НОД "Мастера и рукодельницы"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Ермолаева Наталья Юрьевна

приобщение дошкольников к истокам духовности и нравственности по средставм знакомства с книгами программы "Истоки" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_mastera_i_rukodelnitsy.docx17.01 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в подготовительной группе

Тема: «Мастера и рукодельницы»

Цель: осознание детьми истоков мастерства (любовь к делу, смекалка, терпение, усердие, наблюдательность) в русской народной традиции.

 Программное содержание: Развивать способность воспринимать реальную действительность и способность ее отображать в художественной литературе. Приобщать к социально - нравственным ценностям. Познакомить детей с традиционным русским народным костюмом, с его составными частями, декоративными элементами. Обогащать словарный запас за счёт названия одежды, а также малых форм устного народного творчества.                                                                                                          Развивать творческие способности детей при рисовании декоративных элементов. Расширять интерес к национальной культуре.

 Методическое обеспечение: книга 4 «Мастера и рукодельницы»» И.А. Кузьмин, проектор, ноутбук, макеты русской рубахи, фломастеры, простые карандаши.

Предварительная работа: рассматривание одежды - картинок; картинок-иллюстраций к книге К.Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла».

 Содержание НОД

Вводное слово воспитателя: Во все времена на Руси особенно почитали людей умелых и талантливых. И это не удивительно. Их труд укреплял наше Отечество, обогащал душу человека. С давних пор знали: если любовь к труду сильная, то никакой труд не будет казаться тяжким.  Путь к вершинам мастерства – это, прежде всего, труд души.                                                                                                                В сказке П. П. Бажова «Каменный цветок» мы узнаем о мастерах своего дела.

Какие качества помогли Данилушке стать настоящим мастером?

Смекалка, Терпение, Усердие, Любовь к своему делу, Наблюдательность

Работа с пословицами:

Воспитатель: Выберите пословицы, которые соответствуют содержанию сказки.

Дорога не работа - дорого умение.

Каков мастер, такова и работа.

Без хорошего труда, нет плода.

Ребята, на свете есть много разных дел. Есть дела, в которых необходимо проявить старание и терпение. Как вы думаете, старание и терпение необходимы во всех делах?

Воспитатель: Сегодня я хочу вам рассказать о рубахе как основе русского народного костюма. Одежда в старину была простой и удобной. Шили ее из льняного полотна и домотканой шерстяной материи. Забот у хозяйки хватало. Не успеешь, лен обработать, шерсть напрясть – люди засмеют, скажут: «У ленивой пряхи и про себя нет рубахи».

Просмотр презентации «Русская народная одежда» Древнейшей, самой любимой и распространенной одеждой наших предков была рубаха.

Это женская рубаха. Она длинная, до полу. Впереди на женской рубахе посередине горловины разрез. Низ рубахи, рукава и горловина украшены вышивкой.

  Детская одежда в Древней Руси, как у мальчиков, так и у девочек состояла из одной рубашонки. Интересен тот факт, что сшитой не их нового полотна, а, обязательно, из старой одежды родителей. Считалось, что такая рубаха убережет малыша от порчи и сглаза, недоброго колдовства. В народе так говаривали: «Не поносишь старого - не поносишь и нового». Рубаха была нужна и крестьянину, и царю. По умению изготовить рубаху судили о мастерице. «Каков мастер - такова и работа»

 Её носили старики и молодые, мальчики и девочки, богатые и бедные. Мужская рубаха корче женской, только до колен. А рукава у нее длинные да широкие. Не закатав такие рукава, работать невозможно. Именно с тех давних времен берет начало выражение «работать спустя рукава», то есть плохо, кое- как. Кроме того, у старинной рубахи разрез расположен сбоку. Поэтому такую рубаху называли косовороткой.

Работа с пословицей: Есть такая старая пословица: «По одежке встречают, по уму провожают»

Наши предки многое могли узнать о чужом человеке, посмотрев на его костюм: откуда он родом, богатый или бедный, замужем женщина или нет. Чтобы сшить рубаху, девушки и женщины работали не одну ночь. Для рубах они растили замечательную траву – лен и из него делали ниточки, из ниточек – полотно, поэтому можно сказать, что крестьяне свою одежду «выращивали».

Индивидуальная работа.

Откройте книгу на странице14, проследите путь от зернышка до рубашки. Расставьте цифры в нужной последовательности рядом с иллюстрациями изготовления рубахи.

Непосредственному шитью рубахи предшествовало несколько ритуальных этапов, связанных с производством необходимого для неё материала. Посев, выращивание и обработка льна были процессом длительным и трудоёмким.

Лён, голубой цветочек,

Сколько муки тебе суждено.

