Конспект по развитию речи с детьми младшего дошкольного возраста «Ходит осень по дорожкам…»
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект по развитию речи с детьми младшего дошкольного возраста «Ходит осень по дорожкам…»
Цель: создание условий для формирования связной, грамматически правильной речи.
Программные задачи:
- закрепить знания о природных изменениях осенью;
- развивать умение называть существительные с уменьшительно-ласкательным значением;
- способствовать развитию речевого дыхания;
- развивать моторику речедвигательного аппарата, речевой слух и речевое дыхание;
- учить включаться в разговор во время рассматривания предметов;
- учить выполнять движения в соответствии с характером музыки, передавать эмоциональное состояние мимикой;
- формировать потребность делиться своими впечатлениями.
Предварительная работа:
• разгадывание загадок.
• чтение художественной литературы:
Н.Сладков. «Осень на пороге»;
К.Лукашевич. «Осень»;
В.Сутеев. «Яблоко»;
заучивание наизусть стихов об осени;
• чтение потешек осенней тематики.
• Пальчиковые игры: «Собираем листочки», «Вышли пальчики гулять», «Ходит осень в нашем парке», «Осень, осень к нам пришла».
• Дидактические игры: «Составь листик», «Кто больше назовет действий (качеств).
• Музыкальная игра «Мишкин дом», «Угостим зверей», «На лесной опушке собрались зверушки».
• Подвижные игры: "Листопад», «Такой листок, лети ко мне».
• Игры на развитие речевого дыхания:
«Осенние листочки на дереве висят».
Материал
• куклы – бельчонок, еж, зайчонок;
• композиция из искусственных листьев «Осень»;
• осенние листья из бумаги (для игры);
• муляж яблоки;
• шапочки-маски животных: лисенок, волчонок, медвежонок, бельчонок, зайчонок, еж;
• корзинка для собирания листья;
• Стойка со шнуром для подлезания (высота 50 см);
Ход НОД
Организационный момент. Воспитатель организует совместную игровую деятельность в дидактические игры «Какая погода», «Назови ласково».
Психологический настрой.
Воспитатель:
Утром встали малыши,
В детский садик все пришли.
Вам мы рады как всегда.
Гости здесь у нас с утра,
Поздоровайтесь, друзья!
(Дети здороваются).
Здравствуйте, ладошки, (хлопки в ладоши)
Здравствуйте, ножки , (притопы ногами)
Здравствуйте, щёчки, (поглаживаем щёки)
Маленькие щёчки.
Здравствуйте, губки, (смыкаем и размыкаем губы)
Здравствуйте, зубки. (постукиваем зубками)
Здравствуй, мой носик, (поглаживаем носик)
Здравствуйте, дети!
Здравствуйте!
Воспитатель:
- Ой, детки, осторожно, кто-то прячется у нас на ковре. (Беру в руки) Дети, кто это? (белочка) Маленький бельчонок! Кто? (Бельчонок) Давайте с ним поздороваемся! Здравствуй, бельчонок (каждый трогает его за лапку, здороваются) А как говорит бельчонок? (ц-ц-ц) Это он с вами по-беличьи поздоровался : «Ц-ц-ц-ц» (повторяют). Посмотрите, какой бельчонок грустный. Пойдемте, сядем на стульчики и спросим у него, почему он грустит.
Основная часть.
(Дети проходят, садятся на стульчики)
Воспитатель:
- Детки, бельчонок говорит, что он хотел поиграть с друзьями в лесу осенними листочками, но друзей на полянке не нашел. Одному бельчонку играть грустно. Мы можем помочь бельчонку? (Можем) Вы знаете, как его развеселить? (Нужно поиграть с ним) Правильно.
(Дети стоят рядом с воспитателем, осенние листочки разложены на полу).
Воспитатель:
- Смотрите, на какую красивую полянку мы пойдем играть!
Сколько листочков на ней! Какого цвета листочки? (красные, оранжевые…) Какое время года дарит такие разноцветные листики? (осень) Молодцы. Берите листочки в ручки.
Физкультминутка «Вот пришла осень в сад».
(Повторяют за воспитателем).
Вот пришла осень в сад,
Листья желтые кружат, (листики в руках перед собой, влево-вправо, над головой)
Желтые, красные,
Самые прекрасные.
Ветер, стой, не свисти,(помахивают влево-вправо)
Листья незачем грести.
Листья мы не отдадим-
Сами поиграть хотим (прячут за спиной).
Воспитатель:
- Чтобы ветерок уснул и не мешал нам играть, давайте ему споем песенку листочков (Повторяют с воспитателем).
Упражнение на дыхание «Осенний ветерок»
Осенние листочки на веточках сидят,
Осенние листочки детям говорят:
Осиновый – а-а-а…
Кленовый – и-и-и…
Берёзовый – о-о-о…
Дубовый – у-у-у…
(Дети хором поют: “а-а-а, и-и-и, о-о-о, у-у-у”). Какая красивая песенка получилась! Давайте тихонечко подуем на листочки, как это ветер делает, а теперь сильно подуем, сдуем листики с веток.(листопад)
Воспитатель:
- Пусть идет листопад на полянке, а мы погуляем по осеннему лесу!
(Подлезание под шнур - «сломанное дерево» лежит на дороге).
Посмотрите, на дороге лежит сломанное дерево. Белочка говорит, что его ветром сломало. Как же нам перейти на ту сторону полянки? Давайте подлезем под веткой дерева. Смотрите как: ножки нужно поставить рядом, присесть на корточки, ручки прижать к себе. Так, медленно, передвигаясь на корточках и пригибая голову под веткой, пролезть под ней. (Показывает ребенок. Проходят все по-одному). Молодцы. Никто не зацепился за ветку? Пойдемте дальше. Идите осторожно, чтобы не наступить на какую-нибудь лесную зверушку.
