Консультация на тему «Речевое развитие».
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) по теме

 Ижедерова Елена Вениаминовна

   В 3 ГОДА РЕБЕНОК ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

1.Концетрировать внимание, то есть выполнять задание, не отвлекаясь в течение около 5 минут; находить 3-4отличиямежду предметами; удерживать в поле зрения 3-4 предмета; находить 2 предмета похожих друг на друга; выполнять задания по предложенному образцу.

2. Уметь запоминать 3-4 картинки, знать наизусть несколько четверостиший, повторить небольшую прочитанную сказку с помощью взрослого; вспомнить, что он делал утром, днем, вечером; рассказать по памяти о содержании картинки по наводящим вопросам.

3. Уметь быстро и правильно собирать пирамидку; складывать картинку из 4-х частей; собирать несложные игры-вкладыши; находить простые связи между предметами и явлениями.

4. Уметь находить в окружающей обстановке много предметов и один;  выражать словами каких предметов больше или меньше; сравнивать 3-4 предмета по величине(ширине, высоте, длине).

5. Уметь правильно отвечать на вопросы; согласовывать слова в роде, числе, падеже; правильно пользоваться предлогами в, на, за, под: употреблять предложение с однородными членами.

6. Изображать простейшие предметы и явления действительности, используя прямые, округлые, наклонные, длинные, короткие, пересекающиеся линии; повторять простые движения пальчиковой гимнастики.

7. Называть свое имя и фамилию; называть имена людей его ближайшего окружения; называть и отличать2-3дерева;по опорным обобщающим словам находить предметы (покажи «обувь», «мебель», «посуду»); знать и называть 6 основных цветов (красный, желтый, синий, белый, черный); различать времена года ;называть существенные детали и части предметов (у машины- колесо, кабина, кузов и.т.д.).

8. Словарный запас у ребенка 2-2,5года 250-280 слов. К 3годамон увеличивается в 3-3,5 раза.

          Если ребенок в 2,5-3 года совсем не говорит или говорит очень мало слов- это вызывает тревогу родителей. Однако воспитатели из опыта работы с детьми знают, что речевое развитие ребенка может идти скачкообразно: сначала накапливается пассивный словарь, хотя в активной речи еще большое место занимает лепет, произнесение отдельных звукосочетаний. Затем происходит резкий скачок (обычно после полутора лет),и очень быстро растет запас активно употребляемых слов.

           В раннем возрасте нужно приучать самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и познавательную потребность .Основное внимание уделяется воспитанию у ребенка умение слушать и понимать речь окружающих, подражать речи взрослых. Если ваш ребенок почти не играет в игрушки, редко проявляет интерес к детским песенкам и почти не рассматривает книжки с яркими картинками, то приемы, стимулирующие развитие его речи, окажут вам полноценную помощь.

             1. Разговор самим с собой. Когда малыш находится недалеко от вас, начните разговаривать в слух, о чем что , слышите, чувствуете, думаете. Говорить нужно медленно и отчетливо, короткими простыми предложениями, доступными восприятию ребенка. Например : »Где чашка? Я вижу чашку. В чашке молоко. Таня пьет молоко».

             2. Провокация, или искусственное понимание ребенка. Этот прием состоит в том, что взрослый не спешит проявить свою понятливость и временно становиться «глухим» и «глупым». Например, если ребенок показывает на полку с игрушками, просительно смотрит на вас , дайте ему не ту игрушку, которую он хочет. Конечно, он будет возмущен, но охотно активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого.

             3. Приговоры. Использование игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с малышами доставляет им огромную радость, способствовать непроизвольному обучению, умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм и постепенно проникать в ее смысл.

                 4. Выбор. Предоставлять ребенку возможность выбора. Уже к двум годам он самостоятельно может делать выбор, если это право ему предоставляется взрослыми:»Ты хочешь играть с куклой или с медвежонком?», «Тебе целое яблоко или половинку?».

                  5. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Случайно ли это? В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика, три. Дети, которым удается изолировать движение пальцев,- говорящие дети. До тех пор, пока движение пальцев не станут свободными, развитие речи и, следовательно, мышления добиться не удастся.

                    Тренировать пальцы рук можно уже с 6-месячного возраста. Простейший метод-массаж: поглаживание пальцев рук в направлении от кончиков пальцев к запястью. Можно использовать и простейшие упражнения: брать каждый пальчик ребенка по отдельности, сгибать и разгибать его. Делать так надо 3 минуты ежедневно. Приемы могут быть самыми разнообразными, важно чтоб вовлекалось в движение больше пальцев и чтобы эти движения были достаточно энергичными.

