Главные вкладки

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Доктор Айболит спешит на помощь»
    план-конспект занятия по обучению грамоте на тему

    Непосредственная образовательная деятельность по подготовке к обучению грамоте в подготовительной логопедической группе  «Доктор Айболит спешит на помощь» направлена на развитие у детей с нарушениями речи фонематических процессов, и развития навыков звуко-буквенного анализа. Деятельность сопровождается увлекательной презентацией, с помощью которой дошкольники  попадают в мир тайн и приключений.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_doktor_aybolit_speshit_na_pomoshch.docx21.33 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №16

    «Золотой ключик»

    Конспект непосредственной образовательной деятельности

    по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе

     «Доктор Айболит спешит на помощь»

    подготовила

    учитель-логопед  Сущенко М.В.

    г. Урай

    Коррекционно-образовательные цели:

    • Совершенствовать навык звукового анализа с составлением звуковой схемы;
    • Закрепить умение определять  звук в слове;
    • Совершенствование навыков звукобуквенного анализа;
    • Закрепить знания о различии гласных и согласных звуков;
    • Упражнять в слитном слоговом чтении, умении видоизменять слова, заменяя или переставляя  буквы;

     

    Коррекционно-развивающие  цели:

    • Развитие речевого слуха, памяти, слухового внимания, фонематических представлений, общих речевых навыков, тонкой и обшей моторики. 

    Коррекционно-воспитательные цели:

    • Воспитание взаимопомощи, взаимопонимания, активности, инициативности, самостоятельности,  навыков сотрудничества, ответственности.

    Оборудование:

    Ноутбук, проектор, экран, чемоданчик Доктора Айболита, телеграмма, буквы П, А, Р, У, С, мольберт, наборное полотно,  магниты,   дощечки с картинками, «река» - голубое полотно из ткани, звукозапись песни  «Доктор  Айболит», магнитофон,  картинка СЛОН, звуковые схемы (демонстрационные, раздаточные), буквы  С,Л,О,Н, К, К, Т, И, тетради, карандаши, кассы букв,  витамины.

    Предварительная работа:

    Чтение сказки К. И. Чуковского «Айболит». Разучивание отрывка из произведения К.И.Чуковского на выбор детей.  Упражнение в составлении звуковых схем на индивидуальных занятиях с логопедом.

    Ход

    непосредственной образовательной деятельности

    Слайд 1

    I. Организационный момент.

    Логопед: Ребята, сегодня мы  продолжим путешествовать по стране звуков и букв. Посмотрите, кто-то оставил чемодан. Интересно, чей это чемодан?

    Дети: Доктора Айболита.

    Логопед: Что же случилось?

    Дети: Доктор Айболит, наверное, очень спешил и забыл свой чемоданчик.

    Логопед находит телеграмму и читает ее:

    - Однажды пришла к Айболиту телеграмма от Гиппопотама. В Африке заболели звери. Добрый доктор Айболит сразу же поспешил на помощь! А по дороге  твердил “Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо”, а помогали ему в пути волки, кит, орлы.

    Логопед: Ребята, а вы хотите помочь Доктору Айболиту поскорей добраться до Африки?

    Дети: Да!

    Логопед: Тогда отправляемся в путь!

    Слайд 2

    II. Упражнение: «Помоги Доктору Айболиту собрать чемодан».

    Логопед: Помогите Доктору Айболиту собрать чемодан. В чемодан мы положим только те вещи, в названии которых слышится звук ш.

    Дети: Мы положим в чемодан шляпу, рубашки, шоколад, шорты.

    Слайд 3-5

    III. Игра: «Угадай, как называется корабль Доктора Айболита? »

    Логопед: Составьте  слово по первым звукам изображенных предметов, и вы узнаете, как называется корабль Доктора Айболита.

    Дети выделяют первые звуки в словах и выкладывают слова на мольберт:

    1 ребенок: Первый звук в слове помидор - звук п.

    2 ребенок: Первый звук в слове арбуз - звук а.

    3 ребенок: Первый звук в слове ручка - звук р.

    4 ребенок: Первый звук в слове улитка - звук у.

    5 ребенок: Первый звук в слове собака - звук с.

    Дети хором читают слово «парус».

    Слайд 6-7

    IV. Подвижная игра: «Построй мост рез речку».

    Логопед:  Впереди река, нужно построить мост. Берем дощечки с картинками, названия которых начинаются с гласного звука. Напомните, какие звуки мы называем гласными?

    Дети: Гласными мы называем звуки, которые можно спеть голосом.

