Самообразование «Развитие речи с использованием мнемотехники у детей дошкольного возраста»
методическая разработка (средняя группа)

Ештокина Ольга Алексеевна

 

 

                     Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  №12 «Росинка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самообразование

«Развитие речи с использованием мнемотехники у детей дошкольного возраста»

 

 

 

 

Воспитатель: группы «А» ОН

для детей от 4 до 5 лет

Ештокина О.А.

 

 

 

 

 

 

 

п.г.т. Высокий, 2020-2021г.

 

 

 

Цель: создать систему работы по развитию речи с использованием приемов мнемотехники у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Повысить педагогическую компетентность по проблеме развития речи детей дошкольного возраста.
  2. Вовлечь родителей в процесс речевого развития детей.
  3. Познакомить родителей с приемами и методами развития речи детей.
  4. Способствовать созданию в домашних условиях речевой предметно – развивающей среды.
  5. Изучить и применить современные технологии в работе с детьми дошкольного возраста: мнемотехника.
  6. Создать условия для развития связной речи у детей дошкольного возраста в совместной и самостоятельной деятельности.
  7. Оформить развивающую предметно-пространственную среду в группе в соответствии требованиям ФГОС с использованиям мнемотаблиц.
  8. Обобщить опыт по теме самообразования.

 

 

Методы организации деятельности детей: игровые, наглядные, словесные, практические.

Возраст детей: 4-5 года

Сроки реализации самообразования : 1 учебный год

 

Актуальность :

Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера.

 Недостаток общения родителей со своими детьми лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи.  Дети моей группы – не исключение, уровень их речевого развития требует особого внимания. В речи детей существуют множество проблем: скудный словарный запас, неумение грамматически правильно оформлять свои высказывания, согласовывать слова, малоразвита диалогическая речь, неумение грамотно и

доступно формулировать вопрос, строить краткий или развернутый ответ; у

большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление.

В этой связи педагогическое воздействие на развитие речи дошкольников -  чрезвычайно  сложное дело. Воспитателю необходимо учить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, облекая их в слова, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни, профессионально готовить детей к школе.

Программа предусматривает нетрадиционные формы работы с родителями и детьми. Овладение приемами работы с мнемосхемами,  мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, развитие связной речи. В результате использования мнемотаблиц, мнемосхем расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире, развиваются мышление, память, связная речь. Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно, заучивание стихов,  пересказ  превращаются в игру, которая захватывает его.

 

Ожидаемые результаты:

 

1. Активизация традиционных и внедрение новых форм взаимодействия с семьей;

2. Повышение уровня родительской мотивации к участию в воспитательно -образовательном процессе;

3. Повышение педагогической культуры родителей по развитию речи у детей.

 

Ожидаемые результаты для детей:

1. Дети овладеют устной речью, могут использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.  

2. Активизация традиционных и внедрение новых форм взаимодействия с семьей;

3. Повышение педагогической культуры родителей по вопросам  развития речи у детей.

 

Структура  и содержания плана самообразования

 

Раздел плана

Форма и содержание работы

Сроки

выполнения

Работа с детьми

ознакомление, обыгрывание, заучивание, закрепление; игровые занятия (тематические, сюжетные, сюжетно-тематические, комплексные)

Сентябрь-май

Работа с родителями

- Обучение родителей приёмам и методам развития речи в игровой форме.

 

- лекторий для родителей;

- открытые показы воспитательно-образовательного процесса;

- вечера вопросов и ответов;

- проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семинары с использованием ТОО);

- индивидуальные консультации специалистов;

- наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы.

- театральные постановки сказок совместно с родителями  позволяют  раскрыть творческий потенциал детей и родителей, развивают  гордость у детей за мам и пап.

Сентябрь-май

Самореализация

Освоение педагогических принципов:

Принцип активности детей

Принцип разнообразия и полноты.

Сентябрь-май

Изучение методической литературы

1.Бередникова Н.В. Веселая ярмарка, Ярославль, Академия развития, 2013.

