Картотека игр, направленных на развитие связанной речи.
картотека по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Альховикова Ирина Анатольевна

игры на развитие связанной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_napravlennye_na_razvitie_rechi.docx34 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр, направленных на развитие связанной речи.

«Подскажи слово»

Возраст 4+

Количество 1+

Цель: развитие словаря, навыков словообразования.

Ведущий показывает детям, как можно образовывать, или  изменять слова  и предлагает поиграть в игры.

  • «Кто это?»

Ведущий называет действия людей. Дети говорят, как называют тех, кто совершает эти действия.

Тот, кто спасает, - спасатель.

Тот, кто учит, - …

Тот, кто сочиняет, - …

Тот, кто слушает, - …

Тот, кто смотрит, - …

  • «Музыкальные инструменты»

Ведущий называет различные музыкальные инструменты. От их названий дети образуют глаголы.

Барабан – барабанить.

Дудочка – дудеть.

Звонок - …

Труба - …

Свисток - …

Сигнал - …

Можно образовывать и существительные:

Барабан – барабанить – барабанщик.

  • «Вчера – сегодня – завтра»

Ведущий предлагает детям изменять глаголы по временам.

Вчера я бегал, сегодня – бегаю, завтра – буду бегать.

  • «Скажи наоборот»

Ведущий называет существительные, прилагательные, наречия, к которым можно подобрать слова с противоположным значением:

Храбрец – трус.

Грустно – весело.

Большой – маленький.

  • «Лилипуты и великаны»

Ведущий называет существительные, которые можно изменять добавлением суффиксов, и предлагает детям изменять слова этим способом:

Кабан – кабанчик – кабанище.

Волк – волчок – волчище.

  • «Один – много»

Ведущий называет предметы в единственном числе – дети образуют форму множественного числа.

Слон – слоны.

Дом – дома.

Ведущий может называть слова в форме винительного или родительского падежа; можно говорить не слова, а предложения. Например:

- В зоопарке нет слона.

- в зоопарке нет слонов.

- Я строю дом.

- А мы строим дома.

«Доскажи слово»

Возраст 4+

Количество 2+

Цель: развитие словарного запаса, воображения, мышления, навыков словообразования.

В следующей серии игр ведущий начинает предложение, дети должны его закончить, вставляя недостающие слова.

  • «Подбери рифму»

Ведущий читает стихотворение с простыми рифмами, делая паузы перед тем, как произнести последнее слово в строке. Дети заканчивают строки самостоятельно.

В качестве примера приводим стихотворение Даниила Хармса « Очень – очень вкусный пирог»:

Я захотел устроить бал,

И я гостей к себе…(позвал).

Купил муку, купил творог,

Испёк рассыпчатый…(пирог).

Пирог, ножи и вилки тут –

Но что-то гости…(не идут).

Я ждал, пока хватило сил,

Потом кусочек…(проглотил).

Потом подвинул стул и сел

И весь пирог в минуту…(съел).

Когда же гости подошли,

То даже крошек…(не нашли).

  • «Профессии»

Ведущий описывает различные профессии. Задача детей – назвать профессию.

- Носит белый колпак, готовит вкусную еду. Кто это?

 - Повар!

- Водит машину…

- Водитель!

  • «Времена года»

Ведущий начинает предложения, в которых описывается времена года. Дети заканчивают предложения.

- Летом на полях растёт трава, а зимой на полях лежит …

- Снег!

- Осенью птицы улетают в тёплые края, а весной …

- Возвращаются!

  • «Родственники»

Ведущий задаёт вопросы, связанные с названиями животных и их детёнышей, например:

- Мама – курица, а  ребёнок…

- Цыплёнок!

- Ребёнок – цыплёнок, а  его родители…

- Мама курица и папа петух!

- Детей курицы зовут …

- Цыплята!

- Мама – курица, а папа…

- Петух!

Дети отвечают  на вопросы ведущего и могут сами предлагать свои  вопросы.

  • «Подбери прилагательное»

Участники игры должны подобрать как можно больше определений к тому предмету, который назовёт ведущий.

Например:

Ведущий говорит: « Бабочка бывает …» (Красивой, лёгкой, пёстрой, вредной, изящной, весёлой, быстрой, сонной, тропической, удивительной, редкой и т.д.)

Желательно не использовать определения, образованные от названий цветов (синий, белый и т.д.), или характеризующие размер (большой, высокий и т.д.).

Побеждает тот, кто назовёт больше определений.

«Кто сказал?»

Возраст 4+

Количество 2+

Цель: развитие образного мышления, воображения, речи.

Материал: рисунок, на котором есть много разных персонажей.

