Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе "Письмо от Царевича"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Руденко Наталья Александровна
Закрепить умение проводить звуковой анализ слов и по предложенной схеме составлять предложение, составлять из букв слова; создавать игровые ситуации, способствующие воспитанию доброжелательности, отзывчивости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_pismo_ot_tsarevicha.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад №118»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе

Составитель: Наталья Александровна Руденко

                             воспитатель

Г. Саратов

2017


1.  Цель занятия

Развивать речевое внимание, фонематический слух

2.  Задачи

Закрепить умение проводить звуковой анализ слов и по предложенной схеме составлять предложение, составлять из букв слова; создавать игровые ситуации, способствующие воспитанию доброжелательности, отзывчивости.

3. Тип занятия

  Обучение грамоте и формирование навыков чтения

4. Форма занятия

Непосредственная образовательная деятельность

5. Продолжительность:  20 мин

6. Участники: Дети подготовительной группы

7. Возраст обучающихся: 6 лет

8. Оборудование и материалы.  Столы, за которые дети садятся по 3-4 человека,  конверты: А3 формата  с обратным адресом на Ивана Царевича – 1 шт., А4 –2  шт., А5 – 3 шт., буквы Б, а, б, а, Я, г, а  на отдельных карточках (по одному набору на каждый стол и в конверт), по несколько красных (гласный звук), синих (согласный твердый звук) и зеленых (согласный мягкий звук) квадратов 6*6см(по одному набору на каждый стол и в конверт), на каждый стол и в конверт по 4 карточки с изображением колокольчика и перечеркнутого колокольчика, обозначающие звонкий и глухой звук соответственно), карточка с изображением схемы предложения «Баба Яга тебе поможет». ˾  ˾ _  _ .

9. Предварительная подготовка

 Чтение сказки об Иване Царевиче и Кощее Бессмертном.

10. Методы и приемы работы с детьми.  

Словесный: рассказ воспитателя, вопросы к детям;

Наглядный: рассматривание букв, картин с изображением  сцен из сказки.

Практический: складывание слов из букв; составление схем слов, составление предложения по схеме.

11. Структура  занятия:

Этап занятия

Содержание

Время

1 этап Вступительный

Сюрпризный момент. Приход почтальона, чтение письма от Ивана Царевича.

3 мин

2 этап

Практический

Выполнение заданий от Ивана Царевича

13 мин

3 этап

Заключительный

Подведение итога НОД, отправка письма с выполненными заданиями.

4 мин

12. Ход занятия.

1 этап. Вступительный.

Почтальон вносит огромный конверт с огромной печатью, отдает его воспитателю.

Воспитатель: Ребята, нам пришло письмо от Ивана Царевича! А какое большое! Давайте вскроем конверт и прочитаем письмо.

Дети с интересом наблюдают, как воспитатель достает письмо и читает.

Воспитатель: Здравствуйте, дорогие ребята! Обращаюсь к Вам с просьбой о помощи. Кощей Бессмертный похитил мою невесту Василису и держит ее в своем каменном зАмке за семью дверями и семью замками. Я нашел его зАмок, но не смог открыть двери. И не знаю, кто бы мне в этом помог! Кощей на месте своего преступления в спешке обронил какие-то буквы, разноцветные квадраты и знаки. Такие же квадратики и знаки я видел на первой двери! Все это я высылаю вам в разных конвертах. Помогите мне, пожалуйста, решить эту головоломку и вернуть мне мою любимую!

Воспитатель: вот это задача! Будем помогать?

Дети: Будем!

2 этап. Практический.

Воспитатель: чтобы нам было удобно выполнять задания, рассаживайтесь за столы. Открываю первый конверт с буквами. Как вы думаете, что можно сделать из букв?

Дети: составить слова.

Воспитатель: да. Попробуйте из этих букв составить слова.

Дети совместно за своим столом составляют слова из букв. После кто-то из детей может выложить те же слова на доске.

Воспитатель: Молодцы! Интересно, причем здесь Баба Яга? Вскрываем второй конверт?

Дети: Да!

Во втором конверте лежат разноцветные квадраты, колокольчики и записка.

 

Физразминка.

Воспитатель читает записку: чтобы решить эту головоломку, вам нужно думать, как Кощей. Встаньте в круг, попытайтесь изобразить Кощея Бессмертного. А теперь погремите костями, как он. Засмейтесь, как он. Походите, как он. Все, вы готовы.

Дети снова рассаживаются за столы.

Воспитатель: ребята, у нас есть слова «Баба Яга». На что похожи эти квадратики и знаки?