2.Жукова Н.С. Уроки логопеда, Москва «эксмо», 2014.

3.Зименко Л.В. Большая книга загадок, 2013.

4.ФедороваГ.П. На золотом крыльце сидели… Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста. СПб., 2014

5. Ушаков О.С., Н.В.Гавриш, Знакомим с литературой детей 3-5 лет. Сфера, М., 2014.

6. Яхнин Л. Потешки. Эксмо, Тверь, 2013.

7. Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий. М-ТЦ Сфера, 2007г.

Сентябрь-май

 

 

 

Перспективный план работы с детьми и родителями

Сентябрь

Неделя

Тема, цель

Работа с родителями

Выводы и примечания

3 неделя

23.09.20

Тема: Стихотворение «Пришёл сентябрь красочный» Цель: Формировать способность составлять описательный рассказ об игрушке с использованием мнемотаблиц. Совершенствовать умение правильно называть предметы, их отдельные части, качества

Работа с родителями. Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по развитию речи дошкольников. Знакомство родителей с условиями, содержанием, методами воспитания и развития речи детей в дошкольном учреждении.

 

Доклад «Использование мнемотехники в развитии речи детей»

 

4 неделя

30.09.20

Чтение рассказа Е. Чарушина  "Ёж" Цель:  знакомство с мнемосхемами, пересказ  с опорой на мнемосхемы.

Предложить родителям картотеку игр на развитие связанной речи:

«Найди картинке место»

«Хорошо — плохо»

«Где начало рассказа?»

Информационный стенд для родителей «Речь ребёнка как средства общения»

Октябрь

Неделя

Тема, цель

Работа с родителями

Выводы и примечания

1 неделя

07.10.20

Беседа «Моя семья», «Праздники в моей семье» Цель: чтение рассказов, сказок, стихотворений о семье, о взаимоотношениях в семье.

 

Рассматривание семейных фотоальбомов

Рисование: « Моя семья»

 

 

Формировать представление ребенка о себе и близких людях

 

 

2 неделя

14.10.20

Стихотворение «Хозяйка» Цель: Уточнить качественные признаки овощей, формировать умение описывать овощи, используя мнемотаблиц

Консультация для педагогов ДОУ«Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи».

Создание самодельной книжки детьми и воспитателем по произведением русских народных сказок.

 

Развивать представление детей о семье.

 

3 неделя

21.10.20

Беседы  о детском саде, о своей группе, «Наши любимые дела», «Кто это?» (по фотографиям сотрудников из альбома «Сотрудники детского сада»).

Привлечение родителей к оформлению групповой комнаты. (изготовление игр своими руками) Дидактические игры:

«Кому что нужно для работы», «Четвертый лишний», «Сервировка стола к обеду»,

Способствовать формированию  представлений о детском саде как  о социально-значимом объекте.

4 неделя

28.10.20

Беседы «Друзья», «С кем я дружу»,

Игры «Ласковые слова», «Назови ласково».

Разыгрывание ситуаций «Ссора», «Как помириться?»

Разучивание стихов о дружбе.

 

Рассказать детям на примере «своего детства» о друге.

Воспитывать добрые, теплые отношения между детьми в группе.

 

 

Ноябрь

Неделя

Тема, цель

Работа с родителями

Выводы и примечания

1 неделя

11.11.20

Чтение стихотворения «Ноябрь» Цель: помочь в заучивании стихотворения  с детьми

Памятка для родителей «Использование мнемотехники в работе с детьми

 

-Способствовать созданию в домашних условиях речевой предметно-развивающей среды.

 

2 неделя

18.11.20

Пересказ сказки «Лисичка – сестричка и волк»

Цель: формировать способность пересказывать сказку, используя мнемотаблицы. Упражнять в подборе определений к заданному слову.

 Консультация для родителей «Стихотворения. Учим стихи с помощью мнемотехники» Цель: повышение уровня знаний у родителей в области развития речи детей.

