Игры для развития речи.
картотека по развитию речи (младшая группа) на тему

Сыргий Мария Николаевна

В данном материале предоставлены игры для развития речи детей младшего школьного возраста. Многие игры можно играть как в помещении, так и на пощадке во время прогулки. Главной целью этих игр является - расширение словарного запаса детей; развитие свяной речи, развитие слухового и зрительного внимания.  Игры учат правильно образовывать окончания слов, четко их произносить. Словесные игры по развитию речи  носят воспитательный характер: умение слушать товарища, не перебивать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_razvitiya_rechi.docx17.83 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

«Кто кем (чем) будет?"

 Игра хороша тем, что можно играть и компанией и вдвоем с ребенком где угодно. Задавайте друг другу вопросы, следите, чтобы малыш, отвечая на вопрос, грамотно склонял имена существительные. Кто кем будет: - яйцо - может быть птенцом, крокодилом, черепахой, змеей.) - цыпленок - петухом; - мальчик - мужчиной; - теленок - коровой или быком - бумага - книгой - снег -водой - вода - льдом - семечко - цветком - мука - блинчиками и т.д.

 "Птица - не птица"

Веселая игра на внимание и знание птиц. Взрослый читает стишки. Задача детей внимательно слушать и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, подать сигнал - топать или хлопать. Обязательно спросите ребенка, что неправильно. Уточните:"А муха - это кто?" Прилетели птицы: Голуби, синицы, Мухи и стрижи... Прилетели птицы: Голуби, синицы, Аисты, вороны, Галки, макароны., Прилетели птицы: Голуби, синицы, лебеди, куницы, Галки и стрижи, Чайки и моржи Прилетели птицы: Голуби, синицы, Чибисы, чижи, Сойки и ужи.

 Прилетели птицы: Голуби, синицы, Чайки, пеликаны, Майки и орланы. Голуби, синицы, Цапли, соловьи, Окуни и воробьи.

 Прилетели птицы: Голуби, синицы, Утки, гуси, совы, Ласточки, коровы.

 Прилетели птицы: Голуби, синицы, Палки и стрижи, Бабочки, чижи, Аисты, кукушки, даже совы-сплюшки, лебеди и утки - и спасибо шутке!

 "Шаги"

С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса, и развитием речи в общем. Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например "Вежливые слова". Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое-нибудь вежливое слово. Даем минуту на размышление и "Старт!" Другие темы: "Все круглое", "все горячее", "все мокрое". "Ласковые слова для мамы". "Слова утешения" и т.д. Вариант: дети встают парами друг против друга и делают шаги навстречу. Условия игры те же: шаг можно сделать, только сказав нужное слово. "Внимание! Розыск!"

 В эту игру играют не меньше 5 человек. Иначе не интересно. Ведущий говорит: Я разыскиваю подругу (друга). У неё голубые глаза, темные длинные волосы, она любит кошек и терпеть не может молоко. Тот, кто первым догадается, о ком из детей идет речь, становится ведущим. В игре с маленькими детьми допускается описывать одежду.

"Жили-были..."

 Игра на развитие мышления, смекалки, закрепление знаний об окружающем мире. Играть можно вдвоем с ребенком или компанией, задавая вопросы по очереди. Смысл игры объяснять долго - я просто приведу примеры. Для деток поменьше вопросы простые, для более старших посложнее - со "степенью трудности" определитесь сами. Взрослый задает вопрос "Жил-был цыпленок, что с ним потом стало?" - "Он стал петушком". "Жила-была тучка, что с ней потом стало?" - "Из нее дождик пролился" "Жил-был ручеек, что с ним стало?" - "Зимой замерз", "Засох в жару". "Жило-было семечко, что с ним потом стало?" - "Из него цветок вырос" "Жил-был кусочек глины, что с ним потом стало?" - "Из него сделали кирпич (вазу...). "Третий лишний"

 В этой игре дети учатся классифицировать предметы по признакам, заданным в условиях. Детям 3-5 лет условия более простые. Например: взрослый говорит три слова - сова, ворона, лиса. Ребенок должен быстро в уме проанализировать эти три слова и определить, что все три слова относятся к живой природе, однако, сова и ворона - птицы, а лиса - нет. Следовательно, лиса здесь лишняя. Еще примеры для младших дошкольников: - молоко, сок, хлеб - все три слова означают съедобное. Но молоко и сок - пьют, а хлеб кушают. - машина, лошадь, трамвай; - шапка, платок, сапоги; - роза, береза, ёлка. Для детей 5-7 лет задания усложняются: - дождь, снег, река; - врач, турист, шофер; - тень, солнце, планета; - мороз, вьюга, январь; - камень, глина, стекло; - дверь, ковер, окно; - море, река, бассейн.

