Речь, Слово
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Денеко Оксана Александровна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_po_razvitiyu_rechi_drugie.docx58.76 КБ

Предварительный просмотр:

Предметный словарь:

• активный словарь — спонтанная речь ребенка изобилует звукоподражательными возгласами и облегченными словами, преимущественно относящимися к названиям животных (игрушечных и настоящих), а также к некоторым режимным моментам (приветствия, прощания, выражение согласия-несогласия). При этом дети очень часто дополняют свою речь жестами и выразительной мимикой. Ребенок хорошо называет всех близких, знает и употребляет лексику, регулирующую основные режимные моменты его жизни;

• пассивный словарь — понимание слов из лексических групп «транспорт», «одежда», «еда» и т.д. соответствует возрастным показателям у говорящих детей.

Глагольный и адъективный словарь:

• активный словарь — ребенок активно употребляет многие глаголы в виде звукоподражательных слов, понимает основные прилагательные, обслуживающие его жизненные потребности (горячий, вкусный, мамин), и начинает устойчиво употреблять их в виде облегченных слов в нужных ситуациях;

• пассивный словарь — наполнение словаря соответствует возрастным показателям у сверстников,

Местоимения — чаще всего в словаре у ребенка уже присутствуют личные и притяжательные местоимения, указательные местоимения еще могут заменяться жестами и возгласами.

Вопросительные слова — хорошее понимание вопросов, заданных со словом «где?».

Обследование слухового    внимания

1. Найди колокольчик

Цель: определить умение ребенка реагировать на внезапный звук и находить его источник в знакомой обстановке (детская или игро¬вая комната).

Оборудование: 2—3 одинаковых колокольчика (лучше всего ис¬пользовать «валдайские колокольчики» с очень красивым и мело¬дичным звучанием), любая игрушка или машинка.

Ход занятия

Занятие проводится в детской или игровой комнате.

Для его проведения необходимо предварительно раздать по одно¬му колокольчику нескольким взрослым (маме, бабушке, няне). По¬просите их сесть или встать в разных концах комнаты и звенеть коло-кольчиками по очереди только после специального знака (организа¬тор игры поправляет свои волосы, дотрагивается до носа и т. п.).

В начале игры внимание ребенка специально привлекается к инте¬ресной игрушке, находящейся в центре комнаты. Если малыш возьмет игрушку в руки или потянет в рот, дать ему некоторое время (30 сек — 1 мин) на то, чтобы он мог по-своему ее «изучить». Если же ребенок

ничем не заинтересовался, то организатор игры должен сам «начать игру» — передвигать игрушку (машинка катается, кукла ходит), что¬бы удержать внимание ребенка (взгляд) и отвлечь его от происходя-щего вокруг в комнате. Затем, по специальному сигналу, «звучит ко¬локольчик» сзади малыша. Обратите внимание: малыш не должен ви¬деть колокольчик, звук должен идти для него сзади, взрослый может даже спрятать колокольчик за спиной. Если ребенок только обернул¬ся, но не стал «искать», что звучало, то вы должны помочь ему найти этот колокольчик.

Речевая инструкция: «Ой! Идем-идем. Вот сюда. Иди сюда! Вот это!» (Она должна произноситься эмоционально и сопровождаться соответствующими движениями взрослого в направлении предмета и жестами, при помощи которых вы обращаетесь к ребенку и стимулируете его подойти к колокольчику.) Взрослый, который звонил в колокольчик, может в этот момент достать колокольчик из-за спи¬ны, позвонить в него и на глазах у ребенка опять спрятать колоколь¬чик за спину.

При успешном включении ребенка в игру выполните это зада¬ние несколько раз с разными колокольчиками. Как правило, если малыш еще очень мал, он бросает «старый» колокольчик или легко отдает его маме в руки, как только его внимание привлекает новое звучание в другом конце комнаты. Такой колокольчик можно ис¬пользовать для повторного задания. С ребенком до 1 года 6 мес. не рекомендуется проводить больше 3—4 проб: он ведь не так давно начал ходить самостоятельно и еще с трудом может резко менять направление движения в пространстве вокруг себя.

Если ребенок так сильно увлекся одним колокольчиком, что не реагирует на звучание других, задание можно повторить в другой день, чтобы убедиться, что малыш реагирует именно на звучание колокольчика, а не на внешний вид предмета и двигается в направ¬лении колокольчика, потому что соотнес понравившийся звук с этой игрушкой.

Отметьте, как ребенок реагирует на звучание колокольчика:

• оборачивается, но не начинает искать его в комнате;

• начинает самостоятельно искать колокольчик только после его показа;

• сразу пытается найти источник звука (совершает хотя бы одну попытку).

2. Звонят. Откройте дверь

Цель

Оборудование: телефон (можно использовать игрушечный телефон с электрическим звонком), дверной звонок.

Ход занятия

Занятие проводится в коридоре квартиры ребенка или в одной из комнат, в ДОУ — в любом кабинете, группе.

Предварительно следует выяснить у родственников, пользуются ли в доме дверным звонком, есть ли в доме телефон и какого он типа (городской номер, сотовый, радиотелефон и т. п.), где он расположен.

Занятие проводится в форме игры-поиска: «где звонят?», которая организуется в непосредственной близости от источника звукового сигнала. Но, в отличие от игры «Найди колокольчик», вы на этот раз «не слышите» звонок (в дверь или по телефону), продолжаете свои дела — так проверяется собственная реакция ребенка на знакомый звуковой сигнал:

• не реагирует;

• слышит, но не пытается привлечь внимание взрослого;

• слышит и пытается привлечь внимание взрослого;

• самостоятельно подходит к двери или звонящему телефону, пытается открыть дверь или снять трубку;

• плачет, путается.

Если занятие проводится в помещении, не оборудованном телефоном и дверным звонком, то можно использовать упрощенный вариант задания («Кто стучится в дверь ко мне?»). Для этого следует находиться с ребенком в комнате, в которую можно войти через две двери. В любую из этих дверей одному из взрослых надо стучать извне, а другой должен находиться в комнате рядом с ребенком, наблюдая за его реакциями, но не открывать дверь. Иногда для этого варианта игры требуется предварительное обучение — некоторые дети просто не знают, что в дверь надо постучать, чтобы ее открыли.

3. Кто так говорит?

Цель: определить уровень слухового внимания к речевым сигналам.

Оборудование: несколько игрушек, резко отличающихся друг от друга по «голосам» (курочка, собачка, кошка), столик и два стульчика.

Ход занятия

Занятие проводится за столом.

Сядьте на один стульчик и пригласите ребенка сесть напротив: «Иди сюда. Давай поиграем! Посмотри, кто к нам пришел». Поставь¬те перед ребенком сначала две игрушки (курочка, кошка).

