильное звукопроизношение у детей с помощью мнемотаблицы

Развивающие:

  • Развивать внимание, нестандартное мышление в компьютерных играх и упражнениях

Воспитательные:

  • Воспитывать уверенность в своих силах и умение радоваться за успехи сверстников

Приемы технологии ТРИЗ:

Поставленные задачи решались через игровые приемы

Предварительная работа: наблюдения на прогулке; работа с играми по технологии ТРИЗ; игры на проблемные ситуации; конструирование из бросового материала;

 

Оборудование: ИКТ -  Презентация; видеофильмы с природой; карточки на ассоциации; предметные картинки; удочка; матрёшка;  бросовый материал.

Предполагаемый результат: умение связно выражать свои мысли; грамотно строить предложения; чётко произносить звук «Р»; уметь работать с мнемотаблицами; иметь нестандартное мышление и развитое внимание; находить решения в проблемных ситуациях

Этап, его продолжительность

Задачи этапа

ЦОР

Цифровой

Образовательный

ресурс

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Методы, формы, приёмы возможные виды деятельности

Результат

Вводо- организационный

1-2 мин.

Организация направленного внимания.

Показ слайдов №1

 Вос. : - Ребята,

Слайд №1 Письмо

- Ребята, сегодня я получила письмо.

Дети слушают видеописьмо от Доброго Волшебника

Словесный наглядный метод;

Привлечение внимания. Внутренняя мотивация на деятельность.

Актуализация

3 -5 мин.

 

Закрепить знания о видах транспорта

Показ слайдов №2

Вос.: - Ребята, вы любите приключения?(Да!)                                                                                                                                    - А не боитесь отправиться в путешествие? (Нет!)

- Добрый Волшебник оставил нам карту путешествия и инструкцию.

Слайд №2 Карта

Вос.: - Чтобы добраться до Клада, мы побываем на 5 островах, где нас ждут испытания. На каждом острове вы будете выполнять задание. Если вы его выполняете, мы продолжаем путь, если нет, возвращаемся обратно. Так же на островах, будет предложено дополнительное задание, за которое вы получите золотой  монетку, они  вам помогут отыскать Клад и «Коробочку Благодарения». До каждого острова мы будем добираться на разных видах транспорта, которые вы будете выбирать сами. Ну что, готовы навстречу приключениям?  (Да!)

Вос.:- Ребята, давайте определим, на каких видах транспорта мы можем путешествовать? Кругом океан!  (на водном, подводном, воздушном) – А на наземном? (Нет, потому что кругом вода)

- А я бы отправилась на велосипеде (бывает водной велосипед, прикрутить мотор и ехать)

Рассматривают карту. Знакомятся с инструкцией. Закрепляют знания о видах транспорта.

Словесный метод (ответы на вопросы)

Наглядный метод (показ слайдов)

Пробудить в детях мотивацию к путешествию за «кладом»

Расширение имеющихся представлений

  1. мин.

 Формирование навыков связных речевых высказываний, правильного звукопроизношения дошкольников на основе творческих игр;

развитие внимания, нестандартного мышления в играх.

Показ слайдов с

 №3-12

- Давайте выбирать транспорт. Ассоциации.

Подводная лодка – (ракушка)

Самолёт – (вата)

Корабль - (бинокль)

Летательный аппарат - (звезда)

«Ждут нас быстрые ракеты, для полётов на планеты

На какую захотим, на такую полетим»

Перед каждым островом, ребята по ассоциациям узнают, на каком транспорте отправится в путь.

После выбора ребёнок нажимает на «мышку» компьютера, включается видеофильм, что ребята видят, пока  продвигаются до острова.

Подводная лодка – «Подводный мир»

Самолёт - «Облака»

Корабль - «Корабль в шторм»

Летательный аппарат -  «Вид из космоса»

Новый транспорт- «Вода»

Выбирают вид транспорта. Ребёнок «Мышка» Видео

Слайд№3 Горы

1 остров «Опасный»

1 задание

Вос.: - Ребята, мы попали на первый остров нашего путешествия. Здесь часто происходят разные явления природы; то пойдёт сильный ливень, его сменяет палящая жара; утром ложится туман, а к вечеру начинается ураган. Но одно явление природы на этом острове происходит очень часто. Вам надо угадать, как называется это явление природы.

