Методическая копилка учителя-логопеда по лексической теме «Народные игрушки и традиции» (подготовительная к школе группа)
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Мельникова Оксана Викторовна

Материал для организации коррекционно-образовательного процесса в подготовительной логопедической группе ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКДОУ д/с №414  ЦО г. Новосибирска      учитель-логопед О. В. Мельникова

Методическая копилка учителя-логопеда

по лексической теме «Народные игрушки и традиции»

(подготовительная к школе группа)

  1. Материал для совместной деятельности и индивидуальной работы воспитателей логопедической группы с воспитанниками

Лексика

Формирование лексико-грамматических категорий

Формирование связной речи

Форм-е реч-х нав., фонем. воспр. и нав. зв. ан.

Арт., пал., дых. гимнастика

ПБР

Дети должны усвоить: 

разные виды росписи, их отличительные черты, иметь навыки элементарной росписи народных игрушек.

Лексический материал: 

роспись, мастера-умельцы, водоноска, тряпичные,  глиняные, силуэт, свистульки, кокошник, коромысло, веер, фарфор, керамика, мастера-умельцы, ярмарка, элементы, завиток, сеточка, фон.

Игра «Сосчитай-ка». Посчитайте игрушки от 1 до 5.

Игра «Один -много».  Не одна лошадка, а много.... (лошадок). Не один павлин, а много....(павлинов). Не один барыня, а много...(барынь). Не одна уточка, а много...(уточек). Не одна свистулька, а много...(свистулек).

Игра «Скажи ласково». Свистулька - свистулечка, кукла - куколка, ложка - ложечка, погремушка – погремушечка, лошадь – лошадка, утка – уточка, игрушка – игрушечка.

Игра «Из чего сделаны – какие…». Из резины - она резиновые, из пластмассы – пластмассовые, из железа – железные, из дерева – деревянные, из тряпок – тряпичные, из глины – глиняные, из соломы – соломенные, из бересты – берестяные.

Беседа: из чего делали народные игрушки? Какие они?

Составление загадок-описаний.

Пословицы: В марте щука хвостом лед разбивает. В марте курочка под порожком воды напьется. Март с водою, апрель с травою.

Звуковой анализ односложных и двусложных слов.

Нахождение места звука в слове (начало, конец, середина), ударного слога.

Работа со слоговой схемой слова, схемой предложения, предлоги, и их схематическое изображение.

Дифференциация согласных звуков по твердости – мягкости, звонкости – глухости.

Буква, дифференциация .

Пальчиковая гимнастика

Раз, два – Москва. (Хлопки)

Три, четыре – мы в Сибири.(/-/)

Раз, два, три, четыре, пять – (Соединяем пальчики)

Выходить в Москве опять.(Шагают пальчики по слолу)

Развитие арт. моторики. 

«Грибок», «Маляр», «Блинчик с вареньем», «Ветерок»

Дыхательная гимнастика «Волшебная ладошка»

Психоречевая гимнастика

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки разведем

И побежим кругом.

 Д\и:

 Игры «Чем похожи», «Найди различия» (для задания предлагаются два изделия с разными видами росписи)

  1. Материал для совместной деятельности и индивидуальной работы с воспитанниками подготовительной логопедической группы

 Лексическая тема «Народные игрушки и традиции»

Дети должны усвоить: разные виды росписи, их отличительные черты, иметь навыки элементарной росписи народных игрушек.

Лексический материал: роспись, мастера-умельцы, водоноска, тряпичные,  глиняные, силуэт, свистульки, кокошник, коромысло, веер, фарфор, керамика, мастера-умельцы, ярмарка, элементы, завиток, сеточка, фон.

Инструкция воспитателя

Выполняемые действия

1. Развитие общей моторики

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки разведем

И побежим кругом.

По тексту.

2. Развитие мелкой моторики

Раз, два – Москва.

Три, четыре – мы в Сибири.