 

-Вовлечь родителей в процесс речового развития детей;

 

 

3 неделя

25.11.20

 Рассказывание об игрушках.

Цель: формировать умение описывать предмет не называя его с помощью мнемотаблицы; задавать вопросы и отвечать на них

Презентации на тему: "Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи у детей " «Живые мнемотаблицы».

-Познакомить родителей с приёмами и методами развития речи детей с помощью мнемотехники;

 

1 неделя

04.12.20

Одежда. Рассматривание таблицы-схемы «Порядок одевания на прогулку»

Продолжать развивать умение выразительно передавая диалоги персонажей

-Закрепить и расширить словарь детей по теме «Одежда»;составлению небольшого текста по мнемотаблице.

2 неделя

11.12.20

Составление описательного рассказа по картине «Собака со щенятами»

Формировать умение описывать  с помощью мнемотаблицы;

-Развивать навыки диалогической речи.

Побуждать к составлению небольшого описательного рассказа по картине с помощью мнемотаблицы.

3 неделя

18.12.20

Чтение и рассматривание иллюстраций к сказке «Зимовье».

ООД «Зима»

Формировать умение пересказывать короткую сказку, выразительно передавая диалоги персонажей.

Составлять рассказ по картине с помощью мнемотаблицы;

Закрепить знания детей о животных (внешнем виде, повадках и т.д)

3 неделя

15.01.21

ООД составление описательного рассказа по картине «Таня не боится мороза».

Составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины с помощью мнемотаблицы.

Продолжать развивать умение выразительно передавая диалоги персонажей

4 неделя

22.01.21

Чтение и пересказ сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Формировать умение перессказывать короткую сказку, выразительно передавая диалоги персонажей.

Обогащать словарный запас, развивать долговременную память и логическое мышление.

1 неделя

05.02.21

Наблюдения на прогулке за птицами; Составления рассказа" Снегири"

Формировать умение наблюдать за живым объектом; воспитывать доброе отношение к птицам, проявлять заботу о них, составить вместе с детьми описательный рассказ.

Описать любую птицу по желанию с помощью мнемодорожки, мнемотаблицы предложенной воспитателем.

2 неделя

12.02.21

Рассказывание по набору предметов.

Упражнять:

 в составлении описательного рассказа о предметах с помощью мнемотаблицы;

упражнять в образовании названий посуды.

Продолжать развивать умение выразительно передавая диалог

05.03.21-19.03.21

Беседа о транспорте, составление описательного рассказа.

Обогатить и уточнить:

- представление о транспорте;

- понимание общественной значимости труда шофера, водителя.

Помочь составить описательный рассказ про транспорт с помощью мнемотаблицы.

Закреплять представление детей об улице,  перекрестке, проезжей части, тротуаре,о назначении светофора для машин и людей. Развивать навыки связной речи, внимание, память с помощью мнемотехники

02.04-23.04.21

ООД составление описательного рассказа по картине «Весна».

Составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины с помощью мнемотаблицы;тренировать детей в составлении простейшей мнемотаблицы.

Обогатить и уточнить:

- представление о жизни, среде обитания, внешнем виде  птиц;

Помочь составить описательный рассказ про птиц с помощью мнемотаблицы.

07.05-21.05.21

Составление описательного рассказа по картине «Мама моет посуду».

Составлять описательный рассказ с помощью мнемотаблицы по картине;

тренировать детей в составлении простейшей мнемотаблицы.

Составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины с помощью мнемотаблицы;тренировать детей в составлении простейшей мнемотаблицы.

 

Выводы:

Теоретическое исследование проблемы показало, что средний дошкольный возраст - период качественного преобразования восприятия и внимания, воображения и памяти, период бурного развития речи, языковых способностей ребёнка, что к моменту поступления в школу связная речь у детей развита достаточно хорошо. Выявлено, что монологическая речь психологически сложнее, диалогической, она отличается большей развернутостью, что монолог требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи и опирается на мышление. Отмечено, что монологическая речь сложнее и в лингвистическом отношении.

