Занятие по развитию речи в средней логопедической группе по теме "Наш город"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Карелина Ирина Владимировна

Расширение и уточнение представлений об окружающем мире. Формирование первичных представлений о родном городе, об улицах, на которых живет каждый из детей группы, и об улице, на которой находится детский сад. Расширение и уточнение словаря по теме «Наш город. Моя улица». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nash_gorod_21.11.2017.docx36.11 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Наш город. Моя улица.

Коррекционно-образовательные цели. Расширение и уточнение представлений об окружающем мире. Формирование первичных представлений о родном городе, об улицах, на которых живет каждый из детей группы, и об улице, на которой находится детский сад. Расширение и уточнение словаря по теме «Наш город. Моя улица».

Коррекционно-развивающие цели. Развитие коммуникативных навыков, диалогической речи (формирование умения отвечать на вопросы по картине). Повышение речевой активности. Развитие зрительного восприятия и внимания, пространственного мышления, тонкой моторики, творческого воображения. Воспитание длительного плавного выдоха.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование. Фотографии или открытки с видами родного города, тетрадь №2 по числу детей, контейнер с простыми и цветными карандашами.

Предварительная работа. Разучивание подвижного упражнения «На закате тучки тают», прогулка с родителями по центру города, формирование понятий главная улица, главная площадь, главная река. Прогулка с воспитателями и логопедом по улице, на которой находится детский сад. Рассматривание зданий, транспорта. Прогулка по территории детского сада. Рассматривание здания детского сада, оборудования прогулочных площадок. Формирование умения ориентироваться на участке детского сада.

Ход занятия

1. Организационный момент. [Объявление темы занятия. Развитие связной речи.]

Логопед встречает детей, организует приветствие, приглашает детей к наборному полотну, на котором выставлены открытки с видами Санкт-Петербурга (родного города).

Логопед. Давайте рассмотрим фотографии, которые висят на доске. Расскажите, что вы узнали  на фотографиях. Вспомните, что вы знаете об этом месте.

Логопед. Молодцы! Вы очень хорошо рассказали об известных вам местах нашего города. Сегодня мы посвятим занятие нашему городу, одному из главных и самых красивых городов нашей страны. Мы с вами должны гордиться тем, что живем в таком прекрасном городе, и беречь его.

2. Артикуляционная гимнастика. [Развитие артикуляционной моторики.]

Дети садятся перед зеркалом, логопед следит за правильной посадкой детей и предлагает им сделать уже знакомые упражнения из артикуляционной гимнастики для шипящих. Каждое упражнение выполняется 3—4 раза. После каждого упражнения логопед дает детям время для отдыха, напоминает, что нужно проглотить слюну. Для сопровождения гимнастики используются игрушки.

Логопед. Давайте научимся делать новое упражнение. Посмотрите, какая чашечка нарисована на этой картинке. (Показывает.) В чашечке — горячий чай. Видите, какой пар поднимается над чашечкой. Давайте сделаем «чашечку» из языка, поднимем, уберем ее за верхние зубы и подуем на горячий чай: ш...

3. Разрезные картинки «Наш детский сад». [Развитие зрительного гнозиса, конструктивного праксиса, связной речи.]

Логопед собирает тетради, убирает контейнер с карандашами, раздает детям конверты с разрезными картинками (рис. 46), помещает на мольберт фотографию с видом детского сада.

Логопед. Что за здание вы видите на фотографии?

Дети. Это наш детский сад.

Логопед. Что вы можете рассказать о нем? Какой он?

Дети. Он большой, красивый. Около него растут высокие деревья. На площадках есть песочницы, качели, горки, скамейки.

Логопед. Сейчас вы достанете из конвертов разрезные картинки и сложите такое же изображение детского сада из частей.

Дети выполняют задание. Логопед оказывает помощь, если это необходимо.

4.Упражнение «Слушай внимательно». [Развитие речевого слуха. Пополнение пассивного словаря (баржа).]

