Занятие по развитию речи в средней логопедической группе по теме "Перелётные птицы"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Карелина Ирина Владимировна

Занятие направлено на формирование представлений о перелётных птицах, их внешнем виде и образе жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perelyotnye_ptitsy_11.04.2017.docx18.7 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Перелетные птицы»

Коррекционно-образовательные цели. Расширение первичных естественнонаучных представлений, закрепление знания признаков весны, формирование представлений о перелетных птицах, их внешнем виде и образе жизни. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме (птица, стая, гнездо, крыло, голова, туловище, клюв, лапа, грач, скворец, ласточка, прилетать, носить, строить, выводить, кормить, согревать, маленький, голый, голодный). Расширение и уточнение пассивного словаря (работящий, желторотый). Совершенствование навыков чтения.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, речевого слуха, зрительного внимания и восприятия, творческого воображения, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование. Картина «Птицы прилетели», тетрадь №2 по числу детей, контейнер с простыми и цветными карандашами.

Предварительная работа. Чтение рассказа Е. Чарушина «Воробей», разучивание подвижной игры «Ласточка».

Ход занятия

1. Организационный момент. [Объявление темы занятия.] Логопед приглашает детей в кабинет, говорит, что очень рад видеть их, организует приветствие.

Логопед. Сегодня мы продолжим разговор о весне, о том, что происходит в природе весной, начнём разговор о перелетных птицах. Но сначала послушайте стихотворение.

На этой неделе грачи прилетели.

Хоть трудна была дорога,

Старший грач прикрикнул строго:

«За работу! Дела много!

Помни сам, других учи,

Да по-настоящему:

Наши черные грачи

Птицы работящие!»

2. Беседа по картине «Птицы прилетели». [Формирование представлений о внешнем виде и образе жизни перелетных птиц. Развитие речевого слуха, зрительного внимания и восприятия, диалогической речи.]

Логопед помещает на мольберт перед детьми картину «Птицы прилетели».

Логопед. О каких птицах я прочитала вам стихотворение?

Дети. О грачах.

Логопед. Что вы узнали об этих птицах из стихотворения?

Дети. Грачи черные. Они работящие. У них была трудная дорога.

Логопед. Верно. А что значит работящие? Они много работают, строят гнезда, когда прилетают из теплых стран, а потом выкармливают птенцов. А теперь посмотрите на картину. На ней мы видим перелетных птиц. А вот и грачи. Вдалеке мы видим целую стаю грачей. Что они делают?

Дети. Они ходят по огороду, ищут червей.

Логопед. На дереве мы видим грачей, которые уже построили гнездо из веток и выкармливают птенцов. Видите, грачи довольно крупные птицы. Их тело покрыто черными перьями. У них сильные крылья. А какие лапы и клюв у них?

Дети. Клюв и лапы у грачей светлые.

Логопед. Грачи прилетают из теплых стран ранней весной самыми первыми и сразу начинают строить гнезда, чтобы вывести и выкормить птенцов. Посмотрите, у грачей большое гнездо, оно построено из крупных веток. А какие птенцы у грачей?

Дети. Птенцы маленькие, голые.

Логопед. Еще их называют желторотыми, потому что у них желтые клювы. Что делают птенцы?

Дети. Они раскрыли клювики.

Логопед. И громко кричат. Они просят есть. Папа и мама носят им червячков. На дереве мы видим не только грачей, но и скворцов. Посмотрите на них. Они такие же большие, как грачи, или поменьше?

Дети. Они небольшие.

Логопед. Они серо-коричневые, пестренькие. У них тоненькие клювы. Они прилетают позже, чем грачи. Грачи уже вывели птенцов, а скворцы еще только строят гнездо в скворечнике. Что делает мама-скворчиха?

Дети. Она несет травинку в скворечник.

Логопед. Если грачи строят гнездо из крупных веток, то скворцы несут в скворечник тоненькие веточки, травинки, перышки. Они сами меньше, чем грачи, и гнезда у них тоже небольшие. Что делает папа-скворец?

