План конспект интегрированной НОД "Путешествие в страну фольклор
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) на тему

Ледяева Татьяна Анатольевна

Конспект интегрированной НОД по развитию речи младших дошкольников посредством малых форм фольклора на тему: «Путешествие в страну фольклора»

Тема : « Путешествие в страну фольклора»

Возрастная группа - средняя

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazets_logika_nod.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированной НОД по развитию речи младших дошкольников посредством малых форм фольклора на тему: «Путешествие в страну фольклора»

Тема : « Путешествие в страну фольклора»        

Возрастная группа - средняя

Интеграция образовательных областей : Познавательное развитие ; Социально – коммуникативное развитие ; Речевое развитие ; Художественно-эстетическое развитие; Физическое развитие :

ЦЕЛЬ : обогащение знаний детей о русском народном фольклоре.

ЗАДАЧИ:

  1. Познакомить с характерными чертами русского фольклора; закрепить знания о жанрах и видах русского народного творчества.

( Познавательное развитие )  

  1.  ( Социально – коммуникативное развитие )

  1. Познакомить со сказкой «Жихарка», продолжать приучать детей внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы по ее содержанию.   ( Речевое развитие )

  1. Использовать нетрадиционный технический прием в рисовании –рисование пальчиком. (Художественно-эстетическое развитие).

  1. Научить детей двигаться в соответствии с текстом, ориентироваться в пространстве, бегать легко, стараясь не попадаться ловящему; развивать быстроту, ловкость. (Физическое развитие).

Методы и приемы :                                                                                                             - практические ( показ и объяснение, игры, самостоятельная работа детей, украшение ложек, игра на деревянных ложках);

 -наглядные  ( просмотр мультимедийной презентации со сказочными персонажами и заданиями; просмотр слайдовой сказки «Жихарка», работа с «Картой» );                                                                                                                               -словесные ( рассказывание сказки , загадывание  загадок, проговаривание чистоговорок, пословиц )

       

   Материалы и оборудование : указатели, маршрутная карта с геометрическими фигурами, ноутбук, проектор, мультимедийная презентация, сундучок с письмом и платком, обруч, макет дерева, листики деревьев вырезанные из цветного картона с загадками, цветы разного цвета вырезанные из цветного картона с пословицами, маски-шапочки пчел и медведя, обручи-домики для пчел по количеству детей, гуашь красного цвета, влажные салфетки, салфетки, тонированные силуэты ложек из бумаги, образец, картинка с изображением деревянной ложки, деревянная ложка, сундучок со сладостями, деревянные ложки по количеству детей.

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Игра «Медведь и пчелы»

Игровая

Дидактическая игра  « Назови геометрические фигуры»

Игра « Собери букет»

Познавательно-исследовательская

Коммуникативная

Загадывание загадок по сказкам , проговаривание чистоговорок, пословиц , упражнять в произношении «Ж»

Музыкальная

«Ложкари» игра на деревянных ложках

Изобразительная

Украшение ложек для друзей Жихарки

Восприятие

(художественной литературы и фольклора)

Рассказывание сказки «Жихарка» по слайдам

Конструирование

Элементарный бытовой труд

(в помещении и на улице)

- Самообслуживание

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Чтение стихотворения :

«Как у нас на Руси уж давно повелось,

Чтобы весело всем и счастливо жилось,

Чтоб не плакал никто, и никто не скучал,

Сам народ для себя песни – шутки слагал.

Наши дедушки, бабушки нам говорили,

Как плясали они, хороводы водили.

Как смеялись, шутили, песни звонкие пели,

Своих деток учили петь еще с колыбели.

Раздается стук в дверь, вносят сундучок.

Воспитатель читает послание от дедушки Фольклора, спрашивает детей: «Что такое фольклор?»

Воспитатель предлагает отправиться в путешествие по карте, вышитой на платке.

