Занятие по развитию речи в средней логопедической группе на тему "Сад. Фрукты"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме

Карелина Ирина Владимировна

 

                                                                   Занятие направлено на уточнение и расширение представлений детей о фруктах, месте их произрастания, отличительных особенностях, на расширение словаря по теме (фрукты, яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, собирать, убирать, снимать, сладкий, гладкий, выше, ниже, вкусно) и на совершенствование грамматического строя речи (образование множественного числа имен существительных).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sad._frukty_18.10.2016.docx22.77 КБ
Файл frukty.pptx2.92 МБ

Предварительный просмотр:

Тема «Сад. Фрукты»

Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и расширение представлений детей о фруктах, месте их произрастания, отличительных особенностях. Расширение словаря по теме (фрукты, яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, собирать, убирать, снимать, сладкий, гладкий, выше, ниже, вкусно). Совершенствование грамматического строя речи (образование множественного числа имен существительных).

Коррекционно-развивающие цели. Развитие зрительного внимания, общей, тонкой и артикуляционной моторики, глубокого вдоха, тактильных ощущений.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование положительной установки на участие в занятии, доброжелательных отношений, навыков сотрудничества. Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование. Плакат «Что растет в моем саду», игра «Один — много», карточки с изображениями фруктов, картинка  для сопровождения артикуляционной гимнастики.

Предварительная работа. Рассматривание фруктов. Разучивание пальчиковой гимнастики «Компот».

Ход занятия

1. Организационный момент. [Развитие зрительного восприятия и внимания, элементарных математических представлений.]

Логопед. Для того чтобы начать занятие, вы должны, как всегда, выполнить мое задание. Посмотрите внимательно на картинки. Сначала сядет тот, у кого на картинке три яблока.

Один из детей, правильно определивший нужное число, садится.

Логопед. Потом может сесть тот, у кого две груши.

Один из детей, правильно определивший нужное число, садится.

Логопед. Теперь сядет девочка, у которой на картинке одна слива.

Один из детей, правильно определивший нужное число, садится.

Логопед. А что у тебя на картинке, Даша?

Ребенок. У меня два лимона.

Логопед. Садись, Даша. Ребята, как можно назвать все, что нарисовано у вас на картинках?

Дети. Фрукты.

Логопед. Где растут фрукты?

Дети. В саду.

Логопед. Молодцы. Вы правильно выполнили задания и ответили на вопросы. Можем начинать наше занятие. Сегодня мы будем говорить о фруктах, о том, какие они и что можно из них приготовить.

2. Беседа по плакату «Что растет в моем саду». [Уточнение и расширение словаря. Развитие диалогической речи. Расширение представлений о фруктах, месте их произрастания, отличительных особенностях.]

Логопед помещает на мольберт плакат и дает детям одну минуту для его свободного рассматривания, потом начинает беседу, показывая указкой то, на что дети должны обратить внимание.

Логопед. Давайте представим, что мы с вами попали в сад. Что мы видим вокруг?

Дети. Деревья.

Логопед. А что растет на деревьях?

Дети. Фрукты.

Логопед. Назовите фрукты, которые растут на деревьях.

Дети. Яблоки. Груши. Сливы.

Логопед. Какие яблоки? Расскажите про их цвет, форму.

Дети. Красные яблоки. Круглые яблоки.

Логопед. Какие груши?

Дети. Желтые груши. Овальные груши.

Логопед. Какие сливы?

Дети. Синие сливы. Овальные сливы.

Логопед. А какие фрукты по вкусу?

Дети. Вкусные. Сладкие. Сочные.

Логопед. Что делает в саду девочка?

Дети. Собирает фрукты.

Логопед. Правильно. Наступила осень. Фрукты созрели, и девочка стала убирать урожай. Что делает девочка?

Дети. Убирает урожай.

Логопед. А что можно приготовить из этих фруктов? Что готовят ваши мамы?

Дети. Салат. Компот. Сок. Варенье.

Логопед. Молодцы! Вот сколько названий блюд перечислили. Похлопайте себе. А теперь  давайте  сделаем пальчиковую гимнастику «Компот».

3. Пальчиковая гимнастика «Компот». [Развитие тонкой моторики, координация речи с движением.]

Логопед делает упражнение вместе с детьми, давая образец выполнения упражнения.

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много. Вот:

Левую ладошку держат «ковшиком», правой имитируют помешивание в нем.

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Загибают пальчики на правой руке, начиная с большого.

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

Опять «варят» и «помешивают».

4. Игра «Четвертый лишний». [Развитие зрительного внимания, восприятия, мышления.]

Логопед приглашает детей за стол и выкладывает в ряд яблоко, огурец, грушу и сливу.

Логопед. Посмотрите на то, что лежит перед вами. Подумайте, что здесь лишнее и почему. Я немного подскажу вам: вспомните, где растет то, что лежит на столе. Так что же лишнее?

Дети. Огурец.

Логопед. Верно. А почему?

Дети. Он растет в огороде.

Логопед. А все остальное где растет?

Дети. В саду.

Логопед. Верно, огурец — овощ, а все остальное — фрукты.

Логопед выкладывает на стол зеленое яблоко, зеленую грушу, огурец и сливу и, если дети затрудняются, подсказывает, что нужно обратить внимание на цвет.

Логопед. А что лишнее теперь?

Дети. Слива.

Логопед. Почему?

Дети. Она синяя.

Логопед. А все остальное какого цвета?