Участники  игры по очереди произносят от лица любого персонажа подходящую фразу (связанную с сюжетом или с характером персонажа). Причём в качестве персонажа может выступать и неодушевлённый предмет – цветок, игрушка, инструмент и т.д. Задача остальных участников – отгадать, какому персонажу могут принадлежать эти слова.

«Эхо»

Возраст 4+

Количество 2+

Цель: развитие слухового восприятия, артикуляции, умения различать звуки,

Ведущий читает детям стихи, лучше – двустишие или четверостишие.

После прочтения каждой строки дети по несколько раз (например, по три или по четыре) хором повторяют  последний слог, то есть изображают эхо:

Африканский бегемот (мот- мот- мот- мот!).

Отрастил большой живот (вот- вот- вот- вот!).

Шёл по улице отряд (ряд- ряд- ряд- ряд!).

Шёл он прямо на парад (рад- рад- рад- рад!).

Ветер, ветер, ты могуч (гуч-гуч-гуч-гуч!).

Ты  гоняешь стаи туч (туч-туч-туч-туч!).

Желательно, чтобы последние слоги  в строках  были ударными.

«А что, если…»

Возраст 5+

Количество 2+

Цель: развитие речи, воображения, логического мышления.

Ведущий начинает предложение, а дети их продолжают.

 Ведущий может так подбирать предложения, чтобы  они были на одну тему.

  • «Знакомство  с предлогами»

Если командир в мундире, то мундир на командире.

Если сапог на ноге, то нога…

Если карман на пиджаке, то пиджак…

Если картина над столом, то стол…

Если масло в каше, значит каша…

  • «Знакомства со сравнительными наречиями»

Если Оля старше, Коли, значит, Коля…

Если стол выше стула, то стул…

Если река шире ручья, то ручей…

Если велосипед едет медленнее мотоцикла, то мотоцикл едет…

  • «Причина  и следствие»

Если  на небе тучи, значит, скоро…

Если в воду добавить сахар, то…

Если в комнату принести снег, то…

«Конкурс вопросов»

Возраст  5+

Количество 2+

Материал: сюжетные картинки с большим количеством деталей.

Цель: развитие наблюдательности, речи, мышления, воображения, навыков самостоятельного составления фраз.

Ведущий предлагает придумать, как можно больше вопросов к рисунку. Побеждает  тот, кто задаст вопросов больше всех. Можно также отметить авторов самых оригинальных вопросов.

«Фильм»

Возраст 5+

Количество 2+

Цель: развитие умения определять и называть последовательность действий,  активизация словаря.

Материал: картинки с сюжетами и с последовательностью действий.

  Называется какая-либо ситуация, а ребенок пытается определить последовательность действий, из которых она состоит.

( Представьте, что мы снимаем кино, нам известен конец, и надо понять и объяснить, что произошло, какие действия герой совершил сначала).

Например.

Ситуация: «Мальчик удит рыбу».

  • приготовил удилище, леску, крючок, поплавок;
  • накопал червей;
  • пришел на берег;
  • надел червяка на крючок;
  • забросил удочку;
  • смотрел на поплавок и т. д.

 Сначала эта игра может проводиться с использованием картинок.

 Позже дети могут не только называть последовательность действий, но и передавать их с помощью движений и мимики.

Ситуации, процессы могут быть самыми разнообразными.

Например: жарим яичницу, варим борщ, гуляем с собакой, сажаем лук, смотрим телевизор.

«Лавина слов»

Возраст 5+

Количество 2+

Цель: активизация словаря, развитие умения классифицировать предметы, развитие памяти.

 Взрослый начинает игру: «В корзину я положил яблоки». Ребенок продолжает, повторяя все сказанное ранее и добавляя свое слово: «В корзину я положил яблоки и лимоны». Следующий играющий повторяет предложение и добавляет слово от себя. И так далее.

 

Усложнение.

Добавление слов осуществляется на основе заданной буквы, например: «В корзину я положил арбуз, ... ананас, ... абрикос, ... апельсин» и т. д.  или использования последовательности букв в алфавите, например: «На столе стоит ваза, а в ней — апельсины, бананы, виноград, груша...».

Если на очередную букву сложно подобрать слово-название, то она пропускается. При этом если игра проводится со старшими дошкольниками, то вполне допустимо использование опорной таблицы с изображением букв алфавита.

«Небылицы»

Возраст  5+

Количество 2+

Цель: развитие активного словаря, монологической речи и воображения, развитие умения слушать и сочинять.

  • «Ошибки»

Ведущий предлагает детям поиграть, научиться придумывать небылицы,  с помощью ошибок  в действиях.