 

 Первая стрелочка указывает на прямоугольник. Что у нас такой формы? Значит  нужно идти к столу. Мы пришли в «Переулок загадок», но кто же нам их загадает? Видите, стоит компьютер, наверное, нам оставили видео письмо.  Давайте посмотрим!

         «Здравствуйте, мои друзья! Я внучка дедушки Фольклора. Зовут меня Загадка. Я приехать не смогла, так как много дел у меня. А для вас я приготовила загадки. Если вы их отгадаете, то сможете идти дальше к следующему перекрестку. Желаю успехов!

ЗАГАДКИ

Жаркий шар на небе светит-

Этот шар любой заметит.

утром смотрит к нам в оконце,

Радостно сияя...  (солнце)

Всегда во рту, а не проглотишь? (язык)

Хвост пушистый, мех золотистый.

В лесу живет, в селе кур крадет. (лиса)

В них живут рассказы, сказки,

Комиксы, стихи, раскраски.

все девчонки и мальчишки

любят их. ведь это... (книжки)

Воспитатель. Ребята, мы все загадки отгадали. Молодцы! Можно идти дальше.

Куда указывает нам стрелочка? Круг? Давайте поищем  с вами, что у нас круглое? Вот обруч. А вот и указатель. (читает) «Перекрёсток чистоговорок».  Давайте вспомним какие мы знаем чистоговорки и проговорим  их.

Воспитатель. Хорошо ваши язычки справились с чистоговорками. А теперь идем дальше. На карте стрелочка указывает на квадрат. Ищем, что у похоже на квадрат -ПЛАТОК.  А вот указатель «Улица поговорок и пословиц».

На полу разбросаны цветы.

 Воспитатель. Как много красивых цветов! Соберем букет?

Воспитатель вместе с детьми собирает цветы и обращает внимание на надписи на них.

Воспитатель. Ой, здесь же написаны поговорки и пословицы, но не полностью. Пословица недаром молвится. Нужно вспомнить продолжение начатой пословицы и поговорки. Будьте внимательны! Я говорю начало, а вы концовку.

Пословицы и поговорки вы знаете. Молодцы.

 

Воспитатель. Ребята, а скажите, пожалуйста, какое насекомое любит цветочки?

Воспитатель. А как жужжат пчелы?

Воспитатель. Давайте поиграем в игру «Медведь и пчелы». Выбираем считалочкой медведя. Какие считалочки вы знаете?

 «Раз, два, три – медведем будешь ты!» Остальные – пчелы.

Воспитатель. Полетели пчелки собирать мед с цветочков.

                       Мишка – медведь идет, мед у пчелок унесет.

                       Пчелки, домой!

Пчелки. Этот улей – домик наш, уходи, медведь от нас!

              Ж – ж – ж – ж – ж – ж – ж – ж – ж – ж – ж – ж – ж – ж!

Пчелки летают и жужжат. Медведь ходит по «поляне» и приближается к улью. Пчелки стоят в ДОМИКАХ-ОБРУЧАХ и машут крылышками, прогоняя медведя.

Воспитатель. Ребята, мы с вами поиграли, отдохнули, а теперь идем дальше. Смотрите, на карте стрелочка показывает на дерево. Где же оно?

Дети показывают на дерево.

Воспитатель. Да, на нем мы видим указатель: «Аллея сказок». Дерево необычное, волшебное! Смотрите, на листиках нашего волшебного дерева надписи. (смотрит) Все понятно – загадки про сказки. Слушайте внимательно.

Сказочные загадки.

В какой сказке есть чудесный пень, где сесть мохнатому не лень? Только вот одна беда, не мог он скушать пирожка. («Маша и медведь»)

Хитрый гость так часто ходит, что – нибудь с собой уносит. Полежит, переспит и хозяев обхитрит. («Лисичка со скалочкой»)

Дом построили друзья, жили весело, пока не пришел под вечерок Мишка, Мишенька – дружок. Был и низок, и высок расчудесный … («Теремок»)

Назовите, пожалуйста, имя сказочной героини, которая путешествует в ступе, помогая движению помелом. (Баба Яга)

Возле леса на опушке трое их живет в избушке.