Логопед.  Послушайте стихотворение о реке Неве.

У красавицы Невы

Ожерелье из листвы.

Из гранитов самых лучших

Сшито платье на века,

Но совсем не белоручка

Знаменитая река.

Баржи, лодки, пароходы

На себе несет Нева.

М. Борисова

По Неве плывет много транспорта. Вы запомнили, какой транспорт плывет по ней?

Дети. Лодки, пароходы.

Логопед. А еще баржи. Это такие большие суда для перевозки грузов. Посмотрите на картинку. Вот так выглядит баржа.

  1. Игра «Назови ласково».

Дом - домик, город - городок, улица - улочка, магазин - магазинчик, детский сад - детский садик, дорога - дорожка, машина - машинка, двор - дворик, светофор - светофорчик, мост - мостик, дерево - деревце.

  1. Подвижная игра «На закате тучки тают». [Координация речи с движением.]

На закате тучки тают,

Ходит ветер круговой,

Идут на месте.

Чайки легкие летают

Над холодною Невой.

Бегут на месте, взмахивая руками как крыльями.

  1. Дидактическая игра «Разные дома»

Как мы назовём дом из кирпича (кирпичный), из стекла, из дерева, из железа, из бумаги, из пластилина, изо льда.

  1. Пальчиковая гимнастика с массажными мячиками.
  2. Работа в тетради №2. [Развитие тонкой моторики. Расширение пассивного словаря (Адмиралтейство, шпиль, символ).]

Логопед предлагает детям сесть за стол, раздает им открытые на с. 28 тетради, ставит на стол контейнер с карандашами, помещает на мольберт фотографии с видом Адмиралтейства и с изображением кораблика на его шпиле.

Логопед. Вы гуляли с родителями по Невскому проспекту и, конечно же, видели вот это здание. Это Адмиралтейство. На золотом шпиле Адмиралтейства находится один из символов Санкт-Петербурга — маленький золотой кораблик. Посмотрите, какой он красивый. У него раздуты паруса, вьются на ветру флаги. Сейчас вы обведете простым карандашом изображение кораблика, а потом раскрасите его. Каким карандашом вы это сделаете?

Дети. Желтым.

Логопед. Верно. Выполняйте работу. Вот какой красивый золотой кораблик у вас получается. Если увидите где-то изображение такого кораблика, вспомните, что это один из символов нашего города.

Дети выполняют работу. Логопед контролирует выполнение задания, а потом предлагает детям выбрать лучшую работу.

10. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]

Логопед убирает картинку.

Логопед. Давайте вспомним, о чем мы говорили сегодня.

Дети. Мы говорили о нашем городе, о городе Асино.

Логопед. Что вы запомнили о нем?

2-й ребенок. Это очень красивый город.

3-й ребенок. Мы должны гордиться им.

4-й ребенок. Мы должны беречь его.

Логопед. Очень хорошо. А что вам понравилось делать на занятии?

Логопед. Вы очень хорошо занимались сегодня. Я вами горжусь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи в средней логопедической группе

Фронтальное занятие по развитию связной речи в средней логопедической группе....

Конспект занятия по развитию речи в средней логопедической группе. Тема: «Перелетные птицы»

МАДОУ детский сад комбинированного вида №1 «Айгуль» г.Белебея  Муниципального района Белебеевский район РБВоспитатель: Благочевская Екатерина Константиновна Конспект  занятия по развити...

Занятие по развитию речи в средней логопедической группе по теме "Перелётные птицы"

Занятие направлено на формирование представлений о перелётных птицах, их внешнем виде и образе жизни....

Занятие по развитию речи в средней логопедической группе на тему "Первые весенние цветы"

Расширение первичных естественнонаучных и экологических представлений. Закрепление знания примет весны. Расширение и уточнение словаря по теме «Весна. Первые весенние цветы»...