Дети. Зеленого.

Логопед. Верно. Молодцы. Похлопайте себе.

5. Игра «Ежик и барабан». [Развитие общей моторики, координации речи с движением, чувства ритма. Закрепление навыка ходьбы с высоким подниманием колена.]

Логопед выполняет упражнение с детьми и выразительно читает текст, а дети договаривают текст за логопедом и выполняют движения вслед за ним.

С барабаном ходит ежик,

Бум-бум-бум!

Целый день играет ежик,

Бум-бум-бум!

Маршируют по кругу, изображая игру на барабане.

С барабаном за плечами,

Бум-бум-бум!

Ежик в сад забрел случайно,

Бум-бум-бум!

Маршируют, спрятав руки за спину.

Очень яблоки любил он,

Бум-бум-бум!

Барабан в саду забыл он,

Бум-бум-бум!

Подносят корту воображаемое яблоко то одной, то другой рукой. Разводят руками.

Ночью яблоки срывались,

Бум-бум-бум!

И удары раздавались,

Бум-бум-бум!

Прыгают на двух ногах, руки на поясе.

Зайцы здорово струхнули,

Бум-бум-бум!

Глаз до зорьки не сомкнули,

Бум-бум-бум!

Приседают, сделав «ушки» из ладошек.

6. Общая артикуляционная гимнастика. [Развитие артикуляционной моторики.]

Логопед предлагает детям пройти к зеркалу, правильно сесть и приготовиться к выполнению упражнения. Педагог показывает детям игрушечного щенка и обращает их внимание на широкий язычок щенка.

Логопед. Давайте широко откроем рот и положим мягкий спокойный язычок на нижнюю губу. Щенок хочет увидеть, как у вас получается это упражнение.

Упражнение выполняется 3—5 раз. После каждого выполнения необходимо предложить детям отдохнуть, расслабиться и проглотить слюну.

Логопед. Щенку очень понравилось, как вы делали упражнение. Он говорит, что вы молодцы!

7. Лото «Один — много». [Совершенствование грамматического строя речи (образование формы множественного числа существительных).]

Логопед. Теперь можно поиграть в лото. Вам уже знакома эта игра.

Каждый ребенок получает карточку, разделенную на 4 части. В двух частях, расположенных слева, нарисовано по одному кружку. В двух частях, расположенных справа, нарисовано по несколько кружков.

Логопед. На те части карты, где нарисован один кружок, вы должны положить картинку с изображением одного фрукта. На ту часть карты, где нарисовано много кружков, вы должны положить картинку с изображением нескольких фруктов. Фрукты нужно подобрать парами. Например, яблоко — яблоки. Выполняйте.

Дети подбирают карточки.

Логопед. А теперь расскажите, как вы подобрали карточки.

1-й ребенок. Груша — груши. Банан — бананы.

2-й ребенок. Лимон — лимоны. Персик — персики.

3-й ребенок. Слива — сливы. Абрикос — абрикосы.

4-й ребенок. Апельсин — апельсины. Мандарин — мандарины.

Логопед. Отлично! Молодцы!

8. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]

Логопед собирает карточки и убирает их.

Логопед. Занятие подошло к концу. Давайте вспомним, чем мы занимались сегодня. О чем говорили?

Дети. Мы говорили о фруктах.

1-й ребенок. Занимались у зеркала.

2-й ребенок. Делали гимнастику для пальчиков.

3-й ребенок. Рассказывали про фрукты.

4-й ребенок. Играли в лото.

Логопед. Вы очень хорошо занимались сегодня. Молодцы! Похлопайте себе!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Фрукты

Слайд 5

Отгадай загадку Круглое, румяное С дерева достану я (яблоко) В шкурке жёлтой, кислый он Называется… Круглый-круглый, Сладкий-сладкий, С полосатой кожей гладкой, А разрежешь – посмотри: Красный-красный он внутри Месяц с неба свалился – И в тарелке очутился Я румяную матрёшку От подруг не оторву. Подожду, пока подружка Упадёт сама в траву. Он сочен и душист, А снаружи золотист. Много долек в нём ,друзья, Для тебя и для меня (апельсин)

Слайд 6

Четвертый лишний

Слайд 8

Какой, какая, какое?

Слайд 9

Назови ласково

Слайд 10

Один-много

Слайд 11

Расскажи по плану

Слайд 12

Ай, да, молодцы!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи в средней логопедической группе

Фронтальное занятие по развитию связной речи в средней логопедической группе....

Конспект занятия по развитию речи в средней логопедической группе. Тема: «Перелетные птицы»

МАДОУ детский сад комбинированного вида №1 «Айгуль» г.Белебея  Муниципального района Белебеевский район РБВоспитатель: Благочевская Екатерина Константиновна Конспект  занятия по развити...

Занятие по развитию речи в средней логопедической группе по теме "Перелётные птицы"

Занятие направлено на формирование представлений о перелётных птицах, их внешнем виде и образе жизни....

Занятие по развитию речи в средней логопедической группе по теме "Наш город"

Расширение и уточнение представлений об окружающем мире. Формирование первичных представлений о родном городе, об улицах, на которых живет каждый из детей группы, и об улице, на которой находится детс...

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе по теме: «Фрукты».

Цель: Сформировать обобщающее понятие «Фрукты», активизировать словарный запас по данной теме.Задачи:Коррекционно – образовательные:Развивать навыки словоизменения и словообраз...