Конспект занятия «Рукодельница и Ленивица»
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа) по теме

Иванцюх Елена Владимировна

Цель занятия: Воспитание морально-этических правил и норм поведения, доброго отношения к окружающим на примере положительных сказочных героев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsp_zanyatiya_rukodelnitsa_i_lenivitsa.docx28.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

детский сад №5 «Золотой ключик»

Конспект занятия

кружка «Волшебная сказка»

старшая группа

Тема: «Рукодельница и  Ленивица».

Подготовила воспитатель:

Елена Владимировна

Люберцы 2013г

Цель:

  • Воспитание морально-этических правил и норм, доброго отношения к окружающим на примере положительных сказочных героев.
  • Обучение детей правильно воспринимать эмоциональную окраску сказочных историй, проигрывать отдельные части сказки, используя кукольный театр.

Задача:

  • Побуждать детей к активному слушанию сказки, желанию участвовать в инсценировке.
  • Развивать умение входить в определенный образ, представлять его, выполнять имитационные движения, с эмоциональной окраской  на состояние героев сказок. 
  • Расширять словарный запас, закреплять в активном словаре детей слова, характеризующие героев сказки.
  • Учить находить решение поставленной проблемы.
  • Развивать речевую  активность.
  • Воспитывать доброжелательность.
  • Развивать слуховое внимание и анализировать поступки героев.
  • Учить детей соотносить эмоциональные проявления с сюжетом сказки, выражать эмоции в мимике.
  • Делать выводы по содержанию сказки.

Программное содержание:

  • Организационный момент. Вхождение в сказку.
  • Основная часть. Чтение сказочной истории. Обсуждение.
  • Итог занятия. Выход из сказки

Предварительная работа:

  • Введение в сказкотерапию
  • Чтение сказки и разыгрывание сцен кукольного спектакля
  • Беседа с детьми о сюжете
  • Индивидуальная работа с детьми по сюжету сказки

Словарная работа: Доброта, трудолюбие, жадность, Рукодельница, Ленивица, послужи ему.

Интеграция образовательных областей: 

  • Чтение художественной литературы.
  • Социализация.
  • Коммуникация.

Оборудование и материалы:

  • запись музыки для вхождения в сказку;
  • запись музыки для выхода из сказки.

Методы и приемы:  введение в сказкотерапию, беседа, активное слушанье, анализ сказки.

Ход занятия

Организационный момент:

Воспитатель предлагает детям сесть полукругом. Звучит мелодия  «Песня о сказке».  Вход в сказку:

- Ребята, вы любите слушать сказки?

-Чтобы оказать в сказочной стране, я предлагаю вам дотронуться до волшебного светящегося шара, передавайте его по кругу и говорите такие слова: «Сказка приходи!»

Основная часть:

Ребята, посмотрите вокруг себя.
Скажите, какие предметы вы видите на картинках?

Ответы детей

Правильно: колодец, прялка, веретено, печь.
Из какой сказки попали сюда все эти предметы? Да молодцы! Эта сказка называется «
Сказка о Рукодельнице и Ленивице».
Итак, слушайте  сказку!

Жили-были Рукодельница да Ленивица, да с ними нянюшка. Рукодельница рано вставала и тут же за дело принималась. А Ленивица меж тем в постельке лежала, с боку на бок ворочалась.

Однажды с Рукодельницей беда приключилась: случайно упустила она ведро в колодец. Строгая нянюшка и говорит: «Сама ведёрко утопила, сама и доставай!»

Пошла Рукодельница опять к колодцу, за верёвку ухватилась да на самое дно и опустилась. Смотрит — перед ней печка, а из печки пирожок поглядывает да приговаривает:

— Кто меня возьмёт, тот со мной и пойдёт.

Рукодельница вынула его и за пазуху положила. Дальше идёт, смотрит — в саду дерево, а на дереве золотые яблочки меж собою говорят:

— Кто нас с дерева стрясёт, тот себе возьмёт.

Рукодельница и натрясла яблочек в передник.

Дальше идёт, смотрит — старик Мороз Иванович на ледяной лавочке сидит.

— Здорово, — говорит, — Рукодельница! Спасибо тебе, девица, что пирожок мне принесла — давно уж я горяченького не ел.

Они вместе пирожком да яблочками наливными позавтракали, а потом старик сказал:

— Знаю, за ведёрком ты пришла; я тебе его отдам, только ты мне за то три дня послужи.

И вот пошли они в дом, а дом тот был весь изо льда, а стены были украшены снежными звёздочками блестящими, а на постели вместо перины снег лежал.

Принялась Рукодельница снег взбивать, чтобы старику спать было помягче, и руки у неё, у бедной, окостенели, но потёрла она их снежком, руки и отошли. А Мороз Иванович приподнял перину, а под ней — травка зелёная. Рукодельница удивилась: зачем старик травку на свет Божий не выпускает, он и ответил:

— Ещё трава в силу не вошла. Вот весна придёт, перина растает, травка заколосится, зерно выглянет, его крестьянин на мельнице смелет, и будет мука, а из муки ты хлебы испечёшь.

