КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ДЕТСКОМ САДУ ТЕМА: «РАССКАЗЫВАНИЕ ПО КАРТИНЕ ПОЗДНЯЯ ОСЕНЬ» ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: речевое развитие.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Ассмус Ольга Владимировна
 
Данное занятие на тему «Поздняя осень» относится к образовательной области – речевое развитие и актуально в связи с тем, что сформированная связная речь – важнейшее условие успешности обучения ребенка в школе. Одним из важнейших направлений работы дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС ДОУ является речевое развитие. Одним из самых трудных видов речевой деятельности является составление рассказов по картине и серии сюжетных картинок.
 
 
Выбранная нами тема занятия призвана решать вопросы по развитию свободного общения с взрослыми и детьми, овладению конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря.
 Через содержание данного занятия, дети научаются не только осмыслить содержание картины и передать его в слове, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события.
 
 
Данное занятие входит в систему занятий в рамках образовательной области «речевое развитие» образовательной программы дошкольного образования МДОБУ «Детский сад №63».
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_v_str_gr_razv_rechi.docx35.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

 «Детский сад №63»

 КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ДЕТСКОМ САДУ

ТЕМА: «РАССКАЗЫВАНИЕ ПО КАРТИНЕ ПОЗДНЯЯ ОСЕНЬ»  

ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: речевое развитие.

Воспитатель: Ассмус О.В.

0РЕНБУРГ,

2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данное занятие на тему «Поздняя осень» относится к образовательной области – речевое развитие и актуально в связи с тем, что сформированная связная речь – важнейшее условие успешности обучения ребенка в школе. Одним из важнейших направлений работы дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС ДОУ является речевое развитие. Одним из самых трудных видов речевой деятельности является составление рассказов по картине и серии сюжетных картинок.

Выбранная нами тема занятия призвана решать вопросы по развитию свободного общения с взрослыми и детьми, овладению конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря.

 Через содержание данного занятия, дети научаются не только осмыслить содержание картины и передать его в слове, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события.

Данное занятие входит в систему занятий в рамках образовательной области «речевое развитие» образовательной программы дошкольного образования МДОБУ «Детский сад №63».

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Организационная информация

Примечание

1.

Ф.И.О. педагога

Ассмус Ольга Владимировна

2.

Доминирующая образовательная область

Речевое развитие

3.

Вид деятельности детей

Коммуникативная, музыкальная, художественно эстетическая.

Методическая информация

1.

Тема образовательной деятельности

«Рассказ по картине Поздняя осень»

2.

Методы и приемы реализации содержания занятия

Беседы, Слушанье музыки, рассматривание иллюстраций, составление рассказов, психогимнастика,

3.

Интеграция образовательных областей

- Социально-коммуникативное развитие (психогимнастика «Осенние листья»,  беседа по картине; соблюдать элементарные правила поведения);

- Познавательное развитие (предварительная работа – рассматривание картин поздняя осень чтение стихов об осени; знакомство с правилами поведения в музее изобразительных искусств);

- Речевое развитие  (Игра «Чуткие руки», Игра «Подбери действие», Игра «Подбери признак». Чтение стихотворения «Осень наступила».

 - Художественно-эстетическое развитие (рассматривание картин поздняя осень, Слушание отрывка из пьесы П.Чайковского «Осенний день» );

- Физическое развитие (физ.минутка «Листики»)

4.

Возрастная группа:

Дети 5-6 лет

5.

Цель:

Совершенствование навыка рассматривание картины и составления описательного рассказа, формирование целостного представления об изображенном на ней сюжете.  

6.

6.1

Задачи:

      - формировать навыки составления короткого описательного рассказа;

   - активизировать  словарь: слякоть, непогода, ненастье, бурая, ржавая, рыжая трава, пожухлые листья, экскурсовод;

   - формировать пространственно-временные представления;

6.2

- Воспитывать доброжелательность и

коммуникативность в отношениях со сверстниками;

- Воспитывать культуру общения (вежливость, сострадание, совестливость, скромность, дружелюбие).   

 - воспитывать интерес к пейзажной живописи.

6.3

- Развивать речевую активность детей, мышление, воображение, память;   

 - развивать связную речь.

7.

Планируемые результаты:

- Проявляют доброжелательность в отношениях со сверстниками;

- Демонстрируют культуру общения (вежливость, сострадание, совестливость, скромность, дружелюбие);

- Развита речевая активность детей, мышление, воображение, память.

-Может выразительно, связно и последовательно рассказать небольшой рассказ.

- Составляет по образцу рассказы по пейзажным картинам.

- Поддерживает беседу, высказывает свою точку зрения, согласие/несогласие, использует все части речи.

8.

Организация среды для проведения занятия

Фотографии музеев изобразительных искусств, музыка отрывка из пьесы П.Чайковского «Осенний день», проектор, картины на тему осень, схемы картинки для составления рассказа.

