итоговое занятие по развитию речи в подготовительной ргуппе
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

 

Цель: обобщить и систематизировать полученные знания в течении года.

Задачи:

Образовательные: в игровой форме повторить и обобщить знания детей по темам: синонимы; антонимы; положение звука в слове; родственные слова; сложные слова; составление описательного рассказа; жанры произведений (сказки, рассказы, былины); выявить значимость «Красной книги», закрепить правила поведения в природе.

Развивающие: обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, развивать и корректировать внимание, память, мышление; связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы.

Воспитательные: формировать навыки сотрудничества на занятии; создавать положительный эмоциональный фон; воспитывать самостоятельность, активность, культуру общения и чувство коллективизма; доброту, желание помогать тем, кто нуждается в помощи; любознательность, любовь к природе, желание учиться. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovoe_nod_v_podgotovitelnoy_gr.no4_.docx25.95 КБ

Предварительный просмотр:

                              Тема: «Поможем Незнайке»

Цель: обобщить и систематизировать полученные знания в течении года.

Задачи:

Образовательные: в игровой форме повторить и обобщить знания детей по темам: синонимы; антонимы; положение звука в слове; родственные слова; сложные слова; составление описательного рассказа; жанры произведений (сказки, рассказы, былины); выявить значимость «Красной книги», закрепить правила поведения в природе.

Развивающие: обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, развивать и корректировать внимание, память, мышление; связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы.

Воспитательные: формировать навыки сотрудничества на занятии; создавать положительный эмоциональный фон; воспитывать самостоятельность, активность, культуру общения и чувство коллективизма; доброту, желание помогать тем, кто нуждается в помощи; любознательность, любовь к природе, желание учиться.

Методические приёмы: 

Игровой (использование сюрпризных моментов).

Успокаивающие упражнения перед занятием.

Наглядный (использование иллюстрации).

Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).

Наглядный материал: мольберты, сюжетные картинки для составления рассказов, мяч, картинки персонажей сказок, буквы для составления слов, правила поведения в природе, Красная книга.

Ход занятия:

1-2-3-4-5-становитесь в круг играть.

Мы спокойны, мы спокойны

Говорим всегда красиво,

Четко и неторопливо,

Повторяем обязательно,

Все, что учили на занятиях.

Воспитатель: Ребята ,сегодня по дороге в детский сад я встретила Незнайку, он был очень расстроенный. Незнайка очень хочет в школу, но к ней совсем не готов. Поможем ему?

Ответы детей.

Воспитатель: Не переживай Незнайка, мы с ребятами сейчас повторим все , что выучили в течении года, а ты слушай нас внимательно и запоминай. Но сначала подготовим наши язычки. Повторяйте за мной:

Ай-ай-ай скоро месяц май.

Ра-ра-ра во дворе гора.

Ру-ру-ру начинаем мы игру.

(Дети садятся полукругом на стульчики).

Первая игра «Чем отличаются слова».

На листе написаны парные слова: шишка-мишка, кот-кит, булка-будка ,крыса-крыша, дом-дым, бочка-точка. Дети читают.

 Ответ детей (отличаются звуками в словах).

Воспитатель: Справились, молодцы.

Дидактическая игра «Составь рассказ по картинке». Выслушиваются рассказы четырех  детей (картинки вывешиваются по очереди на мольберт).

Воспитатель: Ребята ,вы придумали интересные рассказы и мы с удовольствием их послушали. Следующее задание «Скажи наоборот» (игра с мячом).

Зима-лето, грязь-чистота, свет-темнота, день-ночь, жара-холод, мир-война, правда-ложь, добро-зло, друг-враг, радость-грусть, богач-бедняк, храбрый- трусливый, белый -черный, веселый –грустный, высокий -низкий.

Воспитатель: Ребята, понравилась вам эта игра? Продолжаем дальше, будьте внимательны.

 Игра « Исправь ошибку». Я буду говорить словосочетания, а вы исправлять, то что я скажу неправильно.

Злая крокодил, полосатое зебра, медленный улитка, зеленые попугай, сильная мороз, красивое цветок, холодный солнце, шустрые обезьяна.

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, какие вы все внимательные. Наши игры становятся все сложнее и сложнее. А сейчас послушайте условие следующего задания    « Сложные слова». Я говорю два слова, а вы из них составляете одно.

Лес рубить -лесоруб, длинные уши- длинноухий, голубые глаза- голубоглазый, лед колет-ледокол, листья падают- листопад, снег идет- снегопад, седые волосы- седоволосый, длинные ноги- длинноногий, круглое  лицо –круглолицый, короткий хвост -короткохвостый.

Ребята, я очень рады тому, что у вас так все хорошо получается.

Игра «Скажи по-другому»

Метель (вьюга, буран, ураган, шторм).

Холод (стужа, мороз).

Грустный (печальный, скучный, безрадостный, тоскливый).

Трусливый (пугливый, боязливый).

Смелый (храбрый, отважный).

А теперь немного подвигаемся .

     Физкультминутка

 « Я шагаю в первый класс» (проводит ребенок).

