открытое мероприятие по речевому развитию "Весну выручаем"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Бажанова Алевтина Филипповна

 

Уточнение ,расширение и активизация словаря по теме Весна.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zan.docx22.12 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности с детьми с ТНР.

«Весну выручаем»

                                  

Подготовила воспитатель Бажанова А.Ф

Цель: Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весна».

Задачи:

-закрепление представлений о весне и ее приметах;

акреплять способность употребления в речи детей сравнительных оборотов;       

 -учить  называть слова в предложении последовательно;      

-активизировать в речи детей прилагательные и глаголы, согласовывать числительные с существительными;

-образование существительных в родительном падеже;

-учить  образовывать  однокоренных сло

шары, изображающие тучку, мяч,  силуэты перелетных птиц,  мольберт,  изображения  «солнца», дерева, зеленые листики.

Ход:

Приветствие:
Собрались все дети в круг
Я - твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся,
И гостям мы улыбнемся.
Здравствуйте, гости!
Воспитатель: обращает внимание детей на тучку из шаров:

-Ребята, посмотрите, сегодня в нашей группе появилось что-то необычное. Как вы думаете, что бы это могло быть? На что это похоже? 
Дети: шары, украшение, облачко, тучка, капельки.
Воспитатель: У нас появилась волшебная тучка!

Тучка по небу гуляла, 
Тучка бусы растеряла.

Как хрустальные горошки, 
Закатились к нам в окошко.

Ребята, тучка не хочет, чтобы к нам пришло весеннее тепло. Весна попросила обратиться к вам за помощью. Как вы думаете, мы сможем выручить весну? Давайте попробуем. А чтобы тучка отпустила весну, нам нужно выполнить задания, которые она приготовила. Вы готовы помочь?
Дети: Да, готовы.

Воспитатель: Вначале нам с вами нужно вспомнить, после какого времени года наступает весна, перед каким временем?

Дети: Весна наступает после зимы. Она бывает перед летом.

Воспитатель: Как выдумаете, что же это за чудо, которое поможет Весне?

Дети: «Солнце» 
Воспитатель: Ребята, а сейчас давайте поздороваемся с солнышком: (пальчиковая гимнастика)

                   Смотрит солнышко в окошко

                   Светит в нашу комнатку

                   Мы захлопаем в ладоши

                   Очень рады солнышку.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним приметы весны.
Дети: растаял снег, потекли ручьи, появились проталины, закапали сосульки,
прилетели птицы, на деревьях набухли почки, расцвели первые цветы, зацвели деревья.
Воспитатель: Солнце помогло Весне, и мир снова расцвел яркими красками. Давайте поиграем и расскажем про солнышко.

Дидактическая игра  «Сравни и назови»

 В ходе игры воспитатель, бросая ребенку мяч, начинает фразу, а ребенок должен ее закончить.

Солнце желтое, как… (одуванчик, цыпленок, лимон).

Солнце круглое, как… (мячик, апельсин, колобок).

Солнце ласковое, как… (бабушка, мама, ветерок, теплое море).

Солнце веселое, как… (песенка, клоун).

Солнце теплое, как …(печка, рукавички, свитер)

Солнце яркое, как… (лампочка, фонарь, звезда)

Солнце жаркое, как… (огонь, костер)

(После игры дети садятся на стулья).  

Воспитатель:

 - Ребята вы знаете, что у каждого слова есть слова-родственники. Этой зимой было много снега.  

Дидактическая игра «Подбери родственное слово»                                                                                       Слова-родственники к слову «снег» (снежок, снежинка, снежная, подснежник).                                                                                                                     А сейчас найдите родственников к слову «весна» (весняночка, веснушки, весенние и т.д.)                                                                                                                                     О чём можно сказать «весенний»? (ручей, дождь, день, сад).                                       «Весенняя»? (вода, лужа, капель, проталинка, река).                                                «Весеннее»? (облако, настроение, солнце, небо, утро)                                                 Придумайте определения к слову «весна». Какая она? (тёплая, красивая, добрая, ранняя).
Как можно ласково назвать солнце? (солнышко). Молодцы! Вот сколько хороших и красивых слов мы вспомнили!   

Воспитатель: А что  ещё солнышко согревает?

Дети: деревья.

Воспитатель: ребята, назовите, из каких частей состоит дерево?

Дети: Корни, ствол, кора, ветви, почки, листья, крона.

Воспитатель: А чего не хватает на нашем весеннем дереве?

Дети: Не хватает листьев.