Конспект занятия

I.

Вводная часть

1.1

Введение в тему (создание проблемной ситуации)

Воспитатель:

 Ребята я предлагаю поиграть в игру «Чуткие руки»

Что за чудо – чудеса:

Раз рука и два рука!

Вот ладошка левая,

Вот ладошка правая.

И скажу вам, не тая:

Руки всем нужны, друзья.

Сильные руки не бросятся в драку,

Добрые руки погладят собаку,

Умные руки умеют лечить,

Чуткие руки умеют дружить.

А теперь крепко возьмитесь за руки, почувствуйте тепло рук ваших соседей.

 

1 мин

1.2

Мотивация деятельности детей

Посмотрите ребята какие интересные буклеты я сегодня вам принесла. В разных городах проходят выставки картин «Поздняя осень». А вот и в нашем музее проходит такая выставка.

1 мин

1.3

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

- Вас это за интересовало? Хотели бы вы посмотреть выставку картин?

-Да

- В какой город ближе нам отправится на выставку.

-В Оренбургский музей изобразительных искусств.

 

1 мин

II.

Основная часть:

2.1

Актуализация ранее приобретенных знаний

- Для того, чтобы отправится на выставку я

предлагаю Вам ребята, пригласим в гости слова, которые живут осенью? Я буду произносить разные слова. Как только вы услышите слово, которое живёт осенью, вы должны будете хлопнуть в ладоши и оно появится.

Дождь, капель, метель, лужи,  снегопад, листопадненастье, стаи, сугроб, одуванчик, земляника, ветер, жара.

- Слова, которые вы пригласили, останутся у нас в гостях.

- У осени есть три сына. Что это за сыновья?

- Как зовут первого сына осени? Выпустите первый звук этого слова из кулачка - «с».

- Второй осенний месяц.

- Октябрь.

Спойте голоском название первого звука этого слова «о».

- Как зовут третьего сына осени? Выпустите первый звук этого слова из кулачка «н».

- Мы произнесли первые звуки каждого месяца осени. Посмотрите что получилось. Картинка к слову Сон.

- Как вы считаете, матушка Осень выбрала бы себе это слово?

- Что происходит в природе в конце осени?

- Осенью вся природа готовится ко сну, к отдыху. Некоторые животные впадут в спячку, они прячутся в норы и засыпают, а другие будут вести уже не такой активный образ жизни, как летом. Деревья сбросили листву.

 «Листики»
Мы листики осенние, 
На ветках мы сидим. (дети приседают) 
Дунул ветер - полетели, (поднимая руки верх, качают ими)
Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу) 
И на землю тихо сели. (дети приседают) 
Ветер снова набежал (поднимая руки верх, качают ими)
И листочки все поднял. (легкий бег по кругу) 
Закружились, полетели (дети кружатся)
И на землю тихо сели. (дети приседают)

5 мин

2.2

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

Воспитатель принимает на себя роль экскурсовода.

-Ребята посмотрите, как художники изобразили осень на своих картинах

Игра «Подбери действие».

- Листья осенью (что делают?) — желтеют, опадают и т.д.

- Дождь осенью — моросит, идет и т.д.

- Урожай осенью — убирают.

- Птицы осенью — улетают.

- Деревья осенью — роняют листья.

- Звери осенью — готовятся к зиме, меняют шубки.

4. Игра «Подбери признак».

- Листья осенью (какие?) — желтые, красные, багряные, золотые. Как можно сказать об этом одним словом? (Разноцветные.)

- Дождь осенью (какой?) — холодный, моросящий.

- Погода осенью (какая?) — пасмурная, дождливая, хмурая, морозная (поздней осенью).

- Деревья осенью (какие?) — ранней — с разноцветными листьями, поздней — голые.

Слушание отрывка из пьесы П.Чайковского «Осенний день».

Воспитатель: Что вам хотелось бы делать под эту музыку?

- Посидеть, поспать...

- Ребята как Вы думаете, о каком времени года это произведение.

-это осень.

-Правильно. Молодцы

Многие художники изображают осенние пейзажи. Какой период осени изобразил художник на этой картине?

- Конец осени.

- Как вы догадались?

- Деревья голые, трава завяла, потемнела, стала бурой, ржавой.

- Внимательно посмотрите на картину и подскажите её название.

- «Поздняя осень».

- Какие краски использовал художник в своей картине?

- Холодные, тёмные.

- Что вы видите на переднем плане?

- Дорогу, Деревья.

- Какая дорога?

- Широкая, длинная, грязная. 

На дороге маленькие лужицы.

- Какие деревья на переднем плане?

- Голые, большие.

- Посмотрите влево, что вы видите слева?

Слева от дороги, на картине изображены разные деревья: берёзы, клёны, сосны

- Что вы видите вдали на картине?

