конспект занятия по звуковой культуре речи "дифференциация звуков Л - В" .
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Поспелова Светлана Владимировна

Данный материал можно изспользовать на занятиях по звуковой культуре речи в подготовительной к школе группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_zvukov_l-v.docx44.71 КБ

Предварительный просмотр:

Фронтальное занятие по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе дифференциации звуков [Л], [В].

Тема занятия: « Звуки  и буквы «Л», «В». Дикие животные».

Цель занятия:  Осуществлять работу по  дифференциации звуков «Л», «В», активизировать словарный запас по лексической теме  «Дикие животные».

Задачи:

-   обучающая: закрепление знаний о механизмах  образования данных звуков – изолированно, в слогах, в предложении, в тексте; формирование понятий «звук», «слог», «слово», «предложение», «текст»; формирование навыков чтения; обогащение (активизация) словарного запаса по лексической теме «Дикие животные».

- развивающая: совершенствование подвижности органов артикуляционного аппарата; развитие кинестетических ощущений на данный артикуляционный уклад; развитие фонематического восприятия; развитие навыков звуко-буквенного анализа с использованием графической записи; развитие неречевых психических процессов.

- воспитательная: воспитание интереса к содержанию занятия; воспитание трудолюбия; адекватного отношения к своему дефекту звукопроизношения.

-  коррекционная: устранение неправильного  артикуляционного уклада изучаемых звуков:  изолированно, на материале слогов, слов, предложений, текстов; преодоление речевого негативизма.

Речевой материал: белка, лось, слон, выдра, лама, вол, лапа, волк.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки «Дикие животные», зеркало, профили артикуляционного звука, материал для формирования правильного выдоха, слоговые и звуковые дорожки, касса букв, графическая модель (фишки), счетные палочки.

Ход занятия

Этапы занятия

Время

Деятельность логопеда

Деятельность

ребенка

1.Организационный момент

1 мин.

Здравствуйте, ребята!

Занятие сегодня мы начнем с загадок.

 (Дети отгадывают, логопед выставляет на фланелеграф картинку с изображением животного)

1. Пышный хвост торчит с верхушки.

Что за странная зверушка?

Щёлкает орехи мелко

Ну, конечно, это…

2. Отступить врагам пришлось!

Их рогами встретил …

3. Вместо носа шланг пожарный,

Уши вроде опахал,

Ростом с башню отмахал.

4. Ходит мать с надменной мордой, рядом дочь с походкой гордой, с длинной шерстью дочь и мама, весь их род зовется ...

 

5. Кто зимой холодной ходит злой, голодный?

6. Быстро плавает, ныряет,

И в воде не намокает,

Рыбку ловит и съедает,

Иногда и отпускает,

В «кошки-мышки» с ней играет.

Молодцы! О ком мы сегодня будем говорить?

Здравствуйте.

 

- Белка.

- Лось.

- Слон.

- Лама.

- Волк.

- Выдра.

 

- Мы сегодня будем говорить о диких животных.

2. Сообщение темы занятия

2мин.

Тема нашего занятия «Дикие животные». Мы будем учиться различать звук [Л] и звук [В] .  

- Послушайте слова: слон, белка, лось, лама. Какой звук в этих словах я выделила?

- А теперь послушайте еще слова и определите, какой звук я  выделю: волк, выдра

- Звук [Л]

- Звук [В].

3.Анализ артикуляции звуков.

2мин.

А теперь давайте вспомним, что происходит с органами артикуляции в момент, произношения звука [Л] и [В]? А поможет нам в этом вот этот рисунок – артикуляционные профили [Л] и [В].

Звук [Л]

- При произнесении звука Л в каком положении находятся губы?

- Зубы сомкнуты или разомкнуты?

- При произнесении звука Л где находится кончик языка?

- Какая воздушная струя слабая или сильная?

- Голосовые связки вибрируют или нет?

Звук [В]

- При произнесении звука [В], какое положение занимают губы?

- Зубы сомкнуты или разомкнуты?

- При произнесении звука В где находится кончик языка?

 

-  При произнесении звука [В] голосовые связки вибрируют или нет?

     

- При произнесении звука [В] воздушная струя слабая или сильная?

- Верно, выдыхаемый воздух прорывается в щель между верхними зубами и нижней губой.

 - Чем отличается произнесение звука Л от звука В?

- А сейчас мы отдохнём.  Физкультурная минутка “Дикие животные”:

«Встанем, надо отдохнуть,

 Наши пальчики встряхнуть.

