Главные вкладки

    Статья по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме:
    Статья "Малыши - поэты"

    Аносова Наталия Бейбулатовна

    Формирование поэтического творчества дошкольников

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл anosova_n._b._-_statya_-_malyshi-poety.docx30 КБ

    Предварительный просмотр:

    СТАТЬЯ «МАЛЫШИ-ПОЭТЫ»

    Подготовила: учитель-логопед МДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30 города Железногорска Курской области Аносова Наталия Бейбулатовна

    Маленьким детям очень нравится

    играть в стихи, в поэзию.

    в этом возрасте главная задача –

    научить чувствовать красоту

    поэтического произведения,

    поддерживать интерес к словотворчеству.

    Уважаемые коллеги! Хочу представить Вам материал, используемый на консультации для педагогов дошкольного образовательного учреждения.

    Актуальность данной статьи заключается в современном подходе к проблеме развития речи детей дошкольного возраста. Вы можете ознакомиться с нетрадиционными методами обучения дошкольников, которые можно применять в образовательной деятельности.

        Прочитав   эту статью, Вы пополните свои теоретические знания по указанной теме.

            Работая над коррекцией речи детей, я убедилась на собственном опыте, что очень эффективной и плодотворной показала себя работа по развитию у детей поэтического творчества. Изначально я ставила задачу развивать поисковую активность ребенка в сфере языка и речи, формирование словесного творчества. Проанализировав разные виды речевой деятельности детей, я выяснила, что большой интерес у дошкольников вызывает экспериментирование с поэтическим творчеством.

            Рифмотворчество – одно из самых увлекательных занятий для детей. Игра в слова углубляет знание родного языка, требует смекалки, находчивости, дает простор чувству юмора.

            Я заметила, что начиная со среднего возраста, дети обнаруживают большой интерес к звуковой форме слова, независимо от его значения. Они часто видоизменяют слова, изобретают новые, с увлечением упражняются в сочинении рифм. Дети довольно долго могут наслаждаться своими стихами, как музыкой, до такой степени ритм и рифма важны для них. Тяга к слушанию и запоминанию отвечает потребности интеллектуального роста детей.

            Мои наблюдения, беседы с воспитателями, анкетирование родителей подвели к идее – целенаправленно заняться развитием поэтического творчества детей. Я не ставила в своей работе цель – сделать из детей поэтов, научить их сочинять стихи. Главная задача – научить чувствовать красоту поэтического произведения, поддерживать интерес к словотворчеству, учить различать жанровые особенности разных поэтических форм.

            Изучив научную и методическую литературу по данной проблеме, я решила, что наиболее доступное и педагогически эффективное средство формирования творческих речевых умений у детей – это фольклор, а в частности небылицы, загадки, детские стихи.

            Почему небылица? Многие языковеды-литераторы изучили небылицы, их место в русской литературе, фольклорную ценность (Е. Левина, М. Мельников, Р. Виноградов). Сущность небыличных песен сводится к тому, что необходимые функции и свойства одного предмета приписываются другому. Когда ребенок овладел знаниями об истинном положении вещей, перевертыши воспринимаются именно как небылицы, несуразицы – они смешны. Перевернуть небылицу назад, перекоординировать предметы – это уже умственная игра, позволяющая утвердиться в законах реального мира. И все-таки игра – игра словами, рифмами, буквами.

            Детям второй младшей группы не всегда понятны небылицы из-за незначительного жизненного опыта, для них нужно тщательно подбирать материал. Они с удовольствием слушают «Путаницу» К. Чуковского: «Замяукали котята: «Надоело нам мяукать, мы хотим как поросята, хрюкать».

            Дети с увлечением распутывают ее, идет закрепление своего жизненного опыта, самоутверждение, реализация умственных усилий в разгадывании секрета.

            В средней и старшей группе дети – уже активные придумывальщики небывальщины. На тему «Чуда-дерева» К. Чуковского придумывают великое множество своих вариантов: «Не листочки на нем, не цветочки на нем, а машинки не нем, и конфетки на нем, бутерброды, и торты, и брюки на нем». У О. Григорьева есть стихотворение «Повар». Старшие дошкольники могут бесконечно фантазировать на тему, что еще мог перепутать повар.

