Конспект занятия по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи на тему

Фаррахова Гульназ Ханифовна

Тема: Рассматривание картины «Ежи» из серии «Дикие животные» в старшей группе

 

 

Программное содержание

  Задачи:

- учить детей рассматривать картину, отвечать на вопросы по ее содержанию, формулировать простейшие выводы

-учить подбирать определения, однокоренные слова, упражнять в словообразовании, обогатить и активизировать словарь.                                                                                                                                                          

- продолжать совершенствовать диалогическую речь, упражнять детей в составлении рассказов по картине.

-упражнять детей  в образовании однокоренных слов от существительного еж, в подборе  прилагательных, характеризующих животных;

- уточнить и закрепить правильное произношение звука "ж", учить отчетливо и внятно произносить слова с этим звуком, уточнить знания детей о жизни диких животных (ежей) в природе.

-развивать внимание, логическое образное мышление, совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний, зрительную память, умение формулировать свои мысли.                                                                                                    

-воспитывать интерес к жизни диких животных, желание знать о них как можно больше, любовь и бережное отношение к животным.

Словарная работа:  ежик, ежиха, ежата, ежонок, колючий.

Наглядный материал: картина «Ежи» из серии «Дикие животные», маски с изображением ежа, клубок с иголками, альбомные листы с контурным изображением ежа, карандаши.

Структура занятия

1Вводная часть (2 мин)

Методические приемы: загадывание загадок, беседа.

2 Основная часть (15 мин)

Методические приемы: вопросы к детям, беседа, показ наглядного материала, сравнение, обобщение, игровая деятельность, чтение худ. текста, образец рассказа.

3 Заключительная часть (8 мин)

Методические приемы: вопросы к детям, обобщение, чтение худ. текста, рисование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_razvitiyu_rechi.doc550.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Рассматривание картины «Ежи» из серии «Дикие животные» в старшей группе

    Программное содержание

   Задачи:

- учить детей рассматривать картину, отвечать на вопросы по ее содержанию, формулировать простейшие выводы

-учить подбирать определения, однокоренные слова, упражнять в словообразовании, обогатить и активизировать словарь.                                                                                                                                                          

- продолжать совершенствовать диалогическую речь, упражнять детей в составлении рассказов по картине.

-упражнять детей  в образовании однокоренных слов от существительного еж, в подборе  прилагательных, характеризующих животных;

- уточнить и закрепить правильное произношение звука "ж", учить отчетливо и внятно произносить слова с этим звуком, уточнить знания детей о жизни диких животных (ежей) в природе.

-развивать внимание, логическое образное мышление, совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний, зрительную память, умение формулировать свои мысли.                                                                                                    

-воспитывать интерес к жизни диких животных, желание знать о них как можно больше, любовь и бережное отношение к животным.

Словарная работа:  ежик, ежиха, ежата, ежонок, колючий.

Наглядный материал: картина «Ежи» из серии «Дикие животные», маски с изображением ежа, клубок с иголками, альбомные листы с контурным изображением ежа, карандаши.

Структура занятия

1Вводная часть (2 мин)

Методические приемы: загадывание загадок, беседа.

2 Основная часть (15 мин)

Методические приемы: вопросы к детям, беседа, показ наглядного материала, сравнение, обобщение, игровая деятельность, чтение худ. текста, образец рассказа.

3 Заключительная часть (8 мин)

Методические приемы: вопросы к детям, обобщение, чтение худ. текста, рисование.

                                                              Ход  ООД:

-Здравствуйте ребятушки! Какой хороший сегодня денек, не правда ли! Давайте посмотрим друг другу  и улыбнемся! А теперь скажите мне пожалуйста, каких лесных животных вы знаете?

- Много в лесу живет животных, да?. А про кого говорится в этих загадках:

  1. Лесом катится клубок,

   У него колючий бок,

   Он охотится ночами

   За жуками и мышами.

   2.В густом лесу под елкой, обсыпанный листвой, лежит клубок с иголками, колючий и живой.

- Правильно, а как вы догадались, что это еж?

-Колючки, верно. Молодцы, догадались!

- Посмотрите ребята, что у меня за спиной?

-Картина. А кто изображен на картине?

- Как вы думаете, где они находятся?        

- Как вы догадались, что это лес?

-Ежи – очень интересные животные. Они живут в лесу, где растут грибочки.

