Конспект игрового занятия в старшей группе "Уроки Дедушки Мороза"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Угрюмова Светлана Григорьевна

Для проведения потребуется изготовить книгу-самоделку или презентацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект игрового занятия25.1 КБ

Предварительный просмотр:

 

Структурное подразделение МБОУ «Когонская СОШ»

«Коргонский детский сад»

Конспект  игрового занятия

в старшей группе

«Уроки  Дедушки  Мороза»

                                      Воспитатель: Угрюмова Светлана Григорьевна

2016 г.

 Цель: Расширить и активизировать словарь детей.

     Программное содержание:

Закрепление знаний о признаках зимних явлений природы.  

Обогащение словарного запаса с помощью прилагательных, глаголов.

Упражнение  в образовании однокоренных слов и правильном построении предложений.

Развитие навыков количественного счета и сравнения групп предметов.

 Развитие основных мыслительных процессов, памяти, внимания.

Формирование эстетического отношения к зимним явлениям.

Методы:

Игротерапия;

Сказкотерапия;

Телесно-ориентированная терапия;

Беседа.

Оборудование:  Учебник Деда Мороза, разрезные «снежинки», указки.

Ход занятия

I. Организационный момент.

 – Ребята, сегодня у нас необычное занятие: мы с вами будем учиться по УЧЕБНИКУ ДЕДА МОРОЗА. Наверное, по этой книге он занимается с внучкой…

- Как её зовут?

 II. Вводная часть.

    Вот и  первая страница морозной,  зимней книжки. Но не пугайтесь, она вас не заморозит.

  1. СТРАНИЦА.   А нам пришел сейчас черед сыграть в игру «НАОБОРОТ».

Дети  придумывают предметы с противоположным словом.

  • Мороженое холодное –
  • Снег белый –
  • Лёд гладкий –
  • Снегурочка молодая –
  • Зима морозная –
  • Снежок лёгкий -  
  • Ёлка колючая –
  • Снеговик низкий –
  • Снежинка маленькая –
  1. СТРАНИЦА. А на этой странице скажите что видите?

- Правильно, ребята, это уроки математики от Деда Мороза. А как вы думаете, зачем Снегурочке уметь считать?

Мы сейчас вместе попробуем выполнить её задания ответственные по сбору подарков детям.

  • Считаем предметы
  • Раскладываем на 2 мешка: мальчикам и девочкам
  • Сравниваем, каких больше (меньше) или поровну
  • Отмечаем цифрами на доске

    Молодцы, хорошо потрудились, помогли Снегурочке, скоро Новый год в восточных странах.

  1. СТРАНИЦА. Называется эта страничка «ВОЛШЕБНЫЕ  СНЕЖИНКИ»
  • Вот, например, когда ветер снег метёт по улице, как это называется?
  • Или вьюжит, закручивает снег в спирали?
  • А когда пуржит так, что ничего не видно от снега?
  • Как вы думаете, как ведут себя снежинки в этих случаях?

(Летают, кружатся, падают, танцуют, серебрятся, сверкают, блестят).

- Теперь закройте глаза, я превращу вас в снежинки:

Ну – кА, детки, покружитесь

И в снежинки превратитесь!

    Звучит музыка «Танец снежинок»

  1. СТРАНИЦА. Вот на этой странице изображены различные предметы. Как вы, ребята, думаете, что их все объединяет?
  • Перечислите их
  • Назовите лишнее
  • Подберите слово – признак (какой, какая, какое)
  1. СТРАНИЦА. Какой  Дед Мороз вы знаете, ребята?

Правильно! Он очень добрый! И поэтому свою внучку Снегурочку он учит быть доброй… как думаете – ещё какой?

Поэтому они любят такую игру «НАЗОВИ  ЛАСКОВО»

- Я вам кидаю снежок с обычным словом, а вы возвращаете мне ласковое.

  • Зима – зимушка
  • Снег – снежок
  • Снежинка – снежиночка
  • Мороз – морозик
  • Сосулька – сосулечка
  • Лёд – ледок
  • Холод – холодок
  • Снеговик – снеговичок
  • Снегурка – снегурушка
  • Снегирь – снегирёчек

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. «СОСТАВЬ  СНЕЖИНКУ»

  1. СТРАНИЦА. А теперь надо показать, что мы все уроки Деда Мороза усвоили. И составим «РАССКАЗЫ  О  ЗИМЕ». (Составление рассказа по фигуркам - подсказкам).

Подсказки от Деда Мороза:

Ёлка, лес –

Речка, лёд, снег, мороз –

Снеговик, снежинка, заяц –

Дом, медведь, волк, кусты –

Мальчик, мороз –

Снежок, снежинка, снег –

  • Образец  рассказа воспитателя
  • Составление рассказов 3 - 4 детьми

Если затрудняются, обращаю внимание на подсказки, задаю наводящие вопросы.

ИТОГ.    Вот и перевёрнута последняя страница.

  • Что мы делали на занятии?
  • В какие игры играли?
  • Что вам больше всего понравилось?

Потому что первое задание могу быть разной. А вы, ребята, знаете какая я, Зима? (Снежная, белая, мягкая, легкая, сказочная, красивая, вьюжная, морозная, суровая, затяжная, серебристая.)

– Молодцы! Знаете, что я бываю и морозная, и суровая.

Покажите, как у вас на морозе язычки будут работать. Ведь вам придется говорить рядом со мной, а я холодная!