Игра “Да–Нет” — игроки разгадывают “тайну”, заданную ведущим.

Слово «Лавина»

 (Для этого игроки задают ведущему вопросы в такой форме, чтобы он мог ответить “Да” или “Нет”. Ведущему разрешается давать следующие ответы на поставленные вопросы: “да”, “нет”, “и да, и нет”, “это не существенно”, “об этом нет информации»). 

Слайд№4 Лавина

Дополнительное задание. Золотая монетка1

Слайд№5 «Пройти лабиринт»

Игра «Логический поезд»

Вос.: - Ребята, начался сход снежной лавины, и нам надо быстрей уезжать с этого острова. Чтобы добраться до транспорта, необходимо пройти лабиринт, но он завален камнями. Надо убрать камни с дороги. Камни не простые, за ними спрятаны картинки, которые связаны между собой. Ваша задача объяснить, чем они связаны.  

Выбирают следующий вид транспорта. Ребёнок «Мышка» Видео

Слайд №6 Остров с рекой

2 остров «Остров река Оживка»

Вос.: - Ребята, посмотрите, я нашла удочку, может рыбку половим? (Да)

Кто хочет? (выбираем желающего, закидывает, вытаскивает). На экране появляется вытащенный   предмет (Старый самовар)

Слайд №7 Старый самовар 

Вос.: - Ребята, да это не простая река, а река «Оживка». Мы знаем в этой реке все предметы оживают, они умеют думать, разговаривать. Как вы думаете, о чём нам расскажет  этот предмет? Почему он  попал в реку? Давайте расскажем историю Старого самовара (Ответы детей)

 Дополнительное задание. Золотая монетка2

 Назовите, как можно по-  новому использовать этот  предмет.

Выбирают следующий вид транспорта. Ребёнок «Мышка» Видео

Слайд№  8 Остров необычный

3 остров «Остров Кукусаки» - в переводе «Необычный»

Вос.: - Ребята, мы приплыли на остров «Кукусаки», что означает «Необычный». Здесь всё необычное цветы, растения, деревья, птицы, животные. Давайте отдохнём и прогуляемся  по острову. Каждый будет  гулять  по своим дорожкам и тропинкам. Когда мы  снова встретимся, вы покажите, что вам всех больше понравилось или удивило во время прогулки.

Слайд №9 Физкультминутка (Мультяшки)

- Опять все встретились, покажите, кого или что вы повстречали. Но не забывайте на острове всё необычно.

Дополнительное задание. Золотая монетка3

Ребята изображают увиденное Выбирают следующий вид транспорта. Ребёнок «Мышка» Видео

4 остров «Остров Скороговорок»

Вос.:- Ребята, мы попали на остров Скороговорок, здесь все общаются скороговорками.

Слайд №10 Мнемотаблица

- Скажите, что вы увидели на этом острове? (таблицу с картинками)

- Эти картинки помогут нам выучить новую сковородку? (Да)

1 задание «Расскажи скороговорку по мнемотаблице»

Дополнительное задание. Золотая монетка4 

«Узнай скороговорку по подсказке, и расскажи с эмоцией» 

  Слайд №11 Эмоция Весёлая

     Слайд №12 Эмоция Грустная

    Слайд №13 Эмоция Удивление                            

 (Матрёшка: 1- обезьяна «Н»;2 – гиппопотам «П»;3 – жираф «Ф»)

1.  В рационе обезьяны - ананасы и бананы

2.  За гиппопотамам по мятам, топает гиппопотам

3.  Жираф – в Африке граф

Путешествие на разных видах транспорта. Выполнение заданий по методике ТРИЗ. Работа с мнемотаблицами. Разучивание скороговорки.

Словесный метод (объяснение, рассуждение, анализ)

Наглядный метод(показ слайдов, видеофильмов)

Побуждать в детях внимание, нестандартное мышление. Закрепление навыков связных речевых высказываний. Развитое творческое воображение на основе интеллектуальных игр.

