Главные вкладки

    Конспект игрового занятия в старшей группе с диагнозом общее недоразвитие речи: "Собери картинку"
    план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

    Прокопенко Татьяна Александровна

    В данном материале представленны формы работы над формированием слоговой структуры слова у детей 5-6 лет с диагнозом ОНР.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_06.12.12.docx26.54 КБ

    Предварительный просмотр:

    Цель: Формирование слоговой структуры слова.        

    Задачи:        

    1.Коррекционно-образовательные:

    - уточнить и дифференцировать пространственные понятия «впереди», «позади», «слева», «справа»;

    - тренировать в выкладывании горизонтальных «дорожек», состоящих из геометрических фигур с чередованием количества и состава структурных элементов;

    - тренировать воспроизведение заданной последовательности общих движений;

    - учить различению, воспроизведению, характеристике темпа и ритма на основе тактильно-кинестетических, зрительных и слуховых ощущений;

    - учить определять длину звучания слова и соотносить его с символом;

    - тренировать умение идентифицировать и анализировать последовательность языковых единиц;

    - учить определять наличие или отсутствие ритмического искажения в слове;

    - учить прогнозировать финальный элемент слова;

    - расширять и активизировать глагольный словарь на примере приставочных глаголов.

            

    2. Коррекционно-развивающие:

    - развивать ориентацию в трёхмерном и двухмерном пространстве;

    - развивать статико-динамические и темпо-ритмические параметры общих движений и действий;

    - развивать статическую и динамическую координацию движений пальцев рук;

    - развивать возможности восприятия и воспроизведения изолированных лексических единиц;

    - развивать фонематический слух;

    -развивать просодическую сторону речи;

    - развивать зрительную и слуховую память и внимание и восприятие;

    3.Коррекционно-воспитательные задачи:

    - воспитание навыков сотрудничества, доброжелательного отношения к сверстнику;

    - развитие коммуникативной функции речи.

    Оборудование:

    - эмблемы для команд;

    - наборы картинного материала для игр «Телеграмма», «Бабочки и цветы», «Паровозы и поезда», «Песенка для паровоза»;

     - предметные картинки для определения длины слова;

    - предметные картинки для игры «Есть или нет?»

     -слоги и буквы для чтения КА, ТА, НА, К, Т;

    - 2 разрезные картинки;

    - 2 набора цветного строительного материала;

    Ход занятия

    Организационный момент. Задача: уточнить и дифференцировать пространственные понятия «впереди», «позади», «слева», «справа».

    Логопед предлагает детям построиться в колонну в определённом порядке. Затем дети делятся на две команды:

    - Тот, кто стоит перед Женей, встанет слева от колонны. Тот, кто стоит за Катей, встанет справа от колонны (и т.д.). У нас получилось две команды. Пусть одна называется «Солнышко», а другая «Радуга». Капитан команды «Солнышко» будет Максим. Капитан команды «Радуга», будет Кирилл.

     Сегодня ваши команды за каждое правильно выполненное задание будут получать часть картинки. В конце занятия вы соберёте свои части и узнаете, что изображено на картинке. Победит та команда, которая первая соберёт картинку.

    Капитаны команд поставят эмблемы на столы. Сюда же вы будете относить части картинок – на стол с эмблемой своей команды.

    1. Игра «Передай телеграмму». Задача: различение и воспроизведение ритма и темпа на основе тактильно-кинестетических, зрительных ощущений.

    Участники команд стоят в колоннах - капитаны лицом к логопеду, остальные спиной к капитанам друг за другом. Логопед показывает «телеграмму» (ритмический рисунок) капитану команды.

    Инструкция: «Передай телеграмму товарищу, прохлопав его по плечу. Последний ребёнок в колонне прохлопывает «телеграмму» ладошками, что бы услышали все».

    Такое же задание выполняет другая команда. За удачное выполнение задания команды получают часть картинки.

