Использование фольклора
статья по развитию речи (младшая группа) на тему

Корнева Ирина Александровна

Из опыта работы: использование фольклора в развитии речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Из опыта работы23.74 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Опыт работы

Тема: « Использование фольклора в развитии речи детей раннего возраста»

                                                       

                                                         Воспитатель высшей категории ГБДОУ детский сад № 6 Адмиралтейского района СПб

Корнева Ирина Александровна

                                               Санкт- Петербург

2017 год

Использование фольклора в развитии речи детей раннего возраста

Речь играет важную роль в умственном развитии и поведении ребёнка. Начав понимать словесное обозначение предметов и явлений, реб1нок осознаёт значение окружающего мира, под влиянием речи сенсорный тип восприятия перестраивается на смысловой, предметный тип.

Возникнув в результате общения ребёнка с родителями, речь становится средством общения. Через слово в основном происходит формирование различных взаимоотношений маленького человека с окружающими: вырабатывается послушание, воспитывается умение считаться с интересами других детей, развивается мышление.

Формирование речи на протяжении первых трёх лет жизни представляет собой не простое количественное накопление словарного запаса, а сложнейший нервно-психический процесс, совершающийся в результате взаимодействия ребёнка с окружающей средой и воздействия взрослых в процессе воспитания.

  • Первый фактор развития речи - основа формирования речи: обогащение чувственного опыта ощущений, восприятий, представлений, развитие движений, действий и всей деятельности ребёнка.

Одним из условий, стимулирующих речь, является сила ориентировочной реакции: понимание слова устанавливается быстрее при наличии сильной заинтересованности детей, сосредоточенной на называемом предмете. Поэтому следует внимательно  наблюдать за ребёнком и более часто использовать именно те предметы, которые вызывают наибольший интерес. Наблюдая за детьми, я отметила следующие предпочтения (Маша- не расстаётся с тигрёнком и книжками, Ваня- обожает машинки, Дима- с ним всегда рядом собачка …)

  • Второй фактор развития речи детей - общение ребёнка с взрослыми. Далеко  не каждое общение развивает речь ребёнка. В период раннего детства наибольшего эффекта достигает индивидуальное общение с ребёнком. Поэтому даже при проведении групповых игр, совместной деятельности в режимных моментах стараюсь обращаться к каждому ребёнку в отдельности. Во время еды, всегда называю имя ребёнка и произношу название блюда и слова «ложка», «тарелка», «чашка»:

« Анечка набирай борщ на ложку»… Когда укладываю детей спать, обращаюсь к каждому: «Илюша повернись на бочок, спать пора», «Катенька, глазки закрывай, баю-бай». Когда начинаем убирать игрушки, не эффективны призывы: «Дети, убирайте игрушки», более действенно звучит: « Настенька, собери кубики в коробочку», «Тёма, поставь машинку в гараж».

  • Третий фактор развития речи – создание благоприятных условий для развития подражания и самостоятельной речевой активности. Такие условия создаются не только в процессе жизненно важных моментов, как кормление, одевание, укладывание спать, умывание, а также в игровой деятельности и совместной деятельности детей и воспитателя.

Совместная деятельность детей и воспитателя направленная на развитие речи основывается на:

  • Чтение детской художественной литературы
  • Дидактические игры и упражнения по развитию речи
  • Дыхательная и артикуляционная гимнастика
  • Подвижные и хороводные игры
  • Пальчиковые игры
  • Показ различных видов театра
  • Использование фольклора во всех видах деятельности

Работая не первый год с детьми раннего возраста, хочу отметить большое значение использования малых форм фольклора. Как в период адаптации и установления контакта и доверительных взаимоотношений взрослого с ребенком. Главное в отношениях проявление любви, расположения, создания у детей уверенности в себе, чувства защищенности и надежности. А так же установления доверительных отношений детей друг с другом. Велико так же его обучающее значение, которое используется в различных режимных моментах и в совместной деятельности воспитателя ребенка, направленные на развития крупной и мелкой моторики,  координации и выразительности движений, чувства ритма, а самое главное на обогащение знаний об окружающем и развитие речи. Не обходится без них и вечера развлечений, игры- развлечения, все то, что может поднять настроение ребенку, развеселить его.

Эмоциональное общение – одна из важнейших линий развития маленького ребенка, начиная с первых дней жизни. Ласковые мамины прикосновения, ее голос, пение, любящий взгляд, первые игры в сочетании с поэтическим словом: пестушки, потешки, присказки и пр. Они составляют основу «материнской педагогики», испытанной веками.

