Изготовление дидактических игр по звуковой культуре речи для детей старшего дошкольного возраста.
материал по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Бутенко Наталия Геннадьевна

Изготовление и использование дидактических игр, направленных на развитие звуковой культуры речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yarmarka_2016.docx16.64 КБ

Предварительный просмотр:

Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютерами и другими средствами технического процесса, чем друг с другом.

Психологи утверждают: дошкольный возраст – сензитивный период, а значит, он наиболее благоприятен для развития речи, формирования культуры речевого общения. Это очень трудоемкая и ответственная работа, требующая определенной системы и терпения со стороны взрослого, подбора наиболее действенных средств и методов обучения. Одно из таких средств – игра, которая является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. В дошкольные годы происходит интенсивное умственное развитие ребенка: он овладевает речью, знакомится с богатством звукового и лексического состава языка. Это период интенсивного ознакомления дошкольника со словом – его смысловой (слово обозначает определенный предмет, явление, действие, качество) и фонематической, или звуковой, стороной (слово звучит, состоит из звуков, следующих в определенной последовательности, имеет слоги, один из них ударный и тому подобное).

Усвоение дошкольником звуковой стороны слова – длительный процесс. Он осуществляется в различных видах деятельности детей. Задача взрослого состоит в том, чтобы слово, которое ребенок воспринимает как неразрывно звучащий комплекс, сделать объектом специального внимания, наблюдения и изучения. Аскарина Н. М указывала: «В условиях обученного воспитания нельзя обеспечить разностороннее развитие всех детей, пользуясь только индивидуальным общением в процессе их самостоятельности. Необходимо проводить специальные занятия, а лучшим средством остается дидактическая игра. Она закрепляет знания».  

 Использование дидактической игры по звуковой культуре речи в детском саду является одной из возможности развития. Дидактическая игра и может быть использована на всех этапах развития речи детей. Она должна в полной мере помочь решить как образовательные задачи, так и задачи развития познавательной активности детей дошкольного возраста.

В моей работе были изготовлены и использованы  дидактические игры, направленные на развитие звуковой культуры речи, доступные детям старшего дошкольного возраста.

«Звуковые часы».

Цель: Упражнять детей в выделении первого звука. Упражнять детей в подборе слов с заданным звуком; развивать фонематический слух.

Правила игры: найти на циферблате часов картинку с изображением предмета на заданный звук, соединив их стрелками, называя их, чётко произнося звук.

«Цепочка слов».

Цель: Упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах, развивать фонематический слух.

Правила игры: выстраивается цепочка слов с опорой на первый и последний звуки называя их, чётко произнося первый и последний звук.

 Последний звук картинки должен быть первым звуком последующего слова на картинке и т.д.

«Звуковое поле».

Цель: Упражнять детей в подборе слов с заданным звуком; развивать фонематический слух.

Правила игры: на доске картинки с изображением разных предметов. Зеленые фишки разложить на предметы с заданным звуком (например со звуком  «З»), называя их, чётко произнося звук «З»;

 синие фишки- с другим звуком (например со звуком «С»),  называя их, чётко произнося звук «С».

Усложнение игры:

Цель: Упражнять детей в подборе слов с заданным звуком в начале слова, в середине слова, в конце слова; развивать фонематический слух

Правила игры: подобрать картинки с заданным звуком в начале слова, в середине слова, в конце слова.

«Что везет самолет».

Цель: автоматизация звука «С».

Правила игры: отбираются те картинки, в названиях предметов которых есть заданный звук, называя их, чётко произнося звук «С».

«Рыбак»

Цель: автоматизация звука «Р».

Правила игры: отбираются те картинки (рыбки с картинками предметов), в названиях предметов которых есть заданный звук, называя их, чётко произнося звук «Р».

«Новый год».

Цель: закрепление в речи детей правильного произношения звука «Ш».

Игровая задача: кто быстрее доберется до снеговика.

Количество игроков : 2.

Оборудование: игровое поле, игровой кубик.

Правила игры: ребенок бросает кубик и в соответствии с выпавшим количеством точек передвигает свою фишку по картинкам, называя их, чётко произнося звук «Ш».

Заключение.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Дидактическая игра - незаменимое средство обучения детей преодоление различных затруднений в речи. Игры и игровые упражнения оказывают большую помощь в этом.

Из выше сказанного следует, что наиболее удачным средством воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста, является дидактическая игра. Именно с помощью нее легче и удобнее воспитателю воспитывать звуковую культуру речи детей дошкольного возраста. Использование игровых моментов, направленных на развитие фонематического анализа, позволяет закреплять свойственные детям интерес к звуковой культуре речи. Дидактические игры способствуют развитию их познавательной активности, улучшения произношения, расширению активного словаря, углублению интереса к языку. Почти все игры – многоцелевые. Следовательно, педагог неоднократно может возвращаться к ним, помогая детям усвоить новый материал и закрепить пройденный.

Список использованной литературы:

1) Болотина Л.Р., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Воспитание звуковой культуры речи у детей в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. – М.: Айрис пресс, 2006.

2) Бондаренко А.К. Дидактическая игра в детском саду. – М.: Просвещение, 1991.

3) Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. – М.: Просвещение, 1999.

4) Гризик Т., Тимощук Л. Развитие речи детей 4-7 лет . // Ребенок в детском саду 2002, №2.

5) Занятия по развитию речи в детском саду. Под/ред. Ушаковой О.С. – М.: Просвещение, 1993.

6) Игра дошкольника./ Под ред. Новоселовой С.Л. - М.: Просвещение, 1989.

7) Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. – М.: Просвещение, 1982.

8) Максаков А.И., Тумакова Г.Т. Учите, играя. – М.: Просвещение, 1983.

9) Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом П/ред. Сохина Ф.А. - М.: Просвещение, 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Игровые технологии развития звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста.

Пояснительная записка       Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количес...

Дидактическая логопедическая мультипликация как средство коррекции звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Дидактическая логопедическая мультипликация как средство развития и коррекции речи в последнее время всё чаще используется в ДОУ в группах компенсирующей направленности. Развивающий потенциал инноваци...

Организованная образовательная деятельность по развитию звуковой культуре речи у детей старшего дошкольного возраста.

Конспект ООДВ старшей группеЗвуковая культура речи: звук [о].Цель: Развитие фонематического слуха воспитанников.Программные задачи:1. Упражнять в  правильном произношении звука в слогах, словах, ...

Организация работы по формированию звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр и упражнений

В процессе воспитания у детей звуковой культуры речи в детском саду педагог решает задачи: формирования у них правильного звукопроизношения; чёткого и ясного произнесения слов; развития голосово...

Характеристика звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Характеристика звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. В общении с детьми и взрослыми старшие дошкольники, как правило, пользуются умеренной громкостью голоса, они уже...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

В статье рассматривается проблема формирования умений в овладении звуковой культурой речи детей старшего дошкольного возраста групп компенсирующей направленности. Раскрывается специфика работы воспита...