Проект "Русская Матрешка" для детей старшей группы
проект (старшая группа) по теме

Мшанецкая Лариса Александровна

данные проект - это целенаправленное ознакомление детей с яркой, самобытной, не похожей ни на одну игрушку мира – русской матрёшкой – это одна из частей формирования у детей патриотизма, знаний о русских народных обычаях и традициях. Знакомя детей с русской матрёшкой, уделяем внимание духовному воспитанию, формируем творчески развитую личность, способствуем повышению уровня познавательных способностей детей, развиваем воображение, эстетический вкус.

 Приобщение детей к народной культуре, народному искусству является средством формирования у них развития духовности. Именно поэтому родная культура, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность.                                                                                              

 Расширить круг представления о разнообразии этой игрушки, дать о ней некоторые доступные для ребёнка исторические сведения - это значит приобщить детей к прекрасному, научив их различать, чем похожи и чем отличаются самые известные из этих игрушек. Значимая для детей проблема, на решение которой направлен проект: как появилась матрёшка? Какие бывают матрёшки?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_nash.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

Тема проекта: «Русская матрёшка».

Срок реализации проекта: Краткосрочный (2 недели)

Вид проекта: практико – ориентированный. Проект ориентирован на духовно – нравственное, эстетическое  развитие участников образовательного процесса.
Проблема: недостаток знаний детей об истории возникновения самой русской игрушки – матрешки.

Актуальность:   наше время достаточно всяких игрушек и наших детей не очень–то чем–либо удивишь. Целенаправленное ознакомление детей с яркой, самобытной, не похожей ни на одну игрушку мира – русской матрёшкой – это одна из частей формирования у детей патриотизма, знаний о русских народных обычаях и традициях. Знакомя детей с русской матрёшкой, уделяем внимание духовному воспитанию, формируем творчески развитую личность, способствуем повышению уровня познавательных способностей детей, развиваем воображение, эстетический вкус. Нельзя считать себя культурным, интеллигентным человеком без знания своих корней, истоков, древних традиций, дошедших до наших дней. Приобщение детей к народной культуре, народному искусству является средством формирования у них развития духовности. Именно поэтому родная культура, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность.                                                                                               Расширить круг представления о разнообразии этой игрушки, дать о ней некоторые доступные для ребёнка исторические сведения. Это значит приобщить детей к прекрасному, научив их различать, чем похожи и чем отличаются самые известные из этих игрушек. Значимая для детей проблема, на решение которой направлен проект: как появилась матрёшка? Какие бывают матрёшки?

           Недостаток знаний о русских народных матрёшках был выявлен при анкетировании

детей в форме беседы.

           Цель:   Воспитать интерес к истории России, к истокам русской народной культуры, народному творчеству на примере русской национальной матрёшки.

     Задачи для детей:

  1. Формирование чувств национального достоинства;
  2. познакомить детей с историей матрёшки;
  3. дать знания о матрёшке, о её цветовой гамме;
  4. развивать сенсорные навыки;
  5. помочь увидеть необычное в обычном;
  6. освоить некоторые художественные элементы;
  7. поддерживать интерес любознательных детей;
  8. содействовать развитию творческих способностей детей;
  9. развитие социальных компетенций ребенка.

     Для родителей:

1. вызвать интерес к русской народной игрушке;

2. приобщать к истокам русской народной культуры;  

3. учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду.

     

Для педагога:

1. способствовать творческой активности детей;

2. создать условия для формирования у детей познавательных умений;

3. вовлекать семьи воспитанников в образовательный процесс;

4. развивать социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал

 
   
Участники проекта:

- дети старшей  группы;

- родители и другие члены семьи;

- воспитатели; музыкальный работник.


Ожидаемый результат :

1) заинтересованность детей темой: русская народная игрушка «матрёшка», проявление их познавательной активности.

2) дети должны знать отличительные особенности матрёшки, выделять детали костюма матрёшки (сарафан, кофта, платок, фартук)

3) пробуждение интереса к русским промыслам

4) разучить простейшие элементы росписи

5) дать представление о цветовой гамме матрёшек

6) расширить и активизировать словарный запас слов

7) объединение детей, педагогов и родителей при организации работы по ознакомлению с историческими ценностями нашей культуры, традициями.

Направление реализации проекта :

- совместная деятельность с детьми

- взаимосвязь с родителями

Этапы работы над проектом:

Подготовительный этап:

  • Определение темы проекта
  • Формулировка цели и определение задач
  • Подбор материалов по теме проекта ( работа с энциклопедиями, рассматривание иллюстраций с разными видами матрешек, чтения потешек, стихов, самостоятельные суждения, интернет).
  • Составление плана основного этапа проекта

Основной этап:

Цель:

1. Активизировать деятельность участников проекта по реализации темы.

2. Познакомить детей с историей матрешки в русской культуре.

