Семейный клуб "Ярмарка народных мастеров"
методическая разработка по развитию речи по теме

Подорова Оксана Николаевна

Смейный клуб для объединения родителей, детей и воспитателей. Для повышения компетентности родителей в вопросах воспитания и развития малышей. Для детей - развитие речевого общения, повышения игравого опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semeynyy_klub_yarmarka_narodnyh_masterov.docx790.89 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Титульный лист

НЕФТЕЮГАНСКОЕ РАЙОННОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «БУРАТИНО»

Сценарий  конспекта  семейного  клуба   «Навстречу друг другу» на тему: «Ярмарка народных мастеров».

Составила воспитатель: Подорова Оксана Николаевна

  1. Пояснительная записка.

Каждому ребенку от природы дано быть умным, здоровым и счастливым человеком. Задача взрослых помочь малышу раскрыть свой потенциал, научить его познать окружающий мир. У нас он будет общаться, играть, рисовать, танцевать, научится писать, строить и многое другое.

Современная система образования в настоящее время испытывает множество инновационных изменений, подчас революционного характера. Также вышли новые Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Все они ориентированы на процесс социализации, индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.

Проблема формирования самостоятельности у детей дошкольного  возраста  сегодня  становится все более актуальной. Ведь не о многих современных детях мы можем сказать, что они готовы и могут самостоятельно, творчески  играть, мыслить, заниматься продуктивными видами деятельности. Не секрет, что большинство детей, не способны творчески себя проявить где-либо, без основной помощи взрослого.

Для органического вхождения ребенка в современный мир необходимо широкое взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой и трудом. Широкое образовательное содержание становится основой для развития любознательности, творческих способностей, для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов.

Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка дошкольного возраста, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений. По выражению К. Д. Ушинского, народное искусство, в силу своей специфики, заключается в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка, который, мыслит формами, красками, ощущениями.

Важную роль народного искусства отмечали многие исследователи детского изобразительного творчества (Н.П. Саккулина, Т.С.Комарова, Н.Б. Халезова, Т.Н. Доронова и другие). Они отмечают, что народное искусство имеет яркие черты: традиционность, коммуникативность, высокое совершенствование языка, связь с окружающей жизнью.

Ознакомление с произведениями народного творчества, традициями, праздниками формирует у детей первые представления о Родине, о ее культуре, приобщает к миру прекрасного, развивает речь.

Для успешного осуществления вышесказанного, прежде всего, мы проводим предварительную работу: решаем проблемные ситуации - «Как оказать помощь», «Что было бы если…», «Что это значит?». Проводим в центрах активности различные игры, этюды, игры – драматизации, сценки. Знакомим детей с разнообразной литературой русских поэтов и писателей, писателей народов разных стран и национальностей, малой фольклорной формы.

Таким образом, ознакомление детей с народным искусством, традициями, позволят - формировать интерес и эмоциональный отклик на предметы декоративно-прикладного искусства, русский фольклор;

- учит понимать слова, отражающие представления о русской культуре, использовать их в речи;

- активно участвовать в русских народных и сюжетно-ролевых играх с использованием предметов русской культуры, в театрализованной деятельности.

  1. Цель: Познакомить с некоторыми видами народного декоративно-прикладного искусства, по средствам художественно – речевого творчества.

Задачи:

  1. Приобщать детей к народным истокам.
  2. Учить детей лепить из теста и расписывать игрушки по типу дымковской, филимоновской.
  3. Развивать речевые способности детей, умение презентовать свою поделку.
  4. Развивать творческие способности взрослых и детей, повышать интерес к изобразительной деятельности.
  5. Способствовать  сближению  детей  в  группе,  детей  и  родителей,  детей  и  педагогов.
  6. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к образцам русского декоративно-прикладного искусства.

  1. Ожидаемый результат:
  1. Познакомятся с творчеством народных мастеров и их особенностями росписи.
  2. Расширяться речевые умения и возможности.
  3. Повыситься интерес к образцам русского декоративно-прикладного искусства.

  1. Содержание.

План:

  1. Вводная беседа: «Ярмарка игрушек народных мастеров и умельцев»
  2. Выступление детей с народными танцами и песнями.
  3. Проблемная ситуация.
  4. Слайдовая презентация поэтапного изготовления игрушек.
  5. Совместное творчество взрослых и детей.
  6. Ярмарка.
  7. Релаксация.

