Конспект занятий по развитию речи с детьми младшего дошкольного возраста использованием инновационных методик по теме "В гости к белочке":
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему

Ефимова Надежда Николаевна

Конспект занятий с детьми по развитию речи младшего возраста.В конспекте используются инновационные методики - пальчиковая  гимнастика, дыхательная гимнастика, упражнения на координацию слов с движениями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

конспект занятия по развитию речи с детьми младшего дошкольного возраста использованием инновационных методик по теме "В гости к белочке": 

Цель: развитие  речи младших дошкольников.

Задачи:

Познавательное развитие:

- Расширять представление детей о диких животных (белке), их образе жизни, питании.

-  продолжать знакомить с характерными особенностями происходящими осенью (желтеют и падают листья, идут дожди, дуют холодные ветра)

Речевое развитие:

- Обогащение словаря (знакомство со словами: «шуршит», «листопад», «кружат» «боровик»; овладение средствами выразительности языка;

-развитие артикуляционного аппарата, развитие дикции и интонации;

- Воспитывать интерес к художественной литературе.

Художественно - эстетическое развитие:

- Развивать интерес к музыкальным произведениям.

- Содействовать возникновению положительного эмоционального отклика  на красоту природы.

Социально-коммуникативное развитие:

- Поощрять участие детей к совместным игровым  действиям.

Физическое развитие: 

 - Развитие лёгких и умение гармонично использовать дыхательные ресурсы.

- Развивать  мелкою моторику  рук, через пальчиковую гимнастику.

  • оборудование: магнитофон, фонограмма звуков природы  «Малыш в лесу», картина с изображением осеннего леса,  сухие листья, подвешенные на нитках к основе (на уровне губ детей), корзиночка, каштаны, пластилин белого цвета, дощечки для лепки, салфетки,  стол.

Предварительная работа: Рассматривание предметных и сюжетных картинок на тему «Осень», «Дары осени», обводки, трафареты «Грибы», разрезные картинки «По грибы, по ягоды», «Обитатели леса», чтение произведений В.Сутеева, музыкально-ритмические движения «Белочка», подвижные игры «У медведя во бору».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Воспитатель обращает внимание детей на то, что в природе наступила осень и предлагает всем вместе отправиться в лес в гости к одному зверю. Какому? 
Дети узнают, отгадав загадку:

Кто по ёлкам ловко скачет,
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?»  
(Белка)

Педагог хвалит детей за смекалку, подтвердив, что их пригласила именно белка. А также напоминает, что в лесу сейчас холодно, поэтому всем нужно одеться  потеплее.

Имитация одевания: Сначала  надеваем  колготы,  затем  кофту, потом  штанишки, за ними – куртку, на голову – шапку,  на ножки – сапожки, на ручки-перчатки .  Все готовы, ничего не забыли ?

II. Основная часть

Под звуки фонограммы «Малыш в лесу» дети подходят к картине.

1. Рассматривание картины. Детям показывается изображение деревьев в осеннем убранстве. Воспитатель обращает внимание на то, как красиво в осеннем лесу.

2. Дыхательная гимнастика.  Педагог предлагает детям изобразить, как ветер дует на листочки и качает их. (сухие листья подвешены на нитке на уровне губ ребёнка, дети дуют на них с разной силой). Детям предлагается:

  • подуть на листья сильно (сильный ветер),
  • подуть тихонько (ветер стихает),
  • показать, как гудит ветер (у-у-у),
  • изобразить шуршание листьев (ш-ш-ш)

3. Воспитатель сообщает детям, что при сильном ветре листья отрываются от веток и падают на землю. Это явление принято называть листопадом. Детям предлагается изобразить осенние листочки.

Упражнение на координацию слова с движением:

Листопад, листопад                (Бегают, изображая осенние листики.)
Листья желтые летят.             
Кружат по дорожке,               
(Кружатся на месте.)
Падают под ножки.                 
(Медленно приседают.)

       

4. Угощение  для белочки. Воспитатель напоминает детям, что в гости не ходят с пустыми руками и предлагает набрать для белочки грибов в корзинку, помочь ей сделать запас на зиму.

Пальчиковая гимнастика:

Мы в лесок пойдём,               (Сжимают и разжимают пальцы.)
Мы грибок найдём ,               
(Из рук складывают грибок: одна  рука    
В  шапочке нарядной,               сжата в  
кулак, другая накрывает кулак

Тёмно-шоколадной.                (Сжимают и разжимают пальцы.)

5. Чтение стихотворения А. Прокофьева «По дорожке шли…»

По дорожке шли – 
Боровик нашли.

Боровик боровой,
В мох укрылся с головой.
Мы его пройти могли, 
Хорошо, что тихо шли.

Чтение стихотворения сопровождается действием детей. Они подходят к столу и лепят из пластилина ножки для грибов, соединяют их с каштанами. Получаются белые грибы-боровики. Получившиеся грибы складывают в корзинку. Подарок для белки готов!

6. Детям показывается изображение дерева ,с дуплом и белкой, заготавливающей грибы. Проводится психогимнастика:

Детям предлагается показать, как белочка сушит грибы, сопровождая гимнастику речью.

Солнце на работе – 
Белочка в заботе.
На сучок – 
Грибок,
Да еще грибок.
Сушит, старается – 
Не подходи!
Едой запасается; 
Зима впереди! 
А. Чепуров

7. Артикуляционная гимнастика

Воспитатель предлагает детям выполнить упражнения для языка:

Белочка собирает грибы. Грибы на короткой и длинной ножкахОткрывать и закрывать рот, не опуская язык.

Орешки для белочки. Открыть рот. Кончиком языка изнутри оттопырить сначала одну, затем другую щеку.

Белочка цокаетЩелкать языком. Изменяя форму рта. Издавать высокие и низкие щелчки, обращая внимание на изменения звука.

8. Упражнение на развитие речевого дыхания и голоса

Воспитатель предлагает поиграть с белкой:
«Су-
зу-су-зу,  зу-су-зу-су, Белка, где была?» – « В лесу»
Проговаривать фразу с разной силой голоса: громко, тише, тихо.

III. Заключительная часть

Воспитатель хвалит детей за старания и напоминает, что пора возвращаться в детский сад. Дети прощаются с белочкой и с лесом:
До свиданья, старый лес,      
(Идут по кругу и машут рукой.)
Полный сказочных чудес.

На занятии были использованы следующие инновационные методики:

  • сопровождение речи движениями;
  • дыхательная гимнастика;
  • упражнение на координацию слова с движением;
  • пальчиковая гимнастика;
  • психогимнастика;
  • артикуляционная гимнастика;
  • упражнение на развитие речевого дыхания и голоса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).

Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).Образовательная сфера[1]: речевое развитие.Форма организации: фр...

План-конспект занятия по развитию речи (1-я младшая группа) по теме: Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).

Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет)."Кто у бабушки живёт?"....

Конспект по развитию речи с детьми младшего дошкольного возраста. Тема «Кукла Маша»

Занятия по развитию речи с детьми младшего дошкольного возраста.  Тема «Кукла Маша» Цель: -Закреплять знания детей о животных, звукоподражать им, узнавать на карточках и показывать их...

Конспект НОД по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста. «Составление описательного рассказа по теме «космос» с использованием метафор»

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста.«Составление описательного рассказа по теме «космос» с использованием метафо...

Занятие по развитию речи с детьми младшего дошкольного возраста (2-3 лет). Тема "Весна"

Описание:Данное занятие проводилось с детьми 3-х летнего возраста. При составлении занятия упор делался на лексическую тему "Весна". Данное занятие будет полезно логопедам и воспитателям ДОУ...