При изучении литературы было выделено, что мнемотехника многофункциональна, на основе ее создаются разнообразные дидактические игры, модели, компьютерные программы по развитию связной речи детей, что систематическая работа с использованием нетрадиционных приемов и методов мнемотехники дает достаточно высокие результаты по формированию связной речи.

 

Список используемой литературы

 

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. [Текст] - М.: 1998., стр.28.
  2. Большова Т.В. Учимся по сказке изд. [Текст] «Детство – ПРЕСС», 2001
  3. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. "Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений.2-е изд.". [Текст] - М: Издательский центр "Академия", 1997.
  4. Венгер Л. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию [Текст] //Дошкольное воспитание. – 1982. – № 3.
  5. Дошкольное воспитание Обучение творческому рассказыванию [Текст]2-4/1991
  6. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. [Текст]М., 1990.
  7. Кольцова М. Ребёнок учится говорить - 2-е издание переработанное и доп. [Текст]- М.: Сов. Россия, 1979. - 129с.
  8. Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателей детского сада. [Текст]- М.: Просвещение, 1982. - 128 с.
  9. Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи [Электронныйресурс]: http://ped-kopilka.ru/
  10. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников - [Текст]М.: Институт психотерапии, 2001. - 240 с., стр.57.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                     Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  №12 «Росинка»

Самообразование

«Развитие речи с использованием мнемотехники у детей дошкольного возраста»

Воспитатель: группы «А» ОН

для детей от 4 до 5 лет

Ештокина О.А.

п.г.т. Высокий, 2020-2021г.

Цель: создать систему работы по развитию речи с использованием приемов мнемотехники у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Повысить педагогическую компетентность по проблеме развития речи детей дошкольного возраста.
  2. Вовлечь родителей в процесс речевого развития детей.
  3. Познакомить родителей с приемами и методами развития речи детей.
  4. Способствовать созданию в домашних условиях речевой предметно – развивающей среды.
  5. Изучить и применить современные технологии в работе с детьми дошкольного возраста: мнемотехника.
  6. Создать условия для развития связной речи у детей дошкольного возраста в совместной и самостоятельной деятельности.
  7. Оформить развивающую предметно-пространственную среду в группе в соответствии требованиям ФГОС с использованиям мнемотаблиц.
  8. Обобщить опыт по теме самообразования.

Методы организации деятельности детей: игровые, наглядные, словесные, практические.

Возраст детей: 4-5 года

Сроки реализации самообразования : 1 учебный год

Актуальность :

Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера.

 Недостаток общения родителей со своими детьми лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи.  Дети моей группы – не исключение, уровень их речевого развития требует особого внимания. В речи детей существуют множество проблем: скудный словарный запас, неумение грамматически правильно оформлять свои высказывания, согласовывать слова, малоразвита диалогическая речь, неумение грамотно и

доступно формулировать вопрос, строить краткий или развернутый ответ; у

большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление.

В этой связи педагогическое воздействие на развитие речи дошкольников -  чрезвычайно  сложное дело. Воспитателю необходимо учить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, облекая их в слова, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни, профессионально готовить детей к школе.

Программа предусматривает нетрадиционные формы работы с родителями и детьми. Овладение приемами работы с мнемосхемами,  мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, развитие связной речи. В результате использования мнемотаблиц, мнемосхем расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире, развиваются мышление, память, связная речь. Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно, заучивание стихов,  пересказ  превращаются в игру, которая захватывает его.

Ожидаемые результаты:

1. Активизация традиционных и внедрение новых форм взаимодействия с семьей;

2. Повышение уровня родительской мотивации к участию в воспитательно -образовательном процессе;

3. Повышение педагогической культуры родителей по развитию речи у детей.

Ожидаемые результаты для детей:

1. Дети овладеют устной речью, могут использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.  

