Методическая разработка конспект непрерывной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию (развитие речи) в старшей группе на тему: «Как зимуют звери?»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Методическая разработка конспект

непрерывной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию (развитие речи) в старшей группе на тему:

 «Как зимуют звери?»

 

Использованные технологии:

ü  ИКТ;

ü  Личностно-ориентированная;

ü  Игровая: словесная игра «Какой? Какая?»;

ü  Здоровьесберегающая: физминутка «По дорожке»

 

 

Автор:

воспитатель группы:

Кинева Н.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_zimuyut_zveri_.docx34.7 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №12 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников

Петродворцового района Санкт-Петербурга

Конспект

непрерывной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию (развитие речи) в старшей группе на тему:

 «Как зимуют звери?»

Использованные технологии:

  • ИКТ;
  • Личностно-ориентированная;
  • Игровая: словесная игра «Какой? Какая?»;
  • Здоровьесберегающая: физминутка «По дорожке»

Автор:

воспитатель группы:

Кинева Н.В.

Санкт-Петербург

2016г.

Образовательная деятельность осуществляется в соответствии с образовательной программой дошкольного образования ГБ ДОУ детский сад №12.

Возрастные особенности группы:

Старший дошкольный возраст – это время активного, социального развития детей. В этот период начинает складываться личность с ее основными компонентами.

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница», таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными.

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным.

Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов. Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.

Индивидуальные особенности детей в группе:

Воспитанники группы проявляют активность и любознательность. Умеют организовывать самостоятельно: сюжетно-ролевые, подвижные, настольные игры. Распределяют роли, следуют правилам игры. Умеют договориться между собой, согласовывать действия и совместными усилиями достигать результат. При разрешении конфликта, обращаются к помощи взрослых.

Речь детей становится более связной и последовательной. Дети могут общаться на любые предложенные темы. Составляют простые предложения, выделяют звуки, слоги, составляют рассказы при помощи схем – моделей, задают вопросы и отвечают на них. Любят слушать сказки, рассказы, стихотворения, пересказывают небольшие произведения с помощью взрослого.

Дети проявляют интерес к опытнической, экспериментальной деятельности, а также к изобразительной деятельности. С удовольствием занимаются физической культурой.

НОД по социально-коммуникативному развитию (развитие речи)

«Как зимуют звери?» в рамках комплексно-тематической недели «Животные леса».

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о жизни диких зверей в лесу зимой.

Задачи:

Образовательные:

  1. Обогащать представления детей о диких животных;
  2. Закреплять умение детей выделять характерные признаки представителей диких животных;
  3. Закреплять представления детей о диких животных наших лесов, их образе жизни, питании, жилищах;
  4. Закреплять умение детей составлять рассказы по серии картинок;
  5. Совершенствовать грамматический строй речи (употреблять существительные  в косвенных падежах и существительные с суффиксами -онок, -енок, образовывать притяжательные и сложные прилагательные);

Развивающие:

  1. Развивать познавательный интерес к природе;
  2. Развивать речевую активность, связную речь, слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление;
  3. Развивать внимание, память, умение анализировать.

Воспитательные:

  1. Воспитывать бережное и заботливое отношение к животным;
  2. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
  3. Воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников;
  4. Воспитывать дисциплинированность, организованность, коллективизм.

Предварительная работа:

  • Рассматривание иллюстраций диких животных;
  • Рассматривание фотографий следов диких животных на снегу;
  • Чтение рассказов и сказок о диких животных;
  • Разучивание стихотворений о диких животных; с
  • Составление небольших рассказов о животных леса по мнемотаблицам; о
  • Отгадывание загадок про диких животных;  
  • Проведение с детьми таких дидактических игр, как: «Какой? Какая?», «Чей хвост? Чья голова?», «Лото», «Четвертый лишний», «Подбери словечко», «Чей детеныш?» и др.

Материалы и оборудование:

  • Презентация к занятию «Как зимуют звери?»;
  • Мяч для игры «Какой? Какая?»;
  • Корзинка с клюквой.

Методические приемы:

  • Наглядные: презентация к занятию «Как зимуют птицы»; пример взрослого; сюрпризный момент;
  • Словесные: объяснения, вопросы к детям, сочинение рассказов детьми о каждом лесном животном по определенному алгоритму; отгадывание загадок; художественное слово;
  • Практические: игра «Какой? Какая?», физминутка «По дорожке».

Использованные технологии:

  • ИКТ;
  • Игровая: словесная игра «Какой? Какая?»;
  • Личностно-ориентированная;
  • Здоровьесберегающая: физминутка «По дорожке».

Взаимодействие с родителями:

Чтение рассказов В. Зотова «Лесная мозаика».

Планируемые результаты:

Дети имеют представление о  многообразии диких животных, о том, как они зимуют,  где живут и чем питаются зимой.

Рекомендации по использованию данного конспекта:

  • Открытое занятие для родителей;
  • Воспитателям, работающим по ФГОС.

Ход НОД:

Воспитатель:

- Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте их поприветствуем и пожелаем доброго утра.  Пусть это пожелание будет теплым и искренним.

Слайд 3.

- «Трещала с самого утра:

Порр-ра!  Порр-ра!

Порр-ра! Порр-ра!

А что пора? Куда пора?

Такая с ней морока,

Когда трещит сорока.

… А, кажись, я поняла,

О чем кричит сорока!»

