Главные вкладки

    Конспект игрового занятия в старшей группе "Уроки Дедушки Мороза"
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

    Угрюмова Светлана Григорьевна

    Для проведения потребуется изготовить книгу-самоделку или презентацию.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл конспект игрового занятия25.1 КБ

    Предварительный просмотр:

     

    Структурное подразделение МБОУ «Когонская СОШ»

    «Коргонский детский сад»

    Конспект  игрового занятия

    в старшей группе

    «Уроки  Дедушки  Мороза»

                                          Воспитатель: Угрюмова Светлана Григорьевна

    2016 г.

     Цель: Расширить и активизировать словарь детей.

         Программное содержание:

    Закрепление знаний о признаках зимних явлений природы.  

    Обогащение словарного запаса с помощью прилагательных, глаголов.

    Упражнение  в образовании однокоренных слов и правильном построении предложений.

    Развитие навыков количественного счета и сравнения групп предметов.

     Развитие основных мыслительных процессов, памяти, внимания.

    Формирование эстетического отношения к зимним явлениям.

    Методы:

    Игротерапия;

    Сказкотерапия;

    Телесно-ориентированная терапия;

    Беседа.

    Оборудование:  Учебник Деда Мороза, разрезные «снежинки», указки.

    Ход занятия

    I. Организационный момент.

     – Ребята, сегодня у нас необычное занятие: мы с вами будем учиться по УЧЕБНИКУ ДЕДА МОРОЗА. Наверное, по этой книге он занимается с внучкой…

    - Как её зовут?

     II. Вводная часть.

        Вот и  первая страница морозной,  зимней книжки. Но не пугайтесь, она вас не заморозит.

    1. СТРАНИЦА.   А нам пришел сейчас черед сыграть в игру «НАОБОРОТ».

    Дети  придумывают предметы с противоположным словом.

    • Мороженое холодное –
    • Снег белый –
    • Лёд гладкий –
    • Снегурочка молодая –
    • Зима морозная –
    • Снежок лёгкий -  
    • Ёлка колючая –
    • Снеговик низкий –
    • Снежинка маленькая –
    1. СТРАНИЦА. А на этой странице скажите что видите?

    - Правильно, ребята, это уроки математики от Деда Мороза. А как вы думаете, зачем Снегурочке уметь считать?

    Мы сейчас вместе попробуем выполнить её задания ответственные по сбору подарков детям.

    • Считаем предметы
    • Раскладываем на 2 мешка: мальчикам и девочкам
    • Сравниваем, каких больше (меньше) или поровну
    • Отмечаем цифрами на доске

        Молодцы, хорошо потрудились, помогли Снегурочке, скоро Новый год в восточных странах.

    1. СТРАНИЦА. Называется эта страничка «ВОЛШЕБНЫЕ  СНЕЖИНКИ»
    • Вот, например, когда ветер снег метёт по улице, как это называется?
    • Или вьюжит, закручивает снег в спирали?
    • А когда пуржит так, что ничего не видно от снега?
    • Как вы думаете, как ведут себя снежинки в этих случаях?

    (Летают, кружатся, падают, танцуют, серебрятся, сверкают, блестят).

    - Теперь закройте глаза, я превращу вас в снежинки:

    Ну – кА, детки, покружитесь

    И в снежинки превратитесь!

        Звучит музыка «Танец снежинок»

    1. СТРАНИЦА. Вот на этой странице изображены различные предметы. Как вы, ребята, думаете, что их все объединяет?
    • Перечислите их
    • Назовите лишнее
    • Подберите слово – признак (какой, какая, какое)
    1. СТРАНИЦА. Какой  Дед Мороз вы знаете, ребята?

    Правильно! Он очень добрый! И поэтому свою внучку Снегурочку он учит быть доброй… как думаете – ещё какой?

    Поэтому они любят такую игру «НАЗОВИ  ЛАСКОВО»

    - Я вам кидаю снежок с обычным словом, а вы возвращаете мне ласковое.

    • Зима – зимушка
    • Снег – снежок
    • Снежинка – снежиночка
    • Мороз – морозик
    • Сосулька – сосулечка
    • Лёд – ледок
    • Холод – холодок
    • Снеговик – снеговичок
    • Снегурка – снегурушка
    • Снегирь – снегирёчек

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. «СОСТАВЬ  СНЕЖИНКУ»

    1. СТРАНИЦА. А теперь надо показать, что мы все уроки Деда Мороза усвоили. И составим «РАССКАЗЫ  О  ЗИМЕ». (Составление рассказа по фигуркам - подсказкам).

    Подсказки от Деда Мороза:

    Ёлка, лес –

    Речка, лёд, снег, мороз –

    Снеговик, снежинка, заяц –

    Дом, медведь, волк, кусты –

    Мальчик, мороз –

    Снежок, снежинка, снег –

    • Образец  рассказа воспитателя
    • Составление рассказов 3 - 4 детьми

    Если затрудняются, обращаю внимание на подсказки, задаю наводящие вопросы.

    ИТОГ.    Вот и перевёрнута последняя страница.

    • Что мы делали на занятии?
    • В какие игры играли?
    • Что вам больше всего понравилось?

    Потому что первое задание могу быть разной. А вы, ребята, знаете какая я, Зима? (Снежная, белая, мягкая, легкая, сказочная, красивая, вьюжная, морозная, суровая, затяжная, серебристая.)

    – Молодцы! Знаете, что я бываю и морозная, и суровая.

    Покажите, как у вас на морозе язычки будут работать. Ведь вам придется говорить рядом со мной, а я холодная!

    Артикуляционная гимнастика

    «Лопатка»         
    Ручка есть, а не грабли
    Землю роет, а не плуг.

    Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.        

    «Сосулька»
    Села детка на карниз 
    И растет все время вниз.

    Описание. Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10.

    «Горка», «Саночки»
    Под гору лечу
    В гору тащу (саночки).

    Описание. Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.

    «Метель»
    В поле снежную постель
    Стелет зайчикам (метель).

    – Размяли язычки? Теперь они у вас точно не замерзнут.

    III. Основная часть.

     Познакомьтесь, это мои сыновья (педагог показывает на картинах трех молодцев в шубах, валенках, шапках: один постарше, второй помоложе, третий – совсем юный) – зимние месяцы. Может вы знаете, как их зовут?

    (Декабрь, Январь, Февраль) Да, самый старшенький у меня – Декабрь, средний сын – Январь, младшенький – Февраль. Знаете ли вы, ребята, что я, вам, людям, приношу? Что вам Зима приносит?

    (Зима приносит морозы. Холод, лед, снег, зимние игры, ледяные горки и т.д.)

    – Мои сыновья, Декабрь, Январь и Февраль, любят со снегом и ветром пошутить. Как начнут ветер разгонять со снегом, ух! Может кто-нибудь из вас знает, как называются игры моих сыновей?

    Вот, например, когда ветер снег метет по улице, как это называется?

    (Метель.) Или вьюжит, закручивает снег в спирали? (вьюга)

    А когда пуржит так, что ничего не видно от снега? (пурга)

    – А еще у меня есть мои любимые внучки: девчоночки – снежинки. Когда я их выпускаю погулять, как вы думаете, что они делают?

    (Снежинки летают, кружатся, падают, танцуют в воздухе, серебрятся, сверкают, блестят и т.д.)

    Физпауза

     Теперь закройте глаза, я превращу вас в снежинки:

    «Ну-ка, детки, покружитесь 
    И в снежинки превратитесь!»

    (Дети кружатся, педагог осыпает их бумажными снежинками)

    «Раз, два, три, четыре, пять –
    Снежинки танцевать хотят!
    Шесть, семь – весело всем!»

    Дыхательная гимнастика

    – Положите на ладонь маленькую снежинку и подуйте на нее так легко, чтобы она полетела.

    «Раз, два, три, четыре, пять –
    Превращайтесь-ка в ребят!»

    – Ой, ребята, разыгрались мы тут с вами, я совсем и позабыла, что у меня Снеговик ждет помощи. Рассыпался бедолага во время сильного ветра. Вы поможете мне его собрать? А то ведь он у меня необычный: чтобы его собрать – с задачками необходимо справиться.

    (Педагог выставляет на доску снежинки, на которых нарисованы предметы)

    Игра «Что лишнее и почему?»

    Сапоги, валенки, унты. Туфли.

    Шуба, пуховик, пальто, сарафан.

    Коньки, лыжи, санки, надувной круг.

    – Справились с этой задачкой, вот и самый большой ком появился.

    А сейчас вы должны обычные слова в ласковые превратить.

    Игра «Назови ласково»

     Я кидаю вам снежок с обычным словом, а вы мне возвращаете ласковое.

    Зима – зимушка

    Снег – снежок

    Снежинка – снежиночка

    Мороз – морозик

    Сосулька – сосулечка

    Лед – ледок

    Холод – холодок

    Молодцы! Вот и второй ком прикатился!

    Игра «Слова-родственники»

     У моего любимого внука Снега очень много слов – родственников. Назовите их.

    (Снег – снежок, снежный, снежинки, снежки, снегопад, снеговик, снегурочка, снегири, снегоход, снегоуборочная машина.)

    – Вот и третий ком появился! Но у него не хватает глаз, носа, рта…

    Игра «Собери рассыпавшиеся предложения».

    Помогите собрать предложения, которые рассыпались во время пурги и у Снеговичка появятся нос, рот, глаза.

    Можно ли так сказать:

    – Дети катаются санках на с горки

    – Снежинки с неба красивые падают пушистые

    – Вода в лед зимой застывает и превращается

    Итак, наш Снеговик готов. Спасибо вам, ребята. Вам пора возвращаться в детский сад. Путешествие по зимней сказке закончилось.

    IV. Рефлексия.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект игрового занятия для старших дошкольников "Чудо - кубик".

    Этот конспект занятия любой педагог сможет адаптировать к своим условиям. Универсальность занятия в том, что картинки  на сторонах куба могут быть различными, от чего и будет зависеть тип занятия...

    Конспект игрового занятия для старшей группы "Здравствуй дедушка "Молчок"

    ЦЕЛИ:·       развивать у детей выразительность жестов, мимики, голоса;·       активизировать словарь детей, закрепляя умение пользоват...

    Конспект игрового занятия в старшей группе с диагнозом общее недоразвитие речи: "Собери картинку"

    В данном материале представленны формы работы над формированием слоговой структуры слова у детей 5-6 лет с диагнозом ОНР....

    Конспект игрового занятия в старшей группе "сундучок здоровья"

    Цель:  -  формировать  у  детей  понятие  -  "здоровье"  человека,       развивать  желание  беречь  свое здоровье;     ...

    конспект игрового занятия в старшей группе "Школа"

    Конспект разработан для формирования у детей учебной мотивации и лёгкой адаптации в школе....

    Конспект игрового занятия в старшей группе по познанию

    laquo;Наши умные помощники – органы чувств»Цель: Закрепление знаний детей об органах чувств (слух, зрение, вкус, обоняние), уточнить, какое значение для человека имеют органы чувств, при ...

    Конспект игрового занятия в старшей группе.

    Для поддержания интересе к физкультуре в детском саду проводятся игровые физкультурные занятия....