План – конспект НОД по речевому развитию в средней группе. Тема: Пересказ рассказа Н. Калининой «Помощники».
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Зиновьева Евгения Васильевна

Новая форма написания плана - конспекта 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_razvitiyu_rechi_.docx24.39 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект НОД по речевому развитию в средней группе.

Тема: Пересказ рассказа Н. Калининой «Помощники».

План – конспект по речевому развитию составила воспитатель Зиновьева Евгения Васильевна

Интеграция  образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие»,  «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное», «Художественно – эстетическое развитие».

Задачи:  

«Речевое развитие»

- закрепить умения образовывать названия предметов посуды по аналогии; обратить внимание на несхожесть некоторых названий;

- формировать у детей умение пересказывать рассказ, замечать несоответствия с текстом в пересказах товарищей;

- активизировать и обогащать словарный запас по теме «Посуда»;

- закреплять представления о звуковом составе слова, об определенной последовательности звуков;

- формировать умение самостоятельно подбирать слова с определенными звуками – [c], [ш].

«Познавательное развитие»

- развивать сообразительность, логическое мышление;

- развивать зрительное восприятие при рассматривании картины.

 «Социально-коммуникативное»

-создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательные отношения друг к другу;

-развивать произвольное внимание и наблюдательность;

  «Физическое развитие»                                 

- удовлетворить потребность в двигательной активности;                                                                                                                        - создать хороший настрой на работу.                                                                                                                                                                     « Художественно – эстетическое развитие»

- вызвать эмоциональный отклик при рассматривании картины

Методы и приемы:

- практические: игра, физкультминутка;

 - наглядные: картина «Саша и снеговик»,  кукольная и настоящая посуда;                                                                                                               - словесные: чтение рассказа, вопросы воспитателя, указания.

Материалы и оборудование:

Полочка с кукольной посудой – двумя сахарницами, двумя хлебницами, двумя салфетницами (разные по форме, материалу, размеру), блюдо для печенья, две сухарницы, две солонки; картина «Саша и снеговик».  

Формы организации совместной деятельности.

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

-  Физкультминутка  «Мы шагаем по сугробам».

Цель:  развитие координации движений, мышления.

Игровая

- Игра  «Магазин посуды».  Цель:  умение образовывать названия предметов по аналогии.

- Игра «Слова и звуки». Цель:   закреплять представления о звуковом составе слова, об определенной последовательности звуков;  формировать умение самостоятельно подбирать слова с определенными звуками – [c], [ш].

Познавательно - исследовательская

Картина «Саша и Снеговик». Цель:  развивать зрительное восприятие при рассматривании картины.

Коммуникативная

  Рассказ Н. Калининой «Помощники». Цель: формировать у детей умение пересказывать рассказ, замечать несоответствия с текстом в пересказах товарищей.


Логика образовательной деятельности

Этап занятия

Задачи

( с обозначением обр.области)

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Мотивационно-организационный

не формулируются задачи

Игровая ситуация «Книжка в подарок»

 

Развивается  интерес к теме, создается эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность.

Сообщает, что дети старшей группы принесли книжку с рассказом. (Приложение №1)

Спрашивает, хотят ли послушать рассказ.

Дети  слушают и соглашаются с воспитателем.

Деятельностный

Формировать у детей умение слушать и отвечать на поставленные вопросы

Чтение рассказа «Помощники»

Умеют внимательно слушать и отвечать на поставленные вопросы

Читает рассказ Н. Калининой «Помощники».

Задает вопросы по содержанию.

- Про кого этот рассказ?

-Что делали Саша и Алеша?

- Что забыли сделать мальчики?

-Как заканчивается этот рассказ?

Дети слушают

Отвечают на вопросы

Формировать у детей умение пересказывать рассказ, замечать несоответствия с текстом в пересказах товарищей.

Повторное чтение рассказа

Умеют пересказывать небольшой текст.

Умеют внимательно  слушать и дополнять рассказ друга друга.

Повторно читает рассказ.

Просит одного из детей пересказать текст.

Обращает внимание на полноту передачи содержания, выразительность интонаций.

После каждого пересказа обращается ко всем детям с вопросом, как рассказал ребенок текст, о чем забыл сказать?

Названный ребенок пересказывает текст.

Стараются более полно передавать содержание текста

Отвечают на вопрос, вспоминают, что еще забыли сказать

Слушают и дополняют рассказ друг друга

                   Игра «Магазин посуды».

Умеют слушать правила игры

Умеют образовывать названия предметов посуды по аналогии.

Умеют объяснять, как  выглядит тот или иной предмет, каково его назначение

Формировать умение образовывать названия предметов по аналогии; уметь объяснять вид предмета и его назначение

Предлагает поиграть в игру. Объясняет, что покупку можно сделать после того, как скажете, как выглядит предмет, каково его назначение. Если назвать посуду неправильно, продавец не поймет покупателя и не продаст вещь.

Показывает, какая посуда есть в магазине.

Называет посуду, просит запомнить, как звучат эти названия: сухарница, хлебница, солонка, масленка.