- Она сообщает нам о том, что пришла зима. И приглашает всех лесных жителей на собрание, чтобы узнать все ли звери готовы к зиме.

- Давайте и мы с вами отправимся на это собрание. Для этого давайте дружно скажем волшебные слова: «Раз, два, три – В зимний лес попади!» (Дети дружно повторяют за воспитателем).

Слайд 4.

- Вот мы с вами и попали в зимний лес. Посмотрите как тут красиво! В этом лесу обитает очень много диких зверей.

Слайд 5.

- Давайте с вами заглянем в список приглашенных зверей. Для этого вам нужно найти отгадку. Готовы? Тогда начнем!

Слайд 6.

- Отгадайте, кто в списке приглашенных, первый? (Медведь).

- Кого же еще пригласила сорока?

Слайды 7- 15.

- Посмотрите, какой длинный список приглашенных зверей.

Слайд 16.

- Ну, вот мы с вами и на собрании. Ой, что это? Где все звери? Почему никого нет? …Постойте!!! (Звук сороки) Сорока просит нас помочь найти всех зверей и еще раз пригласить их на собрание. Как вы думаете, почему звери забыли о собрании? (Ответы детей: забыли, разбежались,  готовятся к спячке, охотятся).

- Ребята, посмотрите, сколько следов на снегу.

Давайте по следам пойдем,

Хозяина – зверька найдем.

И тем самым, на собрание

Всех зверят, мы соберем.

Физминутка:

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке (Подскоки на правой ноге)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке. (Подскоки на левой ноге)

По тропинке побежим,

До лужайки добежим. (Бег на месте)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки. (Прыжки на месте на обеих ногах)

Стоп. Немного отдохнем.

И домой пешком пойдем. (Ходьба на месте)

Слайды 17-25.

- Как вы думаете, чьи это следы? (Беличьи). Давайте проверим. Чьи это ушки? (Беличьи) Молодцы!

Слайд 26.

- Мы с вами всех зверей нашли,

На собрание привели.

Звери нас благодарят

И спасибо говорят!

… Но отпускать нас не хотят!!!

Слайд 27.

- Хотят, чтоб мы с ними побыли,

Про каждого из них сороке говорили:

Кто они и где живут,

И как зиму переждут!

- Ну что, поможем?

…Тогда начнём

Лесное собрание мы проведем!

Слайды 28-36 (Дети по примеру воспитателя рассказывают про каждого зверька).

Например: «Это белка. У нее детеныши бельчата. Живут они в дупле. На зиму белка меняет шубку с рыжей на серую. Питается зимой орехами, шишками, грибами, которые запасает осенью».

Малоподвижная игра «Какой? Какая?»

Дети по очереди подбирают прилагательные к диким зверям. Например: «Лиса. Она какая?» (Рыжая, хитрая, красивая, пушистая и т.д.). «Волк. Он какой?» (Голодный, злой, зубастый, серый и т.д.)

Слайд 37.

Жители лесные вам «спасибо» говорят,

Собрание провели сегодня вы на «5».

Теперь сорока может на весь лесок сказать,

Что все зверьки готовы зиму переждать!!!

Слайд 38.

- За вашу помощь все лесные жители приготовили для вас гостинец – это корзинка с клюквой.

- Давайте их поблагодарим и отправимся в обратный путь, - в детский сад. Для этого говорим волшебные слова: «Раз, два, три – в детский сад попади!»

-Ну вот, мы с вами снова в нашей уютной группе, а вот и наша корзинка с ягодками.

Итог занятия:

- Где мы с вами сегодня побывали?

- О ком сегодня шла речь?

- Что вам сегодня понравилось больше всего?

- Легко ли было на занятии?

- Что было сложным?

– Спасибо вам, ребята, вы сегодня очень хорошо поработали.  А теперь давайте клюковкой угостимся и витаминами на зиму запасемся (Дети кушают клюкву).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию (развитие речи) в подготовительной группе на тему "Лесные животные зимой"

Конспект непрерывной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию (развитие речи) в подготовительной группе на тему: "Лесные животные зимой"...

Методическая разработка: конспект непрерывной образовательной деятельности для детей по речевому развитию в первой младшей группе "К мишке в гости"

Данное занятие помогло нашим детям развить навык речи, улучшить слуховое восприятие и вызвало много положительных эмоций....

Методическая разработка Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно- эстетической областям на тему «Что нам осень принесет» для детей второй младшей группы

Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно- эстетической областям на тему «Что нам осень принесет»...

Методическая разработка конспекта непрерывной образовательной деятельности по реализации области познавательное развитие для детей второй младшей группы. "Домашние птицы".

Методическая разработка конспекта нод по реализации области познавательное развитие для детей второй младшей группы. "Домашние птицы"....

ПЛАН-КОНСПЕКТ непрерывной образовательной деятельности в ОО «Художественно-эстетическое развитие» во 2-й младшей группе на тему: «Путешествие с страну сказок»

Возрастная категория: 3-4 годаИнтеграция образовательных областей: художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, ф...

Методическая разработка Конспект непрерывной образовательной деятельности по художе-ственному эстетическому развитию детей старшей группы «Пасха»

Цель: Знакомство детей с праздником Пасха и традициями его празднования.Задачи: - познакомить детей с историей праздника Пасха и традициями его празднования в России;- прививать лю...