Воспитатель:
- Тише, кто-то под листочками шевелится и пыхтит. Кто это? Я догадалась. Я подскажу вам, загадаю загадку, а вы отгадаете.
Загадка.
Вместо шубки лишь иголки.
Не страшны ему и волки.
Конечно, это еж...
Воспитатель:
- Подойдем поближе, поздороваемся (здороваются) Здравствуй, ежик! Посмотрите, что он несет на спине? (яблоко) А какое у него яблоко (большое, круглое) Давайте надуем щечки, покажем, какое яблоко круглое ежик в осеннем саду нашел. А вот еще яблоки. Давайте поможем ежику их собрать вот в эту корзинку (собирают яблоки) Сколько в корзине яблок? (Много) Вот как много яблок мы помогли набрать ежику. Много яблок. Повторите. (Повторяют несколько человек индивидуально) А на спине у ежика сколько яблок? Одно яблоко (индивидуально повторяют несколько человек) (беру в руки ежа) Если ежика погладить, он какой? (колючий)
Давайте сядем на те пенечки и поиграем с ежиком, но попросим его спрятать иголки. (садятся) Приготовьте пальчики.
Пальчиковая игра «Хитрый ежик».
Хитрый ёжик, хитрый ёж,
На клубочек он похож,
На спине иголки (вращают кулачки)
Очень, очень колки (выбрасывают пальцы)
На ежа мы поглядим,
Молока ему дадим, (тарелочки- ладошки)
Но не тронем колки
На спине иголки (грозят пальчиком).
- Никого ежик не уколол иголками? (нет) Понравилось с ежиком играть?(да) Давайте угостим его молочком, пусть лакает молочко.
Воспитатель:
- Ой, ребята, вы слышали… пока мы с ежиком играли, кто-то лапками протопал и за пеньком спрятался, кто же это может быть? Я догадалась. Хотите узнать? Тогда отгадайте загадку.
Прыгает ловко,
Любит морковку. (Зайчик)
(Зайчик сидит за пеньком)
Давайте посмотрим за пенек. Кто там прячется? (зайчик)
(беру зайца в руки, здороваемся).
- Посмотрите, ребята, какой он? (длинные ушки, беленький, пушистый, мягкий, хвостик маленький, короткий). Летом зайчик был серый, а сейчас, осенью, он меняет шубку на белую, чтобы зимой на снегу его не было заметно.
-Зайчик мне говорит, что видел, как вы играли с ежиком, и тоже хочет с вами поиграть. Будем с зайчиком играть? (будем)
Воспитатель:
- Выходите все сюда, будем водить хоровод « На лесной опушке собрались зверушки». Скажите, а какие звери живут в лесу? (называют) Вы хотите превратиться в лесных зверушек? ( Надеваю шапочки: бельчонок, еж, заяц, медвежонок, лисенок, волчонок…)
Сделаем большой круг, возьмемся за руки. Зайчонок, бельчонок, ежик, давайте лапки.
(хороводная игра)
(Дети водят хоровод):
На лесной опушке
Собрались зверушки.
Весь лесной народ
Дружно водит хоровод.
Вы, зверушки, выходите,
С нами вместе попляшите!
(пляшут под музыку)
- Вот как весело играли! Давайте оставим бельчонка и его друзей на полянке, попрощаемся с ними, а нам пора возвращаться в детский сад. (Прощаются)
А по дороге будем листочки в корзинку собирать .
(Идут, собирают листочки)
Раз, два, три, четыре, пять
Будем листья собирать:
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем.
Рефлексия.
Воспитатель:
- Красивый букет получится из листочков. Какое время года нам дарит разноцветные листочки? (осень) Вам понравилась наша прогулка в осенний лес? Что вы делали в осеннем лесу? (играли с бельчонком и его друзьями, листочками) Правильно, в осеннем лесу бельчонок встретился со своими друзьями. Какое настроение у бельчонка было утром? (грустное), а сейчас? (веселое) Замечательно. Теперь вам нужно отдохнуть после прогулки в осенний лес.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).
Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).Образовательная сфера[1]: речевое развитие.Форма организации: фр...
План-конспект занятия по развитию речи (1-я младшая группа) по теме: Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).
Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет)."Кто у бабушки живёт?"....
Конспект занятий по развитию речи с детьми младшего дошкольного возраста использованием инновационных методик по теме "В гости к белочке":
Конспект занятий с детьми по развитию речи младшего возраста.В конспекте используются инновационные методики - пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, упражнения на координацию слов с дв...
Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет). «Кто у бабушки живёт?»
Форма организации: фронтальная.Программное содержание:-Продолжать знакомить с домашними животными.- Побуждать понимать речь взрослого и адекватно реагировать на неё.- Развивать речевую активность...
Конспект занятия по развитию речи с детьми младшего дошкольного возраста "Путешествие в страну Сказколандию"
Конспект занятия с детьми младшего дошкольного возраста с элементами логоритмики, пальчиковой гимнастики и артикуляции....
Конспект занятия по развитию речи с детьми младшего дошкольного возраста "Прогулка по лесу"
Конспект занятия по развитию речи с детьми младшего дошкольного возраста "Прогулка по лесу"...
Конспект по развитию речи с детьми младшего дошкольного возраста. Тема «Кукла Маша»
Занятия по развитию речи с детьми младшего дошкольного возраста. Тема «Кукла Маша» Цель: -Закреплять знания детей о животных, звукоподражать им, узнавать на карточках и показывать их...