Речевая инструкция: «Мяу-мяу! Покажи!» Изобразите «голос» кошки и подождите, сможет ли ребенок показать на нужную игрушку.

Если вам кажется, что ребенок затрудняется ответить, потому что инструкция ему непонятна, произносите: «Мяу-мяу! Где мяу-мяу?», выделяя голосом слово «где».

В наиболее сложных случаях, когда занятия проводятся с очень маленьким ребенком или с ребенком, у которого уже отмечаются явления речевого или поведенческого негативизма, можно прини¬мать как правильный ответ не только указательный жест, но и «направленный взгляд» (ребенок на короткое время, не более не¬скольких секунд, смотрит на игрушку). Точно так же проверьте, знает ли ребенок «голос» курочки.

Если ребенок активно включается в задание, можно посмот¬реть, насколько легко он выбирает нужное звучание и соотносит его с игрушкой при последовательном предъявлении «голосов»: мяу-мяу, ко-ко, ав-ав (все три игрушки находятся перед ребен¬ком). Чтобы исключить ваше подозрение, что ребенок случайно показал игрушку, животные несколько раз во время игры «пере¬саживаются».

В конце занятия отметьте типичные реакции ребенка на часто употребляемые в детской речи звукоподражательные слова:

• эмоционально реагирует на игрушки, но не знает их «голоса»;

• знает некоторые «голоса», но может спутать их в игре, когда устанет или отвлечется;

• не удается привлечь внимание ребенка к «голосам» живот¬ных;

• самостоятельно называет в игре животных (использует при этом слова-звукоподражания или облегченные слова);

• отказывается от игры, плачет;

• не понимает задания.

4. Правильно или нет?

Цель: выявить умение ребенка словами или жестами выражать свое несогласие с «неправильными» высказываниями взрослых.

Оборудование: в игровой комнате — соответствующие игрушки, а на прогулке это могут быть настоящие кошечки, собаки, вороны.

Ход занятия

Спросите у ребенка: «Это кошечка?» (показывая на кошечку) — и дождитесь утвердительного ответа в любой форме (кивок голо¬вой, улыбка, возглас). Если ребенок никак не реагирует, задайте вопрос о другом животном или игрушке. Если ребенок умеет ис¬пользовать любые коммуникативные жесты, мимические выраже¬ния или лепетные слова для выражения своего согласия, переходите к основному этапу задания.

Покажите на собачку и с той же интонацией, что и в первый раз, еще раз задайте этот же вопрос: «Это кошечка?» (облегчен¬ный вариант вопроса «Это мяу-мяу?»). Дождитесь ответа ребенка, вопрос можно повторить несколько раз. Самое главное — не реа¬гируйте негативно (не переспрашивайте с интонацией удивле¬ния, показывая, насколько неверно ребенок ответил; не хмурь¬тесь, не качайте головой), даже если ребенок ошибочно под¬твердил ваш «неправильный» вопрос. Можно еще раз повторить вопрос, чтобы убедиться в том, что именно хотел «сказать» ре¬бенок.

Несколько раз задайте малышу такие вопросы, варьируя правиль¬ные и неправильные названия предметов, например, спросите, по¬казывая на кошечку: «Это собачка?»

Следует помнить, что если вопросы задаются на прогулке, то особенности движений и поведения животных будут помогать ре¬бенку «узнать» или «не узнать» кошечку. В помещении игрушки для этого задания должны быть тщательно отобраны, так как они будут предъявляться ребенку последовательно, несколько раз, и ребенок может их перепутать, если игрушки будут похожи.

В конце занятия отметьте, умеет ли ребенок выражать свое со¬гласие или несогласие со словами взрослого:

• ребенку впервые предъявляется задание в форме вопроса «Это?» (в семье к нему чаще обращаются с утвердительными выражения¬ми), он не умеет на него отвечать ни в какой форме;

• у ребенка сформирована стереотипная реакция на вопрос «Это ... ?», который всегда задавался ему только в правильной фор¬ме, поэтому утвердительный жест или слово он употребляет не в значении «Да», а как эмоционально-положительную реакцию на об¬щение со взрослым. Если на любой вопрос ребенок отвечает «Да», удостоверьтесь, что это правильное согласие, — покажите на другой предмет и задайте тот же вопрос, если ребенок тоже радостно ответит «Да», значит, он реагирует на интонацию, на само обращение к нему, но не на слова;

• ребенок понимает заданный вопрос и отвечает на него в соот¬ветствии с ситуацией («Да» или «Нет») — в форме жеста, возгла¬са, слова и т.п.;

• ребенок вообще не реагирует на слова, обращенные к нему.

После проведения этих заданий можно уже предварительно опре¬делить уровень развития слухового внимания и типичные поведен¬ческие реакции на невербальные и вербальные коммуникативные зна¬ки у конкретного ребенка:

— ребенок только реагирует на звуковые сигналы, например, поворачивает голову в сторону источника звука;

— ребенок хорошо понимает, что означают звуковые неречевые сигналы (знает их коммуникативный смысл), которые его окружают в жизни (телефон, дверной звонок, стук в дверь);

— ребенок знает некоторые элементарные слова-звукоподражания и соотносит их с конкретными предметами в окружающей действи¬тельности;

— ребенок адекватно реагирует на использование в речевой ком¬муникации нескольких знакомых ему слов, отличает вопроситель¬ную интонацию от утвердительной, может выразить свое «согла¬сие-несогласие» со словами взрослого жестами (утвердительными, отрицательными) или облегченными словами.

Обязательно запишите, хотя бы кратко, результаты ваших на¬блюдений за ребенком при проведении этих игр. Отметьте, какие именно задания вызвали у него наибольшие затруднения. Такие за¬писи носят регистрирующий характер и помогут вам более точно определить исходный уровень развития слухового внимания у ма¬лыша.

Обследование зрительного внимания

1. Собираем мячики

Цель: определить, умеет ли ребенок находить в окружающей об¬становке несколько одинаковых по форме предметов.

Оборудование: несколько мячиков в «волшебном мешочке».

Ход занятия

Занятие проводится в игровой комнате, на ковре.

Сядьте рядом с ребенком, возьмите «волшебный мешочек», в котором находится несколько мячиков, близких по размеру, и «случайно» развяжите его, так, чтобы мячики раскатились по ков¬ру перед ребенком. «Ой! Мячики! Мячики где? Дай мне мячик. И еще один. Еще мячик». Когда ребенок протягивает мячик или хотя бы «ловит» его, тянется к нему, поощряйте его, говорите ему ласково: «Молодец!», «Умница», «Как хорошо у тебя получается». Если ребенок упорно не замечает мячик, возьмите один мячик в руки («Вот мячик»), а затем на глазах у ребенка еще раз покатите его по ковру в направлении ребенка («Дай мячик!»), затем повто¬ряйте это действие, катая мячик в разных направлениях.

