Конспект фронтального занятия в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Рыбак Мария Александровна

Конспект разработан с учётом проводимой работы воспитателя и логопеда на индивидуальных и фронтальных занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект занятия48 КБ

Предварительный просмотр:

                      Конспект фронтального логопедического занятия

«Снеговик почтовик»

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

  • учить различать кинетически сходные звуки [С]  [Ш] моторной координации;
  • совершенствовать взаимодействие межанализаторных связей;
  • формировать лексико-грамматический строй речи;
  • формировать умение создавать и поддерживать воображаемую ситуацию через логоритмические игры;
  • закреплять знание детьми словаря обобщающих понятий.

Развивающие:

  • развивать зрительное и слуховое внимание, память, мышление, тактильное восприятие
  • развивать речевые, просодические, двигательные и ритмические способности детей;
  • способствовать развитию зрительно–пространственных, временных представлений.

Воспитательные:

  • стимулировать активность, инициативность, радость от предстоящего новогоднего праздника.

ОБОРУДОВАНИЕ: проектор, музыкальные записи ( минусовка песни Г.Гладкова «Белые снежинки»)

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ: конверт с письмом от “Зимы”; схемы-опоры  звуков с-ш; новогодние игрушки (шарики, сосульки, снежинки, снеговики,  хлопушки, мишки, шишки), искусственная ёлка; слайды с изображением Снеговика-почтовика, детскими зимними забавами, новогодней ёлкой, кружащимися снежинками, танцующим снеговиком, снегопадом)

ИНТЕГРАЦИЯ ОБЛАСТЕЙ: коммуникация, познание, музыка

Ход занятия

 Организационный момент, целеполагание.

- Занятие начнём с нашего речевого правила (под музыку)

Кто хочет разговаривать,

 Тот должен выговаривать

 Всё правильно и внятно,

 Чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать

 И будем выговаривать

 Так правильно и внятно,

 Чтоб было всем понятно.

 Артикуляционная гимнастика:

Логопед: для того, чтобы правильно и чётко говорить сделаем специальную зарядку. Но сначала скажите, какое сейчас время года?

Дети: зима.

Логопед: и зарядка наша будет, соответственно, зимней.

1. Развитие мелкой моторики

Выполнять движения пальчиками и руками в соответствии с содержанием стихотворения.

Мы во двор пошли гулять

Раз, два, три, четыре, пять,

(Загибать пальчики по одному.)

Выпал снег, зима кругом.

Я катаю снежный ком.

Ком на ком и сверху ком.

Станет снег снеговиком

(Имитировать лепку снежных комов.)

Птичек крошками кормили,

(Крошить хлебушек всеми пальчиками.)

С горки мы потом катались.

(Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.)

А еще в снегу валялись.

(Класть ладошки на стол то одной то другой стороной.)

Все в снегу домой пришли,

(Отряхивать ладошки.)

Съели суп и спать легли.

(Производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щеку.) 

2. Мимические упражнения

Выразить свое состояние и настроение в разное время зимы: мы радуемся первому снегу, ежимся от холодного ветра, нас пробирает дрожь до самых костей в морозную, студеную погоду.

3. Упражнения для щек и губ

Снеговики радуются снегу и морозу.

Надуть щеки. Веселое выражение глаз.

Грустные снеговики весной.

Опустить уголки губ вниз. Передать печальный взгляд.

4. Упражнения для языка

  • Сосулька.                                                                                                                       Высунуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до «шести—восьми»).
  • Санки-ледянки.                                                                                                     Сделать язык «чашечкой».
  • Горка для спуска.                                                                                                         Открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка «горочкой».
  • Саночки.                                                                                                                               Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижать к верхним коренным зубам, спинку прогнуть вниз, кончик свободен. Движения вперед-назад, боковые края языка должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не касались зубов.
  • Ураганный ветер открывает и закрывает форточку.                                             Рот открыт. Язык высунут изо рта. Поднимать и опускать кончик языка

6. Речевая зарядка  (упражнение на дифференциацию звуков [с] [ш])

На ёлочке нашей смешные игрушки:

 Смешные ежи и смешные лягушки,

 Смешные медведи, смешные олени,

 Смешные моржи и смешные тюлени.

 Работа над временными представлениями.

(слайд с изображением снеговика-почтовика)

Логопед::

-Снеговик принёс письмо,

 Очень странное оно.