3. Изучение художественных элементов, росписей; составление орнаментов

4. Проведение игр и упражнений, направленных на развитие творческих способностей детей и обучающих игр «Матрешки –путешественницы», «От большой до маленькой»,  которые помогут сравнивать предметы, решать задачки и составлять рассказы.

5. Организация совместной деятельности с детьми.

Познавательно-исследовательская деятельность

  1. Беседа: «Откуда пришла матрешка», «У  матрешки русская душа»

2. НОД:

  • ФКЦМ: «Будем знакомы – русская матрешка».
  • «Такая разная Матрешка» (о появлении первой матрешки в разных районах России»).
  • Развитие речи:  «Матрёшка – как символ семьи».
  • ФЭМП: развитие  умений сравнивать до шести предметов по высоте и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый высокий, уже, еще выше….самый низкий ( и наоборот); продолжать учить определять местоположение предметов относительно себя т обозначать его словами: впереди, сзади, слева, справа. 
  • Коммуникативная деятельность

1. Рассматривание изображений разных матрешек

2. Чтение стихов и загадок о кукле.

3. Разучивание стихотворения Л.Некрасовой «Весёлые матрёшки».

4. Чтение и заучивание стихотворения И.Черницкой «Матрёшки». Учим водить хоровод (костюмированный).

 

Продуктивная деятельность

 Рисование.

Тема: «Красавица -матрешка» (групповая работа по разукрашиванию матрешки);

«Сарафан матрешки» (разукрашивание силуэта матрешки нетрадиционными способами: методом «тычка» и «монотопией»)

Лепка.

Тема: «Хоровод матрешек» (пластилиновое творчество).

Аппликация.

Тема: «Детская авторская матрёшка.»

Тема: «Матрешки - подружки.»

Конструирование.

Оригами «Домик для матрешки»

Рукоделие.

Мастер класс для родителей «игры с матрешкой», «Игольница - матрешка».

 

Музыкально-художественная деятельность

1. Разучивание танца «Мы - весёлые матрёшки, Ладушки, ладушки…».

2. Хороводная музыкальная игра «Домик для матрешки», «Матрешки и мышка»

3. Музыкально – театральная деятельность.

4. Ознакомление с песнями о матрешках

Игровая деятельность

1. Создание среды для реализации сюжетно-режиссерских игр: «Куколки-сестрички».

2. Дидактические игры:

  • «Собери матрешку».
  • «Построй ряд с закрытыми глазами».
  • «Эти удивительные узоры».
  • «Сколько?»

3. Пальчиковые игры.

 

Данный метод предполагает реализацию ряда принципов: это

  • вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
  • активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом); формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты). составление плана-схемы проекта.
  • сбор, накопление материала.
  • включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.

3. Необходимые материалы:

  • выставка игрушек матрешек;
  • плотный картон белого цвета;
  • вырезанные трафареты матрешек; кисти; гуашь; цветная бумага; клей; пластилин; «строительный материал»; костюм матрешки; цветные карандаши;

Заключительный этап:

Цель: обобщить полученные детьми знания о матрешки, ее появлении в истории русской культуры.

Итог проекта:

1. Оформление выставки «Русская народная игрушка - матрешка».

2. Выставка работ: «Игольница - матрешка».

3. Итоговое открытое занятие.

4. Презентация проекта.

 

Вывод:

Итак, в ходе проекта мы :

 Познакомились с историей возникновения матрешки.

Дать знания о матрёшке, о её цветовой гамме;

Освоили  некоторые художественные элементы;

Сделали мини-музей матрешек 

Приобщили к совместной работе родителей, детей и воспитателей   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Особенности воспитания и обучения детей старшей группы. Характеристика возраста детей старшей группы»

Предлагаю вашему вниманию уважаемые педагоги и родители использовать данную консультацию   в обучении детей....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшей группы. На тему: «Сохраним здоровье нашей планеты» для детей старшей группы.

Жизнь наша неотделима от природы. Она кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна. Она нам не жалеет ничего, даря свои бесценные дары, и требует взамен лишь одного, чтобы люди были к ней добры....

НОД для детей старшей группы «Как ребята Незнайке помогли» возрастная категория воспитанников: 5-6 лет (особенности старшей группы-дети с ТНР и ЗПР)старшая

Задачи:1. Продолжать формировать представление о цвете, форме и величине.2. Формировать пространственные представления у детей (право-лево).3. Закреплять конструктивные навыки.4. Закреплять прямой пор...

Занятие по формированию навыков культуры общения для детей старшей группы «Вежливые путешественники» (для детей старшей группы).

позитивная социализация детей старшего дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам общества....

«В гости к ежику» Конспект музыкального занятия по развитию чувства ритма для детей старшей группы Цель. Развитие музыкально-ритмического слуха у детей старшей группы.

laquo;В гости к ежику»Конспект музыкального занятияпо развитию чувства ритма для детей старшей группы Цель.  Развитие музыкально-ритмического слуха у детей старшей группы.Задачи:- учи...