ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа) на тему

Александрова ЕленаВикторовна

Образовательная область: речевое развитие. Содержание, методы, формы, средства психолого-педагогической работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1.ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

2 Основные цели и задачи

  • Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
  • Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи, формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.
  • Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

3 Содержание психолого-педагогической работы

Развивающая речевая среда. 

  • Продолжать помогать детям общаться со знакомыми взрослыми и сверстниками посредством поручений.
  • Подсказывать детям образцы обращения к взрослым.
  • В быту, в самостоятельных играх помогать детям посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом.
  • В целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о предметах ближайшего окружения предоставлять детям для самостоятельного рассматривания картинки, книги, наборы предметов.

4. Самостоятельное рассматривание книг. Рассматривание набора предметов «Продукты» и игра с ним.

5. Взаимодействие и налаживание контактов друг с другом в самостоятельных играх

6. Формирование словаря.

  •  На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта.
  • Учить детей различать и называть существенные детали и части предметов, качества, особенности поверхности, некоторые материалы и их свойства, местоположение. Обращать внимание детей на некоторые сходные по назначению предметы. Учить понимать обобщающие слова.

7.  Назвать домашних животных и их детенышей

8. Звуковая культура речи

  • Продолжать учить детей внятно произносить в словах гласные и некоторые согласные звуки.
  • Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков.
  • Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность.
  • Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.

9. Грамматический строй речи. 

  • Продолжать учить детей согласовывать прилагательные с существительными; употреблять существительные с предлогами.
  • Помогать употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа; форму множественного числа существительных в родительном падеже.

10. Связная речь. 

  • Развивать диалогическую форму речи.
  • Вовлекать детей в разговор во время рассматривания, наблюдений, после просмотра спектаклей, мультфильмов.
  • Обучать умению вести диалог с педагогом.
  • Напоминать детям о необходимости говорить вежливые слова.
  • Помогать доброжелательно общаться друг с другом.
  • Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями.

11. Принципы реализации задач ОО « Речевое развитие»:

  • Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития;
  • Принцип развития языкового чутья;
  • Принцип формирования элементарного осознания явлений языка;
  • Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи;
  • Принцип обогащения мотивации речевой деятельности;
  • Принцип обеспечения активной языковой практики

12. Средства реализации ОО «Речевое развитие»:

  • Общение взрослых и детей;
  • Культурная языковая среда;
  • Обучение родной речи на занятиях;
  • Занятия по другим разделам программы

13. Методы реализации ОО «Речевое развитие» по используемым средствам:

Наглядные, словесные, практические:

  • Непосредственное наблюдение и его разновидности;
  • Опосредованное наблюдение;
  • Чтение и рассказывание художественных  произведений;
  • Заучивание наизусть;
  • Пересказ;
  • Беседа;
  • Рассказывание с опорой и без опоры на наглядный материал;
  • Дидактические игры.

14. Промежуточные планируемые результаты

  • Развитие свободного общения с взрослыми и детьми.
  • Развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности.
  • Практическое овладение воспитанниками нормами речи.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» 2 младшая группа

Слайд 2

Основные цели и задачи Развитие речи. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи. Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Слайд 3

Содержание психолого-педагогической работы Развивающая речевая среда. Продолжать помогать детям общаться со знакомыми взрослыми и сверстниками посредством поручений (спроси, выясни, предложи помощь, поблагодари и т. п.). Подсказывать детям образцы обращения к взрослым, зашедшим в группу («Скажите: „Проходите, пожалуйста“», «Предложите: „Хотите посмотреть...“», «Спросите: „Понравились ли наши рисунки?“»). В быту, в самостоятельных играх помогать детям посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом («Посоветуй Мите перевозить кубики на большой машине», «Предложи Саше сделать ворота пошире », «Скажи: „Стыдно драться! Ты уже большой“»). В целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о предметах ближайшего окружения предоставлять детям для самостоятельного рассматривания картинки, книги, наборы предметов.