Когда ребенок «собрал» 1—2 мячика, сложите остальные в мешочек, повторяя: «Вот мячик. И еще один мячик». Затем рас¬сыпьте мячики еще раз, но постарайтесь сделать так, чтобы они откатились дальше от ребенка, чем в прошлый раз. Несколько раз повторите это задание, проверяя, может ли ребенок «увидеть» мячик, который укатился достаточно далеко, используя при этом помощь взрослого: словесную инструкцию типа «А где мячик? Посмотри! Посмотри туда!» и указательный жест в нужном на¬правлении.

Отметьте, как ребенок играл с «мячиками»:

• не реагировал на неподвижный мячик, «замечал» его только при движении;

• плохо прослеживал взором за мячиком, который закатился да¬леко;

• «видел»/«не видел» неподвижный мячик, когда взрослый ука¬зывал на него;

• легко находил все мячики независимо от их месторасположе¬ния;

• отказывался от участия в этой игре.

2. Найди пару

Цель: узнать, умеет ли ребенок находить парные предметы в сво¬ей одежде.

Оборудование: детские ботиночки и тапочки, большая кукла, стол, стульчик (обратите внимание — лучше взять личные вещи ребенка: его старенькие тапочки и носочки).

Ход занятия

Занятие проводится в игровой комнате.

Сядьте на детский стульчик и возьмите на руки большую кук¬лу (или мягкую игрушку). Перед вами на столе стоят две пары чистой обуви (ботиночки и тапочки).

Речевая инструкция: «Обуваем Кате (имя куклы) ботиночек. Вот так. Дай другой ботиночек». Если ребенок не подходит к столу и не берет с него обувь, снимаем надетый ботиночек, ставим его на стол перед ребенком рядом с «парой», затем опять берем со стола и повторяем задание еще раз, проговаривая все наши действия: «Вот Катя. Катю одеваем. Обули один ботиночек. Вот он! А здесь нет ботиночка! Дай мне ботиночек!»

Отметьте, если ребенок:

• часто ошибается при подборе парного предмета;

• вообще не понимает, что надо искать именно «парочку» (даже после показа); ,

• справляется с заданием;

• отказывается от игры.

3. Ищем конфетку

Цель: определить, может ли ребенок находить спрятанный пред¬мет («конфетку») под перевернутой формочкой, ориентируясь на ее цвет.

Оборудование: несколько разноцветных формочек от йогурта (две—три синие и одна желтая), стол, стульчики, «конфетки» (ви¬тамины).

Ход занятия

Занятие проводится в игровой комнате, за столом, или в столовой.

Сядьте за детский стол напротив ребенка и возьмите в руку одну «конфетку». Перед ребенком на столе стоят две перевернутые формочки из-под йогуртов разного цвета: желтая и синяя. На глазах у ребенка спрячьте «конфетку» под желтую формочку.

Речевая инструкция: «Вот конфетка. А теперь ее не видно. Где конфетка?» Если ребенок переворачивает синюю формочку, разве¬дите руками (жест «Нет!») и произнесите: «Нет! Конфетки нет! А здесь?» Когда ребенок находит «конфетку», он может ее съесть: «Молодец! Съешь конфетку!»

Второй раз можно также спрятать «конфетку» под желтую фор¬мочку на глазах у ребенка, но затем поменяйте их несколько раз местами. «Где конфетка?» Затем количество формочек увеличивает¬ся до трех (две синие и одна желтая), но «конфетку» прячут только под формочку желтого цвета.

Если ребенок каждый раз ищет «конфетку» поочередно под все¬ми формочками или упорно смотрит только под той формочкой, под которой он нашел ее в прошлый раз (например, в центре), выполнение задания прекращается.

Если ребенок успешно находит «конфетку», то постепенно ко¬личество формочек можно увеличить до четырех. Однако зритель¬ное внимание у маленьких детей еще очень неустойчиво, поэтому не следует раздвигать формочки на расстояние больше 5 см, так как одну из них малыш может просто не заметить.

Переворачивая формочки в поиске «конфеты», малыш может:

• не обращать внимания на цвет формочки и хаотически перево¬рачивать все формочки в поисках «конфетки»;

• не прослеживать взором за движением желтой формочки, а просто переворачивать каждый раз любую формочку, которая оказа¬лась на том месте (слева, справа или в центре), где он нашел «кон¬фетку» в прошлый раз;

• переворачивать желтую формочку, выбирая правильно из двух разных формочек;

• переворачивать желтую формочку, выбирая правильно из 3—4 разных формочек.

4. Кормим зайку

Цель: определить, умеет ли ребенок соотносить реальный пред¬мет с его изображением.

Оборудование: несколько морковок, огурцов, яблок, тарелка, две картинки с крупными рисунками «яблоко», «морковка» (стимульный материал к методике), игрушечный заяц, стол, стул.

Ход занятия

Занятие проводится в игровой комнате или в столовой.

На столе перед ребенком поставьте тарелочку, на которой лежат морковка и яблоко. Сядьте напротив ребенка и усадите зайца к себе на руки.

Речевая инструкция: «Зайка хочет кушать. Дай ему морковку!» Наблюдая, как ребенок выполняет это задание, вы убедитесь, что ребенок знает слова «яблоко», «морковка», т.е. понимает и правиль¬но соотносит их с реальными предметами.

Затем покажите малышу картинку с изображением яблока. По¬ложите реальное яблоко рядом с картинкой. Речевая инструкция: «Вот яблоко. И это яблоко».

После этого поставьте перед ребенком тарелочку с набором из овощей и фруктов: например, яблоко и две морковки. Одновременно покажите ему картинку «яблоко». Речевая инструкция: «Зайка хочет кушать. Дай зайке это!» Если ребенок правильно выбрал фрукт, зай¬ка «благодарит» его (кланяется и говорит «спасибо»). Если ребенок выбрал неправильно, зайка отворачивается от еды и мотает головой.

В ходе занятия перед ребенком следует один-два раза менять та¬релки, чтобы он выбирал из разного набора овощей и фруктов.

Горячо-холодно

С помощью этой игры хорошо дарить ребенку в заранее спрятанный сюрприз/подарок, т.к. у ребенка в процессе поиска усиливается интерес к подарку (точно также, как вкусный запах из кухни усиливает аппетит перед обедом).