    Логопед:  Какие слова начинаются на гласный звук?

    Дети: арбуз, иголка, улитка. Дети выбирают дощечки с нужными словами и строят мост.

    Слайд 9-13

    V. Игра: «Угадай, чем лечил Доктор Айболит зверей? »

    Логопед: Слова должны начинаться с одинаковых звуков.

    1 ребенок: Доктор Айболит лечил слона сливами.

    2 ребенок: Доктор Айболит лечил акулу апельсинами.

    3 ребенок: Доктор Айболит лечил кузнечика конфетами.

    4 ребенок: Доктор Айболит лечил льва леденцом.

    VI. Динамическая пауза «Айболит».

    Дети  по показу одного ребенка  выполняют двигательные упражнения. (Звучит музыка из песни «Доктор Айболит»).

    VII. Звуковой анализ слова СЛОН. Выкладывание звуковой схемы, замена звуков на буквы.

    Логопед: Вспомните, кого Доктор Айболит лечил сливами?

    Дети: Слона.

    Логопед: Сколько звуков в слове слон, составьте звуковую схему. (Дети, используя звуковые сигналы, самостоятельно составляют схему слова).

    Дети: В слове слон четыре звука.

    Логопед: Сколько согласных звуков?

    Дети: В слове слон три согласных звука.

    Логопед: Сколько гласных звуков?

    Дети: В слове слон один гласный звук.

    Логопед: Сколько слогов?

    Дети: В слове слон один слог.

    Логопед: Замените в схеме звуки на буквы.

    (Дети самостоятельно, используя кассы букв, меняют звуки на буквы).

    Логопед: Прочитайте слово.

    VIII. Цепочка слов

    Преобразование слов СЛОН -  СОН -  СОК -  КОК -  КОТ – КИТ.  

    Логопед на доске заменяет буквы. Дети объясняют  лексическое значение каждого слова, делают вывод о том, как важно не путать буквы.

    IX. Работа в тетради

    Логопед: Продолжаем путешествие. Прочитайте слово и раскрасьте то, что вы прочитали.

    Дети читают слово УЖИ, раскрашивают картинку в тетрадях. Логопед следит за осанкой детей.

    X. Итог

    Логопед: Наше путешествие подошло к концу. Какая игра вам понравилась?

    Дети называют понравившиеся игры.

    Логопед: А мне очень понравились ваши ответы. (Оценка детей).

    Логопед: Я думаю, нам надо вернуть чемоданчик  Доктору Айболиту. А вы как думаете?

    Дети: Да!

    Логопед берет чемодан (из чемодана высыпаются витамины):  

    Логопед: Ребята Доктор Айболит благодарит вас за помощь и угощает витаминами. Большое вам спасибо!

    Слайд  14-15

    Звучит веселая  музыка из песни «Чунга - чанга». Дети вместе со зверями танцуют.

    Литература:

    1. Балашова Е.Ф. Обучение грамоте с профилактикой дисграфии и дислексии у детей с нарушениями речи, из опыта работы. — Челябинск.; «МИРОС», 1999.
    2. Нищева Н. В. Н71 Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной  группе детского сада для детей с ОНР.— СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006.
    3. Нищева Н.В. Тетрадь №1 для подготовительной логопедической группы детского сада (3-й год обучения)
    4. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. — Москва.; «ВЛАДОС», 1999.
    5. Чуковский К. И. Доктор Айболит. —  Москва.; «Лабиринт», 2012.
    6. Использованы ресурсы сети Интернет: www.lenagold.ru,

    www.animashki.ru


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Путешествие в страну Читания"

    План-консект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.  Цель: познакомить де...

    План-конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ФФНР и ОНР "Дифференциация звуков /щ/ - /с’/, /ч/. Закрепление букв Щ, Ч, С, правописания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ".

    Материал предназначен для дифференциации звуков /щ/ - /с’/, /ч/, закрепления графем Щ, Ч, С и правописания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ у детей  с ФФНР и ОНР подготовительной группы компенсирующей...

    Технологическая карта образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме: «Звук и буква И». Конспект № 7

    Вашему вниманию предлагается конспект (технологическая карта) НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе, выполненный с учетом требований ФГТ....

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: « Путешествие по морскому дну»

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамотев подготовительной к школе группеТема: « Путешествие по морскому дну»Цель:  Познакомить детей с новой буквой «В, в» и зву...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе "Звук ч, буква "Ч""

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе  "Звук ч, буква Ч" знакомит детей с новым звуком и букой. Материал представлен ...