-Одни дети придумывают, а другие  показывают ошибочные действия и озвучивают, что они делают.

-Одни дети показывают, а другие отгадывают и озвучивают.

В конце игры сочиняется небылица, в которой будут озвучены все действия ошибки, придуманные детьми

В конце игры дети собираются вместе и поочерёдно при сочинении небылицы добавляют свои предложения (действия, которые они выполняли или придумали)

Например.

« По утрам я надеваю ботинки на руки, ем суп вилкой, укладываю спать машинку в кровать…»

Чтобы оживить историю

Так же дети могут придумать персонажам  смешные имена и места, где они живут.

Например.

« Синьора Поварёшка жила в городе под названием Кастрюлька».

  • «Так бывает или нет»

1 вариант.

Можно использовать специальные сюжетные картинки, которые готовятся заранее.

Например.

Ребенку предлагают рассмотреть картинку, на которой изображены свинья на насесте, корова на заборе, кошка в норке, мышка ловит кошку, петух в конуре, собака прогуливает утят и т. п. (комплект может быть любым: мебель, одежда, животные, птицы, рыбы, быт людей, но на каждой картинке изображается абсолютно не свойственное предмету действие).

 И ребёнок должен ответить, так бывает или нет и почему.

 Отвечают дети в силу своих возможностей — словами, фразами, предложениями.

2 вариант.

Ведущий предлагает ребенку простейшие ситуации, а он отвечает, бывает так или нет.

 Обязательное условие: чередование реальных и нереальных ситуаций.

 Например.

 «Волк бродит по лесу», «волк на дереве сидит», «в кастрюле варится суп», «чашка жарится на сковороде», «самокаты по небу летают», «кораблик плывет по волнам», «девочка рисует домик», «домик рисует мальчика».

Дети постарше могут уже самостоятельно придумывать предложения, заключающие информацию о реальных или нереальных событиях.

 Игра может быть организована следующим образом: взрослый придумывает предложение, отражающее реальное событие, а ребенок, в ответ, предложение с таким же событием, или наоборот. Например:

—  Маяк освещает дорогу кораблям.

—  Ночью ярко светит солнце.

—  Весной прилетают перелетные птицы.

—  Зимой в лесу все тропинки заросли травой

  • «Странные рассказы»

. Ребенку предлагают послушать один из коротких рассказов:

«Летом, когда ярко светило солнце, ребята вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься с нее на санках»;

«Наступила весна. Все птицы улетели на север. Грустно стало детям. Решили они смастерить скворечники. Готовые домики для птиц дети развесили на веревке, и в них поселились котята. Детям стало снова весело»;

«У Вити сегодня день рождения. Он принес в детский сад угощения для своих друзей: яблоки, соленые конфеты, сладкие лимоны, груши и печенье. Дети ели и удивлялись. Чему же они удивлялись?»

 В качестве образца могут служить и поэтические произведения («Путаница» К. Чуковского, «Вот какой рассеянный» С. Маршака и многие другие). После прослушивания дети обычно анализируют произведение с точки зрения достоверности фактов и придумывают собственные небылицы или перевертыши.

 

  • «Вопросы и ответы»

 Эта игра знакома каждому человеку с детства. Она развивает не только воображение, мышление и речь, но и формирует здоровое чувство юмора.

Сначала водящий раздаёт детям  по одной картинке с предметным или сюжетным содержанием, затем задаёт игровые вопросы: «Кто?» «С кем? Когда?» «Зачем?» «Куда?» «Что делать?» «Что из этого вышло?» и т. д. Дети по очереди отвечают на них, опираясь на свои картинки.

 Взрослый может записывать детские ответы и затем зачитать все придуманные в ходе игры истории-небылицы.

 

  • «Снежный ком»

 Водящий наугад называет два слова, например «сейф» и «апельсин». Один из участников игры придумывает и описывает ассоциацию, возникшую на эти слова.

Например: «из открытого сейфа выкатывается огромный апельсин». Следующий игрок называет свое слово, например «яйцо». Третий участник игры связывает второе слово с третьим также при помощи возникшей ассоциации, скажем: «под кожурой апельсина оказалось яйцо», и задает следующее слово и т. д. Так обычно и возникают предложения, отражающие поочередно реальные и нереальные события, ситуации, действия.

По окончании игры можно предложить детям нарисовать то, что запомнилось им больше всего или рассмешило их.