Артикуляционная гимнастика

«Лопатка»         
Ручка есть, а не грабли
Землю роет, а не плуг.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.        

«Сосулька»
Села детка на карниз 
И растет все время вниз.

Описание. Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10.

«Горка», «Саночки»
Под гору лечу
В гору тащу (саночки).

Описание. Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.

«Метель»
В поле снежную постель
Стелет зайчикам (метель).

– Размяли язычки? Теперь они у вас точно не замерзнут.

III. Основная часть.

 Познакомьтесь, это мои сыновья (педагог показывает на картинах трех молодцев в шубах, валенках, шапках: один постарше, второй помоложе, третий – совсем юный) – зимние месяцы. Может вы знаете, как их зовут?

(Декабрь, Январь, Февраль) Да, самый старшенький у меня – Декабрь, средний сын – Январь, младшенький – Февраль. Знаете ли вы, ребята, что я, вам, людям, приношу? Что вам Зима приносит?

(Зима приносит морозы. Холод, лед, снег, зимние игры, ледяные горки и т.д.)

– Мои сыновья, Декабрь, Январь и Февраль, любят со снегом и ветром пошутить. Как начнут ветер разгонять со снегом, ух! Может кто-нибудь из вас знает, как называются игры моих сыновей?

Вот, например, когда ветер снег метет по улице, как это называется?

(Метель.) Или вьюжит, закручивает снег в спирали? (вьюга)

А когда пуржит так, что ничего не видно от снега? (пурга)

– А еще у меня есть мои любимые внучки: девчоночки – снежинки. Когда я их выпускаю погулять, как вы думаете, что они делают?

(Снежинки летают, кружатся, падают, танцуют в воздухе, серебрятся, сверкают, блестят и т.д.)

Физпауза

 Теперь закройте глаза, я превращу вас в снежинки:

«Ну-ка, детки, покружитесь 
И в снежинки превратитесь!»

(Дети кружатся, педагог осыпает их бумажными снежинками)

«Раз, два, три, четыре, пять –
Снежинки танцевать хотят!
Шесть, семь – весело всем!»

Дыхательная гимнастика

– Положите на ладонь маленькую снежинку и подуйте на нее так легко, чтобы она полетела.

«Раз, два, три, четыре, пять –
Превращайтесь-ка в ребят!»

– Ой, ребята, разыгрались мы тут с вами, я совсем и позабыла, что у меня Снеговик ждет помощи. Рассыпался бедолага во время сильного ветра. Вы поможете мне его собрать? А то ведь он у меня необычный: чтобы его собрать – с задачками необходимо справиться.

(Педагог выставляет на доску снежинки, на которых нарисованы предметы)

Игра «Что лишнее и почему?»

Сапоги, валенки, унты. Туфли.

Шуба, пуховик, пальто, сарафан.

Коньки, лыжи, санки, надувной круг.

– Справились с этой задачкой, вот и самый большой ком появился.

А сейчас вы должны обычные слова в ласковые превратить.

Игра «Назови ласково»

 Я кидаю вам снежок с обычным словом, а вы мне возвращаете ласковое.

Зима – зимушка

Снег – снежок

Снежинка – снежиночка

Мороз – морозик

Сосулька – сосулечка

Лед – ледок

Холод – холодок

Молодцы! Вот и второй ком прикатился!

Игра «Слова-родственники»

 У моего любимого внука Снега очень много слов – родственников. Назовите их.

(Снег – снежок, снежный, снежинки, снежки, снегопад, снеговик, снегурочка, снегири, снегоход, снегоуборочная машина.)

– Вот и третий ком появился! Но у него не хватает глаз, носа, рта…

Игра «Собери рассыпавшиеся предложения».

Помогите собрать предложения, которые рассыпались во время пурги и у Снеговичка появятся нос, рот, глаза.

Можно ли так сказать:

– Дети катаются санках на с горки

– Снежинки с неба красивые падают пушистые

– Вода в лед зимой застывает и превращается

Итак, наш Снеговик готов. Спасибо вам, ребята. Вам пора возвращаться в детский сад. Путешествие по зимней сказке закончилось.

IV. Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игрового занятия для старших дошкольников "Чудо - кубик".

Этот конспект занятия любой педагог сможет адаптировать к своим условиям. Универсальность занятия в том, что картинки  на сторонах куба могут быть различными, от чего и будет зависеть тип занятия...

Конспект игрового занятия для старшей группы "Здравствуй дедушка "Молчок"

ЦЕЛИ:·       развивать у детей выразительность жестов, мимики, голоса;·       активизировать словарь детей, закрепляя умение пользоват...

Конспект игрового занятия в старшей группе с диагнозом общее недоразвитие речи: "Собери картинку"

В данном материале представленны формы работы над формированием слоговой структуры слова у детей 5-6 лет с диагнозом ОНР....

Конспект игрового занятия в старшей группе "сундучок здоровья"

Цель:  -  формировать  у  детей  понятие  -  "здоровье"  человека,       развивать  желание  беречь  свое здоровье;     ...

конспект игрового занятия в старшей группе "Школа"

Конспект разработан для формирования у детей учебной мотивации и лёгкой адаптации в школе....

Конспект игрового занятия в старшей группе по познанию

laquo;Наши умные помощники – органы чувств»Цель: Закрепление знаний детей об органах чувств (слух, зрение, вкус, обоняние), уточнить, какое значение для человека имеют органы чувств, при ...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Дед Мороз шагает по планете»

Цель: Расширение представлений детей о Дедушке Морозе и новогодних традициях....