Мнут тебя, трепят и мочат,

Из травинки творя полотно.

Всё в тебе обрекли умиранью,

Только часть уцелеть должна,

Чтобы стать драгоценною тканью,

Что бела, и тонка, и прочна...

Просмотр презентации «Как растет лен», «Как рубашка в поле выросла»

 И когда мастерица садилась ткать, она испытывала чувство благоговения к нитям, а рождённый под её руками холст имел сакральное, магическое значение, служил связующим звеном между человеком и окружающим его миром. Этот фактор и определил логику кроя народного костюма: изначально, видимо, без применения режущих инструментов, а затем – при отсутствии любых, даже самых незначительных отходов.

 Сколько же времени проходило, пока из растения лён получалась рубашка? Почти два года…

Русский человек очень терпелив и трудолюбив.

Игра «Соедини пословицу» Сейчас я предлагаю вам соединить начало и конец русских народных пословиц.

ПОСЛОВИЦЫ О ТРУДЕ

Скучен день до вечера… коли делать нечего.

Какова пряха…такова на ней и рубаха.

Рядись, не стыдись… а работать не ленись.

Умелые руки …не знают скуки.

Хочешь есть калачи …не сиди на печи.

Не откладывай на завтра то …что можно сделать сегодня.

На бога надейся …а сам не плошай.

Взялся за гуж …не говори, что не дюж.

Терпенье и труд…всё перетрут.

Труд кормит...а лень портит.

Индивидуальная работа

Работа с книгой: Откройте книгу на стр. 17, внимательно рассмотрите иллюстрации. Соедините линией иллюстрации, соответствующие по содержанию друг другу.

Работа в парах: расскажите друг другу свое решение и придите к соглашению. Соедините линией иллюстрации, соответствующие по содержанию друг другу.

- Кто хочет рассказать о своем решении?

- Теперь давайте сравним с моим выбором.

Ресурсный круг «Мастер на свой лад» Как вы понимаете поговорку «Всяк мастер на свой лад»?  

Первым отвечает ребенок, сидящий слева от воспитателя. Далее разговор ведется по кругу.

Отделка рубахи «Узоры для рубахи» - презентация Рубаху традиционно украшали ручной вышивкой или узорным тканьем. Полосы орнамента, а в более позднее время ленты, тесьмы, цветного кружева располагались обязательно по подолу, краям рукавов, на оплечье, по вороту и вдоль разреза на груди. Узоры оберегали от всяких бед! На рубахах, сарафанах, поневах, передниках вышивали узоры - знаки солнца, огня, воды, поля…

На вид орнамент неприметен,

Но он столетия живёт,

Не зря его на белом свете

Народ издревле бережет.

Быть может, нитками зигзага

В узоры вытканы не зря

И мы с тобою видим знаки

Славянского календаря.

Я приглашаю вас побыть мастерицами и мастерами. Давайте тоже украсим рубахи узорами. Только украшать мы будем не нитками с иголкой, а цветным фломастерами. Выберите себе понравившиеся орнаменты и нарисуйте их на макетах русской рубахи. (дети украшают рубахи)

Итог НОД. Рефлексия. Молодцы, вы настоящие мастера своего дела.

«Рубашка износится, а доброе дело не забудется"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ручному труду для детей старшего дошкольного возраста "Рукодельница и Ленивица". Правила безопасной работы с иглой и ножницами.

В нашем детском саду разработана программа развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста средствами народной игрушки ( на примере текстильной куклы) "Куклы из бабушкиного сундука...

Приложение к педагогическому проекту "Рукодельница"

Приложение к педагогическому проекту....

Конспект непосредственной образовательной деятельности"Мастера и рукодельницы" для детей подготовительной к школе группы.

В конспекте раскрываются такие понятия как, "мастер", "рукодельница". Использовались поговорки о труде, о людях- мастерах своего дела.  На занятии использовались схемы парных картин( изобра...

Изготовление куклы Чудесница-Рукодельница (Золотое рукоделие)

«Золотое рукоделие».              Тема: «Чудесница – Рукодельница»Цель:  Учить детей изготавливать самодельные  игрушки...

НОД по реализации программы "Социокультурные истоки" на тему "Мастера и рукодельницы"

Конспект занятия по истокам на тему "Мастера и рукодельницы"...

План работы дизайн-студии «Рукодельница» на 2013-2014 учебный год

План работы дизайн-студии «Рукодельница» на 2013-2014 учебный год...

Конспект занятия «Рукодельница и Ленивица»

Цель занятия: Воспитание морально-этических правил и норм поведения, доброго отношения к окружающим на примере положительных сказочных героев....