Масленица. Развитие речи в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Бакуняева Юлия Сергеевна

Представляю вашему вниманию конспект занятия "Масленица", который позволяет познакомить детей с традициями русского народа-праздником Масленица, развивает речь, воспитывает интерес и уважение к традициям русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_maslenitsa.docx25.96 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятие по развитию речи «Масленица» (старшая группа).

Автор: Бакуняева Юлия Сергеевна, воспитатель

Описание материала: Представляю Вашему вниманию конспект занятия " Масленица", который позволяет познакомить детей с традициями русского народа - праздником Масленица, развивает речь, воспитывает интерес и уважение к традициям русского народа.
Цель: формирование представлений детей о традициях празднования русским народом, дать представление о значении каждого дня Масленицы.
Задачи: 
- познакомить детей с традициями русского народа - праздником Масленица,
- активизировать активный словарь,

- развивать слуховое внимание, логическое мышление,
- воспитывать уважение и интерес к традициям русского народа.

Материал:  кукла- чучело Авдотья, аудиозаписи русских народных мелодий,  репродукции картин русских художников, презентация Масленица.

 
ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель: Ребята! Отгадайте загадку!

Всю неделю отдыхают,

Всех блинами угощают!

Холод, зиму провожают,

А весну с теплом встречают!

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о каком празднике говорится в этой загадке?

Воспитатель: Правильно, этот праздник называется Масленица, и сегодня мы с вами поговорим об этом празднике, о масленице, об обрядах, да обычаях с которыми встречали этот праздник.

Сюрпризный момент: Ой ребята к нам кто-то идет, (звучит музыка из русских народных песен про масленицу)

Героиня А.Н.: Здравствуйте ребята, я пришла к вам в гости, рассказать вам о своем празднике-Масленица. А зовут меня Авдотьюшка Никифоровна. Хотите послушать мою историю?
Дети: да
Героиня А.Н:  Масленица — один из самых любимых в народе праздников, рождение которого уходит в глубокую древность. Празднуют в конце февраля, начале марта.

Масленица имела другое название — проводы зимы. А проводы зимы и встреча весны — всегда праздник.  Длится Масленица целую неделю, и все это время хозяйки пекут блины и оладьи, которые так напоминают солнце, приглашают гостей и потчуют их.

Героиня А.Н:    Ребята, а вы знаете, что же является символом весны, солнца в этом празднике? Нет? Тогда отгадайте!

Желтый, круглый, ароматный

И на вкус такой приятный

И с вареньем, и с медком,

Со сгущенным молочком!

Героиня А.Н:   Молодцы! Это блины! Яркие, румяные, ароматные!

Героиня А.Н:    Масленица всегда была шумной, весёлой с песнями и играми. Всю неделю на Масленицу веселились, катались с горки, водили хороводы, угощались блинами. Самое главное - это блины! Блин - символ солнца. Такой же круглый и горячий. С пылу с жару подаются они на стол. На Масленицу катаются на расписных санях, с огромных ледяных гор, на гигантских каруселях! Распевают задорные частушки и прибаутки. Шуты и скоморохи насмешат до слез в уличных балаганах и театрах. Вот какая она, русская Масленица!

Героиня А.Н:   Каждый день Масленицы имеет свое название и обряды. Давайте, вспомним, какой день начинает неделю? (Понедельник) Поиграем в игру «Что за чем, и перед чем? »

Игра: «Что за чем, и перед чем? »

Героиня А.Н:   Какой день наступает после понедельника? (Вторник)

Что следует после вторника, среды, четверга? Какие дни недели мы называем выходными? Догадайтесь, какой день недели я загадаю. Он наступает после вторника и перед четвергом? (среда). А какой день недели наступает перед пятницей? (четверг).

Молодцы, вспомнили все дни недели, а теперь посмотрим, чем занимались каждый день на масленичной неделе!

Физ. минутка  Исполняется русская народная песня «Блины»

Включение презентации про празднование  «Масленицы»


Понедельник — Встреча.

