Конспект занятия по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи на тему

Журавлева Галина Владимировна

конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_zimushka_-zima.docx25.85 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ  «Центральная школа»   дошкольная группа.

Конспект непосредственной образовательной деятельности                                                 на занятии по развитию речи детей  младшей  группы (от 3 – 5 лет).

Тема: «В гости к Зимушке – Зиме».

Воспитатель : Журавлева Г. В.

2016г.

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно- эстетическое развитие.

Виды деятельности детей:

  Коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, двигательная.

Цель: Формировать знания детей о зиме.

Задачи:

Образовательные: Учить детей строить предложения на заданную тему, отвечать на вопросы развернутым предложением. Формировать умение детей составлять рассказ по опорным картинкам. Обогащать активный словарь детей. Обогащать знания детей через стихотворения, поговорки, приметы и загадки о зиме. Закреплять правильное произношение звука (Ш). Учить выполнять логические задания.

Развивающие: Развивать мышление, слуховое и зрительное внимание, связную речь, развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные: Воспитывать любовь и  бережное отношение к природе.

Предварительная работа:

1.Чтение художественных произведений

( "Колобок", "Теремок", "Заюшкина избушка", "Снегурушка и лиса", "Лисичка - сестричка и серый волк", "Лисичка со скалочкой", "Кот, петух и лиса", "Два жадных медвежонка", "Рукавичка", Корней Чуковский "Айболит" и "Путаница" И. Гришашвили «Охраняй птиц».)

 2.  Беседы о зиме.

 3. Наблюдение на прогулке.

 4. Эксперименты со снегом.

 5. Кормление и рассматривание птиц на прогулке

Ожидаемые результаты занятия

Расширен кругозор детей о зиме. Улучшилась предметно – развивающая среда: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о зиме, загадками. У детей сформировалась любознательность, познавательная активность, коммуникативные навыки.

Материал и оборудование: Письмо, корзинка, аппликация с солнышком, блестящие снежинки, снежок из ваты, снег в ведёрке, картинки-схемы о приметах зимы,  маски животных,  игрушки Медвежонок и Филин, фонограмма звуков, плакат  с нарисованными снеговиками, музыкальное оформление занятия: П. И.Чайковский. Времена года (январь).

Содержание деятельности

Воспитатель предлагает отгадать загадку:

“Если ветер злющий кружит, 
Застеклялись за ночь лужи, 
А меня упаковали
В сто одёжек неуклюжих, 
На деревьях, на карнизах 
Кружева да бахрома, 
Это значит - на снежинках 
Опустилась к нам ... (Зима)”

Ребята, посмотрите, кто это прячется? Вы видите? Как он здесь оказался, что он сейчас должен делать? Спросите его, почему он здесь, не спит?

Медвежонок: “Мама мне сказала, зимой я должен спать.

Но что зимой бывает, мне хочется узнать

Вы мне поможете?”

Ребята, поможем медвежонку узнать, что же бывает зимой?

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картину с зимним пейзажем, ответить на вопросы:

- Какое время года на картине?

- По какому признак вы догадались, что это зима? (Снег).

- Какой снег? (Белый, пушистый, блестящий, холодный, серебристый).

- Назовите снег ласково. (Снежок).

- Как мы назовем явление природы, когда снег падает? (Снегопад).

- А если снега намело огромную кучу. Как мы ее назовем? (Сугроб).

- А когда падает снег и дует ветер, как назвать это явление? (Метель, вьюга).

-Как шумит вьюга? (Сначала тихо Ш-Ш-Ш, а потом сильно Ш-Ш-Ш)

- Что происходит со снегом зимой? (Падает, кружится, летает, порхает, сыплется, тает).

- Какой праздник бывает зимой? (Новый год).

Посмотрите какой конверт. В нём письмо от Зимушки - Зимы.

"Зима прислала нам письмо

В снежинках-звёздочках оно.

Пора нам встретиться друзья

Вам без меня никак нельзя.

Как на санях не покататься?

Как не слепить снеговика?

Ну, как ребята вам остаться

Без снежной горки, без катка!

Я белоснежная Зима

Вас приглашаю в гости я.

Ребята пойдём в гости к зиме? А как мы пойдём к зиме без подарка? В гости с пустыми руками не ходят. Я предлагаю подарить зиме маленькое солнышко, которое мы с вами сделали в группе. Ведь зимой очень холодно и мало солнечных дней. А в солнечные дни мы чаще гуляем на улице, любуемся искрящимся на солнышке снегом. Подарим зиме солнышко и солнечных дней станет больше. (Положить аппликацию в корзинку.) И возьмем с собой Мишку.

Чтобы отправиться в лес нам надо надеть тёплую одежду. (Имитация движений, выполняют движения под музыку).

 А так как в лесу глубокий снег, то легче нам будет идти на лыжах. Встанем на лыжи и идём за мной.

Все: Дети все на лыжи встали

     Друг за другом побежали.

     Снег, снег, белый снег

     Кружит, падает на всех.   (Дети имитируют движения на лыжах.)

Вот мы и в зимнем лесу. Как красиво. Тихо кругом, но не думайте, что лес не живой. Деревья так же продолжают расти, только медленно. Ручеёк продолжает журчать даже подо льдом. Протяните руки, посмотрите какие красивые падают снежинки. Давайте сдуем снежинки с варежек. (Дыхательная гимнастика.) Снимаем лыжи.

