«Лесная прогулка»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Иконникова Тамара Валерьевна

Конспект открытого занятия по речевому развитию с помощью игровых технологий и мнемотаблиц 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_lesnaya_progulka.docx35.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 «Теремок» с. Сарыг-Сеп Каа-Хемского района

Конспект открытого занятия

по речевому развитию

C помощью игровых технологий

и мнемотаблиц

«Лесная прогулка»

        

                                                                          Подготовила:

                                                                                Учитель-логопед

                                                                                Иконникова Т.В.

                                                       

 Цель: закрепить знания детей о диких животных с помощью игровых технологий и мнемотаблицы.

    Задачи:  

  1. Образовательные:

Связная речь: упражнять в описывании животного при помощи мнемотаблицы, добиваться ответов от детей полным предложением.  

Звуковой анализ: закреплять умение детей различать на слух слова с определенным звуком в начале, в середине и в конце слова и правильно произносить его;

Грамматика: упражнять в изменении существительных при помощи суффиксов: -ик-, -ок-, -чк-,  

Словарная работа: закреплять умение детей использовать в речи слова-обобщения, пополнять словарь детей существительными с уменьшительно-ласкательными суффиксами.  

2. Развивающие:  

- Развивать координацию речи с движением, фонематический слух, память, внимание, логическое мышление, сообразительность, грамматический строй речи, мелкую моторику рук; развивать темп речи.

3. Воспитательные:

-  Воспитывать любовь и бережное отношение к природе и животным.

4. Рефлексивно-оценочный этап

   Материал: снежинки, «следы», мячик, сугроб, пенек, дуги, ноутбук, проектор, экран, презентация, мнемотаблица.

   Предварительная работа: Рассматривание альбома «Дикие животные», дидактические игры «Кто, где живёт?», «Назови ласково». Беседы о временах года, о зимней одежде людей. Чтение художественной литературы о животных.

Мотивационно-целевой этап

 (в группе на полу по кругу разложены снежинки).

   Логопед:

"Собрались все дети в круг, (дети встают на снежинки)

Я твой друг (руки к груди) и ты мой друг (протягивают руки друг к другу).

Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки).

И друг другу улыбнёмся" (улыбаются)

   Логопед: Ребята, посмотрите, к нам прилетела снежинка! (берет снежинку), а на ней что-то написано! Давайте прочитаем!

   «Здравствуйте девочки и мальчики!

 Мы лесные жители - приглашаем вас в гости

познакомиться и поиграть в разные игры!

Будем очень рады встрече с вами!»

Ребята, ну что? Мы принимаем приглашение наших лесных друзей?

(ответы детей)

   Логопед: Тогда нам нужно теплее одеться, ведь в лесу холодно, и отправляться в путь! Ребята, а какую одежду носят люди зимой?

(ответы детей).

   Логопед: Молодцы! Правильно! Давайте одеваться!

   Двигательное упражнение «Одеваемся на прогулку».

(выполнение движений по тексту)

Очень холодно зимой, (погладить себя за плечи)

Но мы пойдем гулять с тобой (шаги на месте)

Я надену шапку, (имитируем движение «надеваем шапку»)

Я надену шубку (показываем, как надеваем шубку)

Я надену шарфик, потуже завяжу («завязываем» шарфик)

А потом красивые, теплые, пушистые, (показываем кисти рук)

Крошки – рукавички на ручки натяну (поглаживаем тыльную сторону ладоней)

И хотя я маленький (руки на пояс)

У меня есть валенки (ноги поочередно выставляем на пяточку)

Возьму с собою санки в лесочек я пойду (шаги на месте)

На горку поднимусь (руки поднять вверх)

И с горки прокачусь! У-у-у-ух! (быстрое движение рук вниз)  

 Логопед: Ну, вот мы и собрались на прогулку, только забыли взять с собой нашего веселого друга – это наш язычок, нам без него не обойтись. А чтобы язычку было интересней давайте с ним поиграем.

Артикуляционные упражнения:

 - заборчик – трубочка (на счет 1,2 - 5 раз)

 - парус – блинчик (на счет 1,2 – 5 раз)

 - лошадка (быстро, медленно, остановилась).

 Логопед: Ребята, повернитесь друг за другом и пойдёмте по тропинке. 

  (по дороге к «полянке» разложены «следы», дети должны пройти по ним след в след).

 Вот прекрасная полянка, присаживайтесь на пенёчки (стульчики).

 Мы с вами в лесу, здесь свежий воздух, давайте подышим  чистым и свежим воздухом: вдох носиком, выдох – ртом.  

