Непосредственно-образовательная деятельность в подготовительной к школе группе на тему: «Тайны снега и льда»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Кевбрина И.С.

Непосредственно-образовательная деятельность в подготовительной к школе группе на тему:

«Тайны снега и льда»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                          Подготовила:

                                                           Воспитатель

Кевбрина И.С

 

 

 

 

2016

 

 

Основная образовательная область: познание.

Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация,

     физическая культура, музыка

Цель: развитие исследовательской активности в процессе экспериментирования.

Интегративные задачи

Образовательные:

·        систематизировать знания детей о зиме, формулировать эстетическое отношение к зимним явлениям;

·        формирование умения вести диалог с воспитателем, сверстниками;

·        формировать целостные картины мира, расширение кругозора детей, знакомить с различными материалами на ощупь путем прикосновения;

·         устанавливать элементарные причинно-следствен­ные связи: снег и лед в тепле тают и превращаются в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед;

·        обогащать словарный запас детей (опыт, эксперимент, сне­гопад, оттепель, прозрачный, бесцветный).

Развивающие:

·        развивать познавательные интересы детей в процессе исследовательской деятельности;

·        расширять представления детей о свойствах снега и льда;

·        развивать диалогическую речь, мелкую моторику, умение участвовать в беседе и отвечать на вопросы.

Воспитательные:

·        воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею;

·        воспитывать самостоятельность; аккуратность, желание добиваться положительного результата в процессе работы.

 

Оборудование и материалы:

емкости со льдом и снегом, по два пустых стакана на каждого ребенка, ноутбук; проектор; экран для проецирования; слайды с изображе­ниями снежинок, зимних забав; посылка,  снеговички-фишки, по две снежинки на каждого ребенка, маг­нитофон.

 

Ход непосредственно-образовательной деятельности

Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами будем говорить о прекрасном времени года.  Дети, которые будут отве­чать на вопросы, получат вот таких веселых снеговиков.

Звучит песня «Кабы не было зимы...» из мультфильма «Зима в Простоквашино» (муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина).

Воспитатель. О каком времени года поется в песне? Вы уже догадались, что говорить мы будем о зиме.

Ребята, мы с вами живем в Поволжье. Снега у нас в районе выпадает много. Зима у нас холодная, морозная.

А вы любите зиму? За что вы любите зиму? Вам помогут картинки с изобра­жениями зимних забав. (Ответы детей.)

А теперь послушайте загадку.

Он пушистый, серебристый,

 Но рукой его не тронь.

Станет капелькою чистой,

                         Лишь поймаешь на ладонь.  (Снег)

Подумайте, каким бывает снег? Что вы можете сказать про снег? (Ответы детей.) Что такое снег? (Это много снежинок.) Вот как они выглядят. (Показывает изображения снежинок.) snowflake_vector_thumb.jpg

 

 

 

Что такое снежинки, откуда они берутся? (Подвести детей к ответу, что снег — это замерзшая вода.) Даже в загадке го­ворится: «Станет капелькою чистой». Почему же снег на ладо­ни превращается в воду? (Он тает от тепла рук.)

 

Физкультминутка

Воспитатель. Давайте поиграем. Возьмите снежинки. Вправо-влево повернись и в снежинку превратись! Я буду пока­зывать движения, а вы повторяйте за мной.

Мы пушистые снежинки

Мы волшебные пушинки

Приодели белый свет,

Набросали белый плед!

Мы друг с другом подружились,

В белом танце покружились.

И на землю тихо-тихо

Опустились и притихли.

(Дети выполняют задания под музыку.)

detsad-145257-1396175509.jpg

Как замечательно вы изобразили снег! Садитесь. (Раздается стук в дверь.) Кто-то стучится... Входите.

Снеговик. Здравствуйте!

Торопился к вам, друзья,

 Принес посылку я.

i.jpg

Воспитатель. Спасибо! Интересно, от кого? От Деда Мороза. Спасибо, Снеговик, за посылку. Оставайся с нами.

Снеговик. А вы разве не знаете, что со мной может случиться, если я останусь надолго в тепле? (Ответы детей.)