                       Чтобы развивать ручную умелость, а следовательно, и речевую активность ребенка, можно:

             Совместными играми с детьми:

Запускать пальцами мелкие волчки; разминать пальцами пластилин, глину, мять руками поролоновые шарики, губку; рвать на мелкие кусочки бумагу; сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок-бутончик цветка; делать сжатый кулачок мягким (его можно легко разжать) и крепким; «Ходить по стулу указательным и средним пальцем правой и левой руки (по очереди) сначала медленно, потом быстро; показать отдельно только один большой палец; махать в воздухе только пальцами; кистями рун делать «фонарики»; хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе; собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались вместе -разбежались); нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку; наматывать тонкую проволоку в цветной в цветной с конструктором, мозаикой, кубиками; складывать матрешки, играть с вкладышами; рисовать рукой и пальчиками в воздухе; играть с песком, водой; рисовать мелом, мелками, гуашью, углем.               

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc36 КБ
Файл dokument_microsoft_office_word.docx17.13 КБ

Предварительный просмотр:

«Друзья для Колобка».

Программное содержание:

  1. Познакомить детей с новым пластическим материалом (соленое тесто).Закрепить умение раскатывать комочек круговыми движениями ладоней, передавая образ колобка.
  2. Развивать желание обыгрывать вылепленное изделие.
  3. Воспитывать доброжелательное отношение к игровым персонажам, вызвать сочувствие к ним, желание помочь.

Предшествующая работа: чтение сказки «Колобок».

Ход:

Воспитатель: Ребятки, посмотрите, кто это у нас в группе появился?

Колобок.

Воспитатель: а кто испек Колобка? Бабушка испекла. Правильно. Испекла бабушка К, на окошко положила остудиться. А что же с ним дальше случилось, ( покатился по дорожке в лес).

Воспитатель: вот непослушный Колобок. Кого же он встретил в лесу?

Дети: зайчика, медведя, лису, волка.

Воспитатель: Вот как много животных встретил Колобок. Всем хотелось съесть Колобка вот он и обиделся. Стало плохо ему одному. Загрустил наш Колобок. Хочется Колобку с кем - нибудь поиграть, а друзей у него нет. Авы, хотите с Колобком поиграть?

                У медведя дом большой (дети разводят руки в стороны)

                 А у зайки маленький (дети приседают)

                  Вот медведь пошел домой (дети идут вприпрыжку)

                  А за ним и зайки ( дети прыгают на двух ногах)

 Воспитатель: Молодцы, весело мы поиграли. А давайте, ребята, для нашего большого Колобка слепим маленьких друзей- колобков. Будут они вместе играть и весело им станет (садится у стола)

Воспитатель: А лепить мы будем из теста.  Разделим комочек теста на две части. Положим один комок теста между ладонями и будем водить круговые дорожки. Покажите, ребята, как вы будете делать круговые движения. Правильно, молодцы.

Воспитатель: Ах, какие красивые колобки получились у вас, ребята. Круглые, румяные. Саша, какого цвета у тебя колобки? Юлечка ,а твой колобок какой формы?

Воспитатель: Посмотрите как наш колобок радуется, как много у него друзей появилось.    

                    Конспект занятия для детей 1 младшей группы по развитию речи

«Животные и их детеныши»

                                                                                     Подготовила и провела

                                                                             Воспитатель: Ижедерова Е. В.

                    Тема:»Животные и их детеныши».

Программное содержание:

- развивать умение узнавать и называть домашних животных и их детенышей (кошка, собака, корова, лошадь);

- учить детей звукоподражанию голосам животных, пользоваться сидойголоса;

- активизировать в словаре детей название детенышей животных (котенок, щенок, теленок, жеребенок);

-воспитывать бережное отношение к животным.

      Материал:

-образные игрушки домашних животных (котенок, щенок, теленок, жеребенок);

- костюм бабушки Арины;

- магнитофон с записью голоса животных.

                     Ход:

Игровая мотивация: ( в гости к ребятам приходит бабушка Арина).

-Здравствуйте, дети. Какие вы все красивые и нарядные!

-Я пришла чтобы вас в гости, пригласить. У меня живут разные животные. А угадайте кто у меня живет? (Воспитатель загадывает загадки).

              1. Мягкие лапки,

                   А на лапках царапки.

                                           (кошка).

-Покажите, как мордочку облизывает кошка.

Артикуляционное упражнение- Полакаем как котенок.

              2. Я с копытцами стучу,

                  Кого хочешь, прокачу.

                                           (лошадь).