Оборудование: экран; проектор; изображения «дымковских», «филимоновских», «хохломских» изделий; на каждого участника: солёное тесто, клеёнки, стеки, влажные салфетки, кисти, гуашь, палитра, баночки с водой.

Ход встречи.

1 слайд

Родители заходят в группу, рассаживают на стульчики.

Воспитатель заходит в группу в русском народном костюме:

Здравствуйте гости дорогие! Сегодня мы с вами посетим ярмарку.

А вы знаете, что такое ярмарка?

Наша ярмарка не простая, а ярмарка игрушек, народных мастеров и умельцев.

А каких вы знаете мастеров и умельцев?

С древних времён, на Руси, каждый год собирались народные мастера, и умельцы со всех сёл и деревень у городских белокаменных стен, и древних башен, где кипела весёлая ярмарка. На ярмарке не только продавали свой диковинный товар, но и веселились: пели песни, играли в народные игры, соревновались и шутили.

Всю зиму лепили мастерицы игрушки – животных, всадников, дам, кавалеров и даже целые сценки. Они старались вкладывать в свою работу всю любовь и доброту своей души, для того чтобы удивить и обрадовать покупателей своим товаром.

В своей работе мастерицы использовали разный материал: для домотканых половиков и ковров полоски ткани, для расписных матрёшек и кухонной утвари требовалось дерево, для игрушек и игрушек – свистулек глина. E:\Фото - работа\2 Фото 13-14г ср.гр\№1Собрание Мастерская народных умельцев\DSC01996.JPG

А мастерицы – это женщины - матери, бабушки и сёстры.

И сегодня для наших мастериц, маленькие помощники подготовили небольшой концерт.

2 слайд

Катя Г. Читает стихотворение «Баю-баю, мама!»

3 слайд

Вторым номером выступают ложкари. На середину комнаты выходят дети в русских костюмах – мальчики с ложками, девочки в сарафанах с платочками.

Третий номер – народная песня «Ах вы сени, мои сени!» 

Четвёртый номер – народная хороводная «На горе то калина» Дети приглашают своих мам и бабушек в хоровод.

Воспитатель предлагает проблемную ситуацию: E:\Фото - работа\2 Фото 13-14г ср.гр\№1Собрание Мастерская народных умельцев\DSC02004.JPG

Ребята, скоро ярмарка откроется, а что же мы с вами будем предлагать покупателям? Чем же будем удивлять честной народ?

Ни игрушек, ни товара у нас с вами нет. Как нам быть?

Ответы детей. 

А из чего наши мастера и помощники сделают игрушки?

Ответы детей.

Наши мастера приготовили для своих игрушек – поделок солёное тесто. Тесто – у нас волшебное. Оно мягкое и податливое, в добрых руках оно превращается в интересные фигурки - игрушки.

Дальнейший рассказ воспитателя сопровождается слайдовой презентацией.

4 слайд

Все животные лепятся из жгута. Жгут сгибается и разрезается – стекой, на передние и задние ноги. Затем лепиться голова и другие детали животного: грива, ушки, рога. Они крепятся к основной части для того, чтобы фигурка стала выразительной, красивой.

5 слайд

Людей лепят из конусообразной формы, верхнюю часть вытягивают, формируя голову. Затем прикрепляют дополнительные детали.

6 слайд

Узоры дымковской игрушки просты: круги, точки, кольца, волнистые линии и полосы. Основные цвета росписи дымковской игрушки: красный, синий, желтый и зеленый.

7 слайд

Основной узоры филимоновской игрушки — это чередующиеся полоски. Но встречаются и ветвистые «елочки, яркие «ягоды», лучистые «звездочки».

Основные цвета росписи филимоновской игрушки: красный, желтый и зеленый.

8 слайд

Для росписи хохломских изделий используют «завитки», «усики», «капельки», «травинки», «осочки», «кустики». Их рисуют чёрной, красной, жёлтой или золотой краской, на чёрном или золотом фоне.

Воспитатель:

Сначала я предлагаю вам размять наши пальчики в игре «Муку в тесто замесили».E:\Фото - работа\2 Фото 13-14г ср.гр\№1Собрание Мастерская народных умельцев\DSC02007.JPG

9 слайд

Муку в тесто замесили,

(Сжимают и разжимают пальчики)

 А из теста мы слепили:

(Прихлопывают ладошками, «лепят»)

 Пирожки и плюшки,

 Сдобные ватрушки,

 Булочки и калачи -

(Поочередно разгибают пальчики, начиная с мизинца)

Всё мы испечем в печи.