            В подготовительной группе предлагаю детям для осмысления основные принципы построения небылиц. Например, в некоторых небылицах автор перепутывает действия. В других перепутаны сами объекты, предметы. Еще могут быть перепутаны голоса. Если небыличного героя сильно увеличить или уменьшить, то получится новый вариант небылицы. На занятии в подготовительной группе для создания небылиц детям предлагались игрушки-символы, которые помогают уяснить основные принципы создания небылиц. Это Путаник (помогает перепутать действия предметов), Увеличка-невеличка (увеличивает или уменьшает объекты), Звуковичок (меняет звуки и голоса). Детям предлагаются следующие тексты:

    «У меня на грядке крокодил растет,

    А в реке, Москва-реке огурец живет.

    Осенью на грядке крокодил поспел,

    Огурец в Москва-реке всех лягушек съел.» - Юрий Коваль

    «Свинки замяукали мяу-мяу,

    Кошечки захрюкали хрю-хрю-хрю,

    Уточки заквакали ква-ква-ква,

    Курочки закрякали кря-кря-кря.» - Корней Чуковский

    Полетел комарище в лесище.

    Садился комар на дубище.

    Дуб под ним зашатался.

    И комар испугался

    Стукнуло, грянуло в лесу!

    Комар с дуба свалился,

    Упал он на корневище,

    Сбил до костей плечище.

    Дети, придумывая свои небылицы, опираются на уже услышанные и начинают менять реальные предметы и наделять новые, придуманные объекты или явления какими-то функциями или признаками. И получают огромное удовольствие от своих небылиц! Небылица – это небольшой рассказ о том, чего на самом деле нет. Но, иногда малышам так хочется, чтобы то, чего нет на свете, то, чего нет в реальной жизни, оказалось правдой. «Эти произведения (нелепицы), — отмечал К.И. Чуковский,- построены на опрокидывании норм, на навязывании предметам несвойственных им функций и признаков, что и увлекает детей как интересная забава». 

    Небылица – удивительный литературный материал, прекрасное средство для воспитания чувства юмора, здоровая пища для детской души, удовлетворяющая ненасытную потребность ребенка в смехе, веселье, радости.

            У нас есть персонажи, которые приходят к детям, чтобы рассмешить их, запутать, сочинить вместе с детьми. Это игрушки Смешок и Рифмушка.

            Рифмушка чаще всего предлагает сочинять стихи. Работу с простыми поэтическими формами можно начинать со второй младшей группы. В игре «Доскажи словечко» дети в знакомых потешках, стихах досказывают недостающее слово. Досказать словечко предлагается в незнакомых стихах, но слово должно быть четко обозначено ритмом и рифмой.

    Белка с ветки в свой домишко

    Перетаскивала … .

    Белка шишку уронила,

    Прямо в мишку угодила.

    Застонал, заохал Мишка.

    На носу вскочила … .

    Малыши уже понимают, что такое «складно-нескладно», способны подбирать простые рифмы. В средней группе это занятие увлекает их больше и больше. Этот возраст сензитивен активному словотворчеству. Дети принимают массу бессмысленных рифмовок, весело смеются.

            Чтобы сделать подбор более осмысленным, я предлагаю им выбрать подходящее слово из ряда слов-рифм, которые больше подходят по смыслу.

    Белый снег в лесу лежит,

    Зайка под кустом … (дрожит, жужжит, скрипит)

    На верхушке калачи

    День и ночь кричат … (грачи, врачи, калачи).

    Возле дома на дорожке

    Воробьи клевали … (крошки, брошки, ложки).

            В старшем дошкольном возрасте задачу усложняю. Надо не просто подобрать нужное слово-рифму, но и изменить его, чтобы было складно.

    У норы добычи ждет,

    Притаившись серый … (кот).

    Мышь осталась без хвоста

    Вырываясь от … (кота),

    А теперь и за версту

    Не приблизится … (к коту).

    Крыса старая и та,

    Видя грозного … (кота)

    Удерет в нору под дом,

    Чтоб не встретиться … (с котом).

    Там дрожит и в темноте

    Вспоминает … (о коте).

            Детям очень нравится играть в слова вместе с авторами смешных стихов. Богатый литературный материал предлагают поэты Ю. Мориц, Ю. Тувим, Б. Заходер, С. Козлов, Э. Успенский и др.

            Чтобы познакомить детей с понятием «ритм», привлекаю их к слушанию окружающих шумов: бытовых, музыкальных, природных, воспроизведению ритмического рисунка. Предлагаю упражнения: «Слушаем и повторяем», «Шагаем под стихи», «Ритмическое лото» и др. Когда все дети уяснили все принципы поэтической речи, я провожу работу по указыванию на логичность событий, изложенных в стихотворениях, используя игры «Строчка, знай свое место», «Подскажи нам, клубочек» и др. Здесь малыши должны сами составлять стихотворение из данных отдельных строк согласно логической последовательности событий. 