-Молодцы ребятки, отгадали загадки!

Артикуляционное упражнение-  Поцокаем как лошадки- прищелкивание языком.

3.Му-му-му…

Молока кому?

              (корова)

Артикуляционное упражнение- вытянем губы в перед.

  1. Гладишь- ласкается,

Дразнишь- кусается.

                (собака).

Артикуляционное упражнение- покажем, как собачка высовывает язычок.

Включается запись:

(дети прослушивают записанные голос животного и отвечают на вопрос).

-Кто так кричит? (Ответы детей- кошка)

-Арина покажи, где кошка? (ребенок находит карточку с данным животным)

-Как она кричит? (подражает голосу животного)

-Давайте все вместе повторим (все дети вместе)

Включается запись для прослушивания голоса животного

-Кто так кричит? (Ответы детей- лошадка)

-Глеб ,покажи, где лошадка? (ребенок находит карточку с данным животным)

-Как она кричит? (подражает голосу животного).

Давайте все вместе повторим.

Включается запись для прослушивания голоса животного.

Кто так кричит?(Ответы детей- собака).

Дима покажи, где собака?(ребенок находит карточку с данным животным).

Как она кричит? (подражает голосу животного).

Давайте все вместе повторим.

Включается запись для прослушивания голоса животного.

Кто так кричит?(Ответы детей- корова).

-Вика, покажи, где корова? (ребенок находит карточку с данным животным).

-Как она кричит? (подражает голосу животного).

-Давайте все вместе повторим.

Физкультминутка

(движения выполняются стоя).

       Мы котята, мы идем, мы идем,

       И на ножки мы встаем, мы встаем,

       Лапками мы хлопаем, хлопаем,

       Мы виляем хвостиком, хвостиком, хвостиком

       Нюхаем мы носиком, носиком, носиком.

Что то мои животные загрустили. Кошка шепнула на ухо, что детки потерялись.

-Подскажите, кто потерялся у кошки? (ответы детей)

                                                 у коровы? (ответы детей)

                                                  у собаки? (ответы детей)

                                                  у лошадки? ( ответы детей).

-Наверное они в лес ушли. Пойдемте их поищем.

(Дети идут искать детенышей).

Вопросы к детям.

-Арина, кого ты нашла? (ответ ребенка: «Я нашла щенка»).

-Дима, кого ты нашел? (ответ ребенка: «Я нашел котенка»).

-Глеб, кого ты нашел? ( ответ ребенка: «Я нашел жеребенка»).

-Вика, кого ты нашла? ( ответ ребенка: «Я нашла теленка»).

-Молодцы ребята, вы помогли мамам найти своих детенышей. А мне пора возвращаться со своими животными домой! До свидания!

 



Предварительный просмотр:

Консультация на тему «Речевое развитие».

В 3 ГОДА РЕБЕНОК ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

1.Концетрировать внимание, то есть выполнять задание, не отвлекаясь в течение около 5 минут; находить 3-4отличиямежду предметами; удерживать в поле зрения 3-4 предмета; находить 2 предмета похожих друг на друга; выполнять задания по предложенному образцу.

2. Уметь запоминать 3-4 картинки, знать наизусть несколько четверостиший, повторить небольшую прочитанную сказку с помощью взрослого; вспомнить, что он делал утром, днем, вечером; рассказать по памяти о содержании картинки по наводящим вопросам.

3. Уметь быстро и правильно собирать пирамидку; складывать картинку из 4-х частей; собирать несложные игры-вкладыши; находить простые связи между предметами и явлениями.

4. Уметь находить в окружающей обстановке много предметов и один;  выражать словами каких предметов больше или меньше; сравнивать 3-4 предмета по величине(ширине, высоте, длине).

5. Уметь правильно отвечать на вопросы; согласовывать слова в роде, числе, падеже; правильно пользоваться предлогами в, на, за, под: употреблять предложение с однородными членами.

6. Изображать простейшие предметы и явления действительности, используя прямые, округлые, наклонные, длинные, короткие, пересекающиеся линии; повторять простые движения пальчиковой гимнастики.

7. Называть свое имя и фамилию; называть имена людей его ближайшего окружения; называть и отличать2-3дерева;по опорным обобщающим словам находить предметы (покажи «обувь», «мебель», «посуду»); знать и называть 6 основных цветов (красный, желтый, синий, белый, черный); различать времена года ;называть существенные детали и части предметов (у машины- колесо, кабина, кузов и.т.д.).

8. Словарный запас у ребенка 2-2,5года 250-280 слов. К 3годамон увеличивается в 3-3,5 раза.