Воспитатель. Тогда приходи к нам в гости. Когда мы будем гулять на улице.

 Что же в посылке? (Открывает.) Чтобы узнать, что в ней, отгадайте загадку.

Он сковал большую реку,

Ровный, гладкий — красота!

Он поможет человеку

Обходиться без моста.

А в каникулы, зимой,

В эти славные деньки

Приглашает нас с тобой

 Поскорей надеть коньки.

(Лед)

image.jpg

Воспитатель достает кусочек льда и показывает де­тям.

Воспитатель. Что такое лед? (Замерзшая вода.) Как вы думаете, что с ним нужно сделать, чтобы он опять превратился в воду? (Нагреть.)

Сегодня мы с вами проведем опыты и узнаем, чем похожи между собой снег и лед и чем они отличаются.

Опыт № 1: «Определение качеств снега и льда»

Воспитатель. У вас на столах в стаканчиках лежат ку­сочки льда и комочки снега. Сначала посмотрите на свои ла­дошки — они сухие? Возьмите лед в руки и скажите, какой он. (Холодный, твердый, тяжелый.) Возьмите в руки снег — какой он? (Ответы детей.)

Вывод: снег и лед одинаково холодные, но снег легкий, мягкий, а лед тяжелый, твердый.

img11.jpg

 

Опыт № 2: «Определение прозрачности»

Воспитатель. Теперь я положу под кусок льда и комо­чек снега цветную картинку. Давайте сравним, где видно кар­тинку, а где — нет. (Под снегом не видно. Значит, лед прозрач­ный, а снег непрозрачный.)

slide_5.jpg

Опыт № 3: «Воздействие температуры»

Воспитатель. Вы утверждаете, что лед и снег — это за­мерзшая вода. Тогда проведем эксперимент. Загляните в стакан­чик, он пустой. Положите лед, а в другой пустой стаканчик — снег. Посмотрите на ладошки. Какие они? Мокрые. Почему? Лед и снег начали таять от тепла рук. Вытрите руки. Теперь давайте поиграем с пальчиками.

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять. Загибаем пальчики по одному.

Мы во двор пришли гулять. «Идем» по столу указатель­ным и средним пальцами.

       Бабу снежную лепили, «Лепим» комочек двумя ладонями.

       Птичек крошками кормили, Крошащие движения всеми пальцами.

       С горки мы потом катались, Ведем указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.

        А еще в снегу валялись. Кладем ладошки на стол то одной стороной, то другой.

       Все в снегу домой пришли,  Отряхиваем ладошки.

       Съели суп и спать легли. Движения воображаемой ложкой, ладошки под щеки.

    Воспитатель. Теперь загляните в свои стаканчики. Что вы видите? (Воду.)

Что можно сказать про лед? (Лед тает в тепле, превращаясь в воду.) А про снег? Правильно, под действием тепла снег и лед превратились в воду Значит, снег и лед образуются из воды под воздействием мороза. Таким образом, можно сказать, что снег и лед — это замерзшая вода.

img2.jpg
                                                 Заключительная часть
Вопросы к детям

—    Ребята, что вы сегодня делали? Что нового узнали?

—   Что общего между снегом и льдом? Чем они отличаются?

—   В какую погоду снег легкий, пушистый, сухой, легко рассыпается?

   (В морозную.)

—   В какую погоду снег липкий, тяжелый, влажный, сырой?
(Во время оттепели.)

—   Что еще вы узнали?

Снег мягкий, а лед... (твердый).
Снег белый, а лед... (прозрачный).
Снег легкий, а лед... (тяжелый).

Чей ответ из ребят вам больше всего понравился? За что понравился?

Как вы думаете, я могу сегодня вас похвалить?

А теперь поднимите все правую руку, положите себе на голову и похвалите себя.
Воспитатель. Молодцы, ребята! Спасибо!

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Непосредственно-образовательная деятельность в подготовительной к школе группе на тему:

«Тайны снега и льда»

                                                                          Подготовила:

                                                           Воспитатель

Кевбрина И.С

2016

Основная образовательная область: познание.

Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация,

     физическая культура, музыка

Цель: развитие исследовательской активности в процессе экспериментирования.

Интегративные задачи

Образовательные:

  • систематизировать знания детей о зиме, формулировать эстетическое отношение к зимним явлениям;
  • формирование умения вести диалог с воспитателем, сверстниками;
  • формировать целостные картины мира, расширение кругозора детей, знакомить с различными материалами на ощупь путем прикосновения;
  •  устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег и лед в тепле тают и превращаются в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед;
  • обогащать словарный запас детей (опыт, эксперимент, снегопад, оттепель, прозрачный, бесцветный).

Развивающие:

  • развивать познавательные интересы детей в процессе исследовательской деятельности;
  • расширять представления детей о свойствах снега и льда;
  • развивать диалогическую речь, мелкую моторику, умение участвовать в беседе и отвечать на вопросы.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею;
  • воспитывать самостоятельность; аккуратность, желание добиваться положительного результата в процессе работы.

Оборудование и материалы: 

емкости со льдом и снегом, по два пустых стакана на каждого ребенка, ноутбук; проектор; экран для проецирования; слайды с изображениями снежинок, зимних забав; посылка,  снеговички-фишки, по две снежинки на каждого ребенка, магнитофон.

Ход непосредственно-образовательной деятельности

Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами будем говорить о прекрасном времени года.  Дети, которые будут отвечать на вопросы, получат вот таких веселых снеговиков.

Звучит песня «Кабы не было зимы...» из мультфильма «Зима в Простоквашино» (муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина).

Воспитатель. О каком времени года поется в песне? Вы уже догадались, что говорить мы будем о зиме.

Ребята, мы с вами живем в Поволжье. Снега у нас в районе выпадает много. Зима у нас холодная, морозная.

А вы любите зиму? За что вы любите зиму? Вам помогут картинки с изображениями зимних забав. (Ответы детей.)

А теперь послушайте загадку.

Он пушистый, серебристый,

 Но рукой его не тронь.

Станет капелькою чистой,

                         Лишь поймаешь на ладонь.  (Снег)

Подумайте, каким бывает снег? Что вы можете сказать про снег? (Ответы детей.) Что такое снег? (Это много снежинок.) Вот как они выглядят. (Показывает изображения снежинок.)

Что такое снежинки, откуда они берутся? (Подвести детей к ответу, что снег — это замерзшая вода.) Даже в загадке говорится: «Станет капелькою чистой». Почему же снег на ладони превращается в воду? (Он тает от тепла рук.)

Физкультминутка

Воспитатель. Давайте поиграем. Возьмите снежинки. Вправо-влево повернись и в снежинку превратись! Я буду показывать движения, а вы повторяйте за мной. 

Мы пушистые снежинки

Мы волшебные пушинки

Приодели белый свет,

Набросали белый плед!

Мы друг с другом подружились,

В белом танце покружились.

И на землю тихо-тихо

Опустились и притихли.

(Дети выполняют задания под музыку.)

Как замечательно вы изобразили снег! Садитесь. (Раздается стук в дверь.) Кто-то стучится... Входите.

Снеговик. Здравствуйте!

Торопился к вам, друзья,

 Принес посылку я.

Воспитатель. Спасибо! Интересно, от кого? От Деда Мороза. Спасибо, Снеговик, за посылку. Оставайся с нами.

Снеговик. А вы разве не знаете, что со мной может случиться, если я останусь надолго в тепле? (Ответы детей.)

Воспитатель. Тогда приходи к нам в гости. Когда мы будем гулять на улице.

 Что же в посылке? (Открывает.) Чтобы узнать, что в ней, отгадайте загадку.

Он сковал большую реку,

Ровный, гладкий — красота!

Он поможет человеку

Обходиться без моста.

А в каникулы, зимой,

В эти славные деньки

Приглашает нас с тобой

 Поскорей надеть коньки.

(Лед)

Воспитатель достает кусочек льда и показывает детям.

Воспитатель. Что такое лед? (Замерзшая вода.) Как вы думаете, что с ним нужно сделать, чтобы он опять превратился в воду? (Нагреть.)