2. Активизация традиционных и внедрение новых форм взаимодействия с семьей;

3. Повышение педагогической культуры родителей по вопросам  развития речи у детей.

Структура  и содержания плана самообразования

Раздел плана

Форма и содержание работы

Сроки

выполнения

Работа с детьми

ознакомление, обыгрывание, заучивание, закрепление; игровые занятия (тематические, сюжетные, сюжетно-тематические, комплексные)

Сентябрь-май

Работа с родителями

- Обучение родителей приёмам и методам развития речи в игровой форме.

- лекторий для родителей;

- открытые показы воспитательно-образовательного процесса;

- вечера вопросов и ответов;

- проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семинары с использованием ТОО);

- индивидуальные консультации специалистов;

- наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы.

- театральные постановки сказок совместно с родителями  позволяют  раскрыть творческий потенциал детей и родителей, развивают  гордость у детей за мам и пап.

Сентябрь-май

Самореализация

Освоение педагогических принципов:

Принцип активности детей

Принцип разнообразия и полноты.

Сентябрь-май

Изучение методической литературы

1.Бередникова Н.В. Веселая ярмарка, Ярославль, Академия развития, 2013.

2.Жукова Н.С. Уроки логопеда, Москва «эксмо», 2014.

3.Зименко Л.В. Большая книга загадок, 2013.

4.ФедороваГ.П. На золотом крыльце сидели… Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста. СПб., 2014

5. Ушаков О.С., Н.В.Гавриш, Знакомим с литературой детей 3-5 лет. Сфера, М., 2014.

6. Яхнин Л. Потешки. Эксмо, Тверь, 2013.

7. Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий. М-ТЦ Сфера, 2007г.

Сентябрь-май

Перспективный план работы с детьми и родителями

Сентябрь

Неделя

Тема, цель

Работа с родителями

Выводы и примечания

3 неделя

23.09.20

Тема: Стихотворение «Пришёл сентябрь красочный» Цель: Формировать способность составлять описательный рассказ об игрушке с использованием мнемотаблиц. Совершенствовать умение правильно называть предметы, их отдельные части, качества

Работа с родителями. Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по развитию речи дошкольников. Знакомство родителей с условиями, содержанием, методами воспитания и развития речи детей в дошкольном учреждении.

Доклад «Использование мнемотехники в развитии речи детей»

4 неделя

30.09.20

Чтение рассказа Е. Чарушина  "Ёж" Цель:  знакомство с мнемосхемами, пересказ  с опорой на мнемосхемы.

Предложить родителям картотеку игр на развитие связанной речи:

«Найди картинке место»

«Хорошо — плохо»

«Где начало рассказа?»

Информационный стенд для родителей «Речь ребёнка как средства общения»

Октябрь

Неделя

Тема, цель

Работа с родителями

Выводы и примечания

1 неделя

07.10.20

Беседа «Моя семья», «Праздники в моей семье» Цель: чтение рассказов, сказок, стихотворений о семье, о взаимоотношениях в семье.

 

Рассматривание семейных фотоальбомов

Рисование: « Моя семья»

Формировать представление ребенка о себе и близких людях

2 неделя

14.10.20

Стихотворение «Хозяйка» Цель: Уточнить качественные признаки овощей, формировать умение описывать овощи, используя мнемотаблиц

Консультация для педагогов ДОУ«Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи».

Создание самодельной книжки детьми и воспитателем по произведением русских народных сказок.

 

Развивать представление детей о семье.

3 неделя

21.10.20

Беседы  о детском саде, о своей группе, «Наши любимые дела», «Кто это?» (по фотографиям сотрудников из альбома «Сотрудники детского сада»).

Привлечение родителей к оформлению групповой комнаты. (изготовление игр своими руками) Дидактические игры:

«Кому что нужно для работы», «Четвертый лишний», «Сервировка стола к обеду»,

Способствовать формированию  представлений о детском саде как  о социально-значимом объекте.

