"Весеннее путешествие"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Сатова Валентина Анатольевна

Развитие связной речи по теме " Весна", расширение представлений о весенних изменениях в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsp._r.r._vesenneee_proishestvie.docx22.13 КБ

Предварительный просмотр:

 

                  « Весеннее путешествие»

Цель: Развитие связной речи по теме « Весна».

Задачи:

Образовательные:

1.Уточнять и расширять представления о перелетных птицах, диких животных, о весенних изменениях в живой и неживой природе.

2. Упражнять в умении выявлять простейшие причинно - следственные связи.

 Речевые:

1.Формировать умение подбирать слова – определения к существительному.

2.Совершенствовать умения отвечать на вопросы полным предложением.

3.Формировать умение составлять рассказ по опорным картинкам, развивать речь – доказательство.

4.Упражнять в изменении слов при помощи суффиксов.

Развивающие:

1.Развивать логическое мышление, мелкую моторику.

Воспитательные:

  1. Воспитывать любовь к родной природе и бережного отношения к ней.
  2. Воспитывать умение слушать друг друга.

Материалы: Несколько конвертов разных цветов и разных фигур (квадратные, прямоугольные), конверт с письмом, карточки с изображением характерных признаков весны, перелётных птиц; бельевые прищепки, круг из жёлтой бумаги; кукла с наборами зимней и весенней одежды, раскраски на тему ранней весны, аудиозаписи «Ручей» и «Весенняя песенка».

Предварительная работа:

1.Наблюдения на прогулке за явлениями живой и неживой природы (солнце, небо, ветер, почки, птицы, одежда людей, работа дворников,за работой техники);
2. Опытно-экспериментальная деятельность: нагревание предметов на солнца, таяние снега и сосулек в помещении, установление причинно- следственной связи: где быстрее тает, наблюдение за срезанными ветками в группе;
3.Рассматривание картинок с приметами ранней весны, открыток, , модели признаков ранней весны, перелетные птицы, дикие животные, репродукции художников;
4.Чтение худ.литературы, заучивание стихотворений (мнемотехника), отгадывание загадок, прослушивание закличек о весне, музыкальных произведений,беседы.
5. Разучивание: дидактические игры, развивающие игры, подвижные игры
6.Худ.творчество: рисование на тему весна(трафареты, печатки, штампики), аппликация, лепка, раскраски, конструирование из природного материала.
                                         

                                 

                                     Ход НОД

Часть 1

Воспитатель: Сегодня утром у двери нашей группы я обнаружила конверт с надписью «Ребятам группы « Колосок». Я решила дождаться вас и посмотреть, что за письмо нам пришло. Да вот положила конверт, а куда не помню. Он был прямоугольной формы, голубого цвета. Помогите мне его найти! (По группе разложено несколько конвертов разных форм и цветов, дети ищут конверт по заданному признаку).

Воспитатель: Хотите узнать что там? Давайте почитаем!

Часть2

 «Жили-были четыре времени года: Зима, Весна, Лето и Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром: 3 месяца — Зима, 3 месяца — Весна, 3 месяца — Лето и 3 месяца — Осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступить место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения, птицы перестали петь песни, люди устали топить печи, чтобы хоть немного согреться, забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала: «Не печальтесь! У меня есть чудо, которое поможет победить холод».

Загадка:

Молодое, новое,

К радости готовое.

Встанет рано поутру,

Я глаза скорей протру,

А оно все ярче, ярче,

За окном все жарче, жарче…

Что это такое?

Дети: Солнце!

Воспитатель: Конечно. Действительно, солнце — самое большое и доброе. Вот оно спряталось в конверте. Ой, а лучики то рассыпались. Поможем солнышку, соберем лучики и расскажем, какое у нас солнышко.

Дид. Игра « Солнышко весной»

Дети прикрепляют лучики - прищепки к солнцу, подбирая прилагательные:
солнце жёлтое, круглое, ласковое, теплое, радостное, желтое, веселое, румяное,лучистое.
Воспитатель: Вот какое солнышко у нас получилось, и в группе сразу стало ярче и теплее. Хотите узнать, что случилось дальше?

Дети: Да, очень хотим.

Восп.: Ребята, а дальше ничего нет. Листок оборван. Но в конверте лежат карточки –

подсказки и они нам помогут подсказки самим продолжить сказку.
Так что же произошло когда появилось весеннее солнце?
Достается карточка с изображением подснежников на проталине.

Ответы детей: Растаял снег и на проталинах распустились подснежники. (Просит кого-нибудь из детей повторить и прикрепить картинку на магнитную доску)

Воспит.: Ребята, я предлагаю вам показать, как распускаются подснежники. Возьмите платочки. (Дети берут платочки из органзы и показывают распустившийся цветок).

Воспит.: Как красиво. Многие люди хотят, что бы такая красота была у них дома и рвут цветы. А скажите, подснежники можно рвать?

Дети: Нет.

Воспитатель: Почему?

Дети:

Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,

Если все: и я и ты, если мы сорвем цветы.

Опустеют все поляны и не будет красоты!

Воспит.: Украсим нашими платочками группу и посмотрим, что же дальше было.

Картинка с изображением сосулек.

Воспитатель: А, это что?

Дети: Стали таять сосульки и зазвенела капель (Просит кого-нибудь из детей повторить и прикрепить картинку на магнитную доску)

Воспит.: (подходя к металлофону) Солнце светит, сосулька начинает таять (играет на металлофоне длинные звуки). Солнце все теплее и сосулька начинает таять все быстрее. (Играет на металлофоне короткие звуки). Приглашает2-3 детей сыграть весеннюю капель.

Воспитатель: Посмотрим что же случилось потом.( рисунок с изображением ручейка)

Дети: Зажурчали ручьи. (Просит кого-нибудь из детей повторить и прикрепить картинку на магнитную доску).

Я предлагаю вам закрыть глаза и послушать, как весной журчат ручьи (дети закрывают глаза и звучит аудиозапись ручья.)

Воспит.: Заглянем в наш конверт и узнаем продолжение.
Достается карточка, с изображением ветки с почками.

 Дети: На деревьях и кустарниках набухли почки. (Просит кого-нибудь из детей повторить и прикрепить картинку на магнитную доску).

Воспитатель: А как это происходит, мы с вами наблюдали в группе. (Подходим к веткам в вазе.) Только у нас почки набухли почему-то гораздо быстрее. Почему, как вы думаете?

 Дети: Потому что в группе теплее, чем на улице.

Воспитатель: Правильно, поэтому и зимой все деревья и кустарники спят, а с наступленем весны начинают просыпаться.

Воспитатель: Что же еще происходит весной?

Картинка с перелетными птицами.

Дети: С юга возвращаются перелетные птицы. (Просит кого-нибудь из детей повторить и прикрепить картинку на магнитную доску)

Воспитатель: А зимующие птицы куда денутся?

 Дети: Улетят туда, где холодно.

Возьмите по одной птице. Расскажите, какая у вас птица (например: это птица снегирь, она зимующая). А теперь давайте расселим наших птиц: перелетных крепим к солнышку, зимующих к снежинке (работа на ковролине).
Воспит.: А что же в это время происходит в лесу?

 Дети: У зверей появляются детеныши.

 (Просит кого-нибудь из детей повторить и прикрепить картинку на магнитную доску)

Давайте вспомним, как называются детеныши диких животных. Вставайте в круг.
Игра в кругу «Мамы и малыши» (медведь, медвежонок, медвежата)

Воспит.: А у нас в конверте еще одна картинка, о чем она нам говорит?
Дети: Люди одевают облегченную одежду. (Просит кого-нибудь из детей повторить и прикрепить картинку на магнитную доску)

Воспитатель: Кукла Катя собралась на прогулку. Давайте посмотрим, правильно она оделась?

Дети отвечают ( речь –доказательство, на кукле переодеваются валенки на ботиночки и дети обьясняют почему они это делают т.д.)

Часть3.

 Воспит.: Вот какой замечательный рассказ у нас получился. Давайте еще раз вспомним все, о чем мы говорили. (Идет закрепление материала с опорой на предметные картинкам)

Дети: Наступила весна. Солнышко стало ярче и теплее. Растаял снег и на проталинах распустились подснежники. Стали таять сосульки и зазвенела капель. Зажурчали ручьи. На деревьях и кустарниках набухли почки. Прилетели перелетные птицы. У зверей появляются детеныши. Люди надели облегченную одежду.

Воспит.: А к этому рассказу у меня есть замечательные иллюстрации. Только они не цветные. Я предлагаю вам взять краски, восковые мелки, карандаши и раскрасить их в яркие цвета (продуктивная деятельность).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЦЕНАРИЙ ВЕСЕННЕГО ПРАЗДНИКА В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «Весеннее путешествие»

Увлекательное путешествие по весенним дорожкам. В весеннем лесу дети встретятся с самыми маленькими жителями леса: бабочками, кузнечиками, пчелками....

Сценарий весеннего праздника для детей 2 младшей группы "Весеннее путешествие".

Сценарий "Весеннее путешествие" преназначен для детей 2 младшей группы. Данный праздник в поможет закрепить представления о весенних изменениях в природе с помощью песен, танцев, стихотворений и игр. ...

«Весеннее путешествие» сценарий весеннего развлечения для 1-2 младш групп

«Весеннее путешествие»сценарий весеннего развлечения для 1-2 младш групп (младший дошкольный возраст)...

Сценарий весеннего утренника "Весеннее путешествие".

Сценарий весеннего утренника "Весеннее путешествие"....

Весеннее развлечение для детей 2 младшей группы ДОУ «Весеннее путешествие».

Цель: создание радостного настроения у детей.Задачи:- закрепить представления детей о весенних явлениях природы; - учить различать признаки весны;- доставить детям радость от развлечения;- р...

Весенний праздник для средней группы "Весеннее путешествие".

Ребята отправляются в путешествие на веселом паровозике в весенний лес. Их ждет много интересных остановок, где они танцуют, поют песенки и играют....