КАК ДЫХАНИЕ И РЕЧЬ ЗДОРОВЬЕ СМОГУТ УБЕРЕЧЬ.
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему

Чалкова Наталья Александровна

       Актуальность выбранной темы значима для домов ребенка, поскольку в них  живут дети с особыми возможностями здоровья, чаще всего со сниженным иммунитетом и  повышенным уровнем заболеваемости органов дыхания.  Специфика образовательной деятельности дефектолога в таком учреждении обусловлена не только   определенными нарушениями здоровья ребенка, но и ранним возрастом детей, а так же различными видами деприваций  (материнская, социальная, сенсорная и т.д.).  Опыт работы дефектологом в доме ребенка, а также опыт работы логопедом в детском саду  дал возможность пересмотреть значимость и содержание  ранней логопедической помощи в доме ребенка  детям от 0 до 3 лет с задержкой в развитии и с особыми возможностями здоровья.  Разработанная  система профилактических игр и упражнений для органов речевого аппарата и дыхательной системы организма базируется на физиологических и психолого-педагогических особенностях детского организма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_dyhanie_i_rech.docx23.02 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОГКУЗ «БРАТСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ДОМ РЕБЕНКА»

«Как дыхание и речь здоровье смогут уберечь»

Учитель-дефектолог: Чалкова Наталья Александровна

г. Братск

 Введение

    Дыхание – рефлекторный процесс постоянной смены вдоха и выдоха, в котором участвуют различные органы: легкие, бронхи, носоглотка, мышцы диафрагмы. Цель дыхания – избавление от продуктов обмена (углекислый газ) и насыщение тканей и клеток организма кислородом. Большое значение для развития речи имеет психофизическое здоровье ребенка — состояние его высшей нервной деятельности, высших психических процессов (внимания, памяти, воображения, мышления), а также его физическое (соматическое) состояние.

               Речевое дыхание— одна из основ голосообразования и речи (речь представляет собой озвученный выдох). Задача логопеда — помочь детям преодолеть возрастные недостатки их речевого дыхания, научить правильному диафрагмальному дыханию. Особое внимание уделяется длительности и силе выдоха в процессе речи и бесшумному глубокому вдоху перед произнесением фразы.

               Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Речевое дыхание является произвольным в отличие, от неречевого, которое осуществляется автоматически. При неречевом дыхании вдох и выдох производятся через нос, вдох по продолжительности почти равен выдоху.

             Речевое дыхание осуществляется через рот, вдох совершается быстро, выдох замедлен. При неречевом дыхании за вдохом сразу следует выдох, затем пауза. При речевом дыхании за вдохом следует пауза, а затем плавный выдох. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания соответствующей громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний и т. д.

             При произношении звуков, слогов, слов и фраз в процессе речевого дыхания увеличивается нагрузка на мышцы органов дыхания, что соответствует физическим упражнениям и благотворно влияет на организм растущего ребенка.

             Из этого следует, что развитие речевого дыхания способствует укреплению физического здоровья и начинать эту работу  возможно с периода новорожденности.

Основная часть        

            Развитие речи начинается у ребенка с трех месяцев, с периода гуления.  Прежде всего малыш начинает различать интонацию, затем слова, обозначающие предметы и действия. К девяти-десяти месяцам он произносит отдельные слова, состоящие из одинаковых парных слогов (мама, папа). К году словарь обычно достигает 10—12, а иногда и большего количества слав (баба, киса, му, бэ и др.). Уже на втором году жизни ребенка слова и звукосочетания становятся для него средством речевого общения, т. е. формируется экспрессивная речь. Речь малыша развивается по подражанию, поэтому большую роль в ее формировании играет четкая, неторопливая, грамматически и фонетически правильная речь взрослых.   К двум годам активный словарь у детей насчитывает  250—300 слов. В это же время начинается процесс формирования фразовой речи. Сначала это простые фразы из двух-трех слов, постепенно, к трем годам, они усложняются.  Условно можно составить таблицу, чтобы наглядно показать особенности  формирования речевого дыхания:

Таблица 1.1.

Возраст

Речевые умения

Длительность речевого выдоха  

0-3 месяца

плач                                          гуление

1 – 5 сек.                                            0 – 2 сек.