Народная педагогика выработала свои традиционные фольклорные жанры для самых маленьких. Все они незатейливы по содержанию и просты по форме, однако таят в себе немалые эстетические и дидактические –(от греч.didaktikys- поучающий) достоинства. Простая рифма, неоднократна повторяющиеся звукосочетания и слова, восклицания и эмоциональные обращения невольно заставляют малыша прислушиваться, замирать на какое-то мгновения, всматриваться в лицо говорящего. Неповторимое своеобразие фольклора особенно ценно для активизации ребенка в тот период, когда у него еще не сформированы произвольные действия, внимания, реакция на слова.

С тех пор как появились эти потешки, прошло немало времени, а они до сих пор не устарели своей актуальности. И сегодня дети так же, как и во все времена,  ожидают от своих близких внимания, заботы, любви, выраженных не только в действиях, но и в добрых словах. Важно не только любить малыша, но и уметь эмоционально, ярко и красиво выразить своё чувство. Народное слово-не превзойдённый «Учитель»: вот почему взрослым так необходимо овладеть приёмами народного творчества и, общаясь с малышом, умело «вплетать» их в повседневную речь.

Следует принять во внимание что для маленького ребенка значимыми являются не просто разговоры, рассказы о чем-то или о ком-то, ему необходимо быть соучастником происходящего и слышать от взрослого обращение к себе, что бы чувствовать отношение мамы, папы или др. в конкретной ситуации, понимать их настроение в данный момент. Потешки, заклички, пестушки и др. обеспечивают такое участие ребенка в рассказываемых событиях, обращение именно к нему, к его пальчикам, носику, глазкам, ручкам и ножкам.

Раннее детство период особой чувствительности к восприятию и усвоению слова. Речевые и двигательные центры головного мозга расположены рядом, поэтому особое влияние на развитие речи детей оказывает двигательная активность, особенно важны движения ручками и пальчиками. Рука - продолжение мозга.

Детский фольклор создан из различных источников:

  • Прежде всего – это то, что взрослые на протяжении долгих веков создали для детей. Это колыбельные песни, успокаивающие ребенка, пестушки всегда удовлетворяли потребность ребенка в ласковых прикосновениях, поглаживаниях, объятиях. Это язык эмоционального общения с ребенком, который еще не владеет речью
  • Это – то, что взрослые черпали из общей сокровищницы фольклора, доступные детскому пониманию: песни, потешки, прибаутки, заклички…
  • И это – то, что сами дети усваивают и, подрастая, используют в своих играх: считалки, поговорки, скороговорки.

Ребенок впитывает поэзию народного языка, сначала слушая, а позднее начинает ритмично проговаривать текст, сопровождая речь движениями рук, пальчиков, притопыванием ножек. Связь поэтического слова и движений от народной педагогики в течение столетий народная мудрость вывела приёмы пестования детей. Ребенок в люльке, мать нежно поёт убаюкивающие песни; ребёнок сидит на коленях у взрослого – колени ровно поднимаются и опускаются, взрослый приговаривает потешку, прибаутку, взрослый улыбается, и ребёнок улыбается в ответ и издаёт звуки, радуется и хлопает в ладоши.

Роль детского фольклора, роль звучащего народного языка, разнообразного темпа и ритма, наполненного сказочными образами, добротой и любовью бесценна.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование фольклора в ознакомлении детей с окружающей действительностью по средствам разных видов физкультурной работы».

Народное творчество создает  реальные предпосылки для всестороннего гармоничного развития ребёнка....

Интегрированное занятие в средней группе с использованием фольклора, театра и нетрадиционных методов ИЗО.

Данное занятие закрепляет умения детей эмоционально изображать взятую на себя роль, развивает творческие способности, умение отгадывать загадки, позволяет снять психоэмоциональное напряжение, воспитыв...

Использование фольклора в развитии речи младшего дошкольника

Это материал о использовании  фольклора в развитии речи дошкольника. Может использоваться в работе с родителями, как папка - передвижка....

Статья "Эффективность использования фольклора в речевом развитии младших дошкольников"

Кратко описана система применения различных форм малового фольклора в режимных моментах в течение дня. Статья заканчивается словами: "Я уверена, что фольклор эффективно развивает речь ребенка, влияет ...

Занятие фольклором в детском саду натолкнуло меня на проведение ряда праздников и досугов с использованием фольклором. Таким образом были проведены " Праздник каши "для старших и "Праздник молока" для младших дошкольников.

Занятие фольклором в детском саду натолкнуло меня на проведения ряда утренников с использованием фольклора. Таким образом были проведены праздники  "Молока" для старших и праздник "...