Методическая разработка "Занятие по развитию речи с использованием мнемотаблиц"
методическая разработка по развитию речи по теме

Смиркина Елена Александровна

     Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе и работе воспитателей  по развитию связной речи детей.

     Я составила мнемотаблицу «Дикие животные» для занятия по развитию речи. Такая таблица помогает грамматически правильно построить распространенное предложение, построить развернутый ответ; расширить словарный запас детей; развивать  воображение, ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание. А самое важное, занятие с использованием мнемотаблиц пробуждает у детей интерес, раскрепощает их, превращает непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности - ИГРУ. А, следовательно, помогает детям в игровой форме и без труда запомнить отличительные признаки диких животных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                   Методическая записка.

"Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам -

он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать

таких слов с картинками, и он их усвоит на лету".                          

                                                                                                         К.Д.Ушинский

Мнемотехника  - от греч. mnemonikon - искусство запоминания, означает совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

    Современным детям сложно связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Они не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений, запоминание большого объема информации вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Возросшее количество информации и необходимость запоминать много и надолго возродило интерес к одной из областей практической психологии- мнемотехника.

Возможности запоминания с помощью методов мнемотехники в десятки раз превышают возможности обычной памяти.

        Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы.

        При составлении мнемотехнический таблицы  важно помнить о двух понятиях— ассоциация и фон. Ассоциация — мысленная связь между двумя предметами, фон — это то, что вы хорошо знаете до мельчайших подробностей. Тогда для того, чтобы запомнить множество каких-то фактов, их нужно соединить (ассоциировать) с тем, что вам хорошо знакомо.

В настоящее время создано множество методик рационального запоминания, однако по прежнему суть их одна - вначале запоминается какой-либо опорный ряд (фон), к которому подобраны ассоциации.

       Приведу несколько широко известных мнемотехнических фраз . Конечно, всем с детства хорошо известна фраза, задающая порядок цветов спектра: "Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан". Начальные буквы слов в этом предложении  дают названия цветов: красный, оранжевый, желтый и так далее. Тот же принцип лежит в использовании фразы "Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку" в качестве прекрасного средства для запоминания очередности падежей в русском языке: именительный, родительный, дательный, винительный...

     Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе и работе воспитателей  по развитию связной речи детей.

     Я составила мнемотаблицу «Дикие животные» для занятия по развитию речи. Такая таблица помогает грамматически правильно построить распространенное предложение, построить развернутый ответ; расширить словарный запас детей; развивать  воображение, ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание. А самое важное, занятие с использованием мнемотаблиц пробуждает у детей интерес, раскрепощает их, превращает непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности - ИГРУ. А, следовательно, помогает детям в игровой форме и без труда запомнить отличительные признаки диких животных.

     Если нет специальной техники для просмотра презентации, то такие таблицы можно с легкостью распечатать и использовать на занятиях в качестве наглядного пособия.

         Этапы работы по мнемотаблице:

1.Внимательное рассматривание таблицы и разбор  картинок, которые на ней изображены.

2. Происходит перекодирование информации в коре головного мозга, т.е. преобразование информации из абстрактных символов в образы.

3. Побуждение ребенка  к рассказу по заданной мнемотаблице. В младших группах с помощью воспитателя, в старших - дети должны справляться с данным заданием самостоятельно.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотаблицы в подготовительной группе ФФНР. Тема: Пересказ рассказа "Стрекоза Соня" Учителя-логопеда Беловой Т.Ю.

В данном конспекте используется мнемотаблица, позволяющая дошкольникам с речевой патологией  удерживать в памяти последовательность изложения материала....

Развитие речи Тема Использование мнемотаблиц при заучивании стихотворения

Заучивание стихотворения - это всегда занятие, требующее от ребёнка усидчивости, внимания, напряжения памяти. Не всем детям это нравится. В конспекте описаны интересные приёмы активизации детей....

ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ИГРУШЕК. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с использованием мнемотаблиц

Задачи: Познакомить с прошлым и настоящим куклы.Формировать умение давать описание внешнего вида игрушки, рассказывать о том, как с ней можно играть.Развивать умение пользоваться мнемотаблицами при ра...

Конспект НОД по развитию речи с использованием мнемотаблицы «Подарки для Незнайки» (вторая младшая группа)

Образовательная область: коммуникацияВиды детской деятельности:• Познавательная• Коммуникативная• Игровая• ДвигательнаяЗадачи:Воспитательные: воспитание бережного отношения к игруш...

Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием мнемотаблиц в средней группе «Экологическая сказка»

Задачи: формирование у детей осознанно правильного отношения к природе, развитие познавательного интереса к окружающему миру; формирование умения анализировать и делать выводы; развитие связной речи и...

Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотаблиц в старшей логопедической группе по теме «Пересказ рассказа Е. И. Чарушина «Ёж»

Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотаблиц в старшей логопедической группе по теме «Пересказ рассказа Е. И. Чарушина «Ёж»...