Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе "Звук ч, буква "Ч""
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе  "Звук ч, буква Ч" знакомит детей с новым звуком и букой. Материал представлен в игровой форме  и делает процесс обучения детей чтению  интересным и увлекательным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующей направленности №16 «Золотой ключик»

КОНСПЕКТ

 НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ

НА ТЕМУ: «ЗВУК [Ч]. БУКВА «Ч».

Подготовила:

учитель-логопед

 высшей  квалификационной категории

  Сущенко Марина Владимировна

г. Урай, 2015г.

  1. Коррекционно-образовательные цели:
  • Уточнить, закрепить артикуляцию при произнесении звука [ч] в словах, предложениях, тексте.
  • Совершенствовать навык звукового анализа с составлением звуковой схемы;
  • Закрепить умение определять  звук в слове;
  • Совершенствование навыков звукобуквенного анализа;
  • Упражнять в слитном слоговом чтении, умении видоизменять слова, заменяя или переставляя  буквы, понимании прочитанного.  
  1. Коррекционно-развивающие  цели:
  • Развитие речевого слуха, памяти, слухового внимания, фонематических представлений, общих речевых навыков, тонкой и обшей моторики. 
  1. Коррекционно-воспитательные цели:
  • Воспитание взаимопомощи, взаимопонимания, активности, инициативности, самостоятельности,  навыков сотрудничества, ответственности.

Оборудование:

Игрушка «Чебурашка», таблица с символами для характеристики звука,  картинка с изображением кота в дымоходе, конверты с разрезной буквой Ч, звукозапись песни  «Песня Чебурашки», магнитофон, мяч, буквы, наборное полотно,  звуковые схемы (демонстрационные, раздаточные), тетради, карандаши, кассы букв.

ХОД

 НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Содержание

Предлагаемый материал

1.

Организационный момент.

–  Ребята, сегодня мы  продолжим путешествовать по стране звуков и букв.

- Посмотрите, кто-то оставил гармошку.

- Что за гость побывал у нас?

Дети дают свои ответы. Логопед заглядывает за ширму и достает игрушку Чебурашку.

2.

- Скажите, ребята, почему Чебурашка  решил прийти сегодня к нам? (Потому что сегодня мы знакомимся со звуком и буквой Ч)

- Давайте расскажем Чебурашке каким бывает звук Ч:

Звук Ч - согласный, глухой, всегда мягкий.

3.

Упр.: «Звук потерялся».

Послушайте предложения и скажите, в каких словах вы услышали звук ч.

Ча-ча-ча – к Ванечке вызвали врача

Чу-чу-чу – молоточком  постучу

Че-че-че – сидит кошечка на плече

Чи-чи-чи – гуляют по берегу грачи

4.

Игра: «Что лишнее?»

Дети рассматривают картинки, называют лишнюю картинку. Логопед спрашивает – почему  

На доске предметные картинки:

очки, девочка, мальчик, стол;

фартук, почка, кочка, печка;

ночь, мышка, свеча, бычок.

5.

Упр.: «Сложи букву»

- Почему у Чебурашки получились такие смешные стихи?

- Он не знает как писать букву Ч.

Дети составляют букву Ч из 4-6 частей. Чебурашка  «подходит»  к каждому ребенку и рассматривает графический образ буквы.

Логопед спрашивает у детей, какую цифру напоминает буква Ч, дети просят Чебурашку не путать букву и цифру 4.

6.

Подвижная игра с мячом: «Назови ласково»

-Какой звук помогает в образовании ласковых слов? (Звук ч)

Стакан - стаканчик

Миска - мисочка

Подушка - подушечка

Санки - саночки

Шапка - шапочка и т.д.

7.

Игра: «Составь слово»

- Чебурашка тоже хочет с нами поиграть. Он так спешил, что уронил слово и оно рассыпалось. Помогите ему составить и прочитать его. (Дети составляют и читают слово «вазочка»).

8.

Звуковой анализ слова. Выкладывание звуковой схемы.

- Сколько звуков в слове?

- Сколько согласных звуков?

- Сколько гласных звуков?

- Сколько слогов в слове?

9.

Упр.: «Вставь пропущенную букву».

Дети читают слова и исправляют их.

Бо…ка,  …емодан,  бабо…ка.

10.

Работа в тетради.

- Определите место звука ч в словах. (Дети в тетрадях закрашивают нужный квадрат)  

удочка        

Чебурашка

                                      мяч                                                 

11.

«Найди букву Ч».

- Среди других букв найдите и раскрасьте букву Ч.

12.

Итог.

- Наше путешествие подошло к концу. Нам пора прощаться.

- Расскажите, что больше всего вам запомнилось? (Дети называю игры и упражнения). Чебурашка благодарит  и угощает детей. Логопед оценивает ответы детей.

Звучит песня Чебурашки.

Литература:

  1. Е.Ф. Балашова,  «Обучение грамоте с профилактикой дисграфии и дислексии у детей с нарушениями речи, из опыта работы», Челябинск ИЗДАТЕЛЬСТВО «МИРОС», 1999г.

  1. Е.А. Пожиленко, «Волшебный мир звуков и слов», Москва ВЛАДОС, 1999г.

  1. Н. В. Нищева, Н71 «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной  группе детского сада для детей с ОНР». СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ФФНР и ОНР "Дифференциация звуков /щ/ - /с’/, /ч/. Закрепление букв Щ, Ч, С, правописания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ".

Материал предназначен для дифференциации звуков /щ/ - /с’/, /ч/, закрепления графем Щ, Ч, С и правописания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ у детей  с ФФНР и ОНР подготовительной группы компенсирующей...

Технологическая карта образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме: «Звук и буква И». Конспект № 7

Вашему вниманию предлагается конспект (технологическая карта) НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе, выполненный с учетом требований ФГТ....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Доктор Айболит спешит на помощь»

Непосредственная образовательная деятельность по подготовке к обучению грамоте в подготовительной логопедической группе  «Доктор Айболит спешит на помощь» направлена на развитие у детей с нарушен...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР на тему «Знакомство детей со звуком [c] и с буквой «С»

Данный конспект НОД позволит учителю-логопеду через игру познакомить детей со звуком [c] и с буквой «С»,  обучать детей звуковому анализу и синтезу слова, звукобуквенному анализу, печ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте детей подготовительной группы на тему: «Звуки [К], [Кь]. Буква К»

Цель: Уточнить артикуляцию звуков [к—к']; ознакомить с буквой КкЗадачи: 1. Упражнять в умении делить слова на слоги. 2. Совершенствовать навыки проведения звукового анализа. 3. Развивать фон...