 "Два круга"

 Дети строятся в два круга — внешний (большой) и внутренний (3—4 человека). Дети из большого круга стоят, а из малого идут вместе с ведущим-взрослым и приговаривают: «Мы по кругу идем и с собою берем... сладкое». Игроки большого круга должны быстро назвать что-то сладкое, например сахар. Ребенок, первым назвавший предмет, становится во внутренний круг. Игра продолжается («...с собою берем мягкое, жидкое, кислое, твердое» и т.д.). Последний ребенок, оставшийся в большом круге, должен выполнить какое-либо задание в наказание за нерасторопность. "Какое что бывает?"

 Играя в эту игру, дети научатся сравнивать, обобщать свойства предметов и, наконец, понимать значение таких понятий как высота, ширина, длина; классифицировать предметы по форме, размеру, цвету. Сначала вопросы задает взрослый, а ребенок отвечает. Потом нужно дать возможность ребенку проявить себя. Примеры: - Что бывает высоким? (дерево, столб, человек, дом) Здесь уместно спросить, что выше – дерево или дом; человек или столб. - Что бывает длинным?(коротким) - Что бывает широким (узким)? - Что бывает круглым ( квадратным)? В игру можно включать самые разные понятия: что бывает пушистым, мягким, твердым, острым, холодным, белым, черным и т.д.

 "Чем пахнет?"

 Приготовьте предметы со специфическим запахом - мыло, обувной крем, чеснок, лимон и др. С детьми до 4 лет стоит заранее рассмотреть все предметы, обговорить, что съедобное, вместе понюхать и попытаться определить запах - кислый, горький, сладкий, приятный - неприятный, съедобный - несъедобный. Затем завяжите ребёнку глаза и предложите по запаху определить каждый предмет. Для смеха можно предложить понюхать какую-нибудь одежду. К примеру, папины носки.😊

  "Кто без чего не обойдётся"

 Помогает ребёнку научиться выделять существенные признаки Взрослый зачитывает ряд слов. Из этих слов надо выбрать только два, самых важных, без чего главный предмет не может обойтись. Например, сад… какие из слова самые главные: растения, садовник, собака, забор, земля? Без чего сада быть не может? Может ли быть сад без растений? Почему?.. Без садовника… собаки… забора… земли?.. Почему?" Каждое из предполагаемых слов подробно разбирается. Главное, чтобы ребёнок понял, почему именно то или иное слово является главным, существенным признаком данного понятия. Примерные задания: Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище) Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода) Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед) Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила) Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово) Война (самолёт, пушки, сражения, ружья, солдаты) Школа ( учитель, ученики, столы, стулья, книги, тетради) Второй вариант. Называем слова, и спрашиваем: чего не может быть без этого предмета, для чего или кого оно самое главное? Например: вода, провод, карандаш, стекло, кирпич.

 "Живое - неживое"

 Знакомим ребенка с понятиями "одушевленный" и "неодушевленный". Сначала объясняем, что все живые предметы мы называем "КТО", а неживые "ЧТО". Приводим несколько примеров. Затем играем в вопросы и ответы. Можно использовать книжки с сюжетными картинками. Что растет? Кто растет? Кто летает? Что летает? Кто плавает? Что плавает? Кто самый большой? Что самое большое? И.т.д.

 "Что снаружи, что внутри?"

 Взрослый называет пару предметов, а ребенок говорит, что может быть снаружи, а что - внутри. Дом - шкаф; книга - шкаф; сумка - кошелек; кошелек-деньги; кастрюля - каша; аквариум - рыбы; будка - собака; нора - лиса. Затем поменяйтесь ролями - пусть ребенок загадывает пары слов.

 «Кто это?»

  Для игры хорошо иметь карточки с изображением людей разных профессий и инструментов. 1 вариант: Задаем вопросы : кто лечит больных? Кто учит детей в школе? Кто готовит обед? Кто работает на тракторе? Кто разносит письма и газеты? Кто шьет платье? 2 вариант: Вопросы: что делает дворник? Что делает доктор? Что делает электромонтер? Что делает учитель? Что делает шофер? Что делает маляр? Что делает парикмахер? 3 вариант. Придумываем загадки. Например: этот человек работает на улице, у него есть метла, лопата. 4 вариант. «Кому что нужно?» Что нужно почтальону? Что нужно парикмахеру? И наоборот: кому нужны ножницы? Кому нужна иголка?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!».

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»....

Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!»

Консультация для родителейСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ .Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет.

Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет....

РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ИГРЕ

   В младшем дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения речи выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и возде...

Методическое объединение "Игра как приоритетное средство развитие речи дошкольников" Мастер-класс "Дидактические игры по развитию речи"

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету&raqu...

Статья "Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста:приемы,методы развития речи в игре"

В статье  раскрываются методы и приемы,которые можно использовать в работе по развитию речи детей с помощью игры...

Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста: приёмы и методы развития речи в игре.

В статье приведены примеры игр, которые можно эффективно использовать при планировании ООД по развитию речи в старшем дошкольном возрасте....