Слайд 4

Самостоятельное рассматривание книг Рассматривание набора предметов «Продукты» и игра с ним

Слайд 5

Взаимодействие и налаживание контактов друг с другом в самостоятельных играх

Слайд 6

Формирование словаря . На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта. Учить детей различать и называть существенные детали и части предметов (у платья — рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества (цвет и его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая), некоторые материалы и их свойства (бумага легко рвется и размокает, стеклянные предметы бьются, резиновые игрушки после сжимания восстанавливают первоначальную форму), местоположение (за окном, высоко, далеко, под шкафом). Обращать внимание детей на некоторые сходные по назначению предметы (тарелка — блюдце, стул — табурет — скамеечка, шуба — пальто — дубленка). Учить понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т.п.); называть части суток (утро, день, вечер, ночь); называть домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты.

Слайд 7

Назвать домашних животных и их детенышей

Слайд 8

Звуковая культура речи. Продолжать учить детей внятно произносить в словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки: п — б — т — д — к — г; ф — в; т — с — з — ц. Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.

Слайд 9

Грамматический строй речи. Продолжать учить детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около). Помогать употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа , например, обозначающие животных и их детенышей (утка — утенок — утята); форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив).

Слайд 10

Связная речь. Развивать диалогическую форму речи. Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов. Обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого. Напоминать детям о необходимости говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, группе). Помогать доброжелательно общаться друг с другом. Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями.

Слайд 11

Принципы реализации задач ОО « Речевое развитие »: Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития; Принцип развития языкового чутья; Принцип формирования элементарного осознания явлений языка; Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи; Принцип обогащения мотивации речевой деятельности; Принцип обеспечения активной языковой практики

Слайд 12

Средства реализации ОО «Речевое развитие »: Общение взрослых и детей; Культурная языковая среда; Обучение родной речи на занятиях; Занятия по другим разделам программы

Слайд 13

Методы реализации ОО «Речевое развитие» по используемым средствам : Наглядные, словесные, практические : Непосредственное наблюдение и его разновидности ( наблюдение в природе, экскурсии); Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность : рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам) Чтение и рассказывание художественных произведений ; Заучивание наизусть; Пересказ; Б еседа ; Рассказывание с опорой и без опоры на наглядный материал Дидактические игры.

Слайд 14

Промежуточные планируемые результаты Развитие свободного общения с взрослыми и детьми. Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности. Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Слайд 15

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Организованной образовательной деятельности Образовательной области «Речевое развитие» с интеграцией в образовательную область «Познавательное развитие» на тему : «Как помочь Буратино?»

Программное содержание: учить выделять условие и вопрос задачи, учить решать  задачи путём сложения и вычитания однозначных чисел;  закрепить знание детей о последовательности дней недели; з...

Конспект Организованной образовательной деятельности образовательной области «Речевое развитие» с интеграцией в образовательную область «Познавательное развитие» во второй группе раннего возраста на тему: «Котик в гости к нам пришел»

Программное содержание: учить детей узнавать и называть домашнее животное, формировать умение выделять характерные особенности (пушистый хвост, мягкая шерсть, зоркие глаза и т. д)., учить различать пр...

Конспект Итоговой непосредственной образовательной деятельности в старшей группе деятельности по образовательной области «Речевое развитие» , по образовательной области «Познавательное развитие»

Итоговой непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» (раздел развитие речи), по образовательной области «Познавательное развитие»...

Итоговое занятие по развитию речи (Образовательная область «Речевое развитие») и по математике (Образовательная область «Познавательное развитие») в средней группе.

Цель занятия - Выявить уровень сформированности знаний, умений и представлений детей, полученных ими в течение учебного года и закрепить их....

Образовательная деятельность по областям в соответствии с ФГОС Познавательное развитие. Интеграция образовательных областей (Речевое развитие, социально-коммуникативное, физическое развитие)

Месяц      Октябрь      Лексическая тема   Овощи.  Фрукты.Ознакомление с окружающим.Задачи коррекционно-развивающей работы  с деть...