Описание игры
От ребенка в заранее прячется сюрприз/подарок. Он должен его найти по подсказкам ведущего:

  • Совсем замерз - значит, что от сюрприза очень далеко и ребенок ищет совершенно не в том направлении
  • Холодно - значит, что ребенок ищет не в том месте
  • Опять зимушка-зима пришла - означает, что ребенок идет в неправильном направлении, после правильного
  • Уже теплее - означает, что ребенок повернул в нужном направлении
  • Теплее - значит, что ребенок продолжает идти/искать в нужном направлении
  • Горячее - ребенок уже близок к сюрпризу
  • Жарко - ребенок близко-близко к сюрпризу
  • Совсем пожар! - ребенок в нескольких сантиметрах от своего подарка

Очевидно, что наградой ребенку является найденный подарок.

Правила игры

  1. В укромном месте (чтобы сразу не догадаться) прячется сюрприз/подарок.
  2. Ребенок ищет спрятанный сюрприз, по вышеописанным подсказкам ведущего.
  3. Ребенок наслаждается найденным подарком. :)

Примечания
Если ребенок не один, а с несколько, то поиском занимаются все эти дети сразу. Для этого случая подарок должен быть соответствующим!

 

Найди по описанию

Найди по описанию - игра для детей двух-трех лет. Способствует развитию наблюдательности, памяти и внимания ребенка.

Описание игры

Играть можно где угодно: дома, на улице во время прогулки, в гостях и т.д.
Попросите ребенка показать то, что вы ему опишите.
Например: «Покажи мне, пожалуйста, предмет. Он – круглый, одна сторона у него красная, а другая – синяя. С ним можно играть: катать его, кидать друг другу» (это мяч).

Правила игры

  1. Описываете ребенку какой-нибудь предмет: его цвет, форму, из чего он сделан, что с ним можно делать
  2. Ребенок по описанию угадывает и называет предмет

Примечание
Можно описывать людей, животных, природу – осадки, деревья... (да все что нас окружает) и попросить ребенка отгадать, о ком/о чем вы выговорите.

 

Деревья растут

Деревья растут - познавательная игра и зарядка для дошколят, стимулирующая развитие воображения и координацию движений. Дает возможность детишкам отдохнуть после умственных занятий. В тоже время помогает укрепить позвоночник.
Можно проводить между номерами утренника или просто в свободную минуту.

Описание игры
Воспитатель, описывая движения, просит детей изображать разные деревья: пальму, елочку, дуб…
Сначала деревце маленькое – садимся на корточки. Вот дерево начинает расти – поднимаем руки вверх, выпрямляемся и тянемся на носочках.
Пальма – руки поднимаем вверх ладошками вниз (это листья), плавно покачиваем руками.
Елочка – руки вниз и в стороны, ладошками вверх.
Дуб – он большой, сильный – широко расставляем ноги, согнутые в локтях руки поднимаем над головой.

Правила игры

  1. Воспитатель просит детей по описанию изображать разные деревья
  2. «Сначала деревце маленькое – садимся на корточки» – дети приседают
  3. «Дерево начинает расти – поднимаем руки вверх и выпрямляемся» - дети встают в поднятыми вверх руками
  4. «Дерево выросло большое – встаем на носочки и тянемся» - дети тянутся на носочках
  5. По такому же принципу описываем разные деревья

Дидактические игры для дошкольников.

Игры по развитию речи

                                                                         

Что за предмет?
Цель: учить называть предмет и его описывать.
Ход.
Ребёнок вынимает из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его (это мяч). Вначале игрушку описывает воспитатель: «Он круглый, синий, с жёлтой полосой и т.д.»

Угадай игрушку
Цель: формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание.
Ход.
На обозрение выставляются 3-4 знакомые игрушки. Воспитатель сообщает: он обрисует игрушку, а задача играющих, прослушать и назвать этот предмет.
Примечание: сначала указываются 1-2 признака. Если дети затрудняются 3-4.

Кто больше увидит и назовёт
Цель: учить обозначать словом и действием части и признаки внешнего вида игрушки.
Ход.
Воспитатель: У нас в гостях кукла Оля. Оля любит, когда её хвалят, обращают внимание на её одежду. Доставим кукле удовольствие, опишем её платье, туфельки, носочки.

Сорока
Цель: соотносить глагол с действием, которое он обозначает и с субъектом, который это действие производил.
Материал: иголки, очки, мыло, звонок, щётка, утюг. Кисть, веник, игрушка – птица Сорока.
Ход.
Воспитатель: Пока вы были дома, в детский сад прилетела сорока и собрала в свою сумку разные вещи. Давайте посмотрим, что она взяла 
(Воспитатель раскладывает предметы)

Далее происходит диалог между детьми и сорокой:

Дети:

Сорока, сорока
Отдай нам мыльце

Сорока:

Не дам, не отдам
Возьму ваше мыльце
Отдам моему сорочонку умыться.

Дети:

Сорока, сорока
Отдай нам иголку!

Сорока:

Не дам, не отдам.
Возьму я иголку
Сорочку сошью своему сорочонку.

Дети:

Сорока, сорока,
Отдай нам очки

Сорока:

Не дам, не отдам.
Я сама без очков,
Прочесть не могу сорочонку стихов.

Дети:

Сорока, сорока.
Отдай нам звоночек.

Сорока:

Не дам, не отдам.
Возьму я звоночек.
Отдам сорочонку – звони мой, сыночек.

Воспитатель:

Ты, сорока, не спеши
Ты у деток попроси.
Все тебя они поймут.
Всё что надо подадут.

Воспитатель:

Что ты хочешь сделать, сорока? (Почистить, погладить, покрасить…)

Воспитатель:

Дети, что для этого нужно сороке?
(Дети называют и приносят все предметы)

Сорока благодарит и улетает.

Назови как можно больше предметов
Цель: упражнять детей в чётком произношении слов.
Ход.
Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать как можно больше предметов, которые их окружают (назвать только те, что находится в поле их зрения)
Воспитатель следит, чтобы дети правильно и чётко произносили слова, не повторялись. Когда малыши не смогут больше ничего назвать сами, воспитатель может задавать им наводящие вопросы: «Что висит на стене?» и т.д.

Олины помощники
Цель: образовывать форму мн. Числа глаголов.
Материал: кукла Оля.
Ход.
- К нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я их вам покажу, а вы угадайте, кто эти помощники и что они помогают делать Оле.
Кукла идёт по столу. Воспитатель указывает на её ноги.
- Что это? (Это ноги)
- Они Олины помощники. Что они делают? (Ходят, прыгают, танцуют и т.д.)
Далее указывает на другие части тела и задаёт аналогичные вопросы, дети отвечают (руки берут, рисуют…; зубы жуют, кусают, грызут…; глаза смотрят, моргают…)

Разноцветный сундучок
Цель: учить детей при согласовании существительных среднего (женского) рода с местоимением ориентироваться на окончание слова.
Материал: шкатулка, предметные картинки по количеству детей.
Ход.