3-6 месяцев

плач                                    длительное гуление

 1 – 5 сек.                                             1 – 3 сек.

6-9 месяцев

лепет

1 – 5 сек.

9-12 месяцев

лепет                                   укороченные слова

3 – 5 сек.                                             1 – 2 сек.

1 год -2 года

 слова                            простая фраза

1 – 3 сек.                                             2 – 5 сек.

2 года – 3 года

простая фраза распространенная фраза

2 – 5 сек.                                     3 – 5 сек.

         

            Как видно из таблицы 1.1. длительность речевого выдоха на протяжение младенческого и раннего возраста варьируется от 0 до 5 секунд и зависит не только от возраста, но и от вида речевого умения. К тому же, большую роль играет сила речевого выдоха, когда ребенок «подключает»  силу голоса, изменяет высоту голоса и «играет» интонацией – так дополнительно  задействуются мышцы органов голосообразования.      

             Для эффективной работы мною были проанализированы и адаптированы к младенческому и раннему возрасту методики по развитию речи, в которых были предложены варианты работы по формированию речевого дыхания ( Таблица 1.2.) .

             

              Ребенок – маленький человек, он развивается в социуме, поэтому роль взрослого в формировании речевого дыхания очень важна. Все речевые умения должны подкрепляться ведущим видом деятельности в соответствии с возрастом:  

                                                                                                                                                                                                                                  - От 0 до 1 года – «Эмоциональное общение ребенка со взрослым»;                                                    - От 1 года до 3 лет – «Предметная деятельность»

Таблица 1.2.

Возраст

Речевые умения

Методика

Методы и приемы     формирования речевого дыхания

0-3 месяца

3-6 месяцев

плач

гуление

Архипова Е. Ф «Логопедическая работа с детьми раннего возраста»

Максаков А.И. «Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников»

Пассивная дыхательная гимнастика                            Вибрация грудной клетки и гортани для вызывания голосовых реакций                          Мероприятия, направленные на возникновение «комплекса оживления»                           Стимуляция речевой активности (вызывание эхолалий отдельных звуков и лепета)

плач

длительное гуление

6-9 месяцев

лепет

9-12 месяцев

лепет

укороченные слова

Архипова Е. Ф «Логопедическая работа с детьми раннего возраста»          

Максаков А.И. «Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников»

Стимуляция речевой активности (вызывание эхолалий  лепетных  слов)

Пассивная дыхательная гимнастика

1 год -2 года

 слова

простая фраза

Елена Янушко «Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет»     Максаков А.И. «Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников» 

Стимуляция речевой активности (вызывание эхолалий, лепетных слов и укороченных фраз)

Дыхательные игры и упражнения на развитие неречевого и речевого выдоха

2 года – 3 года

простая фраза

распространенная фраза

Елена Янушко «Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет»    Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного звукопроизношения» Максаков А.И. «Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников»

Стимуляция речевой активности (вызывание эхолалий и  фраз)

Дыхательные игры и упражнения на развитие неречевого и речевого выдоха  

               

         

           Для работы над речевым дыханием как  способом  профилактики нарушений речевого развития и заболеваний органов дыхания у детей младенческого и раннего возраста была разработана система игр и упражнений в соответствии с физиологическими  и психолого-педагогическими особенностями  детского организма (Таблица 1.3.).

            В работе используются 2 подхода: пассивные игры и упражнения;    активные игры и упражнения  (в пространстве, специально организованном взрослым).

Таблица 1. 3.

Формы организации

Возраст

Виды игровой мотивации

Методические рекомендации

Пассивные игры и упражнения

от  0 месяцев

Пассивная дыхательная гимнастика с эмоциональным подкреплением «Где же наши ручки…», «Кто у нас хороший?» и т.п.

Игры стимулирующие речевую активность - «Перекличка», «Ку-ку»,  «По кочкам…»,  «Идет коза рогатая» и т.п.

Выполнение:  сопровождать упраж-нения интонационно, использовать сопровож-дение мелодией, звука-ми природы и ближай-шего окружени 

Выполнение:  вызывать продолжительные речевые звучания, подкреплять эмоционально  и тактильно          

 Активные игры и упражнения  (в пространстве, специально организованном взрослым)

 

от 1 года  

«Лети, бабочка!»,  «Ветерок»,    «Осенние листья»,  «Снег идет»,   «Одуванчики»,   «Лети,  птич-ка!»,  «Разноцветные шары»,      «Мыльные пузы-ри»,   «Улей»,  «Фрукты в корзинке»,  и т. п.