Дети. Он сидит на ветке и поет песенку.

Логопед. Мы видим на картине еще и ласточек. Они только что прилетели с юга. Какие они?

Дети. Они небольшие, почти черные, у них хвостик похож на вилочку, у них острые крылышки.

Логопед. Они тоже будут строить гнезда. Они лепят его из комочков глины. Выстилают изнутри листиками, перышками, пухом, выводят птенцов, а потом выкармливают их мелкими мушками, букашками. Мы рассмотрели картину, я рассказала вам о птицах, изображенных на ней, а теперь хочу объяснить, почему их называют перелетными. Эти птицы улетают на юг осенью и прилетают к нам обратно весной, совершают перелеты, поэтому их и назвали перелетными.

3. Игра «Кто лишний?» [Развитие речевого слуха, мышления, связной речи.]

Логопед. Игра «Кто лишний?» Будьте внимательными. Петух, курица, индюк, скворец. Кто лишний и почему?

Дети. Лишний скворец. Он перелетная птица, а все остальные птицы — домашние.

Логопед. Верно. Грач, ласточка, снегирь, скворец. Кто лишний?

Дети. Снегирь. Он не перелетная птица, живет у нас зимой. А остальные птицы перелетные.

Логопед. Правильно. Цыпленок, петух, грач, снегирь. Кто лишний?

Дети. Цыпленок. Он птенец, маленький, а остальные птицы взрослые, большие.

Логопед. Правильно. Молодцы!

4. Пальчиковая гимнастика «Ласточка». [Координация речи с движением, развитие тонкой моторики.]

Логопед предлагает вспомнить пальчиковую гимнастику «Ласточка».

Ласточка, ласточка,

Милая касаточка,

Ты где была,

Ты с чем пришла? —

За морем бывала,

Весну добывала,

Несу, несу

Весну-красну.

На каждую строку большие пальцы обеих рук касаются дважды каждого пальца, начиная с указательных.

5. Работа в тетради №2. [Развитие тонкой моторики.] Логопед раздает детям открытые на с. 22 тетради, ставит на стол контейнер с карандашами, помещает на магнитную доску цветную картинку с изображением скворца из книжки-раскраски «Перелетные птицы».

Логопед. Посмотрите на левую страницу в своей тетради. Какая птица там изображена?

Дети. Это скворец.

Логопед.

На шесте дворец,

Во дворце певец,

А зовут его скворец.

Возьмите простой карандаш, обведите по точкам скворечник — домик скворца, перышки на голове скворца, а потом можете раскрасить картинку.

Логопед следит за тем, как дети выполняют задание, оказывает им необходимую помощь, оценивает их работу.

6. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]

Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии.

Логопед. О ком мы говорили сегодня?

Дети. О перелетных птицах.

Логопед. Почему их так назвали?

Дети. Они улетают от нас осенью и прилетают к нам весной.

Логопед. Каких перелетных птиц вы знаете?

Дети. Грача, скворца, ласточку.

Логопед. Что делают птицы весной?

Дети. Они строят гнезда и выводят птенцов. Весной птицы поют песни.

Логопед. Вы очень хорошо занимались сегодня. Я горжусь вами. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи в средней логопедической группе

Фронтальное занятие по развитию связной речи в средней логопедической группе....

Конспект занятия по развитию речи в средней логопедической группе. Тема: «Перелетные птицы»

МАДОУ детский сад комбинированного вида №1 «Айгуль» г.Белебея  Муниципального района Белебеевский район РБВоспитатель: Благочевская Екатерина Константиновна Конспект  занятия по развити...

Занятие по развитию речи в средней логопедической группе по теме "Наш город"

Расширение и уточнение представлений об окружающем мире. Формирование первичных представлений о родном городе, об улицах, на которых живет каждый из детей группы, и об улице, на которой находится детс...

Занятие по развитию речи в средней логопедической группе на тему "Первые весенние цветы"

Расширение первичных естественнонаучных и экологических представлений. Закрепление знания примет весны. Расширение и уточнение словаря по теме «Весна. Первые весенние цветы»...