Воспитатель: ребята, подарим  нашему дереву  листья и назовем свой листик красивым словом. (дети берут листик и приклеивают на ветви дерева).

Дети: Мой листик гладкий, мой листик нежный, мой листик маленький, мой листик зеленый, мой листик треугольный, мой листик свежий,  мой листик молодой, мой листик  дубовый, березовый.

Воспитатель: Молодцы, вот наше дерево зашумело листвой,

 ребята, чего не хватает на нашем дереве? Как вы думаете?

Дети: птиц.

Воспитатель:

 - Какая птица открывает весну?        (загадывает загадку) 
Всех прилетных птиц черней, 
Чистит пашню от червей, 
Целый день на пашне вскачь
И зовется птица… грач.


Почему в народе так говорят: «Грач открывает весну»? (дети отвечают)
Каких весенних певцов вы знаете еще? Отгадайте загадку:
На шесте – дворец,
Во дворе – певец,
А зовут его…Скворец 


Воспитатель: 

- Как называется домик у скворца? Дети отвечают      (скворечник) 
Воспитатель:

- А как меняется жизнь у животных весной?   (У них появляются детки) Давайте поиграем в игру.                                                                                       Я буду называть вам животных, а вы их детенышей.                                                     (Весной у лосихи появился …(лосёнок),                                                                                У волчицы…(волчонок),                                                                                                            у зайчихи …(зайчонок),                                                                                                                у медведицы…(медвежонок),                                                                                                      у лисы…(лисенок),                                                                                                                      у белки…(бельчонок),                                                                                                                  у барсучихи….(барсучонок). 
Воспитатель:

 - Молодцы ребята. А теперь закройте глаза и прислушайтесь, о чем говорит наше дерево? 
Включается    – прослушивается    запись звуков: хруст толстых и тонких веток, весенняя капель, шум весеннего ручейка,  мелодию «голоса птиц», стук по дереву.                                                        Затем предлагает детям высказаться, что бы это могло быть.

Ответы детей: заяц пробежался, ручеек журчит, птицы поют, слышна капель, дятел по дереву стучит.  

Рефлексия:

Воспитатель: -Ребята,  какое важное дело мы с вами сделали? Какие вы все умнички!                                                                                  

 Мы справились со  всеми заданиями, и выглянуло наше солнышко, тучка растаяла. Солнце  и весна благодарит вас  за оказанную помощь.    

-Ребята,  какое важное дело мы с вами сделали? Какие вы все умнички!                                                                                                 --    -Что нового вы узнали? (ответы детей).                                                               ---Что запомнилось? (ответы детей). Ребята вы сегодня хорошо поработали, и  весна дарит вам  эмблемы с изображением солнца .просит детей нарисовать картинку о весне. (солнышко.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое мероприятие по обучению грамоте в подготовительной речевой группе "Лес. Грибы.Ягоды"

МБДОУ «Д/с КВ №27» «Светлячок»Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной речевой группе.Учитель-логопед Радченко Оксана Николаевна30 октября 2012Тема «Лес. Грибы. Ягоды. Звуки [п], [п’]. ...

Конспект открытого мероприятия по речевому развитию впервой младшей группе «Петушок и его семья». (с использованием ИКТ)

Цель: Речевое развитие, знакомство с русским народным фольклором.Задачи: Развитие связной речи, формирование способности к диалогической речи. Развивать навыки звукоподражания, мелкую мотори...

Открытое мероприятие в младшей группе по речевому развитию "В гостях у сказки"

Цель: Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках.Программное содержание:-учить детей узнавать сказку по загадке, по иллюстрации, по отрывку (т. е. по характерным признакам и действия...

Открытое мероприятие организованной образовательной деятельности по речевому развитию в 1 младшей группе «Карапузы» «К Мишке в гости»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ   УЧРЕЖДЕНИЕДЕТСКИЙ САД   "МИШУТКА"            Открытое мероприятиеорганизованной об...

Конспект открытого занятия в средней группе "Выручай Весну"

Цели и задаии:образовательные:обобщить представления детей о весне как о времени года,расширять и актиsиsировать словарь детей;-закреплять навыки словообразования и словоизменения: согласование  ...

Открытое мероприятие РМО "Речевое развитие" для музыкальных руководителей и воспитателей

Мастер-класс музыкального руководителя Гладченко О.А. «Новый формат досуга для детско-родительской аудитории».Информация на сайте МБДОУ №218: https://www.mdou218.ru/news/223-otkrytoe-...