 Поднимайтесь, ручки, вверх,

 Шевелитесь, пальчики, –

 Так шевелят ушками

 Серенькие зайчики.

 Крадемся тихо на носочках,

 Как лисы бродят по лесочку.

 Волк озирается кругом,

 И мы головки повернем.

 Теперь садимся тише, тише –

 Притихнем, словно в норках мыши.

 Ходил медведь по лесу,

 Топтался и рычал.

 Хотел он очень меда

 А где достать – не знал».

Молодцы!  Садитесь, продолжим нашу работу.

Слушают логопеда.

 

- Губы находятся в нейтральном положении.

- При произнесении звука Л зубы разомкнуты.

-  При произнесении звука Л кончик языка упирается в верхние зубы или в бугорки за верхними зубами.

- Воздушная слабая.

-  Голосовые складки вибрируют.

- При произнесении звука В губы занимают нейтральное положение. Нижняя губа своим внутренним краем слегка касается верхних зубов.

- При произнесении звука В зубы разомкнуты.

- Кончик языка находится внизу у нижних передних зубов.

- Голосовые связки вибрируют.

- Воздушная струя слабая.

- При произнесении звука В участвует нижняя губа и зубы, а при произнесении звука Л участвует кончик языка и небо.

Дети выполняют движения по тексту

4.Характеристика звуков.

2мин.

  - Ребята, посмотрите на доску. На ней нарисованы мальчики и девочка. Обратите внимание, девочка в красном платье – она означает все гласные. Те мальчики, у которых синие костюмы – это твёрдые согласные, те, кто в зелёных костюмах – это мягкие согласные. Заметьте, у кого на костюмах есть колокольчик – это звонкие согласные.

- Звук [Л] согласный или гласный?

- Почему звук [Л] согласный?

- Какую преграду?

- Звук [Л] звонкий или глухой?

- Почему звук [Л] звонкий?

-Звук [Л] твердый или мягкий?

- Почему звук [Л] твердый?

- При произнесении твердого звука [Л] спинка языка опущена.

- Найдите среди  ребят  звук  [Л].

Молодцы! Давайте поговорим о звуке [В].

 - Звук [В] согласный или гласный?

- Звук [В] звонкий или глухой?

 - Почему звук [В] звонкий?

-Звук [В] твердый или мягкий?

Хорошо. Найдите среди  ребят  звук  [В].

   

- Чем отличается звук Л от звука В?              

- Звук [Л] согласный

- Воздушная струя встречает преграду. Преградой для воздуха является язык и зубы.

- Звук [Л] звонкий

- При произнесении звука [Л] работают голосовые связки

- Звук [Л] твердый.

- Звук [Л] твердый, потому что губы не улыбаются.

Дети выбирают картинку с мальчиком в синей одежде с колокольчиком.

- Звук [В] согласный.

- Звук [В] звонкий.

- При произнесении звука [В] работают голосовые связки

- Звук [В] твердый, потому что губы не улыбаются.

Дети выбирают картинку с мальчиком в синей одежде с колокольчиком.

- Звук Л и звук В согласные, твердые и звонкие, значит между ними отличий нет.

5.Закрепление звуков в изолированном виде.

1мин.

- А теперь поучимся говорить звук [Л].

Упражнение «Самолет летит»

- Покажите, как летит самолет

Упражнение «Дрожим от холода»

- Представьте, что мы очень замерзли и дрожим от холода, покажите с помощью звука.

Дети совместно с логопедом произносят длительно:

- л-л-л-л-л

- в-в-в-в-в

6.Связь звуков с буквами

1мин.

- Давай вспомним, чем отличаются буквы от звуков?

(показ картинок)

- Посмотрите это звук и буква Л. (демонстрация буквы Л строчной и заглавной)

Давай пропишем букву (Л) пальцем в воздухе.

- А вот это буква и звук В (показ буквы в заглавном и строчном виде).

Давай пропишем букву (В) пальцем в воздухе (логопед поворачивается спиной к детям и прописывает букву вместе с детьми).

Давайте с вами напишем эти буквы:

- У вас на столах лежит мягкая проволока и счетные палочки. Пишем букву В проволокой.

- А букву Л – выкладываем из счетных палочек.

- Буквы мы видим, пишем, читаем    

   - А звуки мы говорим и слышим.

 Дети прописывают букву в воздухе.    

Дети выполняют задание логопеда.

7.Развитие фонематического слуха

2мин.