    1. Игра «Бабочки и цветы». Задача: анализ заданной последовательности звуковых единиц по количеству составляющих элементов, по наличию и расположению акцентных частей.

    а) На доске в определённом ритмическом рисунке расположены изображения цветов.

    Инструкция: «Представьте, что мы на лугу с волшебными цветами. Они умеют петь: - «Ля-ля». Капитан команды «Солнышко», кто в вашей команде споёт нам «цветочные песенки»?

    Выбранный капитаном ребёнок поёт «Ля» в заданном ритме и темпе:              

    б) На доске над некоторыми цветами появляются бабочки – они обозначают сильную долю в ритмическом рисунке.

    Инструкция: «На луг прилетели бабочки. Теперь песня цветов будет звучать по-другому. Если на цветке бабочка, мы пропоём его песню громко. Капитан команды «Радуга», кто в вашей команде споёт нам новые песенки?

    Выбранный капитаном ребёнок поёт «Ля» в заданном ритме и темпе:                   

    Затем задание выполняет участник из команды «Солнышко».

    Команды получают 2-ю часть картинки.

    1. Игра «Построй мост». Задача: составление последовательностей – построение «дорожки» с чередованием количества и состава структурных элементов.

    Детям из цветного строительного материала предлагают построить мост по зрительному образцу.

    Инструкция: «Сейчас каждая команда должна будет построить мост, чтобы соединить два берега реки. Мост должен выглядеть вот так (показывает образец моста на столе). Вот его начало, вот конец. Команда «Солнышко» строит мост от этого берега к тому (показывает изображения берегов на ковре). Команда «Радуга» строит мост от этого берега к тому (показывает изображения берегов на ковре). Будьте внимательны».

    За выполненное задание команды получают 3-ю часть картинки.

    1. Игра «Поезда и паровозы». Задача: идентификация длины звучания языковой единицы.

    Одна команда получает изображения паровозов, другая – поездов.

    Инструкция: «Если вы слышите короткое слово, поднимите паровоз. Если длинное поднимите поезд.»

    Логопед называет слова и показывает картинки. Дети отгадывают длину слов. Затем команды меняются символами слов и игра повторяется.

    Лексический материал: слон, дуб, волк, лук, сом, дом, нос; теплоход, бегемот, антилопа, черепаха, крокодил, холодильник, парикмахер.

    За выполненное задание команды получают 4-ю часть картинки.

    1. Игра «Песенка для паровоза». Задача: идентификация и анализ последовательности языковых единиц по темпу и ритму воспроизведения.

    На доске висит 3 схемы ритмических рисунков.

    Инструкция: «У каждого паровоза есть своя песня: «Ту-ту». Сейчас и для ваших паровозов мы выберем песню. Я спою, а команда должна найти схему этой песни:

    ТУ-ТУ          ТУ              ТУ

    ТУ                  ТУ               ТУ,ТУ

    ТУ,ТУ             ТУ               ТУ,ТУ

    Такое же задание выполняет другая команда.

    - Теперь команды смогут проехать по своим мостам, и спеть песенку своего паровоза. Команда «Солнышко». Команда «Радуга»

    За выполненное задание команды получают 5-ю часть картинки.

    1. Игра «Сделай как Я» Задача: воспроизведение заданной последовательности общих движений.

    Дети должны повторить серию движений руками. Логопед стоит спиной к детям и под счёт выполняет серию движений. Затем дети повторяют его движения.

    Инструкция: «После поездки на поезде надо размяться. Постройтесь в ряд слева команда «Солнышко» первый капитан, справа команда «Радуга» первый капитан. Смотрите, что я делаю, и запоминайте (логопед поднимает руки вверх, разводит в стороны, ставит на пояс, поднимает к плечам). Теперь повторите под мой счёт».

    1. Игра «Закончи слово». Задача: прогнозирование финального элемента слова.

    На доске написаны слоги КА, ТА.

    Инструкция: «Прочтите, что написано на доске. Сейчас я буду называть слово, а вы должны будете правильно закончить его и повторить слово полностью.