«Назови, что  (кто) тут!» (игрушки, близкие люди, животные и т.п.)

Логоритмические игры с движением и словами  (по потешкам, знакомым стихам)

Выполнение:                       -  длительный неречевой выдох ;                                - сильный неречевой  выдох;                                 - речевой выдох со звуком (п, б, т, д, к, ф) плавный или ритмичный.    

         

Выполнение:  называть (повторять) предложенное, пока горит фонарик (или звучит мелодия.

Выполнение:          педагог предлагает определенный темп и ритм текста – дети подражают, заучивая, затем используют активно или самостоятельно.

          Очень важно, чтобы педагог обращал внимание не только на биологический возраст ребенка, но и на возраст развития учитывал индивидуальные особенности ребенка с особыми возможностями здоровья.

Заключение

              Значимость своевременного развития речевого дыхания в раннем возрасте прослеживается в изученных методических материалах, у авторов методик по развитию речи. Все они указывают, что, дыхательная функция тесно взаимосвязана с речевым развитием. Поэтому, данная статья освещает базис формирования такого речевого компонента, как речевое дыхание, ориентирует в использовании методической базы и дает широкую возможность для специалистов в направлении к здоровьесберегающему пути в работе  с детьми с особыми возможностями здоровья.

  

 Список использованной литературы:

М.Ф.Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения»
М., «Просвещение», 1981 г.

 Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2-е изд.  - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

 Логопедическая работа с детьми раннего возраста/ Е. Ф. Архипова. -  М.: АСТ: Астрель,  2006.    

Абрамова Л.П. Бушки-барашки. Пальчиковые игры. – М.: Карапуз, 2003.

Агаян Г.Г. Мы топали, мы топали... Пальчиковые игры. – М.: Карапуз, 2004.

 Бардышева Т.Ю. Забодаю, забодаю! Пальчиковые игры. – М.: Карапуз, 1999.

Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом        развитии: Книга для педагогов / Под ред. Стребелевой Е.А., Мишиной Г.А. – М.: Полиграф сервис, 2002.

 Развивающие игры с малышами до трех лет: Популярное пособие для родителей и педагогов /    Сост. Галанова Т.В. – Ярославль: Академия развития, 2002.

 Янушко Е.А. Логопедические занятия с неговорящими детьми 2–3 лет. Развитие общего и  речевого подражания в играх // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. –  № 6. – С. 22–28.

Янушко Е.А. Пластилиновый снежок: Развитие мелкой моторики у детей от 1 до 2 лет. – М.: Мозаика-синтез, 2004.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правильное дыхание путь к здоровью.

Правильное дыхание путь к здоровью.(вторая младшая группа)Программные задачи:Закрепить навыки правильного дыхания;закреплять двигательные навыки;развивать физические качества и способности;дать детям ...

«Осознанное дыхание-путь к здоровью».

Цель: Ознакомить педагогов с разными видами дыхательной гимнастики, методикой проведения,  гигиеническими требованиями, опробовать   комплексы  закаливающей гимнастики для дальней...

Осознанное дыхание - путь к здоровью

Консультация для педагогов. Познакомить педагогов с дыхательной гимнастикой по Стрельниковой. Опробовать комплексы гимнастики для дальнейшего использования в работе с детьми....

Интегрированная дыхательная гимнастика для дошкольников. Проект «Правильное дыханье – это наше здоровье».

Проблема воспитания здорового ребенка, стоящая перед воспитателем, была и остается наиболее актуальной, и в связи с этим  возникает необходимость поисков эффективных путей укрепления здоровья реб...

консультация для педагогов "Осознанное дыхание - путь к здоровью"

Ознакомить педагогов с разными видами дыхательной гимнастики , методикой  проведения,  гигиеническими требованиями....

Дыхание и речь. Роль правильного дыхания в развитии речи дошкольника.

Материал поможет понять каким образом взаимосязаны дыхание и речь, какие нарушения речевого дыхания существуют и как развивать правильное речевое дыхание....