Развитие речи с использованием мнемотехники у детей дошкольного возраста
методическая разработка по развитию речи на тему

Кизяковская Галина Алексеевна

Создание системы работы по развитию речи с использованием мнемотехники у детей дошкольного возраста.Повысить собственную педагогическую компетентность по проблеме развития речи у детей.Вовлечь родителей в процесс речевого развития детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1plan.docx24.15 КБ

Предварительный просмотр:

                                ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

                                           Кизяковской Галины Алексеевны

       Воспитателя МБДОУ детского сада №22 на 2015-2016 учебный год

Тема: «Развитие речи с использованием мнемотехники у детей дошкольного возраста».

Проблема: Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности. Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине.

    Все названные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. И, чтобы достигнуть высоких результатов, решила использовать нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи

     На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

    К. Д. Ушинский писал:

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

   

    Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов Пименовой Т.М. и Сизых Г.И., но изменяя и совершенствуя их по-своему, в течение этого года использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.

    Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

Цель: Создать систему работы по развитию речи с использованием мнемотехники у детей  дошкольного возраста.

Задачи: Повысить собственную педагогическую компетентность по проблеме развития речи детей дошкольного возраста.

Вовлечь родителей в процесс речевого развития детей;

Познакомить родителей с приемами и методами развития речи детей;

 Способствовать созданию в домашних условиях речевой предметно – развивающей среды.

Изучить и применить современные технологии в работе с детьми дошкольного возраста

Создать условий для развития связной речи у детей

 дошкольного возраста в совместной и самостоятельной деятельности.

Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице и коллажу.

Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды) .

Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.

Обучать детей правильному звукопроизношению. 

Подобрать диагностический материал, и провести диагностику в начале и конце учебного года;

Оформить предметно- пространственную среду в группе в соответствии требованиям ФГОС с использованиям мнемотаблиц.

Обобщить опыт по теме самообразования

Содержание работы: 

Стихотворения.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаю готовую план - схему.  

Описательный рассказ.                                                                                              

Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Считаю, что  здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.

 Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь окажут мнемотаблицы.

 Перессказу   принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения.

И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на  правильном   построении предложений

Работу на занятиях по мнемотаблицам строю в три  этапа.

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов  слов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме.

Мнемотехника многофункциональна. На основе их создаю  разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:

  • модель должна отображать обобщённый образ предмета;
  • раскрывать существенное в объекте;
  • замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.

     Параллельно с этой работой использую речевые игры,  настольно-печатные игры, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки. Применять модельные схемы можно и на других занятиях, в других видах деятельности (Продуктивная деятельность, экспериментирование, театрализованная деятельность и др.)

 Литература:

  1. ФГОС
  2. Широких Т. Д. Учим стихи развиваем память./Ребенок в детском саду. 2004 №2 стр. 59
  3. Акимова Г. Память – на «5»(эффективные мнемотехники для детей и взрослых). – Екатеринбург: «У-Фактория», 2006
  4. .     Большаева Т. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – СПб.: «Детство-Пресс», 2001г.
  5. .      Белоусова Л. Веселые встречи. – СПб.: «Детство – Пресс», 2003г.
  6. Житникова Л. Угадай, как нас зовут. – М. «Просвещение», 1985г
  7. Ткаченко Т. Использование схем в составлении описательных рассказов// «Дошкольное воспитание». – 1990г. - №10.
  8. Ушакова О. Развитие речи и творчество дошкольников. – М.: ТЦ «Сфера», 2003г.
  9. . Использование мнемотаблиц в работе по формированию первых естественнонаучных представлений у дошкольников// «Дошкольная педагогика». – 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной организационной деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники для детей средней группы Тема: «Путешествие по сказкам»

Конспект непосредственной организационной  деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники для детей средней  группыТема: «Путешествие по сказкам»...

Картотека дидактических игр по развитию речи с использованием мнемотехники для детей дошкольного возраста

Картотека дидактических игр по развитию речи с использованием мнемотехники для детей дошкольного возраста...

Презентация " Использование мнемотехники у детей дошкольного возраста"

Данная презентация познакомит с основными целями и правилами мнемотехники, а так же с её применением в педагогической практике  ДОУ. Эта технология позволяет ребёнку развивать речь, воображение, ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с применением мнемотехники для детей раннего возраста 2 – 3 лет «Путешествие по сказкам»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с применением мнемотехники для детей раннего возраста 2 – 3 лет«Путешествие по сказкам»Цель: способствовать фор...

Самообразование «Развитие речи с использованием мнемотехники у детей дошкольного возраста»

                   Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение«Детский сад  №12 «Росинка...

НОД по развитию речи с использованием мнемотехники для детей 3-4 лет "Игры маленьких мышат"

Технологическая карта педагогического мероприятия с детьми второй младшей группы общеразвивающей направленности.Тема: «Игры маленьких мышат».Цель:. Формирование умений у детей составл...