Воспитатель:

Я картинки положила
В разноцветный сундучок.
Ну-ка, Ира, загляни-ка,
Вынь картинку, назови.

Дети вынимают картинку и называют, что на ней изображено.

Скажи, какой?
Цель: Учить детей выделять признаки предмета.
Ход.
Воспитатель (либо ребёнок) вынимает из коробки предметы, называет их, а дети указывают на какой-либо признак этого предмета.
Если дети затрудняются, воспитатель помогает: «Это кубик. Какой он?»

«Волшебный кубик»
Игровой материал: кубики с картинками на каждой грани.
Правила игры. Ребёнок бросает кубик. Затем он должен изобразить то, что нарисовано на верхней грани, и произнести соответствующий звук.
Ход.
Ребёнок вместе с воспитателем произносит: «Вертись, крутись, на бочок ложись», - и кидает кубик. На верхней грани – например, самолёт. Воспитатель спрашивает: «Что это?» и просит съимитировать гул самолёта.
Аналогично разыгрываются и другие грани кубика

«Необычная песенка»
Правила игры. Ребёнок распевает гласные звуки на мотив любой знакомой ему мелодии.
Ход.
Воспитатель. Однажды жуки, бабочки и кузнечики поспорили, кто лучше всех споёт песенку. Первыми выступили большие, толстые жуки. Они важно пели: О-О-О. (Дети пропевают мелодию на звук О). Затем выпорхнули бабочки. Они звонко и весело запели песенку. (Дети исполняют ту же мелодию, но на звук А). Последними вышли музыканты-кузнечики, они заиграли на скрипочках – И-И-И. (Дети напевают эту же мелодию на звук И). Тут на полянку вышли все и начали распевку со словами. И сразу же все жуки, бабочки, кузнечики поняли, что лучше всех поют наши девочки и мальчики.

«Эхо»
Правила игры. Педагог громко произносит любой гласный звук, а ребёнок повторяет его, но тихо.
Ход.
Воспитатель громко говорит: А-А-А. ребёнок-эхо тихо отвечает: а-а-а. И так далее. Можно так же использовать сочетание гласные звуков: ау, уа, эа и т.д.

«Садовник и цветы»
Цель: закрепить знания детей о цветах (лесных ягодах, фруктах и т.д.)
Ход.
Пять, шесть играющих сидят на стульях, расставленных по кругу. Это цветы. У них всех есть название (можно, чтобы играющие выбрали картинку-цветок; ведущему показывать нельзя). Ведущий-садовник говорит: «я так давно не видел чудесный белый цветок с жёлтым глазком, похожим на маленькое солнышко, не видел ромашку». Ромашка встаёт и делает шаг вперёд. Ромашка, поклонившись садовнику, говорит: «Благодарю Вас, дорогой садовник. Я счастлива, что вы захотели взглянуть именно на меня». Ромашка садится на другой стул. Игра продолжается до тех пор, пока садовник не перечислит все цветы.

Содержание этой игры можно легко изменить: «»Садовник и фруктовые деревья», «Лесовик и лесные ягоды», «Дрессировщик и его звери» и т.д.

«Кто больше действий назовёт»
Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы.
Материал. Картинки: предметы одежды, самолёт, кукла, собака, солнце, дождь, снег.
Ход.
Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках.
Например:
- Что можно сказать о самолёте? (летит, гудит, поднимается)
- Что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать)
- Что можно сказать о дожде? (идёт, капает, льёт, моросит, стучит по крыше)
И т.д.

«Козлята и волк»
Цель. Заканчивать сказку по её началу.
Материал. Фланелеграф и атрибуты к сказке «Коза с козлятами», зайчик
Ход.
Воспитатель рассказывает начало сказки, демонстрируя фигурки персонажей.
- Слушайте, что было дальше: Ушла коза снова в лес. Козлята остались дома одни. Вдруг в дверь снова постучали. Козлята испугались, попрятались. А это был маленький /показ/…(Дети договаривают: зайчик)
Воспитатель: зайчик говорит….
Дети: не бойтесь меня, это я – маленький зайчик.
Воспитатель: Козлята угостили его….
Дети: морковкой, капустой…
Воспитатель: потом они стали…
И т.д.

«Разбуди кота»
Цель. Активизировать в речи детей наименование детёнышей животных.
Материал. Элементы костюма животных (шапочка)
Ход.
Кто-то из детей получает роль кота. Он садится, закрыв глаза, (как бы спит), на стул в центре круга, а остальные, по желанию избрав роль какого-либо детёныша животного, образуют круг. Тот, на кого укажет жестом воспитатель, подаёт голос (издаёт звукоподражание, соответствующее персонажу).
Задача кота: назвать, кто его разбудил (петушок, лягушонок и т.д.). Если персонаж назван правильно, исполнители меняются местами, и игра продолжается.

«Ветерок»
Цель. Развитие фонематического слуха.
Ход.
Дети встают в круг. Педагог произносит разные звуки. Если услышите звук, например, у, поднимите руки и медленно покружитесь.
Произносятся звуки у, и, а, о, у, и, у, а. Дети, услышав звук у, делают соответствующие движения

«Буратино-путешественник»
Цель. Ориентироваться в значении глаголов.
Материал. Кукла Буратино.
Ход.
Буратино – путешественник. Он путешествует по многим детским садам. Он расскажет о своих путешествиях, а вы отгадаете, в каких комнатах детского сада или на улице он побывал.
- Зашёл в комнату, где дети засучивают рукава, намыливают руки, вытираются.
- Зевают, отдыхают, спят…
- Пляшут, поют, кружатся…
Был Буратино в детском саду, когда дети:
- приходят, здороваются… (Когда это бывает?)
- обедают, благодарят…
- одеваются, прощаются…
- лепят снежную бабу, катаются на санках

«Прятки»
Цель. Формирование морфологической стороны речи. Подвести детей к пониманию предлогов и наречий, имеющих пространственное значение (в, на, за, под, около, между, рядом, слева, справа)
Материал. Мелкие игрушки.
Ход.
Изготовленные заранее игрушки воспитатель прячет в разных местах групповой комнаты, а затем, собрав вокруг себя детей. Сообщает им: «Меня известили, что у нас в группе поселились непрошенные гости. Следопыт, который вёл за ними наблюдение, пишет, что кто-то спрятался в верхнем правом ящике письменного стола. Кто пойдёт на поиски? Хорошо. Нашли? Молодцы! А кто-то спрятался в уголке игрушек, за шкафом (Поиски). Кто-то под кукольной кроватью; кто-то на столе; что стоит справа от меня»
Т.О. дети отыскивают всех непрошенных гостей, прячут их в коробочку и договариваются, что снова поиграют с их помощью в прятки.