          Если ребенок в 2,5-3 года совсем не говорит или говорит очень мало слов- это вызывает тревогу родителей. Однако воспитатели из опыта работы с детьми знают, что речевое развитие ребенка может идти скачкообразно: сначала накапливается пассивный словарь, хотя в активной речи еще большое место занимает лепет, произнесение отдельных звукосочетаний. Затем происходит резкий скачок (обычно после полутора лет),и очень быстро растет запас активно употребляемых слов.

           В раннем возрасте нужно приучать самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и познавательную потребность .Основное внимание уделяется воспитанию у ребенка умение слушать и понимать речь окружающих, подражать речи взрослых. Если ваш ребенок почти не играет в игрушки, редко проявляет интерес к детским песенкам и почти не рассматривает книжки с яркими картинками, то приемы, стимулирующие развитие его речи, окажут вам полноценную помощь.

             1. Разговор самим с собой. Когда малыш находится недалеко от вас, начните разговаривать в слух, о чем что , слышите, чувствуете, думаете. Говорить нужно медленно и отчетливо, короткими простыми предложениями, доступными восприятию ребенка. Например : »Где чашка? Я вижу чашку. В чашке молоко. Таня пьет молоко».

             2. Провокация, или искусственное понимание ребенка. Этот прием состоит в том, что взрослый не спешит проявить свою понятливость и временно становиться «глухим» и «глупым». Например, если ребенок показывает на полку с игрушками, просительно смотрит на вас , дайте ему не ту игрушку, которую он хочет. Конечно, он будет возмущен, но охотно активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого.

             3. Приговоры. Использование игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с малышами доставляет им огромную радость, способствовать непроизвольному обучению, умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм и постепенно проникать в ее смысл.

                 4. Выбор. Предоставлять ребенку возможность выбора. Уже к двум годам он самостоятельно может делать выбор, если это право ему предоставляется взрослыми:»Ты хочешь играть с куклой или с медвежонком?», «Тебе целое яблоко или половинку?».

                  5. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Случайно ли это? В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика, три. Дети, которым удается изолировать движение пальцев,- говорящие дети. До тех пор, пока движение пальцев не станут свободными, развитие речи и, следовательно, мышления добиться не удастся.

                    Тренировать пальцы рук можно уже с 6-месячного возраста. Простейший метод-массаж: поглаживание пальцев рук в направлении от кончиков пальцев к запястью. Можно использовать и простейшие упражнения: брать каждый пальчик ребенка по отдельности, сгибать и разгибать его. Делать так надо 3 минуты ежедневно. Приемы могут быть самыми разнообразными, важно чтоб вовлекалось в движение больше пальцев и чтобы эти движения были достаточно энергичными.

                       Чтобы развивать ручную умелость, а следовательно, и речевую активность ребенка, можно:

             Совместными играми с детьми:

Запускать пальцами мелкие волчки; разминать пальцами пластилин, глину, мять руками поролоновые шарики, губку; рвать на мелкие кусочки бумагу; сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок-бутончик цветка; делать сжатый кулачок мягким (его можно легко разжать) и крепким; «Ходить по стулу указательным и средним пальцем правой и левой руки (по очереди) сначала медленно, потом быстро; показать отдельно только один большой палец; махать в воздухе только пальцами; кистями рун делать «фонарики»; хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе; собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались вместе -разбежались); нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку; наматывать тонкую проволоку в цветной в цветной с конструктором, мозаикой, кубиками; складывать матрешки, играть с вкладышами; рисовать рукой и пальчиками в воздухе; играть с песком, водой; рисовать мелом, мелками, гуашью, углем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация по теме: "Речевое развитие детей - норма и отклонение".

Рекомендовано для воспитателей  старших, подготовительных групп и родителей....

Консультации по теме: "Речевое развитие детей 4-5, 6-7 лет"

Уважаемые родители! Предлагаю Вам ознакомиться с речевыми показателями  детей 4-5 лет, 6-7 лет по лексике, грамматике, звукопроизношению, связной речи. Основным источником разития речи ребёнка во...

Консультации на тему "Речевое развитие детей"

Консультации для родителей по речевому развитию детей дошкольного возраста...

Консультация по теме: «Речевое развитие дошкольников посредством LEGO конструктора».

Консультация по теме: «Речевое развитие дошкольников посредством LEGO конструктора»....

Консультация на тему: «Речевое развитие детей раннего возраста».

Ранний возраст очень значимый для речевого развития ребенка. Он обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности. В раннем детстве темпы речевого развития значительно ...