Динамическая пауза

1 мин.

Смена вида деятельности (активная деятельность)

Физкультминутка

«Ждут нас быстрые ракеты,

для полётов на планеты

На какую захотим,

на такую полетим»

(Мультяшки)

Выполняют физическое упражнение.

Практический метод

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка.

Практическая работа

10 мин.

Развитие нестандартного мышления

Показ слайдов 

Вос.:- Ребята, у нас случилась беда, пока мы выполняли задания на острове, наш транспорт? разбился о скалы и дальше нам передвигаться не на чем. На острове никого нет, он необитаемый, помочь нам никто не может. Что вы предлагаете? Цель уже близка.

Ответы детей (надо построить новый транспорт из того чего у нас есть)

На выбор детей даётся бросовый материал и конструктор.

Слайд №14Музыка

Поделка «Нового транспорта из бросового материала»

Защитить свою модель

Выполняют поделку и сбросового материала и конструктора, используя своё воображение, мышление. Практическую работу выполняют по своим способностям. Задают вопросы воспитателю при затруднении выполнении задания.

Метод творческого мышления; практический метод; наглядный метод

Овладения умениями выполнять поделки используя творческое мышление, воображение, логику из сбросового материала. Формируют навыки применения использованного предмета в

 новом качестве.

Рефлексия

3 мин.

Подведение итогов НОД, обобщение полученных ребёнком знаний, умений и навыков.

Показ слайдов №13-15

Подведение итогов НОД.

   5 остров «Остров Доброго Волшебника» Ребёнок «Мышка»

 Видео «Вода»

Слайд №15 Замок Д.В.

Вос.:- Ребята мы добрались до последнего острова. Здесь живёт Добрый Волшебник и  находится «Коробочка Благодарения» и Клад, но где их искать я не знаю.

Слайд№16 «Золотые монетки отдайте воспитателю, она мне их передаст».                                                                              

 Слайд № 17   Подсказка:   (нота)

Вос.: - Ребята, чтобы это значило? (коробочка, где пианино)

В «Коробочке Благодарения» наклейки от Доброго Волшебника, шоколадные медальки, и книга «Большая энциклопедия» - это Клад.

Вос.:-Что же в «Коробочке» - медальки, вы прошли большой путь, вы настоящие герои, а герои всегда получают медали, а книга – это клад

- Почему Великий Волшебник считает книгу Кладом? (ответы детей)

Вос.: Сейчас я хочу взять у вас «Интервью»

 - Вам понравилось путешествие?

- На каком острове вам было очень интересно?

- Где показалось самым трудным испытание?

- Что узнали нового?

- Что осталось непонятным?

Вос.:- Молодцы ребята, мне с вами тоже очень понравилось путешествовать. Давайте скажем большое спасибо Великому Волшебнику (СПАСИБО!)

                         

Высказывание по поводу полученной информации. Своего эмоционального состояния.

Словесный метод (оценка занятия;

педагогическая оценка)

Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта ООД по развитию речи "Путешествие Колобка" в средней группе

Данный материал можно использовать педагогам при проведении итогового занятия за полугодие в средней группе по развитию речи...

Конспект образовательной деятельности по математике и развитию речи "Путешествие за кладом". Средняя группа. (Интегрированное занятие).

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 6 «Светлячок»             Конспект откр...

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по развитию речи "Путешествие по сказке "Колобок" в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Формировать умение рассказывать об эпизодах сказки, используя глаголы, прилагательные. Учить детей правильно пользоваться системой окончаний для согласования слов в предложениях. Учить подбирать прила...

НОД по развитию речи "В поисках клада Лесовичка"

Задачи:1.Формировать навыки сотрудничества на занятии; закрепить умение работать с таблицами – схемами для развития связной речи детей.Закреплять умения обобщать, классифицировать, использовать ...

Технологическая карта занятия по развитию речи " Путешествие в зимний лес".

Технологическая карта занятия по развитию речи "Путешествие в зимний лес"....

Технологическая карта занятия по развитию речи Путешествие в зимний лес.

Цель: обобщение знаний детей о характерных признаках зимы, его обитателях....