Присядем на брёвнышко и полюбуемся снегом. Как красиво блестит снег. ("Потрогать руками".)

Расскажите мне о снеге. Какой он? (красивый, мягкий, белый, пушистый, блестящий, искристый, холодный). Правильно ребята.

Я из снега слепила снежок, мы с ним поиграем в игру "Назови ласково"

Снег - снежок                  Снежинка - снежиночка

Ёлка - ёлочка                  Льдинка - льдиночка

Санки - саночки                Шарф - шарфик

Коньки - конёчки               Шапка - шапочка

Валенки - валеночки            Лёд - ледочек

Ветер - ветерок                Зима - зимушка

Пока мы со снежком играли, наши ручки замёрзли. Давайте их согреем. (Дуем на руки.)

Пальчиковая гимнастика

Дружно пальчики сгибаем          Ручки вытянем вперёд,

Крепко кулачки сжимаем.           А, потом свои ладошки

1, 2, 3, 4, 5                        Развернём наоборот

Начинаем разгибать.               И похлопаем немножко.

Посмотрите, ещё снежинка прилетела. Зимушка - зима загадывает загадки:

1 Какой мастер на окна нанёс

И листья и травы и заросли роз. (Мороз)

2 Одеяло белое не руками сделано

  Не ткалось и не кроилось

  С неба на землю спустилось. (Снег)

3 Всё лето стояли, зимы ожидали.

  Дождались поры. Помчались с горы. (Санки)

4 Два коня у меня, два коня.

  По воде они возят меня,

  А вода то тверда, словно каменная. (Коньки и лёд)

 Сравнение двух снеговиков. Что можно лепить из снега? (Снеговика.) Посмотрите, (на плакате два снеговика) на полянке слепили двух снеговиков.

Медвежонок у реки встал на задних лапах
Перед ним снеговики: снежные и в шляпах.
Мишка смотрит, он притих: но что разного у них, 
Он понять не может. Кто ему поможет.

Давайте посмотрим внимательно, они одинаковые? Чем они отличаются. Кто найдет отличие, тот снежинку прицепит на доску. Сколько снежинок, столько отличий (дети находят отличие, называют его). - У этого снеговика две пуговицы, а у этого одна и т. д. В конце считают количество снежинок.

Посмотрите вон на ветке филин сидит. Здравствуй филин!

(Фонограмма филин здоровается)

Филин, мы знаем, что ты зимующая птица. А ведь наши ребята знают ещё зимующих птиц. (Синичка, воробей, сорока, голубь, снегирь, ворона, галка, дятел.)

Ребята, почему надо помогать птицам зимой?

Дети, филин очень мудрая птица.он много знает зимних примет.

(Фонограмма: филин рассказывает приметы.)

- Вороны и галки садятся на вершины деревьев к морозу.

- Снегирь поёт зимой на снег, вьюгу и слякоть.)

- Синички с утра подняли писк к морозу.

- Был ночью иней, днём снег не выпадет.

- Если дым из трубы идёт столбом.будет мороз.

Нам филин пора идти дальше, спасибо тебе. Мы запомним твои приметы.

Ребята мы с вами вышли на лесную полянку. Давайте присядем.

Здесь собрались лесные звери. Кто это? (Выходит ребёнок в маске лисы.)

Лиса:  Я лисонька - лиса

       В шубке вся моя краса.

       Шубы нет в лесу рыжей.

       Зверя нет в лесу хитрей.

А это кто? Входит ребёнок в маске волка)

Волк: День и ночь по лесу рыщу

      День и ночь добычу ищу.

      Хожу - брожу по лесу молчком

      Уши серые торчком.

А это кто? (Выходит ребёнок в маске зайца.)

Зайчик:  Я зайчишка скок - поскок.

         Прыг, скорее под кусток.

         В шубке белой я хожу

         Лису встретить не хочу.

Дети, какие сказки вы знаете, где живут лесные звери?

( "Колобок", "Теремок", "Заюшкина избушка", "Снегурушка и лиса", "Лисичка - сестричка и серый волк", "Лисичка со скалочкой", "Кот, петух и лиса", "Два жадных медвежонка", "Рукавичка", Корней Чуковский "Айболит" и "Путаница".)

А теперь одеваем лыжи и возвращаемся назад. Снимаем лыжи, раздеваемся (Имитация движений.)

Медвежонок: Да, теперь, я знаю, какая зима. Спасибо вам. А за то, что вы мне помогли, я угощу вас снежными комочками, вот я сколько налепил.

Ребята, а разве можно их есть? Почему? (Можно заболеть)

Медвежонок расстроился. Не расстраивайся, наши ребята знают волшебные слова Мороза. Сейчас мы их произнесем и посмотрим, что получится.

Разыграйтесь-ка, метели!
Гнитесь ниже сосны, ели!
Всё, что есть в моём лесу, 
Я засыплю, занесу!

(снежные комочки превращаются в сладкие)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Педагогическое мероприятие с детьми.Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»;Самоанализ педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему:»Теремок»)

Педагогическое мероприятие с детьмиКонспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»Самоанализ  педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...