Дети, посмотрите, это кто к нам пришел? (На экране появляется картинка лисы, а затем мнемотаблица). Опишите этого зверька. Кто это? Чем покрыто его туловище? Какого цвета его шерсть? Где живет? Что делает зимой?

Лиса: Здравствуйте, ребятки, вы меня узнали? (ответы детей)

Лиса: Кто я? (ответы детей)

Лиса: Как я рада, что вы меня узнали! Я давно уже вас жду! Вот хотела у вас спросить, вы знаете как шумит ветер?

Дети: ш-ш-ш-ш,

Лиса: а как воет вьюга?

Дети: у-у-у-у

Лиса: а как скрипит снежок под ногами?

Дети: с-с-с-с

Лиса: А теперь давайте поиграем. Я буду называть слова, а вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите:

песенку ветра (Ш) - шапка, шуба, конфета, шишка, бумага, машина…;

песенку вьюги (У) - улитка, удочка, ежик, волк, туча, утюг…,

песенку поскрипывания снега (С) - стол, слива, белка, ананас, вода, самолёт, дом…

Лиса: Какие вы молодцы! Мне очень понравилось с вами играть! Дальше на своем пути вы встретите много лесных жителей! Идите по извилистой дорожке! Досвидания, дети.

Дети: Досвидания, лисичка!

Логопед: Смотрите, а что это там за зверек промелькнул. Вы его узнали, а давайте его опишем. (На экране появляется картинка белочки, а затем мнемотаблица). Кто это? Чем покрыто его туловище? Какого цвета его шерсть? Где живет? Что делает зимой?

Белочка: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Вот мы и встретились!

Дети: Здравствуй, белочка!

Белочка: Давайте поиграем! Я буду называть слова, а вы должны сказать, как они называются, одним словом.

Дидактическая игра: "Назови, одним словом"

Белочка: стол, стул, диван, шкаф, кровать, кресло 

Дети: мебель;

Белочка: берёза, дуб, ель, клен, сосна, тополь

Дети: деревья;

Белочка: скворец, снегирь, сова, сорока, воробей, ласточка

Дети: птицы;

Белочка: яблоко, груша, слива, вишня, абрикос, персик

Дети: фрукты;

Белочка: кукла, машинка, пирамидка, неваляшка, кубики, паровозик  

Дети: игрушки;

Белочка: лиса, волк, медведь, заяц, белка, ежик

Дети: животные  

Белочка: Молодцы! А теперь поиграйте со мной в игру "Маленький - большой"

Белочка: У зайчика маленькие лапки, а у волка - большие

Дети: лапищи.

Белочка: У зайчика маленький носик, а у волка - большой

Детиносище.

Белочка: У зайчика маленькие глазки, а у волка - большие

Дети: глазищи.

Логопед: Спасибо, белочка за игры, но нам пора идти дальше!

Белочка: Я рада, что мы поиграли и подружились! Теперь идите через снежные сугробы и там встретите моего хорошого друга! Досвидания!

Дети: Досвидания белочка!

(По дороге разложены различные модули для препятствий: подлезания, перешагивание).

Логопед: Ребята, пойдёмте друг за другом, переступая через сугробы.

Посмотрите, сколько снега намело! Как же нам пройти? А вот и снежный лаз, давайте по нему проползём!

Смотрите, какие-то пенёчки, давайте присядем и отдохнём.

А кто это там выглядывает? Правильно – это зайчик! Давайте опишем этого зверька. (На экране появляется картинка зайца, а затем мнемотаблица). Кто это? Чем покрыто его туловище? Какого цвета его шерсть? Где живет? Что делает зимой?

Логопед: Здравствуй, зайчик!

Зайчик: Здравствуйте, ребята!

Логопед: А почему ты прячешься?

Зайчик: Я боюсь.

Логопед: Не бойся, мы тебя не обидим. Мы пришли с тобой поиграть.

Зайчик: А тогда давайте сыграем в игру «Назови ласково». А правила игры вам расскажет воспитатель.

Логопед: Я буду вам называть слово и бросать мячик, а вы в ответ должны назвать слово ласково и бросить мячик мне!  

Дидактическая игра "Назови ласково"

ветер - ветерок, белка - белочка, ветка - веточка, куст - кустик, лиса - лисичка, холод – холодок, снег – снежок, елка – елочка, туча - тучка, облако - облачко.

Зайчик: Молодцы! Мне так понравилось с вами играть. Идите дальше, обходите ёлочки и увидите еще одного лесного жителя. Счастливого пути!