«Почтальон принёс открытку»
Цель. Учить детей образовывать формы глагола в настоящем времени (рисует, танцует, бежит, скачет, лакает, поливает, мяукает, лает, гладит, барабанит и.д.)
Материал. Открытки с изображением людей и животных, выполняющих различные действия.
Ход.
Игра проводится с небольшой подгруппой.
В дверь кто-то стучит.
Воспитатель: Ребята, нам почтальон принёс открытки. Сейчас мы их рассмотрим вместе. Кто на этой открытке нарисован? Правильно, Мишка. Что он делает? Да, барабанит. Эта открытка адресована Оле. Оля, запомни свою открытку. Вот эта открытка адресована Паше. Кто здесь изображен? А что он делает? И, ты, Петя, запомни свою открытку.
Т.О. рассматриваются 4-5 штук. И те, кому они адресованы, должны правильно назвать действия персонажа и запомнить изображение.
Воспитатель: Теперь я проверю, запомнили ли вы свои открытки? Снеговики танцуют. Чья эта открытка? И т.д.

«ЧЕГО НЕ СТАЛО? "

Цель: упражнять в употреблении сущ. единственного и множественного числа в родительном падеже.

Материал: карточки с изображением одного и множества предметов.

Ход: Воспитатель выкладывает ряд картинок, затем убирает по одной. Дети называют предмет, которого не стало: мяча, платья, солнца, помидора, книги.

«ИСПРАВЬ ОШИБКУ»

Цель: упражнять в согласовании сущ. с глаголами в роде, числе.

Ход: воспитатель проговаривает словосочетания, не согласовывая сущ. с глаголом. Ребенок услышав ошибку исправляет. Дима рисуют (Дима рисует). Лена вышел (Лена вышла) .

«ЧТО Я ВИЖУ»

Цель: упражнять в употреблении сущ. ед. и мн. числа в винительном падеже.

Ход: дети по очереди называют предметы, находящиеся в помещении предложением: Я вижу книгу. Я вижу куклу.

«ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Цель: упражнять в употреблении сущ. ед. и мн. числа в винительном падеже.

Ход: воспитатель начинает предложение, ребенок продолжает: Врач лечит (кого) больного. Художник рисует (что) картину.

«В ЗООПАРКЕ»

Цель: упражнять в употреблении словосочетаний (сущ. и прилаг.) единственного и множественного числа в винительном падеже.

Ход: воспитатель задает вопрос, показывая картинку: Кого вы видели в зоопарке? Ребенок отвечает словосочетанием: большого слона, хитрую лису, колючего ёжика.

«ИСПРАВЬ ОШИБКУ»

Цель: упражнять в согласовании сущ. с прилагательными.

Ход: воспитатель проговаривает не согласовывая словосочетания, ребенок исправляет: Школьный форма (школьная форма, кухонный полотенце (кухонное полотенце).

«РАЗБУДИ КОТА»

Цель: упражнять в использовании наименований детенышей животных.

Материал: карточки с изображением детёнышей животных.

Ход: кто-то из детей получает роль кота, он садиться, закрыв глаза. Остальные дети образуют круг. Тот, кому воспитатель покажет картинку, подает голос (звукоподражание, соответствующее этому персонажу. Задача кота – назвать, кто его разбудил (детёныша животного) и тот его изображал. Если назвал правильно, то меняются местами.

«МАГАЗИН ПОСУДЫ»

Цель: продолжать учить, правильно называть слово, обозначающее предмет посуды; упражнять в согласовании прилагательных с сущ.

Материал: предметы посуды, разные по форме, материалу, величине.

Ход: Чтобы купить предмет, надо точно знать его предназначение, уточнить материал, из которого он изготовлен. (Я хочу купить большую, прозрачную сахарницу. Подайте маленькую, пластмассовую сахарницу) .

«БОЛЬШОЙ И МАЛЕНЬКИЙ»

Цель: упражнять в изменении слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Ход: разговаривают большая и маленькая лисы. Большая говорит: «крыльцо», а маленькая «крылечко». «Палец – пальчик, кольцо - колечко».

«В ГОСТЯХ»

Цель: Учить соотносить название продукта с соответствующей посудой.

Материал: предметы посуды, игрушки.

Ход: рассказ воспитателя, сопровождающийся показом. «Зверята пришли в гости, будем их угощать. Какую посуду надо взять? Куда насыплем сахар? Куда положим салфетки?

«КАКОЕ ВАРЕНЬЕ»

Цель: учить образовывать прилагательные из существительных.

Ход: воспитатель говорит пару слов, ребенок изменяет их по образцу: варенье из малины – малиновое, из голубицы – голубичное, компот из яблок – яблочный, из груш – грушевый.

«СКАЖИ ПО - ДРУГОМУ»

Цель: Учить образовывать прилагательные из существительных.

Ход: Воспитатель говорит пару слов, ребенок по образцу их изменяет: горох – суп гороховый, ель – шишка еловая, береза – березовая роща.

«КАК НАЗВАТЬ ЗАЙКУ? »

Цель: учить образовывать однокоренные слова.

Материал: игрушки звери.

Ход: воспитатель говорит: К нам в гости пришел заяц. А можно про него сказать волк? Ёжик? Зайка? Медвежонок? Зайчонок? Бельчонок? Заинька? Далее дети повторяют цепочку родственных слов: заяц – зайка – зайчонок – заинька – зайчишка.

«ИЗ ЧЕГО»

Цель: упражнять в образовании притяжательных прилагательных.

Ход: дом из кирпича – кирпичный.

Из бумаги - …

Из шерсти - … .

Из меди - … .

Из соломы - … .

Из железа - …

Из стекла - …

Из дерева - …

«ЧТО ПОЛУЧИТСЯ? »

Цель: упражнять в образовании сложных слов.

Ход: Сам летает – самолет,

Сам варит - …

Пар, возить - … .

Голубые глаза - … .

Темные волосы - ….

Любит тепло - ….

Вола плавает - ….

«ИЗ ЧЕГО СДЕЛАНЫ? »

Цель: учить образовывать прилагательные суффиксальным способом.

Материал: игрушки и предметы из различных материалов.

Ход: дети составляют предложение по аналогии, образовывая прилагательные. Самолет из железа, значит он железный, Лошадка из дерева, значит она деревянная.