(Обе ладошки разворачивают вверх)

Очень вкусно!

 (Гладят живот)

Воспитатель:E:\Фото - работа\2 Фото 13-14г ср.гр\№1Собрание Мастерская народных умельцев\DSC02011.JPG

В нашей группе сегодня работает три мастерских. Я предлагаю мастерам и их помощникам разойтись по своим местам и приступить к творчеству.

В мастерских находятся рисунки и изображения поделок Дымковских, Филимоновских, Хохломских мастеров.

Звучит тихая, спокойная музыка.

В процессе работы воспитатель стимулирует и направляет общение детей и родителей. Это помогает детям запомнить и уточнить способы изготовления народных игрушек – поделок. 

Звучит музыка русской народной песни. Дети и родители подходят к столам – прилавкам, расставляют свои поделки.

Воспитатель:E:\Фото - работа\2 Фото 13-14г ср.гр\№1Собрание Мастерская народных умельцев\DSC02087.JPG

Эй, честные господа,

Скорей пожалуйте сюда.

Как у нас ли, тары-бары,

Всяки разные товары…

Подходите, подходите.

Посмотрите, посмотрите…

Воспитатель:

Ребята, я предлагаю вам научить своих мам и бабушек ещё одной игре. Вы согласны? Дети вместе с воспитателем показывают пальчиковую игру своим родителям «Баран на базаре», родители повторяют все действия за своими детьми.

10 слайд

На базаре (Выставляют кулак)

Спозаранок(Ставят ладонь на ребро)

Накупил(Показывают ладонь)

Баран  (Кулак)

Баранок. (Ребро)

Для барашков, (Пальцы левой руки «играют»)

Для овечек (Пальцы правой руки «играют»)

Десять маковых колечек, (Показывают 10 пальцев)

Девять сушек, (Показывают соответствующее количество пальцев)

Восемь плюшек,

Семь лепешек, шесть ватрушек,

Пять коржей, четыре пышки,

Три пирожных, две коврижки

И один калач купил.

Про себя не позабыл, (Отрицательное движение головой…)

А для женушки – (Пальцы обеих рук растопырены)

Подсолнушки!(большие пальцы прижаты друг к другу)

Воспитатель подводит итог:

- Получились ли задуманные игрушки?

- Что было самое сложное в работе?

- Продолжите ли вы играть в разученные игры дома с детьми?

- Устроите дома свою ярмарку игрушек?

11 слайд

Затем воспитатель предлагает пройтись по ярмарке и рассмотреть игрушки разных мастеров.

Литература:

  1. Большакова М.А. Фольклор в познавательном развитии. Дошкольное воспитание . №9-2004
  2. Веребенец А.М. Образовательная область «Художественное творчество»./ науч. ред. Гогоберидзе А.Г… - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», М.: ТЦ «СФЕРА», 2012
  3. Комарова Е.С. http://proekta.ru
  4. Чернова Т.В. http://festival.1september.ru
  5. http://festival.1september.ru Гараева Н. В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого занятия "Город мастеров.В данном занятии дети закрепляют названия быта казахского народа, элементов орнамента, пословиц и поговорок о труде казахских народных мастеров на двух языках.

(старшая группа) "город мастеров"Программное содержание: 1.     Формировать представления о мастерстве, о произведениях народно-прикладного искусства.2....

Комплексное итоговое занятие по изобразительному искусству В гостях у народных мастеров (знакомство с русским народным творчеством), глина.

изделия народных промыслов (дымковские игрушки, гжельские, городецкая), аудиозапись русских народных мелодий....

Презентация "Активное взаимодействие с родителями, как важный фактор приобщения дошкольников к семейным ценностям народной культуры"

В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитан...

Итоговое занятие по народному декоративно – прикладному искусству «В гостях у народных мастеров» для детей подготовительной к школе группы

Конспект поможет закрепить полученные знания о видах народного декоративно - прикладного творчества. Позволит применить полученные навыки росписи, используя характерные для каждого промысла элементы и...

Фестиваль детского и семейного творчества "Народные мотивы"

Фестиваль посвящен Году народного искусства и нематериального культурного наследия народов России – 2022. Фестиваль направлен на воспитание у детей дошкольного возраста чувства патриотизма,...