Методическая копилка учителя-логопеда по лексической теме «Народные игрушки и традиции» (подготовительная к школе группа)
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Материал для организации коррекционно-образовательного процесса в подготовительной логопедической группе ДОУ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МКДОУ д/с №414 ЦО г. Новосибирска учитель-логопед О. В. Мельникова
Методическая копилка учителя-логопеда
по лексической теме «Народные игрушки и традиции»
(подготовительная к школе группа)
- Материал для совместной деятельности и индивидуальной работы воспитателей логопедической группы с воспитанниками
Лексика | Формирование лексико-грамматических категорий | Формирование связной речи | Форм-е реч-х нав., фонем. воспр. и нав. зв. ан. | Арт., пал., дых. гимнастика | ПБР |
Дети должны усвоить: разные виды росписи, их отличительные черты, иметь навыки элементарной росписи народных игрушек. Лексический материал: роспись, мастера-умельцы, водоноска, тряпичные, глиняные, силуэт, свистульки, кокошник, коромысло, веер, фарфор, керамика, мастера-умельцы, ярмарка, элементы, завиток, сеточка, фон. | Игра «Сосчитай-ка». Посчитайте игрушки от 1 до 5. Игра «Один -много». Не одна лошадка, а много.... (лошадок). Не один павлин, а много....(павлинов). Не один барыня, а много...(барынь). Не одна уточка, а много...(уточек). Не одна свистулька, а много...(свистулек). Игра «Скажи ласково». Свистулька - свистулечка, кукла - куколка, ложка - ложечка, погремушка – погремушечка, лошадь – лошадка, утка – уточка, игрушка – игрушечка. Игра «Из чего сделаны – какие…». Из резины - она резиновые, из пластмассы – пластмассовые, из железа – железные, из дерева – деревянные, из тряпок – тряпичные, из глины – глиняные, из соломы – соломенные, из бересты – берестяные. | Беседа: из чего делали народные игрушки? Какие они? Составление загадок-описаний. Пословицы: В марте щука хвостом лед разбивает. В марте курочка под порожком воды напьется. Март с водою, апрель с травою. | Звуковой анализ односложных и двусложных слов. Нахождение места звука в слове (начало, конец, середина), ударного слога. Работа со слоговой схемой слова, схемой предложения, предлоги, и их схематическое изображение. Дифференциация согласных звуков по твердости – мягкости, звонкости – глухости. Буква, дифференциация . | Пальчиковая гимнастика Раз, два – Москва. (Хлопки) Три, четыре – мы в Сибири.(/-/) Раз, два, три, четыре, пять – (Соединяем пальчики) Выходить в Москве опять.(Шагают пальчики по слолу) Развитие арт. моторики. «Грибок», «Маляр», «Блинчик с вареньем», «Ветерок» Дыхательная гимнастика «Волшебная ладошка» Психоречевая гимнастика Мы топаем ногами, Мы хлопаем руками, Киваем головой. Мы руки разведем И побежим кругом. | Д\и: Игры «Чем похожи», «Найди различия» (для задания предлагаются два изделия с разными видами росписи) |
- Материал для совместной деятельности и индивидуальной работы с воспитанниками подготовительной логопедической группы
Лексическая тема «Народные игрушки и традиции»
Дети должны усвоить: разные виды росписи, их отличительные черты, иметь навыки элементарной росписи народных игрушек.
Лексический материал: роспись, мастера-умельцы, водоноска, тряпичные, глиняные, силуэт, свистульки, кокошник, коромысло, веер, фарфор, керамика, мастера-умельцы, ярмарка, элементы, завиток, сеточка, фон.
Инструкция воспитателя | Выполняемые действия |
1. Развитие общей моторики | |
Мы топаем ногами, Мы хлопаем руками, Киваем головой. Мы руки разведем И побежим кругом. | По тексту. |
2. Развитие мелкой моторики | |
Раз, два – Москва. Три, четыре – мы в Сибири. Раз, два, три, четыре, пять – Выходить в Москве опять. | Хлопки. /-/ Соединяем пальчики. Шагают пальчики по слолу. |
3. Развитие артикуляционной моторики | |
«Грибок», «Маляр», «Блинчик с вареньем», «Ветерок» | |
4. Развитие фонетико-фонематического восприятия | |
«Кто больше»: подбираем поочерёдно слова, которые начинаются со звуков [л] и [ль]. «Где живёт в слове звук» ([л],[ль] в начале, в середине или в конце слова). «Вспомни имена»: предложите ребёнку вспомнить имена с заданными звуками. «Составь слово»: поупражняйте в выкладывании слов с буквами Л из разрезной азбуки. | |
5. Развитие лексико-грамматического строя речи | |
Игра «Сосчитай-ка». Посчитайте игрушки от 1 до 5. Игра «Один -много». Не одна лошадка, а много.... (лошадок). Не один павлин, а много....(павлинов). Не один барыня, а много...(барынь). Не одна уточка, а много...(уточек). Не одна свистулька, а много...(свистулек). Игра «Скажи ласково». Свистулька - свистулечка, кукла - куколка, ложка - ложечка, погремушка – погремушечка, лошадь – лошадка, утка – уточка, игрушка – игрушечка. Игра «Из чего сделаны – какие…». Из резины - она резиновые, из пластмассы – пластмассовые, из железа – железные, из дерева – деревянные, из тряпок – тряпичные, из глины – глиняные, из соломы – соломенные, из бересты – берестяные. | |
6. Развитие связной речи | |
Беседа: из чего делали народные игрушки? Какие они? Составление загадок-описаний. Пословицы: В марте щука хвостом лед разбивает. В марте курочка под порожком воды напьется. Март с водою, апрель с травою. | |
7. Индивидуальная работа | |
Отслеживать правильность произношения в спонтанной речи у воспитанников группы всех поставленных звуков. Работа над слоговой структурой слова (сложные слова) – Настя, Женя П. , Влад Ш., Матвей Ф. – инд. занятия по автоматизации звуков (см. закладки в тетради). |
- План-конспект
занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи
«Звуки и буква Л»
Цели и задачи:
Коррекционно-образовательные:
- формировать умения различать звуки в слогах, словах и предложениях.
Коррекционно-развивающие:
- развивать звуко-буквенный анализ;
- закрепить навык слогового анализа и синтеза слов;
- продолжать учить дифференциации мягких и твёрдых согласных звуков изолированно, в слогах, словах;
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику; нижнедиафрагмальное дыхание и звонкость голоса; фонематический слух и восприятие;
- уточнять и расширять словарь.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать трудолюбие и уважение к труду взрослых..
Оборудование: предметные картинки, буквы, индивидуальные наборы для составления схем, индивидуальные тетради с заданием, цветные карандаши, зеркала, счётные палочки, профили артикуляции звуков.
Ход занятий:
- Орг. момент. Развитие мелкой моторики:
Раз, два – Москва. Три, четыре – мы в Сибири. Раз, два, три, четыре, пять – Выходить в Москве опять. | По тексту. |
- Упражнения для арт. моторики и развития дыхания: «Ветерок», «Парус», «Болтушка».
Введение в тему:
занятие: что общего (звук Л).Характеристика звука Л, уточнение артикуляции.
Буква Л.
занятие: раздели на 2 группы (Л и Ль).Сравнение звуков.
Развитие фонематического слуха: «Хлопни – топни».
Физминутка «Сигналы».
- Работа в тетради:
1 занятие (зв. анализ): луна, калоша. Слоговые схемы, составление предложений, схема предложения.
2 занятие: У лисы лапа.
- «4-й лишний».
6. Итог занятия.
- Материал для фронтальных занятий
луна калоша
_________________ ________________
У лисы лапа.
- Материал для стенда учителя-логопеда
На этой неделе:
- дети продолжат знакомство с буквой Л и звуками Л и Ль; будут дифференцировать эти звуки .
Полезные игры:
- «Кто больше»: подбираем поочерёдно слова, которые начинаются со звуков [л] и [ль].
- «Где живёт в слове звук» ([л],[ль] в начале, в середине или в конце слова).
- «Вспомни имена»: предложите ребёнку вспомнить имена с заданными звуками.
- «Составь слово»: поупражняйте в выкладывании слов с буквами Л из разрезной азбуки.
Тема 3-4 недели марта:
«Народные традиции и игрушки»
- Родителям рекомендуется:
- побеседовать о народных промыслах, игрушках (информацию, презентации можно найти в интернете);
- продолжить закреплять в словаре обобщающее понятие «народные игрушки», гжельская, городецкая, хохломская, дымковская, каргопольская, филимоновская и др. росписи.
2. Продолжаем играть:
Игра «Один -много».
Не одна ложка, а много.... (ложек). Не один павлин, а много....(павлинов). Не один барыня, а много...(барынь). Не одн пднос, а много...(подносов). Не одна свистулька, а много...(свистулек) и т. д.
Игра «Сосчитай-ка». Посчитайте игрушки от 1 до 5.
Игра «Скажи ласково».
Свистулька - свистулечка, кукла - куколка, ложка - ложечка, лошадь – лошадка, игрушка – игрушечка и т. д.
Игра «Из чего сделаны – какие…». Из форфора – фарфоровые, из керамики – керамические, резины - резиновые, из пластмассы – пластмассовые, из железа – железные, из дерева – деревянные, из тряпок – тряпичные, из глины – глиняные, из соломы – соломенные, из бересты – берестяные.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД из раздела "Коммуникация" в подготовительной к школе группе на тему "Народная игрушка"
Закрепление знаний детей о народном промысле.Развитие умений составлять последовательные интересные рассказы. Развитие творческих театральных способностей детей....

