Методическая разработка "Занятие по развитию речи с использованием мнемотаблиц"
методическая разработка по развитию речи по теме
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе и работе воспитателей по развитию связной речи детей.
Я составила мнемотаблицу «Дикие животные» для занятия по развитию речи. Такая таблица помогает грамматически правильно построить распространенное предложение, построить развернутый ответ; расширить словарный запас детей; развивать воображение, ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание. А самое важное, занятие с использованием мнемотаблиц пробуждает у детей интерес, раскрепощает их, превращает непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности - ИГРУ. А, следовательно, помогает детям в игровой форме и без труда запомнить отличительные признаки диких животных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnemotehnika.metod_.zapiska.docx | 18.35 КБ |
zanyatie_po_razvitiyu_rechi_s_isp.mnemotablits.docx | 1.86 МБ |
Предварительный просмотр:
Методическая записка.
"Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам -
он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать
таких слов с картинками, и он их усвоит на лету".
К.Д.Ушинский
Мнемотехника - от греч. mnemonikon - искусство запоминания, означает совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
Современным детям сложно связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Они не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений, запоминание большого объема информации вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Возросшее количество информации и необходимость запоминать много и надолго возродило интерес к одной из областей практической психологии- мнемотехника.
Возможности запоминания с помощью методов мнемотехники в десятки раз превышают возможности обычной памяти.
Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы.
При составлении мнемотехнический таблицы важно помнить о двух понятиях— ассоциация и фон. Ассоциация — мысленная связь между двумя предметами, фон — это то, что вы хорошо знаете до мельчайших подробностей. Тогда для того, чтобы запомнить множество каких-то фактов, их нужно соединить (ассоциировать) с тем, что вам хорошо знакомо.
В настоящее время создано множество методик рационального запоминания, однако по прежнему суть их одна - вначале запоминается какой-либо опорный ряд (фон), к которому подобраны ассоциации.
Приведу несколько широко известных мнемотехнических фраз . Конечно, всем с детства хорошо известна фраза, задающая порядок цветов спектра: "Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан". Начальные буквы слов в этом предложении дают названия цветов: красный, оранжевый, желтый и так далее. Тот же принцип лежит в использовании фразы "Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку" в качестве прекрасного средства для запоминания очередности падежей в русском языке: именительный, родительный, дательный, винительный...
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе и работе воспитателей по развитию связной речи детей.
Я составила мнемотаблицу «Дикие животные» для занятия по развитию речи. Такая таблица помогает грамматически правильно построить распространенное предложение, построить развернутый ответ; расширить словарный запас детей; развивать воображение, ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание. А самое важное, занятие с использованием мнемотаблиц пробуждает у детей интерес, раскрепощает их, превращает непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности - ИГРУ. А, следовательно, помогает детям в игровой форме и без труда запомнить отличительные признаки диких животных.
Если нет специальной техники для просмотра презентации, то такие таблицы можно с легкостью распечатать и использовать на занятиях в качестве наглядного пособия.
Этапы работы по мнемотаблице:
1.Внимательное рассматривание таблицы и разбор картинок, которые на ней изображены.
2. Происходит перекодирование информации в коре головного мозга, т.е. преобразование информации из абстрактных символов в образы.
3. Побуждение ребенка к рассказу по заданной мнемотаблице. В младших группах с помощью воспитателя, в старших - дети должны справляться с данным заданием самостоятельно.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотаблицы в подготовительной группе ФФНР. Тема: Пересказ рассказа "Стрекоза Соня" Учителя-логопеда Беловой Т.Ю.
В данном конспекте используется мнемотаблица, позволяющая дошкольникам с речевой патологией удерживать в памяти последовательность изложения материала....
Развитие речи Тема Использование мнемотаблиц при заучивании стихотворения
Заучивание стихотворения - это всегда занятие, требующее от ребёнка усидчивости, внимания, напряжения памяти. Не всем детям это нравится. В конспекте описаны интересные приёмы активизации детей....
ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ИГРУШЕК. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с использованием мнемотаблиц
Задачи: Познакомить с прошлым и настоящим куклы.Формировать умение давать описание внешнего вида игрушки, рассказывать о том, как с ней можно играть.Развивать умение пользоваться мнемотаблицами при ра...
Конспект НОД по развитию речи с использованием мнемотаблицы «Подарки для Незнайки» (вторая младшая группа)
Образовательная область: коммуникацияВиды детской деятельности:• Познавательная• Коммуникативная• Игровая• ДвигательнаяЗадачи:Воспитательные: воспитание бережного отношения к игруш...
Конспект занятия по развитию речи (с использованием мнемотаблицы)
Занятие по развитию речи с детьми....
Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием мнемотаблиц в средней группе «Экологическая сказка»
Задачи: формирование у детей осознанно правильного отношения к природе, развитие познавательного интереса к окружающему миру; формирование умения анализировать и делать выводы; развитие связной речи и...
Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотаблиц в старшей логопедической группе по теме «Пересказ рассказа Е. И. Чарушина «Ёж»
Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотаблиц в старшей логопедической группе по теме «Пересказ рассказа Е. И. Чарушина «Ёж»...