    В своей работе также использую и загадки. Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов и явлений.

    Типы загадок: 

    -описательные, например:

                                              Кафтан на мне зеленый,

                                              А сердце как кумач

                                              На вкус как сахар сладок,

                                              А сам похож на мяч. (АРБУЗ)

    -загадки – звукоподражания, например:

                                             За стеклянной дверцей

                                             Бьется чье-то сердце.

                                             Бьется чье-то сердце

                                             Тихо так,

                                             Тихо так.  (ЧАСЫ)

    -загадки –рифмы, например:

                                             В подполье, в каморке

                                             Живет она в норке

                                             Серая малышка

                                             Кто же это?  (МЫШКА)

    -загадки - перевертыши, загадки – небылицы, например:

                                            Шерсть смотали мы в моток

                                            Выйдет шелковый платок.

                                           Отвечайте, правда ли?  (НЕТ)

    Использование загадок является очень эффективной  формой в работе по речевому развитию детей. Загадки: обогащают словарь детей за счет многозначности слов; помогают увидеть вторичные значения слов; формируют представления о переносном  значении слова; помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

    Но я считаю, что загадка не только позволяет решить проблемы речевого развития детей, но и, что самое главное, доставляет ребенку радость. А еще загадка это игра, а игра, как мы знаем,  ведущий вид деятельности детей. Игра в  узнавание, отгадывание, разоблачение того, что спрятано и скрыто, что представлено в ином образе, ином качестве. И это нужно не просто узнать, нужно догадаться, отгадать.

    Но при использовании загадок я  выявила, что многие дети, даже дети старшего дошкольного возраста,  не умеют отгадывать загадки, хотя старшие дошкольники обладают уже определенными знаниями и интеллектуальными умениями, достаточными для отгадывания загадок.    

    Учитывая то, что загадка – это своеобразная игра, я решила научить детей играть в загадки: не отгадывать их, а наоборот, придумывать.

    Наблюдения показали, что уже во второй младшей группе  дети готовы к восприятию простых загадок, содержащих перечисление ярко выраженных признаков объектов. «Сам серенький, хвост коротенький, уши длинные, прыгает ловко, любит морковку».

    Загадки, содержащие сравнения типа «Красная девица сидит в темнице, коса на улице», дети самостоятельно разгадать не могут, так как в этом возрасте им почти недоступна метафора.

    Детям средней группы знакомы загадки-описания и доступны загадки, составленные путем сравнения. При систематической работе интерес к загадке не ослабевает. Дети сочиняют их сами, с родителями, воспитателями, пытаются рифмовать. «Полосатый, он рычит, в клеточке сидит» (Маша С., 5 лет).

    В старшей группе, кроме вышеуказанных, дети готовы к восприятию загадок, построенных на отрицании: «Кругла, да не меч, сладка, да не сахар».

    В подготовительной группе дети способны различать типы загадок, они охотно сочиняют их, стремятся к рифмованию.

    Работа по поэтическому творчеству очень интересна детям и результативна. Использование небылиц, загадок и других поэтических форм оказывает существенное влияние на развитие детского словесного творчества, в комплексе с другими мерами, значительно улучшают речь детей, имеющих ее недоразвитие.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Времена года в произведениях композиторов, художников и поэтов"

    Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы.Задачи: Развивать способность эмоционально откликаться на произведения живописи, позии, музыки. Закреплять знания о средствах вырази...

    Знакомство детей с творчеством мурманского поэта Н.Колычева

    В  рамках лексической  темы  недели  "Знакомство  с   городом" знакомим  детей  с  творчеством  мурманский  писателей. Наиболее  и...

    Открытое занятие "Как Незнайка был поэтом»

    Занятие по  развитию вонематического восприятия и слухового внимания...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности (для старшего дошкольного возраста, логопедической группы) Родина Россия в творчестве русских, современных писателей и поэтов

    Конспект непосредственной образовательной деятельности(для старшего дошкольного возраста, логопедической группы)  Родина  Россия в творчестверусских, современных писателей и поэто...

    Стихи южно-уральских поэтов

    Данный сборник стихо южно-уральских поэтов составлен в помощь воспитателям ДОУ для проведения работы с детьми по ознакомлением с родным краем....