 Густой лес.

- Я думаю, что художник изобразил ясный день. Вы согласны со мной?

Нет, вечер.

- Как вы это определили?

- Нет солнца, небо низкое, хмурое, серое.

-Что вы видите ещё на картине?

- Высоко в небе пролетает стая птиц

- Увидеть все, что есть, на этой картине могут только очень внимательные и зоркие ребята. Возьмите «бинокли». Что вы видите ещё на картине?

- Вдали виднеются крыши домов.

- Ребята, эта картина непростая, она звучит. Представьте, что мы с вами вошли в картину и оказались в этом лесу, или на этой дороге, возле деревни. Закройте глаза и представьте, какие звуки вы услышали?

- Крики птиц, шорох листвы, звук ветра, треск сучьев.

- Вдохните глубоко. Какой воздух?

- Холодный, сырой, свежий.

9 мин

2.3

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

- Сейчас я взмахну волшебной веточкой, и вы превратитесь в осенние листья.

Психогимнастика «Осенние листья»

- Где находятся листочки?

- На дереве.

- А как они держатся за ветку?

- Черешком – как будто это рука.

- Крепко держатся листочки за веточку. Ветерок подул... ветер дует сильнее... сильный ветер подул...

                   Падают, падают листья –

                   В нашем саду листопад...

                   Жёлтые, красные листья

                   По ветру вьются, летят.

- Все листочки слетели, ветер утих. Где вы сейчас? Что вы чувствуете?

Кто-то говорит, что он лежит в луже, кто-то спрятался под скамейку, кого-то взяли домой для букета...

- Вам, листочки, хотелось бы полететь в дальние страны? Подул волшебник-ветер, поднял листочки с земли, они закружились в воздухе и полетели. Что вы видите сверху?

- Землю, дома, дорогу.

- Ветер утих, вы опустились на землю. Я дотронусь до вас волшебной веточкой, и вы опять превратитесь в детей и расскажите, какими были листьями и где росли?

- Я был осиновым листочком и рос на осине...

- Мы опять с вами в своей группе. Кто догадался, чем мы будем сейчас заниматься?  Составлять рассказ.

- Помогите правильно составить первое предложение:

             Наступить поздняя осень.

Далее дети составляют рассказ по цепочке, опираясь на схемы.

             Был осенний хмурый вечер.

             Небо было тёмным, серым, хмурым, низким.

             Недавно прошёл сильный дождь.

             На дороге образовались лужи.

                 Деревья стоят голые.

             На дубах и клёнах остались последние пожухшие листья.

             Холодный сырой ветер срывает листья деревьев и уносит их далеко от дерева.

             Перелетные птицы собираются в стаи и улетают в теплые края.

                  

8 мин

III.

Заключительная часть

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

  1. О каком времени года мы сегодня составили рассказ?
  2. Что нового узнали сегодня?
  3. Что бы вы хотели узнать об осени?
  4. Кому расскажете дома о золотой осени?

1 мин

IV.

Дальнейшая разработка темы (развивающая среда)

4.1

Дидактическая игра

Разработка дидактической игры «Осенние признаки»

4.2

Медиатека

Создание медиатеки по социально-художественному направлению в старшей группе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование работы по формированию целостной картины мира, расширению кругозора детей средней группы. Направление: «Познавательно-речевое развитие». Образовательная область: «Познание».

Планирование раскрывает содержание работы по формированию целостной картины мира, расширению кругозора детей средней группы (по «Программе воспитания и обучения в детском саду» М.А.Васильевой, В.В.Гер...

Конспект занятия в детском саду для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с речевыми нарушениями (ФФН, ОНР) ТЕМА: «Путешествие в осень»

Конспект занятия в детском саду для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с речевыми нарушениями (ФФН, ОНР) ТЕМА: «Путешествие в осень»...

Конспект организованной образовательной деятельности в образовательной области «Речевое развитие (обучение рассказыванию)» в средней группе детского сада Тема: «Рассказывание об игрушках»

Конспекторганизованной образовательной деятельностив образовательной области «Речевое развитие(обучение рассказыванию)»в средней группе детского садаТема: «Рассказывание об игрушках...

НОД по подготовке детей к школе: Образовательная область: "Речевое развитие" (современные подходы составления рассказов по картине)

Чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способно...

Конспект НОД «Развитие речи в детском саду» Тема: «Рассказывание по картине» Собака со щенятами.

Цель: учить детей описывать картинку в определенной последовательности, называть картинку. Приобщать детей к поэзии.Задачи:-учить детей составлять рассказ по картине в определенной последовательности....

Конспект занятия в средней группе Тема: Рассказывание по картине "Зима в лесу"

Цель:Развитие связной речи, обогащение словарного запаса.Задачи:     • Учить детей составлять связный рассказ по картине, используя разные виды предложений.• Расшир...