Дети: с их помощью мы составляем схемы слов.

Воспитатель: верно. Красными квадратиками мы обозначаем …

Дети: гласные звуки.

Воспитатель: синими …

Дети: согласные твердые звуки.

Воспитатель: зелеными…

Дети: согласные мягкие звуки.

Воспитатель: а колокольчиками…

Дети: звонкие и глухие звуки.

Воспитатель: молодцы! Вы все правильно запомнили! А какие же слова мы с вами должны разобрать на звуки?

Дети: Баба Яга.

Воспитатель: надо же, какие вы сообразительные! Попробуйте на своих столах выложить схему слов «Баба Яга».

Если дети затрудняются, вызвать к доске ребенка по желанию и вместе с ним, обсуждая каждую букву и звук, составить звуковой анализ слов. Особое внимание уделить букве Я.

Воспитатель: вот и составили схему слов. Вспомните, ребята, Иван Царевич говорил, что видел такие же знаки на первой двери в темницу. Значит, мы с вами помогли Царевичу подобрать шифр к той двери! Прекрасно! Но дверей семь! Подождите, у письма есть продолжение! Как же я его сразу не заметила!

P.S.: Василиса на прощание прошептала какое-то предложение из четырех слов, которые я не расслышал из-за шума и грохота Кощеевой повозки. Помогите мне, пожалуйста, составить это предложение! Я уверен, она сообщила о том, кто мне поможет. Схему предложения тоже высылаю.

Вот оно что! Составим предложение, и Иван Царевич сможет обратиться за помощью еще к кому-нибудь. Достаю схему из третьего конверта.

Физразминка

Воспитатель достает схему и видит в конверте еще записку: Ой! И тут записка. Читаю: Ребята, а теперь снова нужно перевоплотиться. Только уже в Василису. Она мудрая, для умственного и физического здоровья всегда делает зарядку. И вы сделайте разминку:

Раз, два – два прыжка,

Три, четыре – руки шире,

Пять, шесть – наклон, сесть,

Семь, восемь – улыбнуться просим.

Все! Вы готовы!

Воспитатель: ребята, сколько слов в схеме?

Дети: четыре.

Воспитатель: что означают эти прямые линии?

Дети: слова.

Воспитатель: почему некоторые из них начинаются с вертикальной черточки?

Дети: это заглавная буква. С заглавной буквы пишут первое слово в предложении и имена людей.

Воспитатель: да, молодцы, правильно. В схеме Царевича таких слов – два. Как вы думаете, что это за слова?

Дети: это имя того, кто может помочь Ивану Царевичу освободить невесту. Это Баба Яга!

Воспитатель: а теперь попробуем составить предложение из четырех слов с этим именем.

Дети составляют предложение, которое Василиса могла прошептать своему жениху: «Баба Яга поможет тебе»

3 этап. Заключительный.

Воспитатель: ребята, я вами горжусь! Вы выполнили все задания от Ивана Царевича! Назовите, пожалуйста, их?

Дети: составляли слова, составляли схему слов (провели звуковой анализ слов), составляли предложения из четырех слов.

Воспитатель: остается только отправить ответы Ивану Царевичу. Вложим их в конверт и напишем его адрес.

Дети бросают конверт в почтовый ящик, оборудованный в группе. Или приходит Почтальон и забирает письмо для Царевича.

Через некоторое время почтальон приносит ответное письмо от Ивана Царевича со словами благодарности и фотографией с Василисой под ручку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Путешествие в страну Читания"

План-консект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.  Цель: познакомить де...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ФФНР и ОНР "Дифференциация звуков /щ/ - /с’/, /ч/. Закрепление букв Щ, Ч, С, правописания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ".

Материал предназначен для дифференциации звуков /щ/ - /с’/, /ч/, закрепления графем Щ, Ч, С и правописания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ у детей  с ФФНР и ОНР подготовительной группы компенсирующей...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: « Путешествие по морскому дну»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамотев подготовительной к школе группеТема: « Путешествие по морскому дну»Цель:  Познакомить детей с новой буквой «В, в» и зву...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте детей подготовительной группы. Тема: "Путешествие в зимний лес".

Закреплять навык дифференцирования звуков, умение оперировать понятиями « буква», «слог», « слово», знание букв, их графических образов.Совершенствовать навык слогового и звукового анализа слов,...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Доктор Айболит спешит на помощь»

Непосредственная образовательная деятельность по подготовке к обучению грамоте в подготовительной логопедической группе  «Доктор Айболит спешит на помощь» направлена на развитие у детей с нарушен...