4 неделя

28.10.20

Беседы «Друзья», «С кем я дружу»,

Игры «Ласковые слова», «Назови ласково».

Разыгрывание ситуаций «Ссора», «Как помириться?»

Разучивание стихов о дружбе.

Рассказать детям на примере «своего детства» о друге.

Воспитывать добрые, теплые отношения между детьми в группе.

Ноябрь

Неделя

Тема, цель

Работа с родителями

Выводы и примечания

1 неделя

11.11.20

Чтение стихотворения «Ноябрь» Цель: помочь в заучивании стихотворения  с детьми

Памятка для родителей «Использование мнемотехники в работе с детьми

-Способствовать созданию в домашних условиях речевой предметно-развивающей среды.

2 неделя

18.11.20

Пересказ сказки «Лисичка – сестричка и волк»

Цель: формировать способность пересказывать сказку, используя мнемотаблицы. Упражнять в подборе определений к заданному слову.

 Консультация для родителей «Стихотворения. Учим стихи с помощью мнемотехники» Цель: повышение уровня знаний у родителей в области развития речи детей.

-Вовлечь родителей в процесс речового развития детей;

3 неделя

25.11.20

 Рассказывание об игрушках.

Цель: формировать умение описывать предмет не называя его с помощью мнемотаблицы; задавать вопросы и отвечать на них

Презентации на тему: "Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи у детей " «Живые мнемотаблицы».

-Познакомить родителей с приёмами и методами развития речи детей с помощью мнемотехники;

1 неделя

04.12.20

Одежда. Рассматривание таблицы-схемы «Порядок одевания на прогулку»

Продолжать развивать умение выразительно передавая диалоги персонажей

-Закрепить и расширить словарь детей по теме «Одежда»;составлению небольшого текста по мнемотаблице.

2 неделя

11.12.20

Составление описательного рассказа по картине «Собака со щенятами»

Формировать умение описывать  с помощью мнемотаблицы;

-Развивать навыки диалогической речи.

Побуждать к составлению небольшого описательного рассказа по картине с помощью мнемотаблицы.

3 неделя

18.12.20

Чтение и рассматривание иллюстраций к сказке «Зимовье».

ООД «Зима»

Формировать умение пересказывать короткую сказку, выразительно передавая диалоги персонажей.

Составлять рассказ по картине с помощью мнемотаблицы;

Закрепить знания детей о животных (внешнем виде, повадках и т.д)

3 неделя

15.01.21

ООД составление описательного рассказа по картине «Таня не боится мороза».

Составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины с помощью мнемотаблицы.

Продолжать развивать умение выразительно передавая диалоги персонажей

4 неделя

22.01.21

Чтение и пересказ сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Формировать умение перессказывать короткую сказку, выразительно передавая диалоги персонажей.

Обогащать словарный запас, развивать долговременную память и логическое мышление.

1 неделя

05.02.21

Наблюдения на прогулке за птицами; Составления рассказа" Снегири"

Формировать умение наблюдать за живым объектом; воспитывать доброе отношение к птицам, проявлять заботу о них, составить вместе с детьми описательный рассказ.

Описать любую птицу по желанию с помощью мнемодорожки, мнемотаблицы предложенной воспитателем.

2 неделя

12.02.21

Рассказывание по набору предметов.

Упражнять:

 в составлении описательного рассказа о предметах с помощью мнемотаблицы;

упражнять в образовании названий посуды.

Продолжать развивать умение выразительно передавая диалог

05.03.21-19.03.21

Беседа о транспорте, составление описательного рассказа.

Обогатить и уточнить:

- представление о транспорте;

- понимание общественной значимости труда шофера, водителя.

Помочь составить описательный рассказ про транспорт с помощью мнемотаблицы.

Закреплять представление детей об улице,  перекрестке, проезжей части, тротуаре,о назначении светофора для машин и людей. Развивать навыки связной речи, внимание, память с помощью мнемотехники

02.04-23.04.21

ООД составление описательного рассказа по картине «Весна».

Составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины с помощью мнемотаблицы;тренировать детей в составлении простейшей мнемотаблицы.

Обогатить и уточнить:

- представление о жизни, среде обитания, внешнем виде  птиц;

Помочь составить описательный рассказ про птиц с помощью мнемотаблицы.

07.05-21.05.21

Составление описательного рассказа по картине «Мама моет посуду».

Составлять описательный рассказ с помощью мнемотаблицы по картине;

тренировать детей в составлении простейшей мнемотаблицы.

Составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины с помощью мнемотаблицы;тренировать детей в составлении простейшей мнемотаблицы.

Выводы:

Теоретическое исследование проблемы показало, что средний дошкольный возраст - период качественного преобразования восприятия и внимания, воображения и памяти, период бурного развития речи, языковых способностей ребёнка, что к моменту поступления в школу связная речь у детей развита достаточно хорошо. Выявлено, что монологическая речь психологически сложнее, диалогической, она отличается большей развернутостью, что монолог требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи и опирается на мышление. Отмечено, что монологическая речь сложнее и в лингвистическом отношении.

При изучении литературы было выделено, что мнемотехника многофункциональна, на основе ее создаются разнообразные дидактические игры, модели, компьютерные программы по развитию связной речи детей, что систематическая работа с использованием нетрадиционных приемов и методов мнемотехники дает достаточно высокие результаты по формированию связной речи.

Список используемой литературы

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. [Текст] - М.: 1998., стр.28.
  2. Большова Т.В. Учимся по сказке изд. [Текст] «Детство – ПРЕСС», 2001
  3. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. "Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений.2-е изд.". [Текст] - М: Издательский центр "Академия", 1997.
  4. Венгер Л. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию [Текст] //Дошкольное воспитание. – 1982. – № 3.
  5. Дошкольное воспитание Обучение творческому рассказыванию [Текст]2-4/1991
  6. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. [Текст]М., 1990.
  7. Кольцова М. Ребёнок учится говорить - 2-е издание переработанное и доп. [Текст]- М.: Сов. Россия, 1979. - 129с.
  8. Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателей детского сада. [Текст]- М.: Просвещение, 1982. - 128 с.
  9. Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи [Электронныйресурс]: http://ped-kopilka.ru/
  10. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников - [Текст]М.: Институт психотерапии, 2001. - 240 с., стр.57.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая тема - тема самообразования «Развитие и коррекция эмоционально-волевых процессов у детей дошкольного возраста с помощью художественных и творческих средств»

Развитие ребенка  теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой – сами существенным обр...

Отчет работы педагога-психолога по теме самообразования «Развитие эмоциональной сферы и познавательных способностей у детей дошкольного возраста» за 2015-2016 учебный год

Отчет  работы педагога-психолога по теме самообразования "Развитие эмоциональной сферы и познавательных способностей у детей дошкольного возраста" за 2015-2016 учебный год.«...

Развитие речи с использованием мнемотехники у детей дошкольного возраста

Создание системы работы по развитию речи с использованием мнемотехники у детей дошкольного возраста.Повысить собственную педагогическую компетентность по проблеме развития речи у детей.Вовлечь родител...

Картотека дидактических игр по развитию речи с использованием мнемотехники для детей дошкольного возраста

Картотека дидактических игр по развитию речи с использованием мнемотехники для детей дошкольного возраста...

Презентация " Использование мнемотехники у детей дошкольного возраста"

Данная презентация познакомит с основными целями и правилами мнемотехники, а так же с её применением в педагогической практике  ДОУ. Эта технология позволяет ребёнку развивать речь, воображение, ...

Методическая разработка по самообразованию «Развитие сюжетно-ролевой игры патриотического содержания у детей дошкольного возраста»

Создание условий для развития сюжетно-ролевой игры патриотического содержания, обеспечивающих повышение уровня патриотического воспитания у детей дошкольного возраста....