 

  • «Любопытный»

 Играющие образуют круг. Водящий — «любопытный» — называет букву, с которой должны начинаться ответы. Затем он обращается к какому-либо игроку и задает короткие вопросы, типа «Кто?», «Куда?», «Когда?», «Зачем?» и т. п. Задача играющих — отвечать не задерживаясь. Например, объявлена буква «Ш». Ответы могут быть следующими: шапка, шла, шумным днем, шашлык кушать. Победителем оказывается участник, оставшийся последним в игре.

 

  • «Сказки дедушки Корнея» 

 

В этой игре нелепицы, перевертыши и небылицы могут быть построены на основе использования следующих приемов любимого писателя детворы К. И. Чуковского:

1.  Малому приписываются качества большого и наоборот.  («Комарище,  упавший  с  дубища».  Муха,   утопление  которой  описано,   как мировая  катастрофа.)

2.  Холодному приписываются качества горячего и наоборот. (Человек обжегся  холодной  похлебкой.   Знойным  летом  дети  скользят  на коньках по воде.)

3.  Съедобность несъедобных вещей и наоборот. («Пил-ел лапти, глотал  башмаки».   «Взял и стукнул  колбасой».)

4.  Перевертыши   одежды.   («Лыко  мужиком   подпоясано».   «Мужик подвязал  тулуп  топорищем».)

5.  Перевертыши  явлений  и  законов  природы.   (Море  горит;  в  поле корабль бежит;  в лесу рыба растет;  в море земляника поспела.)

6.  Перепутывание эпитетов. («Он на пегой на телеге, на дубовой лошади».  Конь скачет верхом на ездоке.)

7.  Изменение точки отсчета. («Ехала деревня мимо мужика». «Деревня в поля убегает».)

8.  Перевертыши телесных недостатков. (Слепые видят, немые кричат, глухие  подслушивают,  безногие  бегают.)

9.  Перевертыши   действующих   лиц.   (Ворота   лают   из-под   собаки. Мужик  собакой  бьет  палку.)

«Лунтик»

Возраст 6+

Количество 2+

Цель: развитие речи, умения отвечать на вопросы.

Ведущий детей просит детей представить, что он прилетел с другой планеты, например с Луны, и всё видит в первый раз. Дети должны помочь ему понять, что его окружает, для чего служат те или иные предметы и т.д.

Ведущий спрашивает детей о назначении предметов о привычках и образе жизни землян, побуждая детей к развёрнутому рассказу: «Что это такое? Для чего это нужно? Как этим пользуются? Из чего сделано» и т.п.

В ходе игры можно затрагивать самые разные темы.

 «Бесконечное предложение»

Возраст 6+

Количество 2+

Цель: активизация словаря, развитие памяти.

Содержание же игры состоит в следующем: водящий называет любое слово, а каждый из участников по очереди добавляет к нему свое слово, повторяя целиком предыдущее. При распространении предложения слова могут быть размещены в различных его местах (в начале, конце, середине), но добавлять их необходимо с учетом смыслового содержания. Например, исходное слово «солнце»:

светило  солнце;

ярко  светило  солнце;

на небе ярко светило солнце;

на небе ярко светило весеннее солнце;

на небе ярко светило и играло весеннее солнце;

на небе ярко светило и играло лучами весеннее солнце;

на небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце;

на голубом небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце;

на голубом небе ярко светило и играло своими золотыми лучами весеннее солнце;

на голубом небе ярко светило и играло своими золотыми лучами ласковое весеннее солнце...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно-образовательная деятельность по развитию связаной речи в средней группе "Путешествие к "Сказочной горе".

Умение интересно рассказывать и заинтересовывать слушателей ( детей и взрослых) своим изложением помогает детям стать общительнее, преодолеть застенчивость, развивает уверенность в своих силах.Развити...

Конспект по формированию культуры речи и развитию связанной речи для подготовительной группы.

Представленный конспект можно использовать как для старших дошкольников , так и для среднего возраста. Тема конспекта очень актуальная развитие и формирование культуры речи....

Рекомендации для воспитателей по развитию связанной речи

Рекомендации для воспитателей по развитию связанной речи...

педагогический проект « Влияние логоритмических упражнений, занятий и логосказок на развитие связанной речи у детей с нарушением речи»

Реализация проекта «Влияние логоритмических упражнений, логоритмических занятий и логосказок на развитие связной речи у детей с нарушениями речи» позволит расширить развитие и формирование...

Картотека дидактических упражнений, направленных на развитие ритма речи в работе с детьми в группах компенсирующей направленности

Использование дидактических упражнений, направленных  на развитие ритма речи,  в работе с детьми в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи...

Картотека игр –инсценировок для развития связанной речи с детьми раннего возраста.

Картотека игр –инсценировок  для развития связанной речи с детьми раннего возраста...