Конспект занятия по развитию речи.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

мосихина ксения анатольевна

Развитие всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

на тему пересказ рассказа

Л.Толстого «Котенок»

в старшей логопедической группе

Цель: Развитие всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности.

Задачи:

  1. Образовательные:
  • Формировать у детей навык построения связного монологического высказывания;
  • Учить пересказывать художественный текст.
  • Расширять знания детей о домашних животных;
  • Формировать навык речевого самоконтроля.
  • Закреплять навык употребления имен существительных в именительном падеже;
  1. Развивающие:
  • Упражнять в умении  рассказывать текст, соблюдая правильную последовательность событий;
  • Развивать внимание, память;
  • Активизировать мыслительную деятельность.
  1. Воспитательные:
  • Воспитывать у детей доброжелательное отношение к животным, которые находятся рядом.

Демонстрационные материалы: картинки «Мама и детеныш», картинки с изображением - Амбар, щавель (для пояснения значения слово).

Ход образовательной деятельности:

  1. Вводный организационный момент.

Давайте  поиграем в игру «Назови детеныша» (дети называют по картинкам животных и их детенышей)

У овцы – ягненок

У лошади – жеребенок

У коровы – теленок

У козы – козленок

У кролика – крольчонок

У свиньи – поросенок

У собаки – щенок

У кошки – котенок.

Основная часть

  1. Объявление темы.

Сегодня мы узнаем, какая история произошла с котенком, о котором написал Лев Николаевич Толстой.

  1. Чтение рассказа Л.Толстого «Котенок» с последующим обсуждением.

«Были брат и сестра – Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали её везде, но не могли найти.

Один раз они играли подле амбара и услыхали – над головой кто-то мяучит тонкими голосами. Вася влез по лестнице под крышу амбара. А Катя стояла и всё спрашивала:

– Нашёл? Нашёл?

Но Вася не отвечал ей. Наконец Вася закричал ей:

– Нашёл! Наша кошка... и у неё котята; такие чудесные; иди сюда скорее.

Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке. Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котёнка, серого с белыми лапками, и принесли в дом. Мать раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, играли с ним и клали с собой спать. Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка. Ветер шевелил солому по дороге, а котёнок играл с соломой, и дети радовались на него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котёнка. Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит:

“Назад, назад!” – и увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котёнка и хотят схватить его. А котёнок, глупый, вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак.

Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася, что было духу, пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему.

Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак.

Охотник подскакал и отогнал собак, а Вася принёс домой котёнка и уж больше не брал его с собой в поле»

  1. После прочтения рассказа  воспитатель спрашивает: Вам понравился рассказ? «Какие незнакомые слова нам  встречались в рассказе?» (объясняет детям значения слов  амбар, щавель)

Амбар - строение  в селе для хранения зерна и других видов продуктов. Щавель – луговое или садовое растение с продолговатыми  съедобными листьями кислого вкуса. (Показ изображения).

А теперь предлагаю вам немного подвигаться:

Физкультминутка

«Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите.

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Руками коленей коснулись.

Сели - встали, сели - встали

И на месте побежали»

  1. Создание проблемы.

Ребята, мы с вами сегодня прочитали интересный рассказ про котенка. Но в другой старшей группе, где мы бываем с вами в гостях, нет такой книги, и дети этот рассказ не знают. Давайте мы напишем им письмо. Вы будете рассказывать рассказ мне, а я записывать его. Дети получат письмо и прочитают рассказ. Согласны?

  1. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

Для этого еще раз прочитаем рассказ, вы внимательно слушайте, чтобы ничего не пропустить.

Закончив чтение рассказа, задает вопросы детям:

(вопросы задаются на выбор, в зависимости от ответов детей)

  • О ком этот рассказ?
  • Что случилось весной?
  • Что услышали дети, когда играли возле амбара?
  • Что сделал Вася?
  • Что он там увидел?
  • Куда побежала Катя? Что она принесла?
  • Что сделали дети, когда котята подросли?
  • Как обращались дети с котенком?
  • Куда однажды дети вышли погулять с котенком?
  • Почему они оставили котенка одного?
  • Кого увидели дети?
  • Какая опасность грозила котенку?
  • Как поступила Катя? А Вася?
  • Чем заканчивается рассказ?

  1. Пересказ рассказа детьми и запись в письмо. Воспитатель предлагает детям рассказать рассказ по частям, отвечая на вопросы. Затем один ребенок пробует  еще раз рассказывает целый рассказ.

  1. Итог занятия. 

Молодцы, ребята. Вот наше письмо и готово. Мы его отнесем, и дети из другой группы узнают эту историю про котенка.

- Ребята, вам понравилось заниматься?
- В какие игры мы играли?
- Что было трудно выполнять?
- А что легко?

- Чей рассказ вам больше всего понравился?

Давайте похлопаем друг другу за старания.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Педагогическое мероприятие с детьми.Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»;Самоанализ педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему:»Теремок»)

Педагогическое мероприятие с детьмиКонспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»Самоанализ  педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...