Сегодня мы с вами проведем опыты и узнаем, чем похожи между собой снег и лед и чем они отличаются.

Опыт № 1: «Определение качеств снега и льда»

Воспитатель. У вас на столах в стаканчиках лежат кусочки льда и комочки снега. Сначала посмотрите на свои ладошки — они сухие? Возьмите лед в руки и скажите, какой он. (Холодный, твердый, тяжелый.) Возьмите в руки снег — какой он? (Ответы детей.)

Вывод: снег и лед одинаково холодные, но снег легкий, мягкий, а лед тяжелый, твердый.

Опыт № 2: «Определение прозрачности»

Воспитатель. Теперь я положу под кусок льда и комочек снега цветную картинку. Давайте сравним, где видно картинку, а где — нет. (Под снегом не видно. Значит, лед прозрачный, а снег непрозрачный.)

Опыт № 3: «Воздействие температуры»

Воспитатель. Вы утверждаете, что лед и снег — это замерзшая вода. Тогда проведем эксперимент. Загляните в стаканчик, он пустой. Положите лед, а в другой пустой стаканчик — снег. Посмотрите на ладошки. Какие они? Мокрые. Почему? Лед и снег начали таять от тепла рук. Вытрите руки. Теперь давайте поиграем с пальчиками.

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять. Загибаем пальчики по одному.

Мы во двор пришли гулять. «Идем» по столу указательным и средним пальцами.

       Бабу снежную лепили, «Лепим» комочек двумя ладонями.

       Птичек крошками кормили, Крошащие движения всеми пальцами.

       С горки мы потом катались, Ведем указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.

        А еще в снегу валялись. Кладем ладошки на стол то одной стороной, то другой.

       Все в снегу домой пришли,  Отряхиваем ладошки.

       Съели суп и спать легли. Движения воображаемой ложкой, ладошки под щеки.

    Воспитатель. Теперь загляните в свои стаканчики. Что вы видите? (Воду.)

Что можно сказать про лед? (Лед тает в тепле, превращаясь в воду.) А про снег? Правильно, под действием тепла снег и лед превратились в воду Значит, снег и лед образуются из воды под воздействием мороза. Таким образом, можно сказать, что снег и лед — это замерзшая вода.


                                                 Заключительная часть
Вопросы к детям

  • Ребята, что вы сегодня делали? Что нового узнали?
  • Что общего между снегом и льдом? Чем они отличаются?
  • В какую погоду снег легкий, пушистый, сухой, легко рассыпается? 

   (В морозную.)

  • В какую погоду снег липкий, тяжелый, влажный, сырой?
    (Во время оттепели.)
  • Что еще вы узнали?

Снег мягкий, а лед... (твердый).
Снег белый, а лед... (прозрачный).
Снег легкий, а лед... (тяжелый).

Чей ответ из ребят вам больше всего понравился? За что понравился?

Как вы думаете, я могу сегодня вас похвалить?

А теперь поднимите все правую руку, положите себе на голову и похвалите себя.
Воспитатель. Молодцы, ребята! Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно - образовательная деятельность в подготовительной к школе группе по теме "Составление рассказа по картине "Весна"

Полный конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию речи с элементами обучения грамоте в подготовительной группе. Дети обобщая знания сезонных изменений в природе сначало собира...

Непосредственно-образовательная деятельность в подготовительной к школе группе по теме "Зима. Зимние забавы"

Мероприятие проходит в форме  диалогически проблемной  игры, расширяет знания воспитанников о зимних изменениях в природе, активизирует речь, мышление....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по теме: «Сказочные кружева Балахны»

Конспект предлагает помощь при формировании у детей эмоционально-эстетического отношения к окружающему миру, приобщение детей к восприятию народного искусства родного края....

Конспект непосредственно- образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему «Вода вокруг нас».

  Занятие позволяет формировать у детей понятие, насколько вода важна в жизни человека...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «Скоро в школу»

Вид детской деятельности:  Познавательное развитие.Интеграция образовательных областей: «Социально- коммуникативное», «Познавательное развитиеЦель: расширять и укреплять знания ...