там три стула и три кружки,

Три кровати. три подушки.

угадайте без подсказки

Кто герои этой сказки? (ТРИ МЕДВЕДЯ)

Из муки он был печен,

На окошке был стужен.

убежал от бабки с дедом,

А лисе он стал обедом. (КОЛОБОК)

Жили братья толстячки,

все три носа-пятачки.

старший братец-всех умней,

Дом построил из камней.

Отвечайте -ка, ребята,

Кто те братья?  (ТРИ ПОРОСЕНКА)

САМА ТОЧЕНАЯ, А РУЧКА ЗОЛОЧЕНАЯ   (ЛОЖКА)

Ребята, не знаете ли вы, чья это ложка? Из какой сказки? Тогда я вам расскажу: это ложка одного маленького мальчика. Зовут его Жихарка. ПРО НЕГО ГОВОРЯТ: "МАЛ ЗОЛОТНИК, ДА ДОРОГ",  "МАЛ ДА УДАЛ", потому что он хоть и маленький, но очень сообразительный, смелый, находчивый. Сейчас мы узнаем кого он перехитрил. слушайте внимательно сказку и запоминайте.

Рассказ р.н.с. "Жихарка" с показом слайд-шоу.

Воспитатель знакомит детей со сказкой «Жихарка».

Воспитатель задает детям вопросы по сказке:

С какими героями встретились? (кот, петух,лиса, Жихарка).

Кого перехитрил Жихарка? (лису)

ЖИХАРКА МАЛЕНЬКИЙ, ДА УДАЛЕНЬКИЙ.

Давайте покажем каков Жихарка.

Физминутка.

Жихарка наш молодец!

Жихарка наш удалец!

Подметет, наварит щей,

Угостит своих друзей!

Вспомните, какие слова приговаривал Жихарка, раскладывая ложки?

А вы заметили, что только у Жихарки расписная ложка, а у его друзей простые.

Предлагаю вам украсить ложки для друзей Жихарки, проходите к столам.

Обратите внимание на образец - ложка украшена ягодами рябины, которые собраны в красивую гроздь, посмотрите, они все одного размера, как сёстры близнецы. Кисточкой сложно будет их сделать такими похожими, но  Мы попробуем нарисовать ровные и одинаковые кружочки при помощи своих пальчиков. Для этого нужно кончик пальчика (подушечку) окунуть в красную краску, а затем примакнуть к поверхности листа. А так, как ягоды у рябины собраны в гроздь, отпечатки следует наносить рядышком, близко друг к другу. Посмотрите. (Показ воспитателем) Вот какие получились ягоды рябины.

Приступайте к украшению ложек.

Рисование детьми.

Какие красивые ложки получились! Эти ложки мы подарим Жихарке! А он отнесёт своим друзьям.

У нас осталось последнее задание - смотрим на карту. Куда указывает стрелочка? стрелочка показывает на сундучок.  

Вот и тот сюрприз, о котором нам писал дедушка Фольклор!

Мы с вами прошли нелегкий путь: вспомнили пословицы, поговорки, отгадывали загадки -  познакомились с фольклором.

Давайте посмотрим. что в сундучке. Вот вам ложечки точеные, расписные, золоченые. Для чего нам нужны ложки? Чтобы есть пищу, а еще что можно делать с ложками? На ложках можно играть. давайте с ними поиграем!  ЛОЖКАРИ

 Ребята, вы отлично справились с заданием!

 Как в народе говорят: «Кончил дело – гуляй смело!»

Ну, а нам пора прощаться!

Дети внимательно слушают стихотворение.

Дети отвечают, что фольклор –это потешки, прибаутки, считалки, заклички, дразнилки, поговорки, пословицы, загадки, скороговорки, игры, хороводы, сказки. Их сочинил народ.

Дети рассматривают карту и отправляются в путешествие.

Дети просматривают видеописьмо и отгадывают загадки.