Воспитатель: На ваших столах лежат слова-перевертыши. Нужно сложить правильно буквы и прочитать эти слова. Дети выполняют и читают слова: насос, сахар, весна, сказка, лето, белка, кочка, роза, почка, кошка.

Воспитатель: Садитесь на свои стульчики и послушайте загадки про наших сказочных друзей.

 ( после каждого ответа показываются персонажи сказок)

Он хозяина любил,

Верно он ему служил.

Сапоги носил и злого

Людоеда победил. (Кот в сапогах)

 К лесу передом стоит

И кривой трубой дымит.

Там Яга – лесная бабка,

На печи зевает сладко. (Избушка на курьих ножка)

 Что старик закинул в море,

Чтобы рыбку изловить,

Чтоб старухе не простою,

А хозяйкой моря быть? (Невод)

 Много серебра и злата

В сундуках своих он прятал.

В мрачном он дворце живет

И чужих невест крадет. (Кощей Бессмертный)

 Стрела у Ивана,

Как птица в полете.

Жена у Ивана

Живет на болоте. (Царевна-лягушка)

 Щуку я в пруду поймал

И желанье загадал. (Емеля)

-Все загадки отгадали и героев всех назвали.

Ребята, в сказках правда говорится?(нет, в сказках все придумано). В каких произведениях говорится правда?( Правда говорится в рассказах). Что такое былины( Былины –это сказания о том , что было давно. Произошло слово былина от  слова быль-правда, былины распевают)

Ответы детей.

Воспитатель: А что такое родственные слова? (Слова родные друг другу, у них общий смысл).

Ответы детей.

Воспитатель. - Ой, ребята, посмотрите, я вижу чудо - деревья, на листочках, которых написаны слова. Это дерево выросло из слова «вода», а это – из слова «сад», а это из слова «дом». Вы когда-нибудь встречались с такими чудо – деревьями?

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что-то эти деревья выглядят больными, некоторые листочки у них желтые .Наверное это листочки-слова, не родные им? Давайте им поможем. Разделитесь на 3группы, прочтите слова на листочках и скорее найдите не подходящие, т.е. не родственные словам «сад», «вода», «дом».

Вода- водный- водяной- водоросли- (завод)- водолаз-водопровод;

Сад- садовник- садовый- садик -садить- сады- (друг.)

Дом- домик- домовой- домище- дома- домашний-(заводить).

Воспитатель: Почему, вы решили, что эти слова не родственные?

Ответы детей. У них другой смысл.

Воспитатель: Ну молодцы, теперь деревья будут хорошо себя чувствовать. А как называется место, где растет много деревьев?

Ответы детей (лес, чаща).

Какой лес вы знаете? (смешанный, хвойный, лиственный).

Воспитатель: Правильно, скажите пожалуйста, как нужно вести себя в лесу?

Ответы детей.

Воспитатель.  Что такое Красная книга? (это книга, в которую занесены редкие и исчезающие растения и животные).  Что означает красный цвет?(красный цвет-цвет опасности , тревоги).Как называется место где растут и живут редкие виды растений и животных?(заповедник).

Ответы детей.

Ребята, давайте вспомним поговорки и пословицы о природе.

Был бы лес, а соловьи прилетят.

Не беречь поросли, не видать и дерева.

Что летом родиться, зимой пригодиться.

Весенний дождь растит, осенний гноит.

Кто любит земле кланяться- без добычи не останется.

Сугробы снега на полях- урожай в закромах.

Кто не сажал дерева, тому не лежать в тени.

Не та земля дорога, где медведь живет, а та, где курица скребет.

Земля родная- колыбель золотая.

Молодцы, ребята. Вы справились со всеми заданиями. Вы очень много знаете и готовы идти в школу. А тебе Незнайка мы желаем быть  внимательным на уроках и слушать учителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе.

Предлагаю комплексное занятие для подготовительной группы...

Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе. «Путешествие на корабле на остров «Знаний».

Цели: Образовательные: в увлекательной форме путешествия повторить и обобщить знания детей по темам: состав предложения; антонимы; положение звука в слове; счет слогов; однокоренные слова; соста...

комбинированное итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе коррекционного типа,, Осень,,

Закрепление знаний детей о разных периудах осени. Развитие речевой активности детей, умение воплощать в рисунке свои впечатления....

Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по теме «Сад-огород».

Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по теме «Сад-огород».Цели:1. Уточнять и закреплять знания о фруктах и ов...

Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе (Программа "От рождения до школы", ОО "Речевое развитие"). Подготовка к обучению грамоте.

Данное занятие - рядовое итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе детского сада. Разработано в соответствии с целями программы "От рождения до школы"....

Конспект итогового занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе №13 "Пчелка". Тема занятия "Умники и умницы".

Конспект итогового занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе №13 "Пчелка". Тема занятия "Умники и умницы"....

Конспект итогового занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Королевство Правильной Речи».

Данный конспект занятия направлен на закрепление знаний детей по разделам программы: «Звукопроизношение», «Обучение элементам грамоты», «Лексико-грамматические категории...