Масленица начинается в понедельник, который называется встреча. В этот день встречают Масленицу, строят снежные горы. Делали куклу –чучело — Масленицу, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. Первыми были дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор.

Вторник — Заигрыш.

В этот день начинались игры и потехи, устраивались девичьи качели, поездки на лошадях., строили снежные и ледяные крепости, скоморохи пели свои частушки, состязания устраивались.

Среда — Лакомка.
Чем лакомились на Масленницу- отгадайте?

Что на сковородку наливают да вчетверо сгибают? (Блин)

Героиня А.Н: Молодцы!
В народе говорили: «Без блинов- не Масленица». Дети ходили на Масленицу из избы в избу, поздравляли с праздником и пели, угощали друг друга.

 Давайте мы с вами превратимся в веселых пекарей, тоже напечем блинов да пирогов к масленице! А вот что нам надо для работы попробуйте отгадать!

Дети отгадывают загадки:

1. Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают? (блины)

2. Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый (Хлеб)

3. Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье.
Ну и объеденье! (Бублик)

4. Из меня пекут ватрушки,
И оладьи, и блины.
Если делаете тесто,
Положить меня должны. (Мука)



5. "Вырос в поле дом.
Полон дом зерном.
Стены позолочены.
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном
На столбе золотом" (Колос)

Героиня А.Н:    Молодцы! Умеете отгадывать загадки! А какой день недели следует за средой? (Четверг)

Четверг — широкий, Разгуляй-Четверток.

В этот день было больше всего развлечений, самый веселый день, гуляли с утра до вечера. Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу. Катались на конях по деревне. Ряженые веселили народ. Все угощались блинами. Возили чучело на колесе, пели частушки, плясали, водили хороводы. В этот день начинали колядовать.

Героиня А.Н:   Давайте и мы с вами попляшем, хоровод заведем!  (звучит хороводная песня)

 Пятница и суббота

 ходили в гости. Для гостей готовили угощения. Какое? (Ответы детей)

В субботу  сжигают чучело Масленицы и окончательно прощаются с зимой. Пепел развеивают по полю, чтобы был хороший урожай.


Воскресенье — прощенный день или проводы.

В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили: "Прости меня, пожалуйста". "Бог тебя простит", — отвечали на это. Так заканчивалась Масленица.

Включение русской народной песни «Прощание с Масленицой»
Героиня А.Н:   Давайте немного поиграем, у нас ведь Масленица!

Игра с мячом: «Назови ласково»

Героиня А.Н:   Я произношу разные слова, назовите эти предметы ласково. (блин – блинок, блинчик; пирог – пирожок, крендель – кренделек, мёд – медок и т. д)

Героиня А.Н:   Вот так проходила Масленица на Руси! Вам понравилось?

Дети: да.

Героиня А.Н:   а теперь приглашаю вас на чаепитие с главным блюдом блинами.

Вопросы воспитателя:

Почему праздник назывался масленицей?

Что еще готовили хозяйки?

Как по-другому называли праздник масленицу?

Как люди праздновали этот праздник? (Рассказы 2-3 детей)

Используемая литература:

  1. Знакомство детей с русским народным творчеством: конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт-сост.: А.С. Куприна, Т.А.Бударина, О.А. Маркеева, О.Н. Корепанова и др.- 3-е изд., перераб. и дополн.- СПб. ООО «Издательство Детство-Пресс», 2015.-304 с., ил.;
  2. Бойчук И.А. «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским мнародным творчеством. Старшая группа. Перспективное планирование, конспекты бесед.- СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.-432с.;
  3. О.Л. Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие.- 2-еизд., перераб. и доп.-СПб: Детство-Пресс, 2004.-304с.:ил.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему:  Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки" 

Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить представле...

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему: Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки"

Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить пред...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...

Конспект НОД по «Развитию речи» в старшей группе ТЕМА «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»

Театрализованная деятельность оказывает большое влияние на речевое развитие детей. Она:помогает усвоить богатство родного языка, его выразительные средства;стимулирует речь за счёт расширения словарно...