 Вместо марок – три снежинки,

 А конверт – из чистой льдинки.

 А письмо не на листке,

 А на беленьком снежке:

 Я пришла непрошено,

Я пришла тайком

И запорошила я

Все улицы снежком.

Надолго и надёжно

В реке скрепила лёд.

Наряжайте ёлочку,

Ведь скоро Новый год!

- Ребята, как вы думаете, от кого пришло это  письмо?

Дети: от зимы

Логопед: «Назовите, пожалуйста, зимние месяцы по порядку»

Дети: декабрь, январь, февраль

Логопед: Давайте вспомним, что интересного бывает зимой? (слайды с зимними забавами детей)

Дети: катание на лыжах, санках, коньках, игры в снежки, лепка снежных фигур, праздник «Новый год»

  Дифференциация звуков

Логопед: Ребята, а о чём нам Зима написала в своём письме?

Дети: просила наряжать ёлку.

Логопед:  Сейчас вы выберете те игрушки для ёлки, в названии которых есть звук [ш]

Дети выбирают шарики, хлопушки, мишку, шишку и обосновывают, почему сделали такой выбор. 

Логопед: а сейчас выберете те игрушки, в названии которых есть звук [с]. Дети выбирают сосульки, снежинки, снеговика и обосновывают, почему сделали такой выбор. 

Логопед: теперь давайте ими  украсим нашу ёлку

Под музыку украшают ёлку и проговаривают правильно название вешаемой игрушки.

    Логоритмическая пауза

(слайд с кружащимися снежинками)

Логопед:

- Посмотрите, ребята, сколько снежинок влетело к нам в окно! Что о них можно сказать?

(Дети говорят, что снежинки белые, легкие, воздушные, красивые, холодные и т.д.)

(слайд с изображением снеговика и снежинок)

Логопед:  Давайте поиграем в снежинки вместе с нашим гостем –  снеговиком.

Упражнение «Снежинка» Н. Нищевой. (Логопед читает под музыку «Кружатся снежинки»)

Кружатся снежинки       Дети кружатся на носочках

В воздухе морозном,

Падают на землю            (Дети медленно приседают, показывая плавное                                          Кружевные звезды.          падение снежинки)

Вот одна упала             (Дети делают вдохи осторожно дуют на снежинку).

На мою ладошку.

Ой, не тай, снежинка!  (грозят пальчиками)

Подожди немножко!        

Работа с сигнальными карточками:

Логопед: ребята, снеговик вам сейчас покажет картинку, а вы внимательно смотрите, если в названии имеются звуки [с] или [ш] поднимайте соответствующую карточку.

На слайде изображения: сосна, шапка, шуба, снеговик, шарф, сосулька, шишка, шарик.

Логопед: Молодцы, ребята. Снеговику очень понравилось играть с вами. Но ему пора уходить. На память он вам оставляет снежинки.

Показывает шкатулку со снежинками.

Заключительная часть.

Логопед: Ребята, что вам понравилось на занятии? Какие игры вы запомнили? Во что вы хотите поиграть еще раз?

Ответы детей.

Логопед: Ребята, кому понравилось наше занятие возьмите из шкатулки серебристые снежинки, а кому не очень понравилось – белые.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия в старшей группе на тему: "Предлоги в, на, под"

фронтальное занятие для детей старшей логопедической группы, понимание и правильное использование в речи предлогов, согласование слов в предложении, .....

Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Формирование представления о звуках речи. Слово"

В конспекте даётся понятие о звуках речи, словах, упражнения на дифференциацию понятий "звук" - "слово".  Дети знакомятся с органами артикуляционного аппарата;  проводится работа по формиров...

Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Звуки А, О, У, И, Э"

Цель занятия: закрепление понятия «гласный звук», навыка чёткого произношения гласных звуков [А], [У], [И], [О], [Э]; произвести слухо – произносительную дифференциацию гласных звуков; продолжить обуч...

Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Домашние животные"

На занятии происходит закрепление представлений детей о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни, повадках; уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Домашние животные»; совершенств...

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему "Осень. Признаки осени"

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развития связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР....

Конспект фронтального занятия в старшей группе по теме "Сад-огород"

Конспект фронтального занятия в старшей группе по теме "Сад-огород" с детьми с общим недоразвитием и двуязычием...