«ОБРАЗУЙ СЛОВО»

Цель: учить детей образовывать причастие из глагола.

Ход: воспитатель предлагает образец, дети образуют слова по образцу: Лист желтеет. Он какой? Желтеющий. Лист шуршит. Он какой? Шуршащий. Лист мокнет. Он какой? Мокнущий.

«ДЕРЕВО РОДСТВЕННЫХ СЛОВ»

Цель: учить образовывать однокоренные слова.

Материал: макет дерева, на листочках схемы.

Ход: мы будем собирать слова, похожие на слово рыба: есть слово маленькое… (рыбка,

Большое (рыбища, слово действие (рыбачить, слово человек (рыбак, слово которое обозначает много (рыбы… Ветерок подул, листочки опали. Давайте их вернем на дерево.

«ЧТО У ТЕБЯ, А ЧТО У КУКЛЫ? »

Цель: образование существительных с уменьшительно ласкательными суффиксом, Практическое употребление сложных предложений с союзом «А».

Ход: дети сравнивают себя с куклой, называя все части тела.

У меня голова, а у куклы головка.

У меня глаза, а у куклы глазки.

У меня рот, а у куклы ротик.

У меня спина, а у куклы спинка. И т. д.

«КУДА ПОЛОЖИМ»

Цель: упражнять в образовании слов морфологическим способом.

Ход: Хлеб кладут в … хлебницу.

Мыло кладут в … .мыльницу.

Масло кладут в …

Сахар насыпают в …

Салфетки ставят в …

Масло кладут в …

«ПОВАРЁНОК»

Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.

Ход: воспитатель задает вопросы. Из вермишели какой сварим суп … (вермишелевый). Из гороха? Из гречки?

Из яблок какой сварим компот?

Из груш какой сварим компот?

«СТРАШНЫЙ ЗВЕРЬ»

Цель: учить соотносить названия животных с их детенышами.

Материал: иллюстрации с изображением животных и их детенышей.

Ход: воспитатель рассказывает, сопровождая показом картинок.

«Отправились на прогулку кошка с, утка с, и т. д. Вдруг послышалось: «Тра-та-та-тах!

Испугались малыши, побежали к своим мамам: котята к, Утята к, и т. д. Успокоили мамы своих малышей, и пошли дальше к реке (повтор истории). Кто же так страшно трещит, а это птица, сама чёрная, крылья белые, кто это?

«УГАДАЙ – КА»

Цель учить правильно использовать наименования детенышей животных в единственном и множественном числах.

Ход: Воспитатель изображает тигра: Кого я показала? Как называют детеныша тигра? А если их много? Покажите тигрят. А сейчас Оля нам покажет …, а мы будем отгадывать.

«ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ПУХА»

Цель: учить соотносить названия животных и их детенышей, использовать предлоги с пространственными значениями.

Материал: карточки с изображением животных и их детенышей.

Ход: Рассказ с сопровождением картинок: «Жил – был котёнок Пух. Почему его так назвали? На день его рождения пришли малыши вместе с мамами. Пришла свинья

с, белка с, и т. д. Мамы сели в сторонке, а малыши стали играть в прятки. Пух нашёл кого? Где? А кого не нашёл? Повторно игру проводят дети.

«КТО ГДЕ ЖИВЕТ»

Цель: упражнять в образовании сущ. множественного числа родительного падежа.

Материал: карточки с картинками по лексическим темам «Животные», «Птицы», «Предметы».

Ход: воспитатель, показывая картинку, проговаривает предложение. Ребенок подсказывает нужное слово. На Севере много (медведей, тюленей, моржей). В тайге много…. В магазине много…

«ХОЗЯЙКА КОРМИЛА КОГО? »

Цель: упражнять в образовании сущ. родительного падежа.

Материал: карточки с картинками по лексическим темам «Животные», «Птицы».

Ход: воспитатель, предъявляя карточки, спрашивает: Кого кормила хозяйка? (собаку, лошадь, курицу, жеребенка, петуха, цыпленка) .

«ВОЛК НАПУГАЛ КОГО? »

Цель: упражнять в образовании сущ. родительного падежа.

Материал: карточки с картинками по лексическим темам «Животные», «Птицы».

Ход: воспитатель, предъявляя карточки, спрашивает: Кого напугал волк?

(белку, зайца, бельчонка, зайчонка… .)

«НЕТ КОГО? »

Цель: упражнять в образовании сущ. родительного падежа.

Материал: карточки с предметными картинками.

Ход: на наборном полотне выставлены карточки, воспитатель, убирая одну, спрашивает: Нет кого? Нет чего?

«ПРОГУЛКА В ЛЕС»

Цель: усвоение категории родительного падежа.

Материал: предметные картинки.

Ход: воспитатель с детьми «собирается»

В лес и спрашивает каждого ребенка

Кого (что) ты увидишь в лесу? Ребенок отвечает:

Я увижу лису.

Я увижу белку.

Я увижу березу.

«ЧТО МЫ СЪЕЛИ? »

Цель: употребление сущ. единственного и множественного чисел в родительном падеже.

Материал: карточки по теме «Фрукты», «Овощи».

Ход: Воспитатель рассказывает, предлагая вставить пропущенные слова: Мама купила фрукты, вымыла и положила на тарелку. Мы их с удовольствием съели. На тарелке не осталось ни одного … Мы съели все …

«БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ»

Цель: упражнять в образовании сущ. винительного падежа.

Материал: карточки по лексическим темам.

Ход: задавая вопрос, ребенку предлагают картинку: Гладил что? Юбку. Гладил кого? Котенка. Мыл что? Руки. Мыл кого? Щенка.

«СЛУШАЙ ВНИМАТЕЛЬНО,

ДЕЛАЙ СТАРАТЕЛЬНО»

Цель: упражнять в употреблении сущ. в винительном падеже, развивать умение давать и выполнять словесную инструкцию.

Материал: предметы посуды.

Ход: дети дают друг другу словесные инструкции: возьми ложку, положи

ложку,

«ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Цель: упражнять в образовании сущ. винительного падежа с предлогом.

Материал: сюжетные картинки.

Ход: воспитатель проговаривая предложение, показывает картинку, ребенок подсказывает нужное слово.

Продавец встал за … (прилавок)

Солнце спряталось за (тучи)

Мальчик входит в (автобус)

«УГОСТИМ ЗВЕРЮШЕК»

Цель: усвоение категории дательного падежа единственного числа. Упражнять в составлении простого предложения.

Материал: игрушки или картинки по теме «ЖИВОТНЫЕ», муляжи фруктов и овощей.

Ход: у каждого ребенка в руке фрукт или овощ. Дети по очереди подходят к столу, кладут их около игрушки и говорят:

Я дам яблоко зайчику.