-Давайте рассмотрим ежа:

-Какой он?

– Чем покрыто тело ежа?

– Сколько лап?

– Какая мордочка?

– Чем питается?

-Ежик небольшого размера, с четырьмя лапками, вытянутая милая мордочка, питается грибочками, а тело ежа покрыто иголками.

– Чем защищается?

-Послушайте пожалуйста стихотворение:

- Что ж ты, еж, такой колючий?

- Это я на всякий случай.

   Знаешь кто мои соседи?

   Лисы, волки и медведи.

- Как вы думаете, ребята, для чего ежу колючки?

-С чем можно сравнить ежа?

- Посмотрите пожалуйста, у меня на руках клубочек с иголками. Потрогайте, какой он?

- А теперь представьте, если ёжика раздеть? Что с ним произойдёт?

-Верно ребята, еж станет беззащитным. А ведь в  лесу живут лисы, волки и медведи. Они благодаря своим колючкам защищаются от опасностей.

-А теперь давайте немножко разомнемся. Повторяйте за мной…

Физкультминутка.

Ежик топал по тропинке

И грибочек нес на спинке. (Ходьба на месте.)

Ежик топал не спеша,

Тихо листьями шурша. (Дети имитируют тихую ходьбу ежика.)

Вот свернулся еж в клубок,

Потому что он продрог.

Лучик ежика коснулся,

Ежик сладко потянулся.

-Садитесь на стульчики, молодцы! Обратите внимание на картину дети. А у ежа есть семья?

- Сколько ежей вы видите? Давайте посчитаем.

- Катя, посчитай нам пожалуйста?

-Всего пять ежей. Ежи, ребята, живут  семьями: папа -… (еж или ежик), мама -… (ежиха), дети -... (ежата), можно назвать их ласково… (ежатки), а если один малыш – то… (ежонок).

-  А ну-ка Павлик повтори, папа-…(еж или ежик), Саша -  мама  -… (ежиха) и т.д.

- Дети, давайте поиграем в игру «Доскажи словечко». Я вам прочту стихотворение С. Маршака, а вы внимательно слушайте:

Эту сказку ты прочтешь, тихо, тихо, тихо...

Жили- были серый еж и его ....(ежиха)

Серый еж был очень тих и ежиха тоже,

И ребенок был у них - очень тихий ...(ежик).

Всей семьей идут гулять ночью вдоль дорожек.

Еж - отец, ежиха - мать и ребенок-... (ежик).

-Ох, какие вы у меня умницы! А сейчас давайте попробуем передать звуки, которые издают ежи. Представим, что вы, ребята маленькие ежики. Надевайте свои маски. Покажите, как ежик ищет еду, морщит носик, фыркает «фр – фр - фр».

-Покажите, как ежик сердится, пыхтит «пых-пых-пых».

- Замечательные ежики получились! Снимаем  маски и смотрим на картину?

- Как вы думаете, зачем ежик привел свою семью на лесную полянку?

-Давайте попробуем придумать небольшой рассказ, послушайте мой: «Жили-были папа - ежик, мама - ежиха, дети - ежата. Однажды они пошли гулять и пришли на лесную полянку. Два маленьких колючих ежонка нашли веточку, смотрят на нее и никак не могут ее поделить. И  папа ежик сказал им, что в лесу есть много веток, которые хватят всем.»

- Катюша расскажи нам свой рассказ. Миша…А может Илья попробует.

-Какой интересный рассказ у Кати! А у Миши, Ильи. Молодцы, ребята!

-Скажите, дети, а можно ли брать ежей домой? Почему? Какие это животные?

-Правильно, ежики у нас живут в лесу на воле, это дикие животные.

Не бери ежа с собой,

Отпусти его домой.

Ежик, даже смелый самый,

Хочет жить с ежихой – мамой

И с ежатами – ребятами в лесу.

- Сегодня, ребята, мы узнали все о ежиках и можем теперь рассказать родным. А чтобы им было интереснее, давайте, дети, нарисуем рисунок ежа и подарим своим братишкам и сестренкам.

- Очень красивые получились у нас рисунки!  Вы большие молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Педагогическое мероприятие с детьми.Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»;Самоанализ педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему:»Теремок»)

Педагогическое мероприятие с детьмиКонспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»Самоанализ  педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...