Потом старик спать на взбитую перину улёгся, а Рукодельница по хозяйству хлопотать стала. Так и прожили они три дня, а когда ей уходить надо было, Мороз Иванович сказал:

— Спасибо тебе, утешила старика. Вот твоё ведёрко, я в него серебряных пятачков насыпал, а ещё брильянтик — косынку закалывать.

Рукодельница поблагодарила Мороза Ивановича, домой пошла и там рассказала, что с ней приключилось. Нянюшка и говорит Ленивице:

— Видишь, что люди за работу получают! Опустись в колодец, найди старичка да послужи ему.

Пошла Ленивица к колодцу, да и бух прямо к дну. Печку с пирожком увидела, дерево с яблочками наливными — ничего не взяла, лень было. Пришла к Морозу Ивановичу с пустыми руками:

— Хочу послужить да за работу получить!

— Дельно говоришь. Взбей-ка мне перину, в доме чисто прибери, да кушанье приготовь.

Ленивица подумала: «Не стану я себя утомлять», — да и не сделала, что велел ей Мороз Иванович.

Старик сам кушанье сготовил, в доме прибрал да Ленивицу накормил. Прожили они три дня, и девица награду запросила.

— Какая ж была твоя работа? — удивился старичок. — Это ты мне должна заплатить, потому что я тебе служил. Да ладно, какова работа — такова награда.

Мороз Иванович дал Ленивице в одну руку огромный серебряный слиток, а в другую — большой-пребольшой брильянт.

Ленивица старика даже не поблагодарила, домой радостная побежала. Пришла и хвастается.

— Вот, — говорит, — я не сестре чета, не горсточку пятачков заработала...

Не успела она договорить, как слиток серебряный да брильянт растаяли и полились на пол...

А вы, детушки, думайте-гадайте, что здесь правда, что неправда, что шутки ради сказано, а что в наставление...»

Обсуждение сюжета сказки:

А кто главные персонажи в этой сказке? (Рукодельница и Ленивица).
Вспомните, что случилось с Рукодельницей у колодца?
Кого встретили в колодце девочки?
Кто больше понравился из девочек Морозу Иванович?

Сравним качества характера у Рукодельницы и Ленивицы. Я буду называть слова, которые характеризуют девочек, а вы определите кому они больше подходят.

Дети выбирают слова на карточках и прикрепляют на доску под соответствующими персонажами: не уважает старших, трудолюбива, зла, скромна, уважает старших, добра, груба.
На кого из девочек вы хотите быть похожи? (На Рукодельницу).
Кто главный герой сказки?

Какой была Рукодельницы?

Какой была Ленивица?

Почему  девочка не хотела работать?

Какая история с ней приключилась? Что случилось?

Почему это произошло?

 (ответы детей).

Правильно!

-Ребята, а вы запомнили, какие ошибки совершала девочка?

Молодцы! Все правильно!

Ребята, давайте мы покажем, как мы умеем трудиться! Поиграем в игру:  «Сортировка овощей и фруктов». Слушайте задание: первая команда варит компот, поэтому участники находят по одному фрукту. Вторая команда варит борщ, для этого участники второй команды собирают овощи.

На старт, внимание, марш!

(смена деятельности, дети играют в активную игру)

Молодцы! Давайте проверим, как вы справились с заданием!

Физминутка с развитием длительного плавного выдоха.
Белый снег похлопали: хлоп – хлоп – хлоп.
Ножками потопали: топ – топ – топ.
На пушистый снег подули (язык положили язык на нижнюю губу в
форме чашечки и выдыхаем воздух плавно и длительно).
Ручками взмахнули (взмахи руками).

Вторая игра: «Расскажи значение слова»

Ребята на столе лежат картинки, надо рассказать для чего и как человек использует эти предметы: ведро, колодец, прялка, зима, санки, стол, дом, труба веретено, печь  (дети рассказывают предназначение предметов).  

Молодцы!

Итог занятия

Выход из сказки:

-А нам пора  возвращаться.

Глазки закрываем:

Раз, два, три.

Сказку покидаем,

Только не грусти

Открывайте глаза ребята. Вот мы снова оказались в детском саду.

Звучит аудиозапись музыки «Песенка о доброте» из м/ф про Фунтика.

Рефлексивный момент:

Вам понравилась история? О чем сказка?

Что было самое трудное?

Через какие испытания пережила Рукодельница?

Как наградил ее Мороз Иванович?

Что помогло ей справиться с трудностями?

Вам понравилось занятие? Если это так, то возьмите понравившуюся снежинку, загадайте пожелание себе, своим родным или близким людям. Опустите снежинку в сундучок.  Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ручному труду для детей старшего дошкольного возраста "Рукодельница и Ленивица". Правила безопасной работы с иглой и ножницами.

В нашем детском саду разработана программа развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста средствами народной игрушки ( на примере текстильной куклы) "Куклы из бабушкиного сундука...

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия "Мастера и рукодельницы"

Конспект занятия в подготовительной группе по программе "Истоки и воспитание на социокультурном опыте"...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей 6-7 лет «Мастера и рукодельницы»

Цель- осознание детьми истоков мастерства (любовь к делу, смекалка,терпение, усердие, наблюдательность) в русской народной традиции.Задачи:1 Продолжать знакомить детей с русским народным промыслом и р...