Я дам капусту козе.

«УГОСТИМ ЗВЕРЕЙ»

Цель: упражнять в образовании сущ. множественного числа дательного падежа.

Материал: предметные карточки

По лексическим темам «Животные», «Птицы».

Ход: воспитатель, предъявляя карточку, спрашивает:

Морковку дадим … (зайцу)

Косточку дадим (щенку)

Молоко нальём (котёнку)

«СКАЗКА»

Цель: упражнять в образовании сущ. дательного падежа с предлогом.

Материал: сюжетные картинки по сказкам.

Ход: воспитатель, показывая картинку, проговаривает предложение. Ребенок подсказывает нужное слово.

Пятачок пришёл в гости к …

Старик пришёл к …

Принц торопится к …

«БЮРО НАХОДОК»

Цель: упражнять в образовании сущ. дательного падежа.

Материал: карточки с картинками по лексическим темам «Животные», «Птицы».

Ход: карточки выставлены на наборном полотне. Воспитатель рассказывает, что в бюро находок принесли потерянные вещи. Их надо раздать: Кому дать шубу?

Кому дать гриву?

Кому дать Хвост?

Кому дать рога и копыта?

«ЕДА ДЛЯ ЖИВОТНЫХ»

Цель: упражнять в образовании сущ. творительного падежа с предлогом.

Материал: предметные картинки по теме «Продукты».

Ход: воспитатель, показывая картинку, проговаривает предложение. Ребенок подсказывает нужное слово.

Медведь мечтает о …

Кошка мечтает о …

Собака мечтает о …

«ПУТЕШЕСТВИЕ»

Цель: упражнять в образовании сущ. множественного числа творительного падежа.

Материал: карточки с картинками по лексическим темам «Животные», «Птицы».

Ход: воспитатель, предъявляя карточки. говорит:

В Австралию мы отправимся за …

В Арктику мы полетим за.

«ЧТО ЧЕМ? »

Цель: упражнять в образовании сущ.

творительного падежа.

Материал: карточки с предметными картинками.

Ход: карточки выложены на наборном полотне, воспитатель задает вопросы, ребенок, отвечая, выбирает нужную картинку.

Я пилю чем? Пилой.

Я ем чем? Вилкой.

Рисую чем? Карандашом.

«КТО С КЕМ? КТО С ЧЕМ? »

Цель: упражнять в образовании сущ. творительного падежа с предлогом.

Материал: сюжетные картинки.

Ход: воспитатель, показывая картинку, проговаривает предложение. Ребенок подсказывает нужное слово.

Мальчик идет с …

Девочка играет с.

Папа идет с …

«ЧЕМ УГОСТИШЬ»

Цель: усвоение категории творительного падежа.

Ход: раскладывая картинки по парно, дети проговаривают:

Кошку угощу молоком.

Лошадь угощу овсом.

Корову угощу травкой.

«ЧЕМ БУДЕТ? »

Цель: усвоение категории творительного падежа.

Материал: предметные картинки по теме «Продукты питания»

Ход: воспитатель показывает картинку и спрашивает: Если это приготовить, чем будет?

Яйцо будет…

Мясо будет …

Капуста буде …

«ВЫБЕРИ ИГРУШКУ»

Цель: усвоение категории творительного падежа ед. числа. Упражнять в составлении простого предложения.

Ход: воспитатель, выставляя на стол игрушки, спрашивает, чем ребенок хочет играть? Ребенок должен ответить:

Я хочу играть с гармошкой.

Я хочу играть с поездом.

Я хочу играть с куклой.

«КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? »

Цель: упражнять в согласовании прилагательных с сущ.

Материал: предметные картинки по темам «Фрукты», «Ягоды».

Ход: детям предлагается ответить на вопросы, подбирая определения к каждому фрукту по плану (цвет, вкус, размер) .

Лимон. Желтый, кислый, средний.

Вишня. Бордовая, сладкая, маленькая.

«ЧТО ДЕЛАЛ? »

Цель: упражнять в употреблении глаголов настоящего и прошедшего времени.

Материал: карточки с сюжетными картинками.

Ход: воспитатель, показывая картинку, спрашивает. Что делает Алеша? (сажает)

Что делал Алеша? (сажал)

«КАРТИНКИ ОСЕНИ»

Цель: упражнять в употреблении глагола настоящего времени «БЫВАЕТ» в единственном и множественном числе.

Материал: картинки с изображением основных признаков осени.

Ход: дети произносят предложение с опорой на образец.

Осенью бывает … дождь

Осенью бывает … листопад

«ЧЬИ ВЕЩИ»

Цель: усвоение родовых понятий при употреблении местоимений «мой», «моя», «моё», «мои».

Ход: воспитатель показывает картинки и задает вопрос: Чей? Чья? Чьё?

Дети отвечают:

Моя юбка.

Мой медвежонок.

«ПОСЛУШНЫЙ РЕБЕНОК»

Цель: Упражнять в образовании глаголов 1-го лица, ед. числа.

Материал: карточки с изображением действия.

Ход: воспитатель говорит: Сейчас я попрошу тебя что-то сделать, а ты – послушный ребенок –отвечаешь, что делаешь, показывая картинку.

Иди. Я иду. Стой. Я стою.

«ЧТО СПРОСИЛА МАМА? »

Цель: упражнять в образовании глаголов 1-го, 2-го лица, ед. числа.

Материал: карточки с изображением действий.

Ход: показывая карточки, воспитатель спрашивает, ребенок отвечает: Ты бежишь? Я бегу. Ты несешь? Я несу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс занятий по развитию речи "Слово"

Занятия для детей младшей группы по развитию речи. Знакомство детей с  существительными, прилагательными и глаголами через игру. Для занятий разработаны практические задания для работы в классе и...

Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Формирование представления о звуках речи. Слово"

В конспекте даётся понятие о звуках речи, словах, упражнения на дифференциацию понятий "звук" - "слово".  Дети знакомятся с органами артикуляционного аппарата;  проводится работа по формиров...

Конспект занятия "Звуки речи, слова,слоги"

Конспект №2Тема: «Звуки речи. Слова. Слоги.»Цель: дать понятие « слово», объяснить , что слово состоит из звуков. Дать понятие «твердый», « мягкий» согласный.Оборудование: квадраты синего, зелен...

Речь, Слово

              ...

Конспект НОД по образовательной области «Развитие речи». «Слово. Ударение».

Конспект НОД по образовательной области «Развитие речи» (обучение грамоте) «Слово. Ударение»....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема: Употребление в речи слов с пространственным значением

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема: Употребление в речи слов с пространственным значением...