- Ребята, я буду называть звуки, а вы возьмите в руки карандаши и если услышите звук [В], то стукните 1 раз, если услышите [Л], то 2 раза:

- р, л, м, н, м, р, н, л, л, м, н, р

- в, з, ж, с, в, ж, з, в, ж, в, с, ж

- А теперь я называю слоги, и вы точно так же, если слышите [В] – 1р, если [Л] – 2р.

- ра, ла, ма, на,  му, но, лы, на, ло, он,ур, ул, ам, ал, ар, ил, ма, ра, на, ла;

- ва, за, со, во, зы, ву, сэ, зо, вы, вэ.

Молодцы, теперь я называю слова и вы если услышите звук [В] - 1р, [Л] - 2р.

- слон, выдра, зебра, бегемот, лось, жираф, белка, страус, лама.

Игра «Светофор». 

Определи место звука [Л] в слове.

Звук в начале слова

звук в середине слова

 звук в конце слова      

                                   лама

                                             выдра

                                             белка

                                                волк

 Слушают логопеда.

Дети выполняют задание логопеда

8.Закрепление звуков в слогах.

3мин.

Произношение с детьми отраженно, сопряжено и индивидуально слогов с изучаемыми звуками с опорой на слоговые дорожки.

ал-ол-ул-эл-ыл-ил-ел

ла-ло-лу-лы-лэ; ва-во-вы-вэ-ву.

- Назовите первый звук в слоге ла

- Фишкой какого цвета мы обозначим звук [Л]? Почему?

- Назовите второй звук.

- Какой фишкой выложим этот звук? Почему?

- Назовите первый звук в слоге ва

- Фишкой какого цвета мы обозначим звук [В]? Почему?

- Назовите второй звук.

- Какой фишкой выложим этот звук? Почему?

- Чем отличается слог ла от слога ва?

Т.о. прочитываются все предложенные слоги: обратные, прямые. Проводится звуко -  буквенный анализ и графическая запись любого слога со звуком [В] и со звуком [Л] (выкладывается фишка желтого цвета, обозначающая слог, под ней выкладываются фишки гласных звуков (красного цвета), твердых согласных (синего цвета). Сначала выкладывается фишка к первому звуку, а под нее подкладывется буква из кассы.

-  В слоге ла первый звук [Л]

- Звук Л мы обозначим фишкой синего цвета, потому что звук [Л] согласный, твердый.

- Второй звук в слоге звук [А]

- Фишкой красного цвета, потому что звук [А] гласный.

- В слоге ва первый звук [В]

- Фишкой синего цвета, потому что звук [В] согласный, твердый.

- Второй звук в слоге звук [А]

- Фишкой красного цвета. Звук [А] гласный.

- Слог ла начинается со звука Л, а слог ва начинается со звука В.

9.Закрепление звуков в словах.

3мин.

-Посмотрите на парные картинки и скажите, что на них изображено

(детям предлагаются парные картинки из слов паронимов:

лапа – вата, лоск – воск, лоза – ваза, пол - вол)

- Покажите картинку, где изображена лапа и вата. Правильно! Объясните значение слова вата.

- Объясните значение слова лапа.

- Чем отличается на слух слово лапа от слова вата?

Дети определяют звуковое различие между словами.

- Как называются такие  слова?

Проводится звуко-слоговой анализ и графическое отображение слов «лапа – вата»

- Выкладывается фишка, соответствующая понятию слова «лапа» (полоска белого цвета)

- Назовите первый звук в  слове «лапа».

- Назовите последний звук в слове «лапа».

- Назовите гласные в слове «лапа».

- Пропойте этот звук

-  В слове столько слогов – сколько гласных звуков.

- Сколько слогов в слове «лапа»?

Под графическим символом слова выкладываются фишки желтого цвета (слоги слова «лапа»): ла-па.

- Назовите звуки слова «лапа» по порядку.

Далее дети выкладывают фишку к первому звуку, а на нее накладывают соответствующую букву из кассы (красная фишка – гласный звук, синяя – согласный твердый). Аналогично проводится работа со вторым словом «вата».

Дети называют, что изображено на первой и на второй картинках, объясняют смысловое значение слов.

- Вот это вата, а вот это лапа.

- Вата это медицинский предмет, который использует мед. сестра перед прививкой.

- Лапа это часть тела животного.

- При произнесении слова лапа мы слышим первый звук Л. А при произнесении слова вата мы слышим первый звук В.