Раз, два, три, четыре, пять –

Выходить в Москве опять.

Хлопки.

/-/

Соединяем пальчики.

Шагают пальчики по слолу.

3. Развитие артикуляционной моторики

«Грибок», «Маляр», «Блинчик с вареньем», «Ветерок»

4. Развитие фонетико-фонематического восприятия

«Кто больше»: подбираем поочерёдно слова, которые начинаются со звуков [л] и [ль].

«Где живёт в слове звук» ([л],[ль] в начале,  в середине или в конце слова).

«Вспомни имена»: предложите ребёнку вспомнить имена с заданными звуками.

«Составь слово»: поупражняйте в выкладывании слов с буквами Л из разрезной азбуки. 

5. Развитие лексико-грамматического строя речи

Игра «Сосчитай-ка». Посчитайте игрушки от 1 до 5.

Игра «Один -много».  Не одна лошадка, а много.... (лошадок). Не один павлин, а много....(павлинов). Не один барыня, а много...(барынь). Не одна уточка, а много...(уточек). Не одна свистулька, а много...(свистулек).

Игра «Скажи ласково». Свистулька - свистулечка, кукла - куколка, ложка - ложечка, погремушка – погремушечка, лошадь – лошадка, утка – уточка, игрушка – игрушечка.

Игра «Из чего сделаны – какие…». Из резины - она резиновые, из пластмассы – пластмассовые, из железа – железные, из дерева – деревянные, из тряпок – тряпичные, из глины – глиняные, из соломы – соломенные, из бересты – берестяные.

6. Развитие связной речи

Беседа: из чего делали народные игрушки? Какие они?

Составление загадок-описаний.

Пословицы: В марте щука хвостом лед разбивает. В марте курочка под порожком воды напьется. Март с водою, апрель с травою.

7. Индивидуальная работа

Отслеживать правильность произношения в спонтанной речи у воспитанников группы всех поставленных звуков. Работа над слоговой структурой слова (сложные слова) – Настя, Женя П. , Влад Ш., Матвей Ф. – инд. занятия по автоматизации звуков  (см. закладки в тетради).

  1. План-конспект

занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи

«Звуки  и буква Л»

Цели и задачи:

Коррекционно-образовательные:

- формировать умения различать звуки в слогах, словах и предложениях.

Коррекционно-развивающие:

- развивать звуко-буквенный анализ;

- закрепить навык слогового анализа и синтеза слов;

- продолжать учить дифференциации мягких и твёрдых согласных звуков изолированно, в слогах, словах;

- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику; нижнедиафрагмальное дыхание и звонкость голоса; фонематический слух и восприятие;

- уточнять и расширять словарь.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать трудолюбие и уважение к труду взрослых..

        Оборудование: предметные картинки, буквы, индивидуальные наборы для составления схем, индивидуальные тетради с заданием, цветные карандаши, зеркала, счётные палочки, профили артикуляции звуков.

Ход занятий:

  1. Орг. момент. Развитие мелкой моторики:

Раз, два – Москва.

Три, четыре – мы в Сибири.

Раз, два, три, четыре, пять –

Выходить в Москве опять.

По тексту.

  1. Упражнения для арт. моторики и развития дыхания: «Ветерок», «Парус», «Болтушка».
  2. Введение в тему:

  1. занятие: что общего (звук Л).Характеристика звука Л, уточнение артикуляции.

Буква Л.

  1. занятие: раздели на 2 группы (Л и Ль).Сравнение звуков.

Развитие фонематического слуха: «Хлопни – топни».

Физминутка «Сигналы».

  1. Работа в тетради:

1 занятие (зв. анализ): луна, калоша. Слоговые схемы, составление предложений, схема предложения.

2 занятие: У лисы лапа.

  1. «4-й  лишний».

            6. Итог занятия.