Дети проговаривают чистоговорки.

 За-за-за прилетела стрекоза.

Бы-бы-бы идет дым из трубы.

Ве-ве-ве сидит Вова на траве.

Ду-ду-ду сидит ворон на дубу.

Ша-ша-ша не будите малыша.

Со-со-со у Володи колесо.

ко-ко-ко не ходите далеко.

Дети собирают разбросанные на полу цветы в букет и договаривают продолжение начатой воспитателем пословицы и поговорки.

Что посеешь... (то и пожнешь)

Делу время … (потехе час)

Кончил дело … (гуляй смело)

Хлеб – всему … (голова).

много воды....(много травы)

Мороз не велик... (а стоять не велит)

Без труда не вытащишь ...(и рыбку из пруда)

Друзья познаются ...(в беде).

Сам погибай, а товарища...(выручай).

Щи да каша ...(пища наша).

Дети. Пчелы!

Дети. Ж – ж – ж – ж – ж – ж – ж –ж – ж  - ж –ж – ж – ж – ж – ж!

Дети считалочкой выбирают медведя, одевают шапочки-маски (медведя и пчел).

Дети играют в игру «Медведь и пчелы».

Дети находят дерево и отгадывают загадки про сказки, проверяя ответы на экране проектора.

.

Дети знакомятся со сказкой по слайдам мультимедийной презентации.

Дети отвечают на вопросы воспитателя по содержанию сказки.

Дети выполняют физминутку проговаривая слова и выполняя движения в соответствии с текстом.

Дети украшают ложки для друзей Жихарки.

Дети выполняют задание, отвечают на вопросы .

Дети играют на деревянных ложках под музыку.

Дети справились со всеми заданиями и получили сладкие призы.

Дети слушают стихотворение.

Дети знают что такое фольклор.

Дети соглашаются отправиться в путешествие.

Дети отгадали все загадки.

 

Дети проговорили чистоговорки.

.

Дети знают пословицы и поговорки.

 

Дети ответили на вопрос воспитателя, пожужжали как пчелы, вспомнили считалочки и поиграли в игру «Медведь и пчелы».

Дети отгадали загадки про сказки.

Дети слушают сказку.

Дети ответили на вопросы по содержанию сказки.

Дети выполнили физминутку.

Дети украсили ложки.

Дети выполнили все задания.

ГБОУ СОШ №1 им. В.И.Фокина с.Большая Глушица д\с «Красная Шапочка»

                  Конспект интегрированной НОД                          

      по развитию речи младших дошкольников            

     посредством малых форм фольклора на тему:

         «Путешествие в страну фольклора».

                          Возрастная группа –средняя.

                                                           Выполнила воспитатель: Ледяева Т.А.

                           

                                           26.11.2016г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект интегрированного учебного занятия по фольклору для детей 5-6 лет «Весёлое путешествие».

Пояснительная записка: в данном занятии происходит интеграция нескольких видов и жанров народного творчества, а именно - народной песни и ее режиссуры, народной хореографии с простейшими элементами на...

План-конспект интегрированного учебного занятия по фольклору для детей 4-5 лет «Лесное путешествие к Купалинке».

Цель: использовать разные виды деятельности детей (речевую, музыкальную, игровую, коммуникативную); дать представления о животных, которые живут в лесу. Познакомить с русской народной песней «Летели д...

План-конспект интегрированной НОД "Путешествие в страну Знаек. Или как поссорились цифры и буквы".

Мы представляем конспект НОД, разработааный учителем-логопедом и педагогом-психологом для детей подготовительной группы....

План-конспект интегрированной НОД "Традиции празднования Нового года в разных странах".

Мы представляем вашему вниманию конспект и мультимедийную презентацию для детей подготовительной группы....

План – конспект интегрированного занятия по познавательному развитию «Путешествие в страну Дорожных Знаков» в старшей группе.

Закрепление знаний детей об элементах улиц и дорог, основных правил поведения в общественном транспорте....