Логопед: Ой, кто это вышел? Вы узнали его, а теперь опишем этого зверя. (На экране появляется картинка волка, а затем мнемотаблица). Кто это? Чем покрыто его туловище? Какого цвета его шерсть? Где живет? Что делает зимой? (ответы детей)

Волк: Доброе утро, дети! А вы любите загадки? И даже знаете, кто живёт в лесу? Давайте проверим.

Дидактическая игра «Загадаю - отгадай»

Рыжая плутовка 

Спряталась под ёлкой. 

Зайца ждёт хитрюга та. 

Как зовут её?..    (лиса) 

Назовите детёнышей лисы (лисята)

Рыже-огненный комочек, 

С хвостиком как парашют, 

По деревьям быстро скачет, 

Был он там… 

Теперь уж тут. 

Быстрый он как стрелочка. 

Так ведь это…    (белочка) 

 Назовите детёнышей белки (бельчата)

Лежала между ёлками 

Подушечка с иголками. 

Тихонечко лежала, 

Потом вдруг убежала. (Еж)

Назовите детёнышей ежа (ежата)

Косолапый и большой, 

Спит в берлоге он зимой. 

Любит шишки, любит мёд, 

Ну-ка, кто же назовет?     (медведь)

Назовите детёнышей медведя (медвежата)

У косого нет берлоги, 

Не нужна ему нора. 

От врагов спасают ноги, 

А от голода – кора.        (Заяц)

Назовите детёнышей зайца (зайчата)

Серый, страшный и зубастый 

Произвел переполох. 

Все зверята разбежались. 

Напугал зверят тех…  (волк)

Назовите детёнышей волка (волчата)

 Волк: Молодцы! Много знаете!

Логопед: Нам очень понравилось у вас в лесу! Спасибо тебе большое волк за игру, но нам пора прощаться. До свидания, волк!

Волк: До свидания, ребята!

Логопед: Ребята! Вы, наверно замерзли. Нам уже пора возвращаться в детский сад.

Двигательное упражнение «По снегу побежали». (Выполнение движений по тексту)

Снег, снег, белый снег.

Засыпает он нас всех. (Дети машут руками перед собой.)

Друг за другом дружно встали

И по снегу побежали! (бег на месте)

   Логопед: Ну вот, ребята, мы с вами вернулись в детский сад. Раздеваемся.

   Двигательное упражнение «Раздеваемся с прогулки».

Мы вернулись в детский сад (шаги на месте)

Нужно нам раздеть ребят (шаги на месте)

Рукавички нужно снять (поглаживание тыльной стороны ладоней)

Шарфик дружно развязать («развязываем» шарфик)

Шубку снимем, шапку тоже (имитация движений «снимаем» шубу, шапку)

А сейчас разуться можем (имитация снимания обуви).

       Логопед: Молодцы, присаживайтесь на стульчики. Пока мы гуляли по лесу наши пальчики замерзли, давайте согреем их и сделаем пальчиковую гимнастику.  

  Пальчиковая гимнастика:

Ёж, медведь, барсук, енот

Спят зимою каждый год

Волка, зайца, рысь, лису

И зимой найдёшь в лесу.

   Поочерёдное соединение всех пальцев с большим, начиная с указательного и кончая мизинцем. В обратном направлении от мизинца к указательному. Сначала ребёнок соединяет пальчики одной руки, потом – другой (на ударные слоги).

 Рефлексивно-оценочный этап

   Логопед:  

 Вам понравилась прогулка?

 Кого мы встретили в лесу?

 А кого не встретили, почему мы их не встретили?

 (ответы детей)

  Логопед: 

    А какое настроение у вас после прогулки?  Давайте подойдем к столу и выберем свое настроение, и поделимся своим настроением с гостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий проведения спортивного праздника "Лесная прогулка"

Содержание:задачиинвентарь и оборудованиепредварительная работасодержание (со словами ведущего, детей, описание эстафет)...

Конспект доминантного занятия по развитию музыкально-двигательного творчества при восприятии классической музыки на тему "Лесная прогулка" для детей старшей группы.

В занятии представлены творческие задания по созданию двигательных импровизаций старшими дошкольниками на тему прогулки в весеннем лесу. Музыкальный материал представлен высокохудожественными классиче...

Сценарий летнего развлечения " Лесная прогулка"

Сценарий летнего развлечения для детей 5-7 лет....

Лесная прогулка

«Лесная прогулка» Цель: закрепление знаний о диких животных через движения. Проектное содержание: упражнять в ходьбе по ограниченной площади с сохранением равновесия, в прыжках через гимнаст...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми средней группы по познавательно-речевому развитию. Тема "Лесная прогулка"

Итоговая непосредственно-образовательная деятельность, включающая в себя темы "Зимний лес", "Природа зимой", "Животные зимой"....