- Такие слова называются паронимы - это слова, которые отличаются 1 буквой.

Дети выкладывают фишки в соответствующем порядке.

- звук [Л]

- звук [А]

- в слове два гласных звука [А]

- Ааааа

В слове лапа два слога ла – па.

-л-а-п-а

10.Закрепление звуков в предложении.

6мин.

Дети с отработанными словами составляют предложения.

  1. На свалке раскиданы палки.
  2. Муркина лапа как вата.
  3. Вол стоит на полу.
  4. Из вазы свисает лоза.

Анализ одного предложения:

Муркина лапа как вата.

- Дайте понятие «предложение».

- Сколько слов в предложении «Муркина лапа как вата»?

Дети составляют графическую схему предложения.

 Проводится работа над каждым, словом в предложении.

- Сколько слогов в слове Муркина?

Разберите каждый звук в каждом слоге.

Аналогично разбираются слова лапа как вата.

Дети отраженно повторяют за логопедом.

В предложении первое слово начинается с заглавной буквы. В конце предложения ставится точка.

- В предложении «Муркина лапа как вата» 4 слова.

В слове Муркина 3 слога: Мур-ки-на.

Первый слог МУР. Звук М согласный, твердый; звук У гласный; звук Р согласный, твердый. Второй слог КИ. Звук К согласный, мягкий; звук И гласный.

Третий слог НА. Звук Н согласный, твердый; звук А гласный.

11. Закрепление звуков в тексте.

3мин.

А теперь я вам прочитаю рассказ. Вы слушайте внимательно, и потом вы будите называть те слова в тексте, в которых есть звук В или Л.:

Мальчик Слава в лодку сел,

Песню звонкую запел.

 В этой песенке слова

 Про хорошие дела.

Дети выполняют задание логопеда.

Звук Л встречается в словах: Слава, лодка, сел, запел, слова, дела.

Звук В встречается в словах: Слава, звонкую, слова.

12. Домашнее задание

1мин.

- Выучить стихотворение, в состав которого входят слова, включающие буквы Л, В.

Мальчик Слава в лодку сел,

Песню звонкую запел.

 В этой песенке слова

 Про хорошие дела.

- Печатать буквы (Л, В) в тетради.

- Выложить схему предложения: «Вол стоит на полу».

13. Итог занятия

2мин.

- Какие звуки мы сегодня учились произносить? О ком мы говорили?

Давайте вспомним характеристику положения: губ, зубов, языка и силу воздушной струи при произнесении звуков [Л], В по схемам.

- В каких словах мы встречали звуки Л, В?

- Какие слова мы сегодня проговаривали и разбирали при помощи графических схем?

- Какое предложение мы разбирали при помощи графических схем?

Сегодня мы учились произносить звуки [Л], [В] и говорили о диких животных.

При произнесении звука Л работает кончик языка и небо, воздушная струя слабая.

При произнесении звука В участвует нижняя губа и зубы, воздушная струя слабая.

Звуки Л, В согласные, твердые, звонкие.

Звук Л мы встречали в словах: лапа, лоза, пол, белка, лось, слон, лама.

Звук В мы встречали в словах: вол, воск, ваза, волк, выдра.

- Мы разбирали слова «лапа» и «вата».

- Мы разбирали предложение: «Муркина лапа как вата».

14. Оценка деятельности детей

1мин.

Молодцы! Очень старались. Занятие  закончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по звуковой культуре речи «Звуки [з] и [з’].

Конспект занятия по звуковой культуре речи «Звуки [з] и [з’]....

Конспект занятия по звуковой культуре речи "Звук З"

Конспект занятия в средней группе на тему : Звук З"....

Конспект занятия по звуковой культуре речи «Звук О». Рассматривание иллюстрации к сказке «Колобок».

Цель: Продолжать приучать детей внимательно рассматривать рисунки в книгах, объяснять содержание иллюстраций. Отрабатывать чёткое произношение звука О. Ход занятия:1. Организационн...

Конспект занятия по звуковой культуре речи "Звуки "У-А"

Конспект будет полезен как в старшей логопедической группе для детей с ОНР, так и обычной старшей группе....

Конспект занятия по звуковой культуре речи "Звук "И"

Конспект занятия в старшей группе по ЗКР....

Конспект занятия по звуковой культуре речи «Звук Ц» в средней группе

Конспект направлен на развитие правильного произношения звука "Ц" в разных частях слова, на развитие творческого воображения, фонематического с...