Конспект непрерывной образовательной деятельности в форме игровой ситуации в подготовительной к школе группе по теме «Народные игрушки»
Конспект непрерывной образовательной деятельности в форме игровой ситуации в подготовительной к школе группе по теме «Народные игрушки»...

Календарное планирование. Тема недели "Знакомство с народной культурой и традициями. ". Подготовительная к школе группа.
Ежедневное планирование на неделю (январь )по теме: "Занакомство с народной культурой и традициями" ....
Учебно-методическое пособие комплексного планирования лексической темы :«Насекомые» для детей с ТНР старшего возраста групп компенсирующей направленности
Разработка комплексно -тематической лексической темы: , "Насекомые" для детей старшего дошкольного возраста, посещающих группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи...

Методическая разработка проекта в средней группе на тему:"Народная игрушка"
Методическая разработка проекта в средней группе на тему «Народная игрушка» конспект занятия в средней группе на тему:«Народная игрушка» Гипотеза Если знакомить дошкольников с народными промысла...

Рекомендации родителям по теме "Народная игрушка" для детей подготовительной к школе группе
Интерес к русской культуре, традициям формируется уже в младшем дошкольном возрасте. В старшем дошкольном возрасте мы продолжаем знакомиться с народными традициями и обычаями, с народным декоративно п...
Проект «Народная игрушка как средство приобщения старших дошкольников к русской народной культуре» (для детей подготовительной к школе группы 6-7 лет)
Проект позволит ребёнку познакомиться с декоративно-прикладным искусством, народной игрушкой, окажет позитивное влияние на развитие умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, н...