Обращает внимание на несхожесть некоторых названий.

Просит не ошибаться при покупке.

Спрашивает у детей, кто какую посуду хочет купить?

Соглашаются на игру.

Принимают правила игры.

 Повторяют названия посуды.

Выбирают себе посуду, объясняют, как выглядит предмет, каково его назначение

Создать условия для формирования двигательной активности

Физкультминутка  «Мы шагаем по сугробам»

Созданы условия для формирования двигательной активности

Мы шагаем по сугробам, по сугробам крутолобым.

Поднимай повыше ногу, проложи другим дорогу.

Очень долго мы шагали, наши ноженьки устали.

Сейчас сядем, отдохнём, а потом гулять пойдём.

-Шагают на месте

-Шагают высоко поднятыми ногами вперед

Шагают маленькими шагами

-Садятся на стульчики

Развивать умение рассматривания картины.

Формировать умение определять одинаковые звуки в словах

Рассматривание картины «Саша и Снеговик».

Умеют рассматривать картину, развивается зрительное восприятие при рассматривании.

Называют имена мальчиков, в которых слышится звук [ш].

Умеют определять одинаковые звуки в словах.

Просит внимательно рассмотреть картину.

Рассказывает, что Снеговику скучно стоять одному, поэтому пришел мальчик. Просит придумать имя мальчику, чтобы в имени слышался звук [ш].

Подсказывает имена: Миша, Саша, Шура

Рассказывает о том, что мальчик Саша и Снеговик договорились  дружить и поиграть в слова и звуки потому, что у них в именах есть одинаковые  звуки. Какие это звуки?

Спрашивает, не хотят ли дети тоже поиграть в слова и звуки?

Рассматривают картину

Высказывают догадки.

Повторяют  имена

Высказывают свои предположения

Соглашаются играть

Развивать умение называть предметы одежды со звуком [ш].

Закрепить умение  определять место звука в заданном  слове, подбирать слова с определенными звуками.

Игра «Слова и звуки»

Умеют называть предметы одежды, знают, что в словах слышится звук [ш].

Умеют определять место звука в заданном  слове, подбирать слова с определенными звуками.

Обращает внимание на одежду мальчика, просит назвать, что надето.

Произносит слова: шапка, шуба, шарф и спрашивает, какой одинаковый звук слышится в названиях одежды?

Обращает внимание детей на Снеговика и просит назвать одинаковый звук в названиях его одежды.

Уточняет, что Снеговик сделан из снега, что шуба у него снежная, что нос у него снежный и что в этих словах слышится звук [с].

Называют предметы одежды

Отвечают, что во всех словах слышится  звук [ш]

Дают предположительные ответы.

Произносят за воспитателем слова снег, снежный, называют первый звук в словах [с]

Заключительный

Рефлексия

Закреплены представления о звуковом составе слова, об определенной последовательности звуков; обогащен словарный  запас по теме «Посуда»; сформированы умения пересказа небольшого рассказа.

Благодарит и хвалит детей за старание. Спрашивает, что нового узнали? Что понравилось?

Дает время поиграть с кукольной посудой.

Отвечают на вопросы воспитателя полными предложениями

Выражают свои эмоции

Играют с кукольной посудой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе Тема: «Опиши игрушки» - описательные рассказы об игрушках.

Форма организации: составление описательного рассказа об игрушках Цель: Формирование умения составлять описательный рассказ об игрушках с помощью схемы «Опиши игрушку» Задачи: формировать умение д...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе. Тема: пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Умная галка» по серии сюжетных картинок

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе.Тема: пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Умная галка»по серии сюжетных картинок...

Конспект НОД речевое развитие в старшей группе Тема: Пересказ рассказа Константина Дмитриевича Ушинского «Четыре желания»

Воспитатель высшей квалификационной категорииСеребрякова Татьяна АлександровнаМБДОУ ЦРР детский сад №4 «Золотой ключик»город КонстантиновскРостовская область Конспект НОД речевое разв...

Конспект НОД речевое развитие в старшей группе Тема: Пересказ рассказа Константина Дмитриевича Ушинского «Четыре желания»

Воспитатель высшей квалификационной категорииСеребрякова Татьяна АлександровнаМБДОУ ЦРР детский сад №4 «Золотой ключик»город КонстантиновскРостовская область Конспект НОД речевое разв...

Конспект интегрированного НОД по речевому развитию в средней группе. Тема: Составление рассказа по картине «Не боимся мороза».

Цель: Учить детей составлять небольшой рассказ (из 3-4 предложений), отражающий содержание картины. По плану, предложенному воспитателем, развивать связанную речь, закреплять навык....

Конспект по речевому развитию в средней группе Тема: «Пересказ художественного произведения Е. Чарушин «Воробей»

Цель: Продолжать учить самостоятельному пересказу, выражать свое отношение к прочитанному, высказывать свое мнение...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе Тема: «Составление рассказа по картине «Кошка с котятами»»

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в средней  группеТема:  «Составление рассказа по картине «Кошка с котятами»»...