    Для команды «Солнышко»:

    Логопед: лопа…                     Дети: - ТА. Лопата.

    Логопед: раке…                     Дети: - ТА. Ракета.

    Логопед: улит…                     Дети: - КА. Улитка.

    Логопед: полос…                   Дети: - КА. Полоска.

    Для команды «Радуга»:

    Логопед: котя….                     Дети: - ТА. Котята.

    Логопед: каре…                      Дети: - ТА. Карета.

    Логопед: палат…                    Дети:  - КА. Палатка.

    Логопед: калит…                    Дети:  - КА. Калитка.

    За выполненное задание команды получают 6-ю часть картинки.

    1. Игра «Назови и сделай». Задача: учить чётко произносить слова слоговой структуры 7-го типа при употреблении приставочных глаголов.

    На доске написана приставка НА. Дети читают, а логопед договаривает слово. Затем дети называют слово полностью, выполняют действие или имитируют движение.

    Инструкция: «Прочитайте, что написано на доске. Это начало слова. Я буду заканчивать слово. Вы повторите, что получилось и сделаете это».

    Для команды «Радуга».

    Дети: - НА                           Логопед: - ехать.                               Дети: - наехать.

    Дети: - НА                     Логопед: - ливать                                     Дети: - наливать.

    Для команды «Солнышко».

    Дети: - НА                           Логопед: мылить                               Дети: намылить.

    Дети: - НА                           Логопед: сыпать                              Дети: насыпать.

    За выполненное задание команды получают 7-ю часть картинки.

    1. Игра «Есть или нет». Задача: определение наличия или отсутствия ритмического искажения в слове, воспринимаемом на слух.

    Логопед вывешивает на доску по 2 картинки для каждой команды. Название каждой картинки произносится с правильным и неправильным ударением.

    Инструкция: «Скажите, есть на доске картинка с таким названием или нет?»

    Для команды «Солнышко»

    - Сапоги, сапоги.

    - гусеница, гусеница.

    Для команды «Радуга»

    - самолёт, самолёт.

    - телевизор, телевизор.

    За выполненное задание команды получают 8-ю часть картинки.

    1. Итог занятия. Вы получили все части вашей картинки. А теперь соберите картинку и скажите, что на ней изображено. Кто справиться первым, тот и станет победителем.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект игрового занятия для старшей группы "Здравствуй дедушка "Молчок"

    ЦЕЛИ:·       развивать у детей выразительность жестов, мимики, голоса;·       активизировать словарь детей, закрепляя умение пользоват...

    Технологическая карта занятия по логопедической ритмике в старшей группе с диагнозом общее недоразвитие речи. Тема: «Волшебный карандаш». Конспект логопедической ритмики « Волшебный карандаш»

    Технологическая карта занятия по логопедической ритмике в старшей группе с диагнозом общее недоразвитие речи. Тема: «Волшебный карандаш». Учитель-логопед Хакимова Муна...

    Конспект игрового занятия в старшей группе "сундучок здоровья"

    Цель:  -  формировать  у  детей  понятие  -  "здоровье"  человека,       развивать  желание  беречь  свое здоровье;     ...

    Конспект экологического занятия в старшей группе "Земля - наш общий дом"

    В конспекте изложена информация для формирования у детей представления о земном шаре как планете, как месте обитания живых существ, которым необходимы чистая вода, воздух, земля; о том что планета нах...

    конспект игрового занятия в старшей группе "Школа"

    Конспект разработан для формирования у детей учебной мотивации и лёгкой адаптации в школе....

    Конспект игрового занятия в старшей группе "Уроки Дедушки Мороза"

    Для проведения потребуется изготовить книгу-самоделку или презентацию....

    Конспект игрового занятия в старшей группе по познанию

    laquo;Наши умные помощники – органы чувств»Цель: Закрепление знаний детей об органах чувств (слух, зрение, вкус, обоняние), уточнить, какое значение для человека имеют органы чувств, при ...