  1. Материал для фронтальных занятий

 

   луна             калоша

_________________            ________________

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Народные традиции и игрушки\луна-objetos.gifC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Народные традиции и игрушки\калоша.jpg

     У      лисы     лапа.    

  1. Материал для стенда учителя-логопеда

На этой неделе:

- дети продолжат знакомство с буквой Л и звуками Л и Ль; будут  дифференцировать эти звуки .

Полезные игры:

  1. «Кто больше»: подбираем поочерёдно слова, которые начинаются со звуков [л] и [ль].
  2. «Где живёт в слове звук» ([л],[ль] в начале,  в середине или в конце слова).
  3. «Вспомни имена»: предложите ребёнку вспомнить имена с заданными звуками.
  4. «Составь слово»: поупражняйте в выкладывании слов с буквами Л из разрезной азбуки. 

       

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Народные традиции и игрушки\филимоновская.jpgТема 3-4 недели марта: 

«Народные традиции и игрушки»

  1. Родителям рекомендуется:

- побеседовать о народных промыслах, игрушках (информацию, презентации можно найти в интернете);

-  продолжить закреплять в словаре обобщающее понятие «народные игрушки», гжельская, городецкая, хохломская, дымковская, каргопольская, филимоновская и др. росписи.

2. Продолжаем играть:

Игра «Один -много».  

Не одна ложка, а много.... (ложек). Не один павлин, а много....(павлинов). Не один барыня, а много...(барынь). Не одн пднос, а много...(подносов). Не одна свистулька, а много...(свистулек) и т. д.

Игра «Сосчитай-ка». Посчитайте игрушки от 1 до 5.

Игра «Скажи ласково».

Свистулька - свистулечка, кукла - куколка, ложка - ложечка, лошадь – лошадка, игрушка – игрушечка и т. д.

Игра «Из чего сделаны – какие…». Из форфора – фарфоровые, из керамики – керамические, резины - резиновые, из пластмассы – пластмассовые, из железа – железные, из дерева – деревянные, из тряпок – тряпичные, из глины – глиняные, из соломы – соломенные, из бересты – берестяные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД из раздела "Коммуникация" в подготовительной к школе группе на тему "Народная игрушка"

Закрепление знаний детей о народном промысле.Развитие умений составлять последовательные интересные рассказы. Развитие творческих театральных способностей детей....

Конспект непрерывной образовательной деятельности в форме игровой ситуации в подготовительной к школе группе по теме «Народные игрушки»

Конспект непрерывной образовательной деятельности в форме игровой ситуации в подготовительной к школе  группе    по теме  «Народные игрушки»...

Календарное планирование. Тема недели "Знакомство с народной культурой и традициями. ". Подготовительная к школе группа.

Ежедневное планирование на неделю (январь )по теме: "Занакомство с народной культурой и традициями" ....

Учебно-методическое пособие комплексного планирования лексической темы :«Насекомые» для детей с ТНР старшего возраста групп компенсирующей направленности

Разработка  комплексно -тематической лексической темы: , "Насекомые" для детей старшего дошкольного возраста, посещающих группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи...

Методическая разработка проекта в средней группе на тему:"Народная игрушка"

Методическая разработка проекта в средней группе на тему «Народная игрушка» конспект занятия в средней группе на тему:«Народная игрушка» Гипотеза Если знакомить дошкольников с народными промысла...

Рекомендации родителям по теме "Народная игрушка" для детей подготовительной к школе группе

Интерес к русской культуре, традициям формируется уже в младшем дошкольном возрасте. В старшем дошкольном возрасте мы продолжаем знакомиться с народными традициями и обычаями, с народным декоративно п...

Проект «Народная игрушка как средство приобщения старших дошкольников к русской народной культуре» (для детей подготовительной к школе группы 6-7 лет)

Проект позволит ребёнку познакомиться  с декоративно-прикладным искусством, народной игрушкой, окажет позитивное влияние на развитие умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, н...