Конспект НОД по развитию речи в старшей группе.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

 

«Путешествие в сказочную страну « Знаний»!»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_nod.docx23.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятий по развитию речи в старшей группе.

«Путешествие в сказочную страну « Знаний»!»

Цель. Обобщить знания детей.

Задачи:

  • Обогащать словарный запас детей существительными, прилагательными, глаголами;
  • Упражнять детей в согласовании числительных с существительными, прилагательные с существительными;
  • Упражнять детей в употреблении  предлоговиз-за, из-под, между, на, в, над;
  • Упражнять детей в подборе антонимов, относительных прилагательных;
  • Упражнять детей в составлении сложных предложении;
  • Закреплять умение интонационно  выделять данные звуки в словах; парные согласные;

Воспитатель предлагает детям взяться за руки:

Доброе утро мы скажем друг другу,

С улыбкой посмотрим в глаза.

От этих улыбок глаза засияют,

И добрыми станут сердца.

I. Внимание, ребята! Хочу вам сообщить, сегодня путешествие хочу я с вами совершить. Я знаю волшебные слова, которые помогут нам отправиться в путешествие в сказочную страну «Знаний»!

Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.

Закройте, пожалуйста, глаза. Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя. (звучит музыка)

II. Наш первый привал. А называется он «Трудные загадки».

- На привале посидим, и загадки все решим.

  Ребята, садитесь на стульчики.

-Вот мы и прибыли. Посмотрите, ребята, что это?  Это ворота, а на воротах – замок. Давайте, его откроем. Для этого нам нужно отгадать загадки- шутки, а заодно и проверим насколько мы внимательные.

1.В чаще голову задрав.

Воет с голоду ... жираф. (Волк)

Кто в малине знает толк,

Косолапый бурый ... волк. (Медведь)

Дочерей и сыновей

Учит хрюкать …муравей. (Свинья)

Быстрее всех от страха несется ... черепаха. (Заяц)

В теплой лужице своей

Громко квакал ... Барм Алей. (Лягушонок)

С пальмы вниз, на пальму снова

Ловко прыгает … корова. (Обезьяна)

Ох, как много всего мы знаем!

Нам много придется сегодня пройти и много всего решить по пути. Итак, отправляемся  дальше в сказочное путешествие.

             «Ножкой топнем – в ладоши хлопнем

              Вокруг себя повернемся, дружно за руки возьмемся

              Глаза закроем – скажем «АХ» - и окажемся в гостях»

III. Шли мы, шли, шли мы, шли, на второй привал «Угадай - ка» пришли.

2. «Сначала - потом»

Сначала надо вытереть руки, а потом вымыть их

Сначала надо белье повесить сушить, а потом постирать

Сначала надо лечь спать, а потом постелить

Сначала надо дерево полить, а потом посадить его

Сначала надо чай выпеть, а потом налить его.

- Замок, мы открыли, молодцы!

-Ой, ребята, а здесь письмо!

«Дорогие любимые наши ребята, помогите нам! Злые волшебники заколдовали нашу страну:

Все, что есть у нас: и дома, и поля, и леса, и дорожки, и речки, и солнышко.

Помогите нам расколдовать нашу страну!»

-Нужно помочь жителям этой страны. Поможем?

-Да.

- Тогда, отгадайте еще одну загадку:

Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

А зовут тебя все ...

(Солнце)

-Только почему-то оно грустное? У него нет лучиков.

-Злые волшебники и заколдовали его лучики.

-Для того чтобы расколдовать лучики, нам нужно справиться и с этими трудностями!

3. Игра « Подскажи»: «Солнце, какое?» теплое, ласковое, веселое, яркое, лучистое, огненное, весеннее, согревающее, радостное, круглое, золотое.

IV. Шли мы, шли, шли мы, шли и на третий привал пришли.    

4.  Игра “Четвёртый лишний”

  • Помидор, картофель, морковь, яблоко.
  • Ложка, вилка, нож, стул.
  • Осина, берёза, клён, одуванчик.
  • Андрей, Степан, Антон, Светлана.

 Игра: «Подскажи словечко»

Костя в комнату вошёл

И поставил сок … (на стол)

Всем детишкам по конфете

Взяли из вазочки… (в буфете)

Маша в комнату впорхнула

Шарф и плащ взяла … (со стула)

Катя вынула жирафа, мяч и гномика … (из шкафа)

Закатил барабан наш Ваня … (под диван)

На портрете Аня с бантом

А портрет тот… (над диваном)

Книжку новую Ивану

Я достала … (из – под кресла)

Если Миша спать

Он приляжет … (на кровать)

Чтобы ноги отдохнули

Посидим чуть - чуть … (на стуле)

Почитать хотим мы книжку

То развалимся мы… (в кресле)

5. Игра «Назови, одним словом»

6. Игра  Жители страны «Знаний» любят разные игры. И предлагают  нам поиграть в игру “Наоборот” (с мячом).

Радостный – грустный, печальный
Светлеть – темнеть
Сухой – мокрый
Тишина – шум
Часто – редко
Ясный – пасмурный
Мёрзнуть – согреваться

День        – ночь  

Сахар      – соль

Чистота – грязь

Зима        – лето

Потолок – пол        

узкая       – широкая /юбка/        

длинное – короткое /платье/        

сильный – слабый /спортсмен/        

веселая    – грустная /девочка/        

высокий – низкий /человек/                

Смеется   – плачет /ребенок/

Лежит      – сидит /человек/

Закрыть   – открыть /книгу/

Взлетает – садится /самолет/

Надевает – снимает /свитер/

А теперь пора отдохнуть!

7. Физминутка

Один шаг – два шага – три шага – четыре шага – пять шагов

Одно приседание – два приседания – три приседания – четыре приседания – пять приседаний.

Один взмах руками – два взмаха руками – три взмаха руками – четыре взмаха руками – пять взмахов руками.

Один прыжок – два прыжка – три прыжка – четыре прыжка – пять прыжков.

8. Игра «Чудесный мешочек»

- Матрешка из дерева…

-Ложка из железа…

- Кружка из стекла…

9. Игра:  На какие две группы делятся все звуки русского языка? На гласные и согласные.

Как произносятся гласные звуки? Легко, свободно, поются, тянутся.

Давайте назовём их.: А,О,У,И,Ы,Э

Сколько их?6 основных  гласных звуков обозначаются на письме 10 гласными буквами.  ( Всего- 43 звука, 33буквы).

А какие препятствия встречает воздух во рту, когда мы произносим согласные звуки?

Какие бывают согласные звуки? Твёрдые и мягкие.

V. Поиграем в игру “Ты мне – я тебе”. Я “кидаю” вам твёрдый звук, вы мне назад “мягкий”.

Каким цветом обозначаются гласные звуки?  (красным). Согласные твёрдые? (синим). Согласные мягкие? (зелёным).

А сейчас приготовьте ваши ушки, внимательно слушайте слова, определите, какой звук повторяется во всех словах? Сначала назовите его, потом обозначьте фишкой.

  • рак, гора, жара, радуга, жираф, раковина, парад, радость.
  • Липа, лёд, лист, олень, леска, телега, поляна.
  • Ваза, мимоза, берёза, гроза, зубной, музыка.

«Шарик и комар»

Напоминаю детям. Звук з - песенка комара, с - так выходит воздух из насоса. На доске помещаются 2 рисунка: комар и насос. На столе разложены разные картинки: слон, лиса, заяц, гвоздь, гвоздика. Ребёнок берёт предмет, называет его, определяет, какой в нём звук и кладёт предмет к картинке.

-Ребята, вот и засияло солнышко в этой замечательной стране. Какое оно?

- Закройте глаза и представьте, как согревают лучи наши щеки, нос, руки, пальчики. Совсем стало тепло, и вы сами стали теплыми и ласковыми. Лучики побежали по облакам, по полям, по лесам, по цветам и расколдовали все.

-Молодцы, жители этой необыкновенной страны говорят вам: «Огромное спасибо!»

-а мы отправляемся домой, закрываем глаза и представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя. (Звучит музыка).

VΙ.  Подведение итогов:

- А теперь оцените своё участие в путешествие. Если вы довольны своими успехами сегодня и оцениваете свою работу на «отлично» – возьмите красный цветок на подносе и наклейте его на плакате с изображением цветочной поляны, а если вы считаете, что у вас что-то не получилось и вы могли бы сделать лучше – возьмите и наклейте цветок желтого цвета. (Дети оценивают свою работу).

Вы сегодня побывали в гостях в стране «Знаний», где все связано с развитием речи. Все вы старались, внимательно слушали, поэтому и справились со всеми трудностями.

- Какие игры вам показались интересными? Какие сложными? С какими проблемами  вы справились быстрее.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического  восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди» (старшая группа)

Цель: комплексное развитие познавательно-речевой деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий.Интеграция образовательных областей: Чтение художественной литературы,...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа).

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа)....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект НОД по «Развитию речи» в старшей группе ТЕМА «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»

Театрализованная деятельность оказывает большое влияние на речевое развитие детей. Она:помогает усвоить